СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СРЕДА ПРОГРАММИРОВАНИЯ "КУМИР", КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАММОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

СРЕДА ПРОГРАММИРОВАНИЯ "КУМИР", КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАММОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

В статье рассматривается возможность использования среды программирования "КУМИР", как средство обучения учащихся 5-9 классов Предлагаю примеры использования этой программы при изучении нескольких важных тем в математике. Во время проведения «математического практикума» с помощью программы «Кумир», учащиеся могут расширить свои знания по очень широкому спектру вопросов: числовая прямая, модуль числа, декартова система координат, координаты вектора.  Изучение языка «Кумир» помогает  учащимся 5-9 классов овладеть элементами построений в системах координат.

Просмотр содержимого документа
«СРЕДА ПРОГРАММИРОВАНИЯ "КУМИР", КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАММОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ.»

СРЕДА ПРОГРАММИРОВАНИЯ "КУМИР", КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАММОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

Овсянкина Е.В. [email protected]

МКОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа имени дважды Героя Советского Союза А.Н. Прохорова».

« Если человек в школе не научится творить, то и в жизни он будет только

подражать и копировать».

Л.Н.Толстой.

Как правило, преподавание информатики в школе ведется в отрыве от преподавания математики. Часто учителя информатики не владеют основами математики в необходимом объеме, а преподаватели математики не всегда знакомы с основами современной информатики. Такая ситуация не соответствует реальным взаимосвязям между этими дисциплинами. Правильная организация учебного процесса существенно повышает эффективность изучения каждого из предметов. Это статья является попыткой показать, как возможно организовать проведение занятий по математике в компьютерном классе с соответствующим программным обеспечением.

Компьютерный класс дает учителям математики возможность организовать во время проведения собственных уроков "математический практикум". Одной из программ, которую могут использовать учителя математики, является хорошо известная учителям информатики, программа «Кумир». Скачать её можно с сайта http://www.niisi.ru/kumir/. Версии программы регулярно обновляются.

Предлагаю примеры использования этой программы при изучении нескольких важных тем в математике. Во время проведения «математического практикума» с помощью программы «Кумир», учащиеся могут расширить свои знания по очень широкому спектру вопросов: числовая прямая, модуль числа, декартова система координат, координаты вектора. Изучение языка «Кумир» помогает учащимся 5-9 классов овладеть элементами построений в системах координат.

В 6 классе при изучении темы «Координатная прямая» использую программу для демонстрации учащимся перемещений исполнителя Кузнечик вдоль числовой прямой. Работа с программой помогает учащимся легче представить расположение точек на числовой прямой. Визуализация перемещений позволяет им определять координаты заданных точек. Меня в этой программе привлекает то, что учащиеся легко понимают принцип работы с исполнителем, а значит, успешно справляются с поставленными задачами. Упражнения, которые выполняют учащиеся, в этой программе, могут сводиться не только к перемещениям, но и определению координат точек после нескольких перемещений Кузнечика вдоль прямой.

Окно исполнителя Кузнечик

Имеется в этой среде замечательная возможность - управлять движением исполнителя Кузнечик с помощью пульта. Для учащихся, которые не владеют основами программирования, управлять перемещением исполнителя вдоль числовой оси удобно и наглядно. Пульт Кузнечика располагается в отдельном окне и предназначен для его управления. С помощью пульта Кузнечику можно передавать команды, он непосредственно выполняет эти команды. Пользоваться пультом можно как при видимом окне наблюдения за Кузнечиком, так и когда это окно скрыто (управление вслепую). В поле Кузнечика возможно изменить значение прыжка, установить границы интервала, задать количество флажков, которым отмечаются нужные клетки. Учитель по своему усмотрению может моделировать начальную обстановку, что позволяет учащимся исследовать простейшие числовые закономерности, проводить числовые эксперименты. Перемещения исполнителя легко переводятся в компьютерную программу

Несомненную помощь мне, как учителю математики, оказывает данная среда программирования и при изучении темы «Модуль числа и его свойства». Задачи, связанные с абсолютной величиной, часто встречаются на математических олимпиадах. Понятие модуля широко применяется в различных разделах школьного курса математики. Это понятие является одним из основных понятий элементарной математики. Осмысленное владение понятием «модуль» позволяет воспринимать алгебру и геометрию, как единое целое. Уверенное владение понятием «расстояние между точками» позволяет оценивать правильность найденных решений ряда уравнений, содержащих модуль, строить графики функций.

При изучении темы «Прямоугольная система координат» использую другого исполнителя этой среды - Чертёжник. Исполнитель Чертёжник, «живущий» в прямоугольной системе координат, не имеет обозначения осей, позволяет перемещать перо в нужную точку или смещаться на указанный вектор. Для учащихся 6 класса действия исполнителя показываю в I координатной четверти.

Результат построения в окне Чертежника

Работа по построению изображений в прямоугольной системе координат предполагает, что учащиеся самостоятельно должны определить и высчитать местоположение точек, опираясь на первоначальные сведения о декартовой системе координат, полученные на уроке. Во время таких уроков у учащихся складывается представление о практическом применении координатной системы. Названия исполнителей Чертёжник и Рисователь, подчеркивают назначение исполнителей.

В 7 классе учащиеся уверенно работают в декартовой системе координат. Применение этой среды на уроках информатики в 5 классе и математики в 6 классе позволяет существенно уменьшить время на изучение этих тем в старших классах, способствует формированию практических умений и навыков, освобождает время для работы над более трудными для понимания учащихся разделов.

Применяю эту программу и в 9 классе, при изучении темы «Вектор. Решение задач методом координат». В курсе геометрии 9-го класса

формируется понятие вектора. Особое внимание уделяется выполнению операций над векторами в геометрической форме. И в этом случае среда Кумир предоставляет широкие возможности выполнения операций над векторами. Работу со средой Кумир использую и для подготовки к итоговой аттестации учащихся. Анализ заданий последних лет показывает, что увеличивается число заданий геометрического материала. Но вместе с тем прослеживаются на протяжении нескольких лет задания по теме «Площади плоских фигур». Учитель может такие задания легко подготовить в этой среде индивидуально для каждого учащегося.

Окно исполнителя Чертёжник

Работа в данной среде программирования «Кумир» прекрасная возможность показать учащимся связь между математикой и информатикой, а учителям освоить ещё один инструмент для формирования математической грамотности учащихся. Овладев навыками работы в данной среде, учащиеся смогут применять полученные навыки не только во время уроков информатики, но и на занятиях по математике.

Заданий, выполняемые учащимися, развивают навыки самостоятельной работы, предоставляют учащимся возможность самостоятельного конструирования задач по данной теме, искать пути их решения. Учитель с помощью данной программной среды легко может проконтролировать уровень усвоения учебного материала учащимися. Каждому ученику программа дает возможность овладевать учебным материалом на разном уровне, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого.

Применение на уроках математики данной среды программирования позволяет эффективно управлять классом в процессе урока, максимально полно вовлекать всех учеников в образовательный процесс, поддерживать высокую познавательную активность обучающихся на протяжении всего урока.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!