СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средняя скорость. Ускорение

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Позвольте начать наш урок такими словами "Солнце не всходит два раза в день, а жизнь не даётся дважды...А. П. Чехов". В ходе урока я прошу подумать над этими словами, а в конце урока мы к ним вернёмся. 

Просмотр содержимого документа
«Выполнение экспенримента Измерить скорость движения механической игрушки»

Тема: ????

Цель работы: измерить скорость движения механической игрушки.

Объект: механическая игрушка (машинка)

Средства: линейка, секундомер

Таблица «Выполнение эксперимента»


  1. Возьмите любую имеющуюся у вас механическую игрушку и приведите её в движение.


  1. Запустите игрушку и измерьте расстояние, которое она проехала ____________ и время______________.



  1. Найдите скорость игрушки, для этого расстояние поделите на время___________________.


Дано: СИ: Формула: Решение:







Ответ:_________


  1. Заполните это в виде задачи.




Просмотр содержимого документа
«Листы самооценки»

Листы самооценки ФИ обучающигося______________________________________

Этапы урока

Контроль

знаний

Работа в парах

Индивидуальная работа

Закрепление знаний (решение задач)

Итоговая

Отметка









Листы самооценки ФИ обучающигося______________________________________

Этапы урока

Контроль

знаний

Работа в парах

Индивидуальная работа

Закрепление знаний (решение задач)

Итоговая

Отметка











Листы самооценки ФИ обучающигося______________________________________

Этапы урока

Контроль

знаний

Работа в парах

Индивидуальная работа

Закрепление знаний (решение задач)

Итоговая

Отметка









Листы самооценки ФИ обучающигося______________________________________

Этапы урока

Контроль

знаний

Работа в парах

Индивидуальная работа

Закрепление знаний (решение задач)

Итоговая

Отметка









Листы самооценки ФИ обучающигося______________________________________

Этапы урока

Контроль

знаний

Работа в парах

Индивидуальная работа

Закрепление знаний (решение задач)

Итоговая

Отметка









Просмотр содержимого документа
«Практическая работа Определение скорости своего передвижения.»

Практическая работа №…

Тема: Определение скорости своего передвижения.

Цель: определить среднюю скорость своего движения.

Оборудование: часы с секундной стрелкой.

Х О Д Р А Б О Т Ы

  1. Взяв за точку отсчёта, например, подъезд своего дома, подсчитайте количество шагов N, например, до двери школы. Одновременно по часам измерьте затраченное время t (c) вашего движения.

  2. Зная среднюю длину своего шага ℓср (м), найдите расстояние s (м) от дома до школы.

S= ℓср*N

  1. Вычислите среднюю скорость движения vср (м/с):

vср = s : t

  1. Это же расстояние пройдите прогулочным шагом и как можно быстрее (но не бежать!). Вычислите скорости при этих движениях, сравните, их друг с другом и попробуйте сделать вывод о своих чувствах скорости при различном темпе движения.

Дополнительные вопросы:

  1. Приведите примеры скоростей в технике.

  2. Какие самые высокие скорости освоены человеком?

  3. Где встречаются эти скорости?

  4. А какие скорости можно и нужно применять в медицине, зоологии, энтомологии?


Придумать свои вопросы к этой работе!!! ОБЯЗАТЕЛЬНО


Практическая работа №…

Тема: Определение скорости своего передвижения.

Цель: определить среднюю скорость своего движения.

Оборудование: часы с секундной стрелкой.

Х О Д Р А Б О Т Ы

  1. Взяв за точку отсчёта, например, подъезд своего дома, подсчитайте количество шагов N, например, до двери школы. Одновременно по часам измерьте затраченное время t (c) вашего движения.

  2. Зная среднюю длину своего шага ℓср (м), найдите расстояние s (м) от дома до школы.

S= ℓср*N

  1. Вычислите среднюю скорость движения vср (м/с):

vср = s : t

  1. Это же расстояние пройдите прогулочным шагом и как можно быстрее (но не бежать!). Вычислите скорости при этих движениях, сравните, их друг с другом и попробуйте сделать вывод о своих чувствах скорости при различном темпе движения.

Дополнительные вопросы:

  1. Приведите примеры скоростей в технике.

  2. Какие самые высокие скорости освоены человеком?

  3. Где встречаются эти скорости?

  4. А какие скорости можно и нужно применять в медицине, зоологии, энтомологии?



Придумать свои вопросы к этой работе!!! ОБЯЗАТЕЛЬНО



Просмотр содержимого документа
«Приложение 1»

Приложение 1. Выполнение эксперимента

Цель работы: измерить скорость движения механической игрушки.

Объект: механическая игрушка (машинка)

Средства: линейка, секундомер


Таблица «Выполнение эксперимента»



  1. Возьмите любую имеющуюся у вас механическую игрушку и приведите её в движение.


  1. Запустите игрушку и измерьте расстояние, которое она проехала ____________ и время______________.



  1. Найдите скорость игрушки, для этого расстояние поделите на время___________________.


Дано: СИ: Формула: Решение:







Ответ:_________


  1. Заполните это в виде задачи.















Приложение 2 Отгадайте загадки


Если за каждые пять минут

Тело проходит всегда по 2 метра,

То такое мы движение

Называем ….


Может быть прямой, кривой,

Серпантином, круговой,

Угловой, прямоугольной,

Удивлять длиной и формой.

Так про что история?

Это — ….



Мы движемся и ею обладаем.

Печаль улитки, для гепарда гордость.

Ей расстоянье за секунду мы считаем.

Так что же это? ….


