Урок информатики | ![]() |
Урок усвоения и закрепления новых ЗУН | Чернявская Вероника Владимировна |
Государственное учреждение образования
«Средняя школа №5 города Мосты»
Мосты, 2016
Урок информатики по теме "Среда программирования Pascal ABC", 7-й класс
Цели урока:
Обучающие:
Развивающие:
умения анализировать, сравнивать, систематизировать и обобщать;
интерес к учению, стремление к расширению кругозора;
Воспитательные:
Место урока в учебном плане: первый урок по теме “Основы алгоритмизации и программирования”.
Тип урока: урок усвоения и обобщения новых ЗУН.
Технические средства: компьютеры с ОС MS WINDOWS;
Программное и методическое обеспечение урока: Pascal ABC; файл «Oshibka».
Базовые понятия и термины: программирование, файл, открыть файл, создать файл, программа, имя программы, панель инструментов, рабочая область, строка меню.
План урока:
Организационный момент – 6 минут.
Актуализация опорных знаний – 7 минуты.
Изучение нового материала – 7 минут .
Физкультминутка – 2 минуты.
Закрепление и обобщение знаний. Практическая работа на ПК – 11 минут.
Зарядка для глаз – 1минута.
Подведение итогов урока – 7 минут.
Домашнее задание. -2 минута.
Рефлексия – 3 минуты.
1. Организационный момент.
Вы уже знаете, что компьютер обладает поистине неограниченными возможностями: с ним можно поиграть в какую-нибудь игру, с его помощью можно написать сочинение, его можно превратить в музыкальный инструмент, в альбом для рисования и т.д..
Но всё это возможно при одном условии: компьютер выполнит задание, если ему будет задана определённая последовательность команд. Которая называется … КАК? Правильно, молодцы!
Как вы думаете, как же будет называться процесс составления программ? Правильно, программированием! Как вы думаете чему мы должны научиться сегодня на уроке?
Откроем тетради и запишем число, классная работа и тему «Среда программирования PascalABC».
В учебнике это параграф №9, страница 55.
2. Актуализация опорных знаний.
Но перед тем как приступить к изучению новой темы давайте немного повторим пройденное в 6 классе. На центральной доске вы видите три записи, что они вам напоминают? Правильно! Это всё способы записи алгоритмов (словесный, блок-схема, программный).
А кто помнит что же такое программа?
Программа ― это алгоритм , исполнителем которого является компьютер.
ЗАПИШЕМ ОПРЕДЕЛЕНИЕ В ТЕТРАДИ.
3. Изучение нового материала.
Пока, ребята, вам непонятно и страшновато, что будет дальше. Но не стоит унывать! Эта среда программирования довольно таки простая, в ней такое же окно программы, как и во многих программах сделанных под windows, работать с текстом в этой программе можно так же просто, как и в текстовом редакторе Блокнот.
Вспоминаем схему написания алгоритма в виде программы и, на основании её, объясним структуру написания программы.
Учитель раздаёт ученикам карточки со структурой программы и вместе разбирают её структуру.
program имя программы;
uses раздел подключения модулей;
var раздел описаний;
begin
операторы;
end.
Первой строкой программы является её заголовок. Он подобно заголовку книги рассказывает читателю, что это программа, для решения какой задачи она предназначена. При написании текста программы следует соблюдать несколько правил:
- разрешается использовать только символы латинского алфавита для команд
- большие и маленькие буквы Паскаль не различает. То есть слово begin может быть написано как с маленькой, так и с большой буквы "Вegin; BEGIN; BeGin"
- все операторы заканчиваются точкой с запятой ";"
Самый простой и одновременно один из самых важных операторов - оператор вывода, ведь программа должна вывести результат на экран монитора. Выглядит оператор следующим образом:
Write ('Здравствуй Мир!');
4. Подвижная физкультминутка.
5. Закрепление и обобщение знаний. Практическая работа.
Какова же структура среды PascalABC?
Как обозначается заголовок программы?
Как описать раздел подключения модулей?
В какой строке описываются данные?
Какие зарезервированные слова означают начало и конец программы?
Молодцы! Не забыли!
Со структурой программы мы уже разобрались, осталось разобраться с рабочим окном.
Сделаем это при помощи учебника. На страничке 57 , рис.3.1 показано рабочее окно программы. Рассмотрим его.
Учащиеся называют элементы интерфейса программы.
Ну а теперь приступим к работе за компьютером!
Запустим программу PascalABC. И попробуем написать нашу первую программу!
Пусть она выводит на экран текст: «Я ― программист!». На доске есть подскозка.
!На выполнение задания отводится 4 минуты.
Учащиеся сохраняют полученные результаты. Выходят из программы.
! После выполнения задания необходимо выполнить с учениками зарядку для глаз.
Примерный комплекс упражнений для глаз:
Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
6. Подведение итогов урока.
Чтобы закрепить полученные на сегодняшнем уроке знания ответим на вопросы:
Контрольные вопросы:
Какими зарезервированными словами начинается и заканчивается тело любой программы?
Какова структура программы?
Как загрузить среду PascalABC?
Как в среде PascalABC запустить программу на выполнение?
7. Домашнее задание.
Параграф 9, вопросы 1-4, упр.2 по желанию. Домашнее задание понятно? Хорошо.
8. Рефлексия.
Ученикам предлагается оценить свою работу на уроке, выбрав подходящий для них вариант .
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно
5