Характеристика этапов урока |
Этап урока | Цель/задача этапа | Планируемое время, слайд презентации | Деятельность (Д) и слова (С) учителя | Планируемая деятельность (Д) и слова (С) обучающихся | Запланированный результат этапа (УУД - личностные (Л), регулятивные (Р), коммуникативные (К), познавательные (П)) |
Организационный этап | Настроить обучающихся на эффективную работу на уроке. | 2 мин Слайд№1 | (Д). Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку и создает эмоциональный настрой на урок. (С). Здравствуйте, девочки и мальчики. Я очень рада вас видеть. Позвольте начать наш сегодняшний урок с таких строк «Солнце не всходит два раза в день, а жизнь не даётся дважды…А.П. Чехов». В ходе урока я прошу подумать над этими словами, в конце урока мы к ним вернёмся. Запишем в тетрадях число 28.10 Классная работа У вас на столах лежат листы для самоконтроля, на каждом этапе урока вы будете самостоятельно себя оценивать, а также сигнальные карточки рабочие листы. | (Д). Приветствуют учителя, отмечают отсутствующих, настраиваются на работу на уроке. Записывают в тетрадях: число 28.10 Классная работа Знакомятся с листами самооценки. | (Л). Готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни. (Р). Устанавливать целевые приоритеты. |
Контроль знаний | Проверка уровня усвоения темы «Первоначальные сведения о строении вещества» | Слайд№2 12 мин | (Д). Вхожу в систему контроля и мониторинга качества знаний PROClass. (С). Сначала проверим, как каждый из вас усвоил материал прошлых уроков. Для этого проведём тестирование с помощью системы контроля и мониторинга качества знаний PROClass. Критерии отметок следующие: 0-40% - «2», 50-70 % - «3», 80-90 % - «4», 100% - «5» | (Д). Системы контроля и мониторинга качества знаний PROClass: - Регистрация - Тестирование - Оценка качества знаний (заполняют лист самооценки) | (Л). Оценивание усваиваемого содержания (Р). Контроль и оценка уровня усвоения |
Актуализация знаний | Продолжить формирование умений работать в группах, осуществляя оценку и самооценку имеющихся знаний. | 2 мин Слайд №3 | (Д). Включаю песенку и задаю вопрос обучающимся. (С). О чём эта песенка? Движение — это жизнь. Жизнь полна ситуациями, событиями, которые создаем мы сами и окружающий мир. Вы каждый день идете или едите в школу. Одна из ситуаций, которая может возникнуть на дороге, дорожно-транстортное происшествие, т.к. дорога – объект повышенной опасности. -Что помогает нам избежать происшествий? - Правила дорожного движения должны учитывать законы физики и совершать движения с учетом этих законов. Каждый из нас является участником дорожного движения, регулярно пользуется транспортом. Надеюсь, что знания, которые вы получаете на уроках, помогут вам стать не просто водителем, а водителем думающим, грамотным, высококвалифицированным. А то, что каждый второй будет шофером в наш век автомобиля и техники является неоспоримым фактом. | (Д). Слушают Мп3 и отвечают на поставленный вопрос. (С). Речь в песне идёт о движении. (С). Правила дорожного движения описывают одновременно движения нескольких тел: автомобилей, велосипедистов, пешеходов. | (Л). Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. (Р). Уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им. (К). Аргументировать свою точку зрения, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. (П). Делать умозаключения. |
Постановка задач урока | Подвести обучающихся к самостоятельной постановке задач урока на основе логического мышления. | 12 мин Слайд №4-11 Слайд 12,13 | (С). -Каждое тело движется по разному: со своей целью, траекторией, скоростью. Движение — развитие, которое невозможно без получения новых знаний. Так и сегодня, мы откроем для себя новую характеристику движения, являющуюся неотъемлемой частью нашей жизни. Прежде, чем приступить к изучению новой темы, проверим, как вы умеете работать с характеристиками движения, изученными нами на прошлых уроках. Перечислите эти характеристики (Д). Учитель организует парную работу по поверке навыков обучающихся. (С). Заглянем в «копилку наших знаний и умений». Я раздаю вам задания, которые вы будете выполнять в парах: необходимо провести эксперимент, отгадать загадки, решить ребусы, решить задачи Приложение 1. Провести эксперимент Приложение 2. Отгадайте загадки (1.равномерным, 2.траектория, 3. Скорость, 4. Путь) Приложение 3 Реши ребусы (1.пешеход, 2.водитель, 3.