Сумма отрезков, пройденных телом,

Длина траектории и, не забудь,

скорость помноженная на время,

Так ты найти можешь лишь






Приложение 2 Отгадайте загадки


Если за каждые пять минут

Тело проходит всегда по 2 метра,

То такое мы движение

Называем ….


Может быть прямой, кривой,

Серпантином, круговой,

Угловой, прямоугольной,

Удивлять длиной и формой.

Так про что история?

Это — ….



Мы движемся и ею обладаем.

Печаль улитки, для гепарда гордость.

Ей расстоянье за секунду мы считаем.

Так что же это? ….


Сумма отрезков, пройденных телом,

Длина траектории и, не забудь,

скорость помноженная на время,

Так ты найти можешь лишь



Приложение 3. Реши ребусы:































Приложение 3. Реши ребусы:





















Приложение 4. Решите задачи:

1 Вы ехали по городу и увидели знак ограничения скорости 40 км/ч, а в городе дует штормовой ветер, то есть где-то 25 – 30 м/с. Нарушает ли ветер правила дорожного движения? Ответ обосновать.


№2 Мальчик играл с мячом на тротуаре. Неожиданно мяч выкатился на дорогу. Чтобы поймать мяч и вернуться с ним на тротуар мальчику необходимо 7 секунд. Какой путь пройдет за это время машина, движущаяся со скоростью 60 км/ч?


№3 Какое расстояние проедет велосипедист, движущийся со скоростью 15 км/ч за время, в течение которого пешеход перейдет велосипедную дорожку шириной 1,5 м со скоростью 1.8 км/ч.









Приложение 4. Решите задачи:

1 Вы ехали по городу и увидели знак ограничения скорости 40 км/ч, а в городе дует штормовой ветер, то есть где-то 25 – 30 м/с. Нарушает ли ветер правила дорожного движения? Ответ обосновать.


№2 Мальчик играл с мячом на тротуаре. Неожиданно мяч выкатился на дорогу. Чтобы поймать мяч и вернуться с ним на тротуар мальчику необходимо 7 секунд. Какой путь пройдет за это время машина, движущаяся со скоростью 60 км/ч?


№3 Какое расстояние проедет велосипедист, движущийся со скоростью 15 км/ч за время, в течение которого пешеход перейдет велосипедную дорожку шириной 1,5 м со скоростью 1.8 км/ч.





Приложение 4. Решите задачи:

1 Вы ехали по городу и увидели знак ограничения скорости 40 км/ч, а в городе дует штормовой ветер, то есть где-то 25 – 30 м/с. Нарушает ли ветер правила дорожного движения? Ответ обосновать.


№2 Мальчик играл с мячом на тротуаре. Неожиданно мяч выкатился на дорогу. Чтобы поймать мяч и вернуться с ним на тротуар мальчику необходимо 7 секунд. Какой путь пройдет за это время машина, движущаяся со скоростью 60 км/ч?


№3 Какое расстояние проедет велосипедист, движущийся со скоростью 15 км/ч за время, в течение которого пешеход перейдет велосипедную дорожку шириной 1,5 м со скоростью 1.8 км/ч.



Приложение 5 Внимательно рассмотрите решение задач.

Если все ясно, то реши следующие задачи самостоятельно в рабочей тетради.


Задача 1. Автомобиль проехал 60 км за 1 час, а потом еще 240 км за 3 ч. Какова средняя скорость на всем пути?

Решение:

Дано: СИ Формула Решение:

S1= 60км 60000м

S2=240км 240000м vср= м/с

t1=1ч 3600с

t2=3ч 10800с

vср-?


Ответ: 20,8 м/с

Задача 2 За 0,5 минуты скорость тела изменилась с 10 м/с до 70 м/с. Определите ускорение тела.

Решение:

Дано:

t = 0,5 мин

V0 = 10 м/с

V = 70 м/с

30 с

Формула: Решение:

a=(υυ0)t м/с2






Ответ: а = 2 м/с2

а=?


Если все ясно, то реши следующие задачи самостоятельно в рабочей тетради.


№1 Автомобиль проехал 90 км за 1 час, а потом еще 108 км за 2 ч. Какова средняя скорость на всем пути?

№2 С каким ускорением движется автобус, если он увеличивает свою скорость с 12 до 20 м/с за 20 с?













Приложение 6 Шаблон решения

№1 Автомобиль проехал 90 км за 1 час, а потом еще 108 км за 2 ч. Какова средняя скорость на всем пути?

Решение:

Дано: СИ Формула Решение:

S1= 90км 90000м

S2=108км 108000м vср= м/с

t1=1ч 3600с

t2=2ч 7200с

vср-?


Ответ: 18,3 м/с



№2 С каким ускорением движется автобус, если он увеличивает свою скорость с 12 до 20 м/с за 20 с?

Дано:

t = 20с

V0 = 12 м/с

V = 20 м/с

Формула: Решение:

a=(υυ0)t м/с2






Ответ: а = 0,4 м/с2

а=?













Домашнее задание:

  1. §15 знать определения и формулы, вопросы для самоконтроля после параграфа стр.41 (учебник Белага В. В., Ломаченков И. А., Панебратцев Ю.А. -4-ое изд.-М.: Просвещение,2016).

  2. Учащиеся по желанию выбирают одну из задач

А. За 10 секунд скорость тела изменилась с 2 м/с до 12м/с. Определите ускорение тела.

Б. Расстояние между водителями 5 м. Они едут с соблюдением скоростного режима. По городу это 60 км/ч. Автомобиль "Фольксваген" резко затормозил. Успеет ли "Форд" остановиться? Время реакции водителя 1 с.

