Белкина Надежда Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МОУ-Лицея №2 г. Саратова
«Средь шумного бала…»
(Литературная гостиная, посвящённая лирике А. К. Толстого, в 10-ом классе)
На фоне музыки и презентации учитель читает стихотворение:
Его строка крылата и легка,
Она всегда звучит необычайно:
«Вот растворилась дверь на влажное крыльцо…»,
«Двух станов не боец, но только гость случайный…»
«Тебя так любят все! Один твой тихий вид…»
«Смеркалось, жаркий день бледнел неуловимо»,
«О, если б ты могла хоть на единый миг…»,
«Не парил зной, и зелень рощ сквозила…»
О, как пластичен, музыкален стих,
Как он патриотичен и народен,
Певец былин, сатиры и баллад,
Он не всегда понятен был и моден.
Из трёх Толстых, которых знает мир,
Поэт Толстой не всем известен, право,
Но стоит лишь сказать: «Козьма Прутков»,
И многие из вас воскликнут: «Браво!»
Да, он таков, наш Алексей Толстой,
Но как бы слава с ним не поступала,
Мы всё на свете забываем вдруг,
«Средь шумного – романс услышав, - бала».
И сразу в нас прекрасное проснётся,
И станут мысли, как строка, легки.
И пусть вам, как Толстому, удаётся
«Марать бумагу и писать стихи».
- Добрый день, дамы и господа! Мы рады приветствовать вас в этот ясный солнечный весенний день в нашем литературном салоне. Вы, конечно, знаете, что такие салоны были очень популярны в России XIX века. А как вы думаете, чем занимались в этих салонах? Кто их посещал? (Ответ: говорили о литературе, искусстве, обсуждали актуальные вопросы, пели романсы, танцевали, устраивали выставки; их посещали передовые дворяне).
- Совершенно верно! Вот и мы попробуем сегодня окунуться в эту атмосферу. Мы с вами знакомы уже давно, и нас многое объединяет: общие взгляды на ряд вопросов, любовь к прекрасному, неприятие фальши. Но есть одно, что объединяет нас всех без исключения: мы все современники. У меня это слово сразу вызывает ряд ассоциаций. Позвольте узнать, а какие ассоциации слово «современник» рождает у вас? (Ответ: человек, журнал, жизнь, поколение).
- Сегодня наш литературный салон будет посвящён творчеству человека, к которому подходят практически все перечисленные нами ассоциации. Он принадлежал к поколению середины XIX века, был современником Тургенева, Некрасова, Достоевского, печатался на страницах журнала «Современник», и многие его идеи очень современны сегодня, а афоризмы - чрезвычайно популярны. Надеюсь, вы догадались, о ком пойдёт речь. Это однофамилец своего знаменитого современника Льва Николаевича Толстого… (А. К. Толстой).
- Итак, наш литературный салон «Благословляю я свободу и голубые небеса» посвящён лирике Алексея Константиновича Толстого. Скажите, пожалуйста, а о чём бы вы хотели сегодня поговорить в нашем литературном салоне? (Ответ: о поэзии, об эпохе, о музыке). Ну что же, уважаемые дамы и господа, в добрый путь!
- Говорят, время не властно над большими поэтами. Попробуем выяснить, так ли это? Скажите, творчеству каких русских поэтов XIX века близка поэзия Алексея Константиновича Толстого? Почему? (Ответ: Фет, Тютчев, Некрасов; общность тем, проблем).
- Любовная лирика – одна из ярких страниц XIX века. А её постоянный спутник – конечно же, романс на стихи русских поэтов. Итак, музыкальная страничка. Вспомните, чьи произведения сейчас прозвучат? (Исполняются три романса: Ф. И. Тютчев «Я встретил вас…»; А. А. Фет «На заре…»; А. К. Толстой «Средь шумного бала…»).
- Благодарю вас, дамы и господа! Вижу, что вы настроены на продолжение разговора. А для того, чтобы общение в литературном салоне было наиболее плодотворным, вы самостоятельно разделились на группы, которые условно назвали «биографы», «литературоведы», «чтецы» и «музыканты». И каждая группа, готовясь к сегодняшней встрече проделала интересную работу, результатами которой готова поделиться с нами. Также все группы подготовили творческие задания для остальных.
- Итак, уважаемые посетители нашего салона, слово – биографам. Как говорил небезызвестный нам Козьма Прутков, о котором мы сегодня ещё услышим, «никто не обнимет необъятного»! Поэтому наши биографы остановятся лишь на нескольких самых важных, на их взгляд, событиях из жизни Алексея Толстого.
(Выступление группы биографов + задания + вопросы).
- Уважаемые участники нашего салона! Пожалуйста, выберите одно стихотворение, которое, по-вашему, соответствует психологическому портрету поэта. Почему вы так считаете? (Ответы).
- А я бы хотела обратить ваше внимание на то, что, будучи графом, Толстой часто критиковал власть, а в своём творчестве обращался к темам, например, каторги. (Читается стихотворение «Колодники»).