дорога, 4.регулировщик, 5.машина, 6.светофор, 7. автобус) Приложение 4 Реши задачи №1 Вы ехали по городу и увидели знак ограничения скорости 40 км/ч, а в городе дует штормовой ветер, то есть где-то 25 – 30 м/с. Нарушает ли ветер правила дорожного движения? Ответ обосновать. (Нарушает, так как 40 км/ч это 11 м/с.) №2 Мальчик играл с мячом на тротуаре. Неожиданно мяч выкатился на дорогу. Чтобы поймать мяч и вернуться с ним на тротуар мальчику необходимо 7 секунд. Какой путь пройдет за это время машина, движущаяся со скоростью 60 км/ч? (= 117 м). №3 Какое расстояние проедет велосипедист, движущийся со скоростью 15 км/ч за время, в течение которого пешеход перейдет велосипедную дорожку шириной 1,5 м со скоростью 1.8 км/ч. (12.5 м). (Д). Учитель организует взаимопроверку, подводит к формулировке темы урока и его задач, уточняет и конкретизирует высказывания обучающихся. (С). Завершаем выполнение работы и проверяем получившиеся ответы. Мы изучили равномерное движение тела, когда его скорость остается неизменной и в любой момент времени и на любом расстоянии может быть найдена как отношение пройденного пути ко времени. - Приведите пожалуйста примеры равномерного движения. - Как часто мы можем наблюдать такое движение? Действительно, такое движение на самом деле встречается очень редко и как правило в механизмах. А вот в окружающем нас мире распространено другое движение. Какое? Как вы думаете, какова главная задача нашего урока? О какой скорости идет речь в правилах дорожного движения? О какой скорости идет речь при расчете времени движения дальнобойщика? Попробуем сформулировать тему урока. Назовите следующие задачи урока | (Д). Отвечают на вопрос (С). К характеристикам движения относятся: скорость, время и путь. (Д). Выполняют в паре выбранные задания, объясняют свой выбор в паре. (Д). Осуществляют взаимопроверку в большой группе (3-4 человека) (Д). Учащиеся называют примеры (С). Общее мнение учащихся: редко, практически всегда скорость тела меняется по каким-либо причинам (С). Неравномерное. (Д). Формулируют задачи урока. (С). Научиться давать характеристику неравномерному движению. (С). Средняя скорость. …Ускорение - Научиться понимать и применять определения средней скорости и ускорения. - Учиться анализировать и делать умозаключения по ходу своей деятельности. | (Л). Доброжелательное отношение к окружающим. (Р). Принимать решение в проблемной ситуации на основе переговоров, планировать пути достижения целей. (П). Строить логическое рассуждение. |
Эксперимент, подводящий к представлению нового материала | Развивать у обучающихся познавательный интерес к предмету на основе наблюдения, желание замечать закономерности физических процессов, умение анализировать и делать умозаключения. Воспитывать у обучающихся уважение к личности, умение вести диалог. | 8 мин Слайд №14 (видеоролик) | (Д). Учитель подводит и организует наблюдательную работу обучающихся, связывает имеющиеся знания с получением новых. (С). Понятие скорости у всех “на виду, на слуху” и не вызывает недоумение у тех, кто совсем плохо знает физику. Но так ли все ясно? Посмотрим опыт. Рассмотрим движение шарика по наклонной плоскости (демонстрация видеофильма). (С). - Что вы можете сказать о расстояниях, пройденным шариком за каждую секунду? - Движение, при котором тело за равные промежутки времени проходит разные расстояния называется – неравномерным. - А что вы можете сказать о скорости, которую имеет шарик на каждом участке пути? -Давайте определим значение средней скорости на каждом | (Д). Смотрят видеоролик, слушают задание учителя, участвуют в диалоге с учителем, записывают результаты эксперимента и производят необходимые расчеты, анализируют полученные данные, выявляют закономерности, формулируют выводы по результатам эксперимента. (С). Верно, они разные. Верно, если расстояние пройденное телом за каждую секунду разное, то и скорость на каждом участке пути тоже будет неодинакова. Когда определили значение средней скорости на каждом участке, то оно оказалось разным на каждом участке. | (Л). Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. (Р). Уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им. (К). Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и взаимный контроль, эффективно работать в сотрудничестве с партнером. (П). Проводит эксперимент и устанавливает причинно-следственные связи, строит логическое рассуждение. |