  1. Желающие учащиеся могут выполнить экспериментальное задание «Определение скорости своего передвижения»

Домашнее задание:

  1. §15 знать определения и формулы, вопросы для самоконтроля после параграфа стр.41 (учебник Белага В. В., Ломаченков И. А., Панебратцев Ю.А. -4-ое изд.-М.: Просвещение,2016).

  2. Учащиеся по желанию выбирают одну из задач

А. За 10 секунд скорость тела изменилась с 2 м/с до 12м/с. Определите ускорение тела.

Б. Расстояние между водителями 5 м. Они едут с соблюдением скоростного режима. По городу это 60 км/ч. Автомобиль "Фольксваген" резко затормозил. Успеет ли "Форд" остановиться? Время реакции водителя 1 с.

3. Желающие учащиеся могут выполнить экспериментальное задание «Определение скорости своего передвижения»


Домашнее задание:

  1. §15 знать определения и формулы, вопросы для самоконтроля после параграфа стр.41 (учебник Белага В. В., Ломаченков И. А., Панебратцев Ю.А. -4-ое изд.-М.: Просвещение,2016).

  2. Учащиеся по желанию выбирают одну из задач

А. За 10 секунд скорость тела изменилась с 2 м/с до 12м/с. Определите ускорение тела.

Б. Расстояние между водителями 5 м. Они едут с соблюдением скоростного режима. По городу это 60 км/ч. Автомобиль "Фольксваген" резко затормозил. Успеет ли "Форд" остановиться? Время реакции водителя 1 с.

  1. Желающие учащиеся могут выполнить экспериментальное задание «Определение скорости своего передвижения»


Домашнее задание:

  1. §15 знать определения и формулы, вопросы для самоконтроля после параграфа стр.41 (учебник Белага В. В., Ломаченков И. А., Панебратцев Ю.А. -4-ое изд.-М.: Просвещение,2016).

  2. Учащиеся по желанию выбирают одну из задач

А. За 10 секунд скорость тела изменилась с 2 м/с до 12м/с. Определите ускорение тела.

Б. Расстояние между водителями 5 м. Они едут с соблюдением скоростного режима. По городу это 60 км/ч. Автомобиль "Фольксваген" резко затормозил. Успеет ли "Форд" остановиться? Время реакции водителя 1 с.

3. Желающие учащиеся могут выполнить экспериментальное задание «Определение скорости своего передвижения»


Домашнее задание:

  1. §15 знать определения и формулы, вопросы для самоконтроля после параграфа стр.41 (учебник Белага В. В., Ломаченков И. А., Панебратцев Ю.А. -4-ое изд.-М.: Просвещение,2016).

  2. Учащиеся по желанию выбирают одну из задач

А. За 10 секунд скорость тела изменилась с 2 м/с до 12м/с. Определите ускорение тела.

Б. Расстояние между водителями 5 м. Они едут с соблюдением скоростного режима. По городу это 60 км/ч. Автомобиль "Фольксваген" резко затормозил. Успеет ли "Форд" остановиться? Время реакции водителя 1 с.

  1. Желающие учащиеся могут выполнить экспериментальное задание «Определение скорости своего передвижения»

Домашнее задание:

  1. §15 знать определения и формулы, вопросы для самоконтроля после параграфа стр.41 (учебник Белага В. В., Ломаченков И. А., Панебратцев Ю.А. -4-ое изд.-М.: Просвещение,2016).

  2. Учащиеся по желанию выбирают одну из задач

А. За 10 секунд скорость тела изменилась с 2 м/с до 12м/с. Определите ускорение тела.

Б. Расстояние между водителями 5 м. Они едут с соблюдением скоростного режима. По городу это 60 км/ч. Автомобиль "Фольксваген" резко затормозил. Успеет ли "Форд" остановиться? Время реакции водителя 1 с.

3. Желающие учащиеся могут выполнить экспериментальное задание «Определение скорости своего передвижения»




Просмотр содержимого документа
«Сигнальные карточки светофор»



Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока Средняя скорость. Ускорение МОЯ»

Технологическая карта урока по учебному предмету «Физика».


ФИО учителя:

Маринина Светлана Геннадьевна, МОБУ СОШ с. Черемхово Ивановского района Амурской области

Класс, дата:

7 класс (базовый уровень), октябрь 2016 года.

Тема урока:

«Средняя скорость. Ускорение»

Тип урока:

Открытие нового знания.

Авторы УМК:

Физика. 7 класс (базовый уровень). Белага В. В., Ломаченков И. А., Панебратцев Ю.А. -4-ое изд.-М.: Просвещение,2016

Триединая дидактическая цель.

Формирование у обучающихся представлений о физических величинах средняя скорость и ускорение, навыков делать выводы на основе экспериментальных данных, умений решать текстовые и расчетные задачи. Развитие у обучающихся логического и образного мышления (умения анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, ставить и решать проблему), речи и познавательного интереса школьников к предмету. Воспитание у обучающихся уважения к личности и ее достоинствам, умения вести диалог, чувств вежливости и дисциплинированности.

Место и роль урока в изучаемой теме:

Раздел 3. Механика (Кинематика. Движение, взаимодействие, масса – 10 часов). В данном разделе урок «Средняя скорость. Ускорение» третий. Ранее рассматриваются вопросы об основных понятиях и физических величинах кинематики, дается характеристика модели равномерного прямолинейного движения. После изучения данного урока планируется характеристика-представление прямолинейного равнопеременного движения.

Планируемые результаты урока (в соответствии с ФГОС).

Личностные: Школьник получит возможность для формирования уважения к личности и ее достоинствам, умений вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; готовности к самообразованию и самовоспитанию.

