Урок 6. 5 класс
Тема. Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства.
Цель: ввести понятия: метафора, олицетворение, эпитет; дать представления о художественно-выразительных средствах речи; на примере стихотворения Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою» изучить данные виды тропов; уметь их находить в поэтическом тексте и определять.
Планируемый результат: знать художественно-выразительные средства речи; уметь находит, различать и определять их в художественном тексте.
Ход урока
Оргмомент.
Николай Васильевич Гоголь писал: «...нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».
АОЗ.
▼ Послушайте стихотворение Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою»
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, —
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
? О чём это стихотворение? А вы любите зиму? А расскажите, как вы её любите.
Чувствуете разницу между вашими ответами и стихотворением? Почему?
? Чем отличается стихотворная речь от прозаической?
Чем отличается язык ХЛ от других функциональных разновидностей языка?
= образность
Что такое образность и с помощью чего она достигается?
Новый материал.
▼ Давайте разберёмся, что же делает это стихотворение таким необыкновенным и чарующим?
IV. Работа с текстом
▼ Подчеркните в стихотворении все прилагательные волнистой линией. Зачем мы это сделали?
А теперь прочтите 1 строфу без прилагательных. Что получилось. Почему? Какую цель достигает автор, используя прилагательные.
Образность - это выразительно-изобразительные качества речи, создаваемые лексическими и грамматическими средствами (экспрессивной лексикой, тропами и фигурами речи).
Эпитет — вид тропа: образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.
- художественное определение — перенос значения (какой, чей, который) Золотые руки, золотые волосы, синий вечер;
= определение, в котором есть перенос значения.
? А как вы понимаете слова: зима-чародейка. (Сравнение)
Тогда, объясните выражения: цепью пуховой, не мертвец, не живой... - скрытое противопоставление.
Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.
Метафора — это перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.
? А как вы понимаете выражения: Зимою околдован, опутан, весь окован, он весь вспыхнет...
какая картина у вас возникает перед глазами, почему? Что происходит с лесом? Какой он?
Живой.
Олицетворение — литературный прием, приписывающий свойства одушевленных предметов неодушевленным, один из часто используемых тропов.
Троп - слово или оборот речи в переносном, иносказательном смысле.
?! Итак, тема нашего урока - Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства.
▼ Запишите тему урока и сформулируйте цели.
Самостоятельная работа.
В стихотворении А.С. Пушкина «Зимняя дорога» найдите художественно-выразительные средства речи.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег... Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне...
Рефлексия
? Что нового вы узнали на уроке?
Чему научились?
Где вам это пригодится?
Как вы думаете, для чего мы изучаем средства выразительности речи?
Д/з. Выучить термины. Стихотворение А.А. Пушкина «Зимняя дорога» разобрать до конца