Термин | Определение | Пример |
Анафора | Повтор слов в началах смежных отрезков речи | Ненастный день потух; ненастной ночи мгла по небу стелется одеждою свинцовой. (А.С. Пушкин) |
Аллитерация | Стилистически значимый повтор согласных звуков | Мороз и солнце: день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный – пора, красавица, проснись: открой сомкнутой негой взоры навстречу северной Авроры, звездою севера явись! (А.С. Пушкин) |
Антитеза | Высказывание, построенное на основе резкого противопоставления | Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. |
Архаизмы | Слова, устаревшие вследствие того, что понятия, обозначаемые ими, приобрели новое название. У архаизмов в современном языке обязательно есть синонимы | Дщерь – дочь, живот – жизнь, дружество – дружба, очи – глаза |
Ассонанс | Стилистически значимый повтор согласных | Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ль во многолюдный храм. (А.С. Пушкин) |
Бессоюзие | Пропуск союзов при перечислении | Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, крики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон…(А.С. Пушкин) |
Вопросно-ответное единство | Такое построение высказывания, при котором автор сначала задает вопрос, а потом отвечает | Что такое русский язык? В словаре Даля соответствующая статья начинается с формулировки, которая всегда мне очень нравилась: «» Мясистый снаряд во рту, служащий для подкладки зубам пищи, для распознания вкуса ее, а также для словесной речи или, у животных, для отдельных звуков» (П.А Клубков) |
Гипербола | Заведомое преувеличение свойств, качеств, размеров предмета | У Ивана Никифоровича … шаравары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то можно бы поместить весь двор с амбарами и строениями (Н.В. Гоголь) |
Градация | Такое построение высказывания, при котором слова располагаются по принципу усиления, реже ослабления | Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека, тебя вижу: бедно, разбросанно и неуютно в тебе (Н.В Гоголь) |
Диалектизмы | Слова и другие языковые единицы, используемые в диалектах (местных говорах) | Буряк (свекла), телок (теленок), мост (пол в избе) |
Жаргонизмы | Слова и выражения, характерные для определенных социальных групп (молодежный жаргон, студенческий, профессиональный) | Тачка (автомобиль), окно (перерыв между занятиями), клава (клавиатура) |
Звукоподражание | Использование определенных звуков речи с целью воспроизведения, имитации звуков животных или неживой природы | Шуршат, шуршат карандаши за упокой живой души шуршат, не нашуршатсч. А у меня болит душа. Но что возьмешь с карандаша? Он правил не нарушит – и душу мне потушит. (Б. Окуджава) |
Именительный представления | Назывное предложение, в котором называется тема последующего высказывания | Зима. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь (А.С Пушкин) |
Инверсия | Стилистически значимое изменение обычного порядка слов. Позволяет по-новому расставить логические ударения и выделить новую информацию | Я памятник себе воздвиг нерукотворный (А.С. Пушкин) |
Ирония | Употребление слова в прямо противоположном значении с соответствующей интонацией, целью которого является насмешка. Ирония появляется и при столкновении высокого и низкого в контексте | Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И. Крылов) меж тем сельские циклопы перед медлительным огнем Российским лечат молотком изделье легкое Европы, благословляя колеи и рвы отеческой земли. (А.С. Пушкин) |
Историзмы | Слова, словосочетания и значения слов, которые устарели в связи с исчезновением обозначаемых ими реалий. У историзмов отсутствуют синонимы в современном языке | Комсомол, пионер, беглый, челядь, камзол |
Книжная лексика | Лексика, характерная для книжных функциональных стилей: научного, официально-делового и публицистического | Восхождение, незапланированный, гипербола, внеочередной |
Лексический повтор | Подчеркнутый повтор наиболее значимых в смысловом, идейном отношении слов. К нему близок экспрессивный повтор | Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ, и мы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ. (М. Лермонтов) |
Литота (преуменьшение) | Заведомое преуменьшение, свойств, качеств, размеров предмета | Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н. Некрасов) |
Метафора | Перенос значения на основе сходства, скрытое сравнение. На ее основе может строиться развернутая метафора | Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно. (А.С. Пушкин) |
Метонимия | Перенос значения по смежности: 1) вместилище и содержимое, 2) материал и изделия из него, 3) населенный пункт и жители, 4) событие и его участники, 5) помещение и находящиеся в нем люди, 6) имя автора и его произведение | 1) Скушайте еще тарелочку. 2) Вся в золоте. 3) Провожала вся деревня. 4) Митинг обратился к народу. 5) школа готовилась к празднику. 6) «Зато читал Адама Смита» |