Метапредметные: Школьник научится анализировать механическое явление – неравномерное движение; решать задачи, используя определения средняя скорость и ускорение. Школьник получит возможность научиться приводить примеры практического использования физических знаний о неравномерном движении; приемам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез на основе эмпирически установленных фактов; разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике, оценивать реальность полученного значения физической величины.

Предметные: Школьник научится распознавать механическое явление – неравномерное движение, с последующей ориентацией на равноускоренное прямолинейное движение, и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства и условия его протекания; описывать это механическое явление, используя физические величины: средняя скорость и ускорение, при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин.

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, система контроля и мониторинга качества знаний PROClass, индивидуальные наборы по механике.

Образовательные ресурсы

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/98d70393-043b-41a9-8c32-4865da7b63e3/7_57.avi -

Неравномерное движение, средняя скорость.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/56446a9e-181d-4d5a-89a6-42cbfd97a78e/7_56.avi - Равноускоренное движение

Характеристика этапов урока

Этап урока

Цель/задача этапа

Планируемое время, слайд презентации

Деятельность (Д) и

слова (С) учителя

Планируемая деятельность (Д) и слова (С) обучающихся

Запланированный результат этапа

(УУД - личностные (Л), регулятивные (Р), коммуникативные (К), познавательные (П))

Организационный этап

Настроить обучающихся на эффективную работу на уроке.


2 мин

Слайд№1

(Д). Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку и создает эмоциональный настрой на урок.

(С). Здравствуйте, девочки и мальчики. Я очень рада вас видеть. Позвольте начать наш сегодняшний урок с таких строк «Солнце не всходит два раза в день, а жизнь не даётся дважды…А.П. Чехов». В ходе урока я прошу подумать над этими словами, в конце урока мы к ним вернёмся.


Запишем в тетрадях число 28.10 Классная работа


У вас на столах лежат листы для самоконтроля, на каждом этапе урока вы будете самостоятельно себя оценивать, а также сигнальные карточки рабочие листы.

(Д). Приветствуют учителя, отмечают отсутствующих, настраиваются на работу на уроке.







Записывают в тетрадях: число 28.10 Классная работа


Знакомятся с листами самооценки.

(Л). Готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни.

(Р). Устанавливать целевые приоритеты.


Контроль знаний

Проверка уровня усвоения темы «Первоначальные сведения о строении вещества»

Слайд№2

12 мин

(Д). Вхожу в систему контроля и мониторинга качества знаний PROClass.

(С). Сначала проверим, как каждый из вас усвоил материал прошлых уроков. Для этого проведём тестирование с помощью системы контроля и мониторинга качества знаний PROClass.

Критерии отметок следующие:

0-40% - «2», 50-70 % - «3», 80-90 % - «4», 100% - «5»

(Д). Системы контроля и мониторинга качества знаний PROClass:

- Регистрация

- Тестирование

- Оценка качества знаний (заполняют лист самооценки)

(Л). Оценивание усваиваемого содержания

(Р). Контроль и оценка уровня усвоения

Актуализация знаний

Продолжить формирование умений работать в группах, осуществляя оценку и самооценку имеющихся знаний.


2 мин

Слайд №3

(Д). Включаю песенку и задаю вопрос обучающимся.

(С). О чём эта песенка?





Движение — это жизнь. Жизнь полна ситуациями, событиями, которые создаем мы сами и окружающий мир. Вы каждый день идете или едите в школу. Одна из ситуаций, которая может возникнуть на дороге, дорожно-транстортное происшествие, т.к. дорога – объект повышенной опасности.

-Что помогает нам избежать происшествий?


- Правила дорожного движения должны учитывать законы физики и совершать движения с учетом этих законов. Каждый из нас является участником дорожного движения, регулярно пользуется транспортом. Надеюсь, что знания, которые  вы получаете на уроках, помогут вам стать не просто водителем, а водителем думающим, грамотным, высококвалифицированным. А то, что каждый второй будет шофером в наш век автомобиля и техники является неоспоримым фактом.


(Д). Слушают Мп3 и отвечают на поставленный вопрос.



(С). Речь в песне идёт о движении.


(С). Правила дорожного движения описывают одновременно движения нескольких тел: автомобилей, велосипедистов, пешеходов.











(Л). Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

(Р). Уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

(К). Аргументировать свою точку зрения, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

(П). Делать умозаключения.

Постановка задач урока

Подвести обучающихся к самостоятельной постановке задач урока на основе логического мышления.


12 мин

Слайд №4-11


































































Слайд 12,13







(С). -Каждое тело движется по разному: со своей целью, траекторией, скоростью. Движение — развитие, которое невозможно без получения новых зна­ний. Так и сегодня, мы откроем для себя новую характеристику движения, являющуюся не­отъемлемой частью нашей жизни.

      1. Прежде, чем приступить к изучению новой темы, проверим, как вы умеете работать с характеристиками движения, изученными нами на прошлых уроках. Перечислите эти характеристики


(Д). Учитель организует парную работу по поверке навыков обучающихся.

(С). Заглянем в «копилку наших знаний и умений». Я раздаю вам задания, которые вы будете выполнять в парах: необходимо провести эксперимент, отгадать загадки, решить ребусы, решить задачи

Приложение 1. Провести эксперимент

Приложение 2. Отгадайте загадки (1.равномерным, 2.траектория, 3. Скорость, 4. Путь)

Приложение 3 Реши ребусы (1.пешеход, 2.водитель, 3.дорога, 4.регулировщик, 5.машина, 6.светофор, 7. автобус)

Приложение 4 Реши задачи

№1 Вы ехали по городу и увидели знак ограничения скорости 40 км/ч, а в городе дует штормовой ветер, то есть где-то 25 – 30 м/с. Нарушает ли ветер правила дорожного движения? Ответ обосновать. (Нарушает, так как 40 км/ч это 11 м/с.)

