СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 6 "Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства выразительности речи".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 6 в системе курса "Родной (русский) язык по теме "Метафора, олицетворение, эпитет как выразительные средства выразительности речи"

Просмотр содержимого документа
«Урок 6 "Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства выразительности речи".»

Урок 6. 5 класс

Тема. Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства.

Цель: ввести понятия: метафора, олицетворение, эпитет; дать представления о художественно-выразительных средствах речи; на примере стихотворения Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою» изучить данные виды тропов; уметь их находить в поэтическом тексте и определять.

Планируемый результат: знать художественно-выразительные средства речи; уметь находит, различать и определять их в художественном тексте.

Ход урока


  1. Оргмомент.

Николай Васильевич Гоголь писал: «...нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».

  1. АОЗ.

▼ Послушайте стихотворение Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою»


Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит —

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.


И стоит он, околдован, —

Не мертвец и не живой —

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой...


Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой —

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.


? О чём это стихотворение? А вы любите зиму? А расскажите, как вы её любите.

Чувствуете разницу между вашими ответами и стихотворением? Почему?

? Чем отличается стихотворная речь от прозаической?

Чем отличается язык ХЛ от других функциональных разновидностей языка?

= образность

Что такое образность и с помощью чего она достигается?

  1. Новый материал.

▼ Давайте разберёмся, что же делает это стихотворение таким необыкновенным и чарующим?


IV. Работа с текстом

▼ Подчеркните в стихотворении все прилагательные волнистой линией. Зачем мы это сделали?

А теперь прочтите 1 строфу без прилагательных. Что получилось. Почему? Какую цель достигает автор, используя прилагательные.

Образность - это выразительно-изобразительные качества речи, создаваемые лексическими и грамматическими средствами (экспрессивной лексикой, тропами и фигурами речи).

Эпитет — вид тропа: образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.

- художественное определение — перенос значения (какой, чей, который) Золотые руки, золотые волосы, синий вечер;

= определение, в котором есть перенос значения.

? А как вы понимаете слова: зима-чародейка. (Сравнение)

Тогда, объясните выражения: цепью пуховой, не мертвец, не живой... - скрытое противопоставление.

Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.

Метафора — это перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.


? А как вы понимаете выражения: Зимою околдован, опутан, весь окован, он весь вспыхнет...

  • какая картина у вас возникает перед глазами, почему? Что происходит с лесом? Какой он?

  • Живой.

    Олицетворение — литературный прием, приписывающий свойства одушевленных предметов неодушевленным, один из часто используемых тропов.

    Троп - слово или оборот речи в переносном, иносказательном смысле.

?! Итак, тема нашего урока - Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства.

▼ Запишите тему урока и сформулируйте цели.


  1. Самостоятельная работа.

В стихотворении А.С. Пушкина «Зимняя дорога» найдите художественно-выразительные средства речи.


Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.


Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...


Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег... Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне...


  1. Рефлексия

? Что нового вы узнали на уроке?

Чему научились?

Где вам это пригодится?

Как вы думаете, для чего мы изучаем средства выразительности речи?


  1. Д/з. Выучить термины. Стихотворение А.А. Пушкина «Зимняя дорога» разобрать до конца


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!