Представление нового материала | Пополнить знания обучающихся о физических величинах мгновенной скорости и ускорении; развивать у обучающихся логическое и образное мышление (умение анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии). | 12 мин Слайд № 15,16,17,18,19,20,21 | (Д). Учитель подводит обучающихся к выводу по результатам эксперимента, излагает новый материал и отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на уроке, задает вопросы по уточнению и коррекции первичного понимания материала обучающимися. Для характеристики неравномерного движения вводят понятие средней скорости. Для простоты мы будем рассматривать такое неравномерное движение тела, при котором его скорость за любые равные промежутки времени изменяется одинаково. Такое движение называется равнопеременным. Какая же величина характеризует изменение скорости тела? Это ускорение. Ускорением движущегося тела называют величину, равную отношению изменения скорости тела к промежутку времени, в течение которого это изменение произошло. У этой величины есть обозначение, формула и единицы измерения. Если ускорение тела по абсолютному значению велико, то это значит, что оно быстро меняет свою скорость. За единицу ускорения принимают ускорение такого движения, при котором за единицу времени скорость изменяется на единицу скорости. В системе единиц СИ скорость измеряется в метрах в секунду, а время — в секундах, так что ускорение измеряется в метрах на секунду в квадрате м/с2. | (Д). Проговаривают мысленно определения, слушают и анализируют слова того обучающегося, который проговаривает вслух. Фиксируют новую информацию в рабочей тетради, и отмечают в учебнике, на что следует обратить внимание при дальнейшей работе. или Средняя скорость — это отношение всего пути ко всему времени движения. Ускорение движения a вычисляется по формуле: a=(υ−υ0)t, где a — ускорение; υ— конечная скорость; υ0 — начальная скорость; t — время движения. Единицу ускорения получаем из формулы [a] = = 1 . | (Л). Устойчивый познавательный интерес и становление смысл образующей функции познавательного мотива. (Р). Прогнозирование будущих событий. (К). Отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме внутренней речи, так и в форме громкой социализированной. (П). Давать определения физическим величинам. |
Физминутка для глаз | Смена деятельности | 2 мин Слайд 22 | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку обучающихся ФИЗМИНУТКА | (Д). Обучающиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу | |
Первичная проверка понимания и закрепление | Продолжить работу над текстовыми и расчетными задачами; развивать речь и познавательный интерес к предмету. | 7 мин Слайд № 23-27 | (Д). Учитель организует обсуждение способов решения задач, побуждает к высказыванию собственного мнения, корректирует ответы обучающихся. (С). Рассмотрим примеры качественных задач. Работаем устно. 1. О каких же величинах мы говорили сегодня на уроке? 2. Во время езды на автомобиле через каждую минуту снимались показания спидометра. Можно ли по этим данным определить среднюю скорость движения автомобиля? Внимательно рассмотрите решение задач. №1 Автомобиль проехал 60 км за 1 час, а потом еще 240 км за 3 ч. Какова средняя скорость на всем пути? №2 За 0,5 минуты скорость тела изменилась с 10 м/с до 70 м/с. Определите ускорение тела. Если все ясно, то реши следующие задачи самостоятельно в рабочей тетради. №1 Автомобиль проехал 90 км за 1 час, а потом еще 108 км за 2 ч. Какова средняя скорость на всем пути? №2 С каким ускорением движется автобус, если он увеличивает свою скорость с 12 до 20 м/с за 20 с? Сравните решения с готовыми (смотри Приложение 5). | (Д). Отвечают на вопросы учителя, обосновывая выбор своего решения («потому что…», «на основании…», « по формуле…»), корректируют ответ своих товарищей. (С). Ответы: 1. Средняя скорость – это все перемещение поделить на все время; 2. Нельзя, т.к. в общем случае величина средней скорости не равна среднему арифметическому значению величин мгновенных скоростей. Найти значение ускорения можем по формуле, , учитывая соответственно проекции величин, получаем, что=0,4 м/с². | (Л). Потребность в самовыражении и самореализации, устойчивый познавательный интерес и становление познавательного мотива; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. (Р). Адекватно оценивать объективную трудность. (К). Приобретение опыта использования речевых возможностей. (П). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей при получении информации; структурировать тексты, включая умения выделять главное и второстепенное, главную идею текста, последовательность описываемых событий. |