№2 Мальчик играл с мячом на тротуаре. Неожиданно мяч выкатился на дорогу. Чтобы поймать мяч и вернуться с ним на тротуар мальчику необходимо 7 секунд. Какой путь пройдет за это время машина, движущаяся со скоростью 60 км/ч? (= 117 м).

№3 Какое расстояние проедет велосипедист, движущийся со скоростью 15 км/ч за время, в течение которого пешеход перейдет велосипедную дорожку шириной 1,5 м со скоростью 1.8 км/ч. (12.5 м).


(Д). Учитель организует взаимопроверку, подводит к формулировке темы урока и его задач, уточняет и конкретизирует высказывания обучающихся.

(С). Завершаем выполнение работы и проверяем получившиеся ответы.


Мы изучили равномерное движение тела, когда его скорость остается неизменной и в любой момент времени и на любом расстоянии может быть найдена как отношение пройденного пути ко времени.

- Приведите пожалуйста примеры равномерного движения.

- Как часто мы можем наблюдать такое движение?



Действительно, такое движение на самом деле встречается очень редко и как правило в механизмах. А вот в окружающем нас мире распространено другое движение. Какое?


Как вы думаете, какова главная задача нашего урока?






О какой скорости идет речь в правилах дорожного движения? О какой скорости идет речь при расчете времени движения дальнобойщика?


Попробуем сформулировать тему урока.


Назовите следующие задачи урока












(Д). Отвечают на вопрос

(С). К характеристикам движения относятся: скорость, время и путь.




(Д). Выполняют в паре выбранные задания, объясняют свой выбор в паре.



(Д). Осуществляют взаимопроверку в большой группе (3-4 человека)


























(Д). Учащиеся называют примеры

(С). Общее мнение учащихся: редко, практически всегда скорость тела меняется по каким-либо причинам



(С). Неравномерное.

(Д). Формулируют задачи урока.

(С). Научиться давать характеристику неравномерному движению.






(С). Средняя скорость. …Ускорение


- Научиться понимать и применять определения средней скорости и ускорения.

- Учиться анализировать и делать умозаключения по ходу своей деятельности.

(Л). Доброжелательное отношение к окружающим.

(Р). Принимать решение в проблемной ситуации на основе переговоров, планировать пути достижения целей.

(П). Строить логическое рассуждение.

Эксперимент, подводящий к представлению нового материала

Развивать у обучающихся познавательный интерес к предмету на основе наблюдения, желание замечать закономерности физических процессов, умение анализировать и делать умозаключения. Воспитывать у обучающихся уважение к личности, умение вести диалог.


8 мин

Слайд №14

(видеоролик)

(Д). Учитель подводит и организует наблюдательную работу обучающихся, связывает имеющиеся знания с получением новых.

(С). Понятие скорости у всех “на виду, на слуху” и не вызывает недоумение у тех, кто совсем плохо знает физику. Но так ли все ясно?

Посмотрим опыт.

Рассмотрим движение шарика по наклонной плоскости (демонстрация видеофильма).









(С). - Что вы можете сказать о расстояниях, пройденным шариком за каждую секунду?

- Движение, при котором тело за равные промежутки времени проходит разные расстояния называется – неравномерным.


- А что вы можете сказать о скорости, которую имеет шарик на каждом участке пути?



-Давайте определим значение средней скорости на каждом

(Д). Смотрят видеоролик, слушают задание учителя, участвуют в диалоге с учителем, записывают результаты эксперимента и производят необходимые расчеты, анализируют полученные данные, выявляют закономерности, формулируют выводы по результатам эксперимента.







(С). Верно, они разные.


Верно, если расстояние пройденное телом за каждую секунду разное, то и скорость на каж­дом участке пути тоже будет неодинакова.


Когда определили значение средней скорости на каждом участке, то оно оказалось разным на каждом участке.

(Л). Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

(Р). Уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

(К). Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и взаимный контроль, эффективно работать в сотрудничестве с партнером.

(П). Проводит эксперимент и устанавливает причинно-следственные связи, строит логическое рассуждение.


Представление нового материала

Пополнить знания обучающихся о физических величинах

мгновенной скорости и ускорении; развивать у обучающихся логическое и образное мышление (умение анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии).


12 мин

Слайд № 15,16,17,18,19,20,21


(Д). Учитель подводит обучающихся к выводу по результатам эксперимента, излагает новый материал и отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на уроке, задает вопросы по уточнению и коррекции первичного понимания материала обучающимися.



Для характеристики неравномерного движения вводят понятие средней скорости.











Для простоты мы будем рассматривать такое неравномерное движение тела, при котором его скорость за любые равные промежутки времени изменяется одинаково. Такое движение на­зывается равнопеременным.

Какая же величина характеризует изменение скорости тела? Это ускорение.

Ускорением движущегося тела называют величину, равную отношению изменения скорости тела к промежутку времени, в течение которого это изменение произошло.
У этой величины есть обозначение, формула и единицы измерения.

Если ускорение тела по абсолютному значению велико, то это значит, что оно быстро меняет свою скорость.

За единицу ускорения принимают ускорение такого движения, при котором за единицу времени скорость изменяется на единицу скорости.

В системе единиц СИ скорость измеряется в метрах в секунду, а время — в секундах, так что ускорение измеряется в метрах на секунду в квадрате м/с2.

(Д). Проговаривают мысленно определения, слушают и анализируют слова того обучающегося, который проговаривает вслух. Фиксируют новую информацию в рабочей тетради, и отмечают в учебнике, на что следует обратить внимание при дальнейшей работе.