- А к нашему разговору присоединяются господа «литературоведы». Опять обратимся к творчеству Козьмы Пруткова: «Усердие всё превозмогает». Что же наиболее важного в творчестве А. К. Толстого они отметили?
(Выступление группы литературоведов + задания + вопросы).
- Дамы и господа! Недавно в одном из разговоров о поэзии вы вспомнили замечательное стихотворение А. Толстого «Благовест», которое ранее вами обсуждалось. Вспомним его ещё раз! (Под звуки колокола читается стихотворение «Благовест»).
- Как вы сами отметили, смысл этого стихотворения настолько глубок, что говорить о нём можно ещё и ещё. «Зри в корень!» - говорил наш друг Козьма Прутков.
- А вам предоставляется возможность добавить к сказанному ранее несколько слов.
(Предварительное задание):
Какими фонетическими средствами пользуется автор в стихотворении?
Какими средствами морфологии воспользовался автор, чтобы показать пробуждение новых чувств в душе лирического героя?
Какими синтаксическими конструкциями пользуется автор?
Что можно сказать о лексике, которую А. Толстой использует в стихотворении? (Группы дают краткие ответы).
- «И сердце радостно дрожит и тает…» - что ж, попробуем сохранить это состояние, тем более что впереди – выступление группы «чтецов», которая составила для вас небольшую литературную композицию.
(Выступление группы чтецов + задания + вопросы).
- Друзья, так какие же темы мы можем выделить в лирике А. Толстого? (Ответ: тему родины, любви, поэта и поэзии, пейзажную и философскую лирику).
- Перед вами – стихотворение А. Толстого «Ты клонишь лик». Каждая группа получает вопрос, ответ на который выбирает из наборного полотна и показывает его на доске. (Раздаются вопросы).
1. К какой разновидности поэзии относится данное стихотворение А. Толстого? (Ответ: любовная лирика).
2. Как называется средство иносказательной выразительности «жизни луч из сердца бьёт»? (Ответ: метафора).
3. Как называется специальная фигура речи, применяемая автором для усиления эмоционального воздействия? (Ответ: риторическое восклицание).
4. Как называется художественный приём, основанный на одинаковом начале смежных строк? (Ответ: анафора).
5. Как называются слова, использованные А. Толстым: «лик», «чело»? (Ответ: старославянизмы).
- Скажите, почему, на ваш взгляд, поэт использовал в этом стихотворении форму послания для выражения своей идеи? (Ответы).
- А для того, чтобы вам было чем заняться на досуге, каждая группа приготовила для других подобные задания по стихотворениям А. Толстого.
1. «Острою секирой ранена берёза…»
2. «Не ветер, вея с высоты…»
3. «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад…»
4. «Смеркалось, жаркий день бледнел неуловимо…»
(Группы обмениваются заданиями).
- Друзья! В нашем салоне царит замечательная творческая атмосфера. Но надеюсь, что нам ещё есть чем поразить ваше воображение, ведь среди нас есть молодые талантливые художники, которых лирика А. Толстого объединила и вдохновила на художественное творчество. Они с удовольствием представят нам свои работы.
(Художники показывают свои работы).
- А мы с нетерпением ждём разговора о смежных искусствах. «Лучше скажи мало, но хорошо», - позволю я процитировать ещё один афоризм Козьмы Пруткова. И приглашаю присоединиться к нашему разговору группу «музыкантов». Как же живёт творчество А. Толстого в музыке?
(Выступление группы музыкантов + задания + вопросы).
Здравствуйте, уважаемые гости литературного салона! Мы хотим рассказать вам о том, как живёт творчество А. К. Толстого в музыке.
Творчество графа Алексея Константиновича Толстого разнообразно: он был выдающимся русским лириком, автором исторического романа и своеобразных былин, драматургом и сатириком. Очень многие его стихотворения положены на музыку и известны как классические русские романсы. Музыку на стихи Алексея Константиновича Толстого писали такие известные композиторы как Н. А. Римский-Корсаков, Ц. А. Кюи, С. В. Рахманинов, А. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский. Всего на стихи А.К.Толстого написано разными композиторами 46 романсов и 15 песен.
Один из самых известных русских романсов – романс «Средь шумного бала», написанный Петром Ильичом Чайковским на стихи Алексея Константиновича Толстого. Стихи родились после бала-маскарада, на котором Алексей Константинович встретил Софью Андреевну Миллер, в девичестве Бахметеву. Он страстно влюбился в эту образованную и незаурядную женщину. И любовь оказалась ответной… Софья Андреевна была в это время замужем, но она ушла от мужа к Алексею Константиновичу. Почти вся любовная лирика Толстого посвящена Ей, ставшей его женой, его «артистическим эхом», его вдохновительницей и самым строгим критиком.