Рефлексия | Формировать у школьников умения анализировать свою деятельность, осуществлять самооценку, выявлять недостатки своей умственной работы. | 2 мин Слайд №28 | (Д). Учитель побуждает обучающихся анализировать содержание и процесс собственной мыслительной деятельности и определить собственную оценку за урок. (С). У вас на столах разложены цвета светофора, оцените, на сколько вам было внутренне комфортно на уроке: Я на уроке всё понимал, успевал во всех происходящих событиях, мне было интересно – зеленый цвет. Над данной темой мне предстоит еще поработать, я не всегда понимал, о чем идет речь, но мне было интересно – желтый цвет. Для меня урок был очень трудный и не интересный, я ничего не понимаю – красный цвет. А кто теперь аргументировано может пояснить свой выбор? | (Д). Обучающиеся анализирую и формулируют результат своей деятельности на уроке, дают себе самооценку, объясняют свой выбор, отмечают проблемные моменты. | (Л). Устойчивый познавательный интерес и мотив, формирование адекватной позитивной самооценки. (Р). Учиться адекватно оценивать объективную трудность поступившей информации. (П). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. (К). Умение выражать свои мысли, оценивать качество своей и общей работы. |
Итоги урока и информация о домашнем задании | Предоставить обучающимся возможность в домашних условиях осознать и закрепить изученный материал. | 2 мин Слайд №29, 30,31 | (С). А теперь самое время вернуться к тому вопросу, который я задала в начале урока, почему эпиграфом к нашему уроку я взяла слова А. П. Чехова? Учитель отмечает результаты работы обучающегося на уроке, дает комментарий к домашнему заданию. (С). Сегодня отметки за урок получают… Домашнее задание: §15 знать определения и формулы, вопросы для самоконтроля после параграфа стр.41 (учебник Белага В. В., Ломаченков И. А., Панебратцев Ю.А. -4-ое изд.-М.: Просвещение,2016). Учащиеся по желанию выбирают одну из задач А. За 10 секунд скорость тела изменилась с 2 м/с до 12м/с. Определите ускорение тела. Б. Расстояние между водителями 5 м. Они едут с соблюдением скоростного режима. По городу это 60 км/ч. Автомобиль "Фольксваген" резко затормозил. Успеет ли "Форд" остановиться? Время реакции водителя 1 с. Желающие учащиеся могут выполнить экспериментальное задание «Определение скорости своего передвижения» До свидания! Спасибо за урок! | (С). В жизни много опасностей и одна из них – дорога, чтобы уберечь свою жизнь мы должны знать правила дорожного движения и выполнять их, ведь жизнь – самое ценное, что есть у человека. Обучающиеся слушают учителя, записывают домашнее задание, задают вопросы, если возникли непонятные моменты. А. м/с2 Б. | (Л). Готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика. (Р). Планировать пути достижения целей. |
Цель работы: измерить скорость движения механической игрушки.
Удивлять длиной и формой.
Мы движемся и ею обладаем.
Печаль улитки, для гепарда гордость.
Ей расстоянье за секунду мы считаем.
№2 Мальчик играл с мячом на тротуаре. Неожиданно мяч выкатился на дорогу. Чтобы поймать мяч и вернуться с ним на тротуар мальчику необходимо 7 секунд. Какой путь пройдет за это время машина, движущаяся со скоростью 60 км/ч?
№3 Какое расстояние проедет велосипедист, движущийся со скоростью 15 км/ч за время, в течение которого пешеход перейдет велосипедную дорожку шириной 1,5 м со скоростью 1.8 км/ч.
№1 Автомобиль проехал 90 км за 1 час, а потом еще 108 км за 2 ч. Какова средняя скорость на всем пути?
№2 С каким ускорением движется автобус, если он увеличивает свою скорость с 12 до 20 м/с за 20 с?
А. За 10 секунд скорость тела изменилась с 2 м/с до 12м/с. Определите ускорение тела.
Б. Расстояние между водителями 5 м. Они едут с соблюдением скоростного режима. По городу это 60 км/ч. Автомобиль "Фольксваген" резко затормозил. Успеет ли "Форд" остановиться? Время реакции водителя 1 с.
№1 Автомобиль проехал 90 км за 1 час, а потом еще 108 км за 2 ч. Какова средняя скорость на всем пути?
№2 С каким ускорением движется автобус, если он увеличивает свою скорость с 12 до 20 м/с за 20 с?