или

Средняя скорость — это отношение всего пути ко всему времени движения.









Ускорение движения a вычисляется по формуле: a=(υυ0)t, где

a — ускорение;

 υ— конечная скорость;

υ0 — начальная скорость;

t — время движения.





Единицу ускорения получаем из формулы [a] = = 1 .


(Л). Устойчивый познавательный интерес и становление смысл образующей функции познавательного мотива.

(Р). Прогнозирование будущих событий.

(К). Отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме внутренней речи, так и в форме громкой социализированной.

(П). Давать определения физическим величинам.


Физминутка для глаз

Смена деятельности

2 мин

Слайд 22

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку обучающихся

ФИЗМИНУТКА

(Д). Обучающиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу


Первичная проверка понимания и закрепление

Продолжить работу над текстовыми и расчетными задачами; развивать речь и познавательный интерес к предмету.


7 мин

Слайд № 23-27

(Д). Учитель организует обсуждение способов решения задач, побуждает к высказыванию собственного мнения, корректирует ответы обучающихся.

(С). Рассмотрим примеры качественных задач. Работаем устно.

1. О каких же величинах мы говорили сегодня на уроке?



2. Во время езды на автомобиле через каждую минуту снимались показания спидометра. Можно ли по этим данным определить среднюю скорость движения автомобиля?

Внимательно рассмотрите решение задач.

№1 Автомобиль проехал 60 км за 1 час, а потом еще 240 км за 3 ч. Какова средняя скорость на всем пути?

№2 За 0,5 минуты скорость тела изменилась с 10 м/с до 70 м/с. Определите ускорение тела.

Если все ясно, то реши следующие задачи самостоятельно в рабочей тетради.

№1 Автомобиль проехал 90 км за 1 час, а потом еще 108 км за 2 ч. Какова средняя скорость на всем пути?

№2 С каким ускорением движется автобус, если он увеличивает свою скорость с 12 до 20 м/с за 20 с?



Сравните решения с готовыми (смотри Приложение 5).

(Д). Отвечают на вопросы учителя, обосновывая выбор своего решения («потому что…», «на основании…», « по формуле…»), корректируют ответ своих товарищей.

(С). Ответы:

1. Средняя скорость – это все перемещение поделить на все время;

2. Нельзя, т.к. в общем случае величина средней скорости не равна среднему арифметическому значению величин мгновенных скоростей.








Найти значение ускорения можем по формуле, , учитывая соответственно проекции величин, получаем, что=0,4 м/с².


(Л). Потребность в самовыражении и самореализации, устойчивый познавательный интерес и становление познавательного мотива; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

(Р). Адекватно оценивать объективную трудность.

(К). Приобретение опыта использования речевых возможностей.

(П). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей при получении информации; структурировать тексты, включая умения выделять главное и второстепенное, главную идею текста, последовательность описываемых событий.

Рефлексия

Формировать у школьников умения анализировать свою деятельность, осуществлять самооценку, выявлять недостатки своей умственной работы.


2 мин

Слайд №28

(Д). Учитель побуждает обучающихся анализировать содержание и процесс собственной мыслительной деятельности и определить собственную оценку за урок.

(С). У вас на столах разложены цвета светофора, оцените, на сколько вам было внутренне комфортно на уроке:

  • Я на уроке всё понимал, успевал во всех происходящих событиях, мне было интересно – зеленый цвет.

  • Над данной темой мне предстоит еще поработать, я не всегда понимал, о чем идет речь, но мне было интересно – желтый цвет.

  • Для меня урок был очень трудный и не интересный, я ничего не понимаю – красный цвет.

А кто теперь аргументировано может пояснить свой выбор?

(Д). Обучающиеся анализирую и формулируют результат своей деятельности на уроке, дают себе самооценку, объясняют свой выбор, отмечают проблемные моменты.

(Л). Устойчивый познавательный интерес и мотив, формирование адекватной позитивной самооценки.

(Р). Учиться адекватно оценивать объективную трудность поступившей информации.

(П). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

(К). Умение выражать свои мысли, оценивать качество своей и общей работы.

Итоги урока и информация о домашнем задании

Предоставить обучающимся возможность в домашних условиях осознать и закрепить изученный материал.


2 мин

Слайд №29,

30,31

(С). А теперь самое время вернуться к тому вопросу, который я задала в начале урока, почему эпиграфом к нашему уроку я взяла слова А. П. Чехова?



Учитель отмечает результаты работы обучающегося на уроке, дает комментарий к домашнему заданию.

(С). Сегодня отметки за урок получают…


Домашнее задание:

  1. §15 знать определения и формулы, вопросы для самоконтроля после параграфа стр.41 (учебник Белага В. В., Ломаченков И. А., Панебратцев Ю.А. -4-ое изд.-М.: Просвещение,2016).

  2. Учащиеся по желанию выбирают одну из задач

А. За 10 секунд скорость тела изменилась с 2 м/с до 12м/с. Определите ускорение тела.

Б. Расстояние между водителями 5 м. Они едут с соблюдением скоростного режима. По городу это 60 км/ч. Автомобиль "Фольксваген" резко затормозил. Успеет ли "Форд" остановиться? Время реакции водителя 1 с.


  1. Желающие учащиеся могут выполнить экспериментальное задание «Определение скорости своего передвижения»

До свидания! Спасибо за урок!

(С). В жизни много опасностей и одна из них – дорога, чтобы уберечь свою жизнь мы должны знать правила дорожного движения и выполнять их, ведь жизнь – самое ценное, что есть у человека.