«Не верь мне, друг» - глубоко психологический романс на стихи Алексея Толстого. Любовно-психологическая лирика. В любви, как известно, бывают и размолвки, связанные с внешними причинами. Но не стоит придавать им много значения. Вот об этом и романс:
Не верь мне, друг, когда, в избытке горя,
Я говорю, что разлюбил тебя,
В отлива час не верь измене моря,
Оно к земле воротится, любя.
Уж я тоскую, прежней страсти полный,
Мою свободу вновь тебе отдам,
И уж бегут с обратным шумом волны
Издалека к любимым берегам!
Музыку к стихотворению писали П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков и С. В. Рахманинов.
Ещё оно известное стихотворение «О, если ты могла хоть на единый миг»:
О, если б ты могла хоть на единый миг
Забыть свою печаль, забыть свои невзгоды!
О, если бы хоть раз я твой увидел лик,
Каким я знал его в счастливейшие годы!
Когда в твоих глазах засветится слеза,
О, если б эта грусть могла пройти порывом,
Как в тёплую весну пролётная гроза,
Как тень от облаков, бегущая по нивам!
Было положено на музыку П. И. Чайковским, Н. А. Римским-Корсаковым и М. М. Ипполитовым-Ивановым.
Романс «Звонче жаворонка пенье» переполняет душу таким чувством красоты, свежести, чего-то нового, неизведанного, волнующе-трепетного, что сердцу тесно становится в груди:
Звонче жаворонка пенье,
Ярче вешние цветы,
Сердце полно вдохновенья,
Небо полно красоты.
Разорвав тоски оковы,
Цепи пошлые разбив,
Набегает жизни новой
Торжествующий прилив,
И звучит свежо и юно
Новых сил могучий строй,
Как натянутые струны
Между небом и землёй.
Музыку к стихотворению писали А. Г. Рубинштейн, Н. А. Римский-Корсаков и Ц. А. Кюи.
«Благословляю вас, леса!» - романс с отличным философским подтекстом, романс о великолепном слиянии человека и природы. Этот романс написан Петром Ильичом Чайковским. «Толстой – неисчерпаемый источник для текстов под музыку, это один из самых симпатичных мне поэтов», – писал Пётр Ильич в одном из писем.
Сейчас мы предлагаем вам послушать романс «Благословляю вас, леса!» в исполнении Фёдора Ивановича Шаляпина.
- Как уже звучало сегодня не раз, лирика А. К. Толстого перекликается с лирикой поэтов XIX века. Ещё раз вспомним их имена. (Ответ: Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет).
- Перед вами – тексты стихотворений А. К. Толстого «Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо» и М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива». Сравните их идею и настроению. Нужно сказать одну-две фразы.
(Слушаются высказывания групп).
- Конечно, всю глубину и разнообразие тематики стихотворений А. К. Толстого не постичь за одну встречу в литературном салоне. Но, всё же, подводя итог нашей встречи, давайте попробуем это сделать. Итак, дамы и господа, настал черёд для вашего творчества. Каждая группа представит нам синквейн, составленный по определённой теме:
1. Тема родины;
2. Тема природы;
3. Тема любви;
4. Тема поэта и поэзии.
(Группы составляют и зачитывают синквейны).
- А в конце нашей с вами встречи я бы хотела вместе с вами вспомнить строки А. К. Толстого, которые, возможно, помогут вам до конца понять, кто же такой поэт Алексей Константинович Толстой.
(Группы заканчивают строчки из стихотворения А. К. Толстого «Коль любить…»).
- Мы ещё много могли бы беседовать о творчестве А. К. Толстого, наслаждаться его гениальными творениями, но я вновь буду следовать афоризму Козьмы Пруткова: «Если у тебя есть фонтан, заткни его, дай отдохнуть и фонтану».
- Спасибо вам за то, что пришли в наш литературный салон, за интересную беседу, за сотрудничество. На память о сегодняшнем событии мне хочется попросить у вас автограф. Уходя, обратите внимание на три листка на доске; оставьте свою роспись на одном из них, в зависимости от вашей активности в нашем салоне: «Козыряй!» (активно работал); «Не робей!» (работал с переменным успехом); «Что о тебе скажут другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?» (не был активным участником салона).
(Финальное стихотворение).
.................................Алексею Константиновичу Толстому.
Как ширь небес светил полна!
Они сверкают и смеются,
Так и поэтов имена
На землю вдохновеньем льются.
И есть там звёздочка одна
Среди других, ярка сияньем;
И так чиста, тепла она,
Такое дарит обаянье!
Не за размеры любим мы,
За то, что сердце согревает,
И, словно древние псалмы,
Восторгом душу наполняет.
Как я люблю Вас, граф Толстой!
За ваши цветики степные,
За то, что вместе Вы со мной
В любви к томящейся России,
За то, что так же, как и Вы
Любить могу я лишь на воле,
За то, что так же мне слышны
Звук кандалов и песня в поле.
......................Т. Буевич