Многосоюзие | Намеренные повторы союзов и, да, или. | Ох! Лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. (А.С. Пушкин) |
Неологизмы | Новые слова, значения слов и выражения, которые еще не вошли в активное употребление, например, неологизмы конца XX века | Тостер, парковка, менеджер, горячая точка. |
Неполные предложения | Предложения, в которых отсутствуют необходимые для понимания смысла слова, обычно передают волнение или непринужденную разговорную речь | Савельич за него заступился…: «И охота было не слушаться, - говорил он сердито, - воротился бы на постоялый двор, накушался бы чаю, почивал бы себе до утра, буря бы утихла, отправились бы дальше. И куда спешили. Добро бы на свадьбу» (А.С. Пушкин) |
Однокоренные слова | Подчеркнутый повтор наиболее значимых в смысловом, идейном отношении однокоренных слов | Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она. (А.С. Пушкин) |
Оксюморон | Парадоксальное, противоречивое словосочетание слов, связанных подчинительной связью | «Живой труп», «Горячий снег»,звонкая тишина, красноречивое молчание |
Олицетворение | Перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия | Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается младость. (А.С. Пушкин) |
Перифраза (перифраз) | Замена слова описательным выражением, которое выделяет наиболее существенные в данном контексте признаки | Санитар леса и серый душегуб (о волке), черное золото (о нефти) |
Разговорная лексика | Стилистически сниженная лексика, характерная для разговорного стиля, для непринужденной речи. может использоваться в публицистике и художественной литературе | Охранники, рукавицы на руках, кинулись, чтобы унять, хватали собак за ошейники. (Из газеты) |
Риторический вопрос | Вопрос, который ставится не с целью получить ответ на него, а чтобы привлечь внимание слушателей или читателей к тому или иному явлению | Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? (А.С. Пушкин) |
Риторическое восклицание | Придание высказыванию восклицательной интонации | Ну как не порадеть родному человеку! (А.С. Грибоедов) |
Синекдоха | Перенос значения на основе части и целого, а также единичного и множественного | Всё спит – и зверь, и человек, и птица. (Н.В. Гоголь) Пуще всего береги копейку. (Н.В. Гоголь) |
Синтаксический параллелизм | Повтор схожих по структуре предложений и их отрезков | Белеет прус одинокий в тумане моря голубом!... Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов) |
Сравнение | Обороты, в которых происходит сопоставление двух предметов или явлений на основе сходства. Признаками сравнения являются: 1) наличие в тексте обоих компонентов – того, что сравнивают, и того, с чем сравнивают; 2) формальных выразителей сравнения: а) сравнительного союза как будто, словно и др., б) формы творительного падежа, в) формы сравнительной степени, г) слов похож, подобен, сравним и др. На основе сравнения может строиться развернутое сравнение | 1) Водная гладь как зеркало. 2) лететь стрелой. 3) «Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее». (А.С. Пушкин) 4) Парламент похож на лодку, которую каждый раскачивает в свою сторону |
Стык | Повтор слов или словосочетаний на границах смежных отрезков речи | Я за свечку – свечка в печку. (К. СЧуковский) |
Термины | Слова или словосочетания, называющие специальные понятия какой-либо сферы производства, науки или искусства | Суффикс, сила тока, оксид, млекопитающие |
Умолчание | Обрыв высказывания, чтобы читатель или слушатель сам додумал мысль, а также, чтобы передать взволнованную речь, испуг | Нет, я не хотел … быть может, вы … я думал, что уж барону время умереть. (А.С. Пушкин) |
Фразеологизмы | Устойчивые сочетания слов, которые не создаются в речи каждый раз заново, а воспроизводятся как готовые, закрепленные в памяти языковые единицы | Бежать сломя голову, ахиллесова пята, иметь в виду, бить баклуши и др. |
Экспрессивная книжная лексика | Лексика книжных функциональных стилей (публицистического, литературного, художественного), обладающая большой выразительностью, содержащая в себе положительные или отрицательные оценки предмета речи | Постой, царевич. Наконец, я слышу речь не мальчика, но мужа. (А.С. Пушкин) Но ты поднялся, ты взыграл, Ты прошумел грозой и славой – и бурны тучи разогнал, и дуб низвергнул величавый. (А.С. Пушкин) |
Эпитет | Художественное определение. В качестве эпитетов используются прилагательные, причастия и качественные наречия, существительные-приложения | Среди цветущих нив и гор друг человечества печально замечает везде невежества убийственный позор(А.С. Пушкин) |
Эпифора | Повторы слов в концах смежных отрезков речи | Налево пойдешь – сам пропадешь, направо пойдешь – с конем пропадешь |