Обучающиеся слушают учителя, записывают домашнее задание, задают вопросы, если возникли непонятные моменты.

А. м/с2

Б.

(Л). Готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика.

(Р). Планировать пути достижения целей.


Список использованной литературы.

  1. Артеменков Д. А. Физика. Задачник. 7 класс: учеб. Пособие для общеобразоват. Организаций/ Д. А. Артеменков, И. А. Ломаченков, Ю.А. Панебратцев; под. ред. Ю.А. Панебратцева.-6-ое изд._М.: Просвещение, 2016

  2. Белага В.В. Физика 7 класс: учеб. Для общеобразовательных организаций/ Белага В. В., Воронцова Н.И.,Жумаев В. В. идр.. под. ред. Ю.А. Панебратцева -6-ое изд.-М.: Просвещение,2016).

  3. Белага В.В. Физика. Тетрадь-практикум. 7 класс: учеб. Пособие для общеобразовательных организаций/ Белага В. В., Ломаченков И. А., Панебратцев Ю.А. -4-ое изд.-М.: Просвещение,2016).

  4. Правила дорожного движения Российской Федерации. – СПС «Консультант Плюс».

  5. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями. / авт.-сост. В.В. Шумилова, Е.Ф. Таркова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 222 с.

Приложение 1. Выполнение эксперимента

Цель работы: измерить скорость движения механической игрушки.

Объект: механическая игрушка (машинка)

Средства: линейка, секундомер

Таблица «Выполнение эксперимента»


  1. Возьмите любую имеющуюся у вас механическую игрушку и приведите её в движение.


  1. Запустите игрушку и измерьте расстояние, которое она проехала ____________ и время______________.



  1. Найдите скорость игрушки, для этого расстояние поделите на время___________________.


Дано: СИ: Формула: Решение:







Ответ:_________


  1. Заполните это в виде задачи.




Приложение 2 Отгадайте загадки


Если за каждые пять минут

Тело проходит всегда по 2 метра,

То такое мы движение

Называем равномерным.


Может быть прямой, кривой,

Серпантином, круговой,

Угловой, прямоугольной,

Удивлять длиной и формой.

Так про что история?

Это — траектория.



Мы движемся и ею обладаем.

Печаль улитки, для гепарда гордость.

Ей расстоянье за секунду мы считаем.

Так что же это? Скорость.


Сумма отрезков, пройденных телом,

Длина траектории и, не забудь,

скорость помноженная на время,

Так ты найти можешь лишь путь.















Приложение 3. Реши ребусы:



Ответ: Пешеход
Учитель задает вопросы, в ходе обсуждения повторяются Правила дорожного движения: 
1. Кто такие пешеходы?
2. Какие обязанности пешеходов вы знаете?


Ответ: Водитель
1. Кто такие водители?
2. Есть ли у водителей особые правила?
3. Кто может стать водителем?


Ответ: Дорога
1.Чем опасна дорога?
2. Как правильно нужно переходить дорогу?


Ответ: Регулировщик
1. Кто такой регулировщик?
2. Зачем нужен регулировщик?


Ответ: Машина
1. Кто из вас часто ездит на машине?
2. Какие правила поведения в машине вы знаете?



Ответ: Светофор
1. Какие сигналы светофоры вы знаете?
2. Что они обозначают?





Ответ: Автобус
1. Как правильно нужно обходить автобус?
2. Как нужно вести себя в автобусе?






Приложение 4. Решите задачи:

1 Вы ехали по городу и увидели знак ограничения скорости 40 км/ч, а в городе дует штормовой ветер, то есть где-то 25 – 30 м/с. Нарушает ли ветер правила дорожного движения? Ответ обосновать.


№2 Мальчик играл с мячом на тротуаре. Неожиданно мяч выкатился на дорогу. Чтобы поймать мяч и вернуться с ним на тротуар мальчику необходимо 7 секунд. Какой путь пройдет за это время машина, движущаяся со скоростью 60 км/ч?


№3 Какое расстояние проедет велосипедист, движущийся со скоростью 15 км/ч за время, в течение которого пешеход перейдет велосипедную дорожку шириной 1,5 м со скоростью 1.8 км/ч.














Приложение 5 Внимательно рассмотрите решение задач.

Если все ясно, то реши следующие задачи самостоятельно в рабочей тетради.


Задача 1. Автомобиль проехал 60 км за 1 час, а потом еще 240 км за 3 ч. Какова средняя скорость на всем пути?

Решение:

Дано: СИ Формула Решение:

S1= 60км 60000м

S2=240км 240000м vср= м/с

t1=1ч 3600с

t2=3ч 10800с

vср-?


Ответ: 20,8 м/с

Задача 2 За 0,5 минуты скорость тела изменилась с 10 м/с до 70 м/с. Определите ускорение тела.

Решение:

Дано:

t = 0,5 мин

V0 = 10 м/с

V = 70 м/с

30 с

Формула: Решение:

a=(υυ0)t м/с2






Ответ: а = 2 м/с2

а=?


Если все ясно, то реши следующие задачи самостоятельно в рабочей тетради.


№1 Автомобиль проехал 90 км за 1 час, а потом еще 108 км за 2 ч. Какова средняя скорость на всем пути?

№2 С каким ускорением движется автобус, если он увеличивает свою скорость с 12 до 20 м/с за 20 с?




Домашнее задание:

  1. §15 знать определения и формулы, вопросы для самоконтроля после параграфа стр.41 (учебник Белага В. В., Ломаченков И. А., Панебратцев Ю.А. -4-ое изд.-М.: Просвещение,2016).

  2. Учащиеся по желанию выбирают одну из задач

А. За 10 секунд скорость тела изменилась с 2 м/с до 12м/с. Определите ускорение тела.

Б. Расстояние между водителями 5 м. Они едут с соблюдением скоростного режима. По городу это 60 км/ч. Автомобиль "Фольксваген" резко затормозил. Успеет ли "Форд" остановиться? Время реакции водителя 1 с.


  1. Желающие учащиеся могут выполнить экспериментальное задание «Определение скорости своего передвижения»



Приложение 6 Шаблон решения

№1 Автомобиль проехал 90 км за 1 час, а потом еще 108 км за 2 ч. Какова средняя скорость на всем пути?

Решение:

Дано: СИ Формула Решение:

S1= 90км 90000м

S2=108км 108000м vср= м/с

t1=1ч 3600с

t2=2ч 7200с

vср-?


Ответ: 18,3 м/с


№2 С каким ускорением движется автобус, если он увеличивает свою скорость с 12 до 20 м/с за 20 с?

Дано:

t = 20с

V0 = 12 м/с

V = 20 м/с

Формула: Решение:

a=(υυ0)t м/с2






Ответ: а = 0,4 м/с2

а=?

Просмотр содержимого документа
«Эксперимент Измерить скорость движения механической игрушки»

Цель работы:  измерить скорость движения механической игрушки.

Объект:  механическая игрушка.

Средства:  линейка, секундомер.

Таблица «Выполнение эксперимента»

1. Возьмите любую имеющуюся у вас дома механическую игрушку и приведите её в движение.

2.Запустите игрушку и измерьте расстояние, которое оно проехало _______ и время __________.

3. Найдите скорость игрушки, для этого расстояние поделите на время ________.

Дано: СИ Формула Решение:

Ответ:_______

4. Заполните это в виде задачи.



Просмотр содержимого презентации
«Физика 7 класс Урок Средняя скорость. Ускорение»

Солнце не всходит два раза в день,  а жизнь не даётся дважды…  А.П. Чехов

Солнце не всходит два раза в день, а жизнь не даётся дважды… А.П. Чехов

Песенка актуализация

Песенка актуализация

«Копилка наших знаний и умений» Работа в парах 1. Провести эксперимент 2. Отгадайте загадки 3. Реши ребусы 4. Реши задачи

«Копилка наших знаний и умений»

Работа в парах

1. Провести эксперимент

2. Отгадайте загадки

3. Реши ребусы

4. Реши задачи

Отгадайте загадки Если за каждые пять минут Тело проходит всегда по 2 метра, То такое мы движение Называем ….   Может быть прямой, кривой, Серпантином, круговой, Угловой, прямоугольной, Удивлять длиной и формой. Так про что история? Это — ….     Мы движемся и ею обладаем. Печаль улитки, для гепарда гордость. Ей расстоянье за секунду мы считаем. Так что же это? ….   Сумма отрезков, пройденных телом, Длина траектории и, не забудь, скорость помноженная на время, Так ты найти можешь лишь …  

Отгадайте загадки

Если за каждые пять минут

Тело проходит всегда по 2 метра,

То такое мы движение

Называем ….

 

Может быть прямой, кривой,

Серпантином, круговой,

Угловой, прямоугольной,

Удивлять длиной и формой.

Так про что история?

Это — ….

 

 

Мы движемся и ею обладаем.

Печаль улитки, для гепарда гордость.

Ей расстоянье за секунду мы считаем.

Так что же это? ….

 

Сумма отрезков, пройденных телом,

Длина траектории и, не забудь,

скорость помноженная на время,

Так ты найти можешь лишь …

 

Решите задачи: № 1 Вы ехали по городу и увидели знак ограничения скорости 40 км/ч, а в городе дует штормовой ветер, то есть где-то 25 – 30 м/с. Нарушает ли ветер правила дорожного движения? Ответ обосновать.  40

Решите задачи:

1 Вы ехали по городу и увидели знак ограничения скорости 40 км/ч, а в городе дует штормовой ветер, то есть где-то 25 – 30 м/с. Нарушает ли ветер правила дорожного движения? Ответ обосновать.

40

Решите задачи:

Решите задачи:

  •   № 2 Мальчик играл с мячом на тротуаре. Неожиданно мяч выкатился на дорогу. Чтобы поймать мяч и вернуться с ним на тротуар мальчику необходимо 7 секунд. Какой путь пройдет за это время машина, движущаяся со скоростью 60 км/ч?
  •  
Решите задачи:

Решите задачи:

  •   № 3 Какое расстояние проедет велосипедист, движущийся со скоростью 15 км/ч за время, в течение которого пешеход перейдет велосипедную дорожку шириной 1,5 м со скоростью 1.8 км/ч.
Выполнение эксперимента

Выполнение эксперимента

???????? ?????????????

????????

?????????????

Средняя скорость.  Ускорение

Средняя скорость. Ускорение

t t t t 2 м 3,5 м 5 м 1 м Неравномерное движение — это движение с изменяющейся скоростью. 15

t

t

t

t

2 м

3,5 м

5 м

1 м

Неравномерное движение — это движение

с изменяющейся скоростью.

15

Самый простой тип неравномерного движения — это прямолинейное равноускоренное движение.

Самый простой тип неравномерного движения — это прямолинейное равноускоренное движение.

Средняя скорость — это отношение всего пути ко всему времени движения.

Средняя скорость — это отношение всего пути ко всему времени движения.

t v 0 v x 0 v 0 — скорость тела в момент времени t 0 =0 (начальная скорость) где v — скорость тела в момент времени t (конечная скорость) Изменение скорости за время t v – v 0

t

v 0

v

x

0

v 0

— скорость тела в момент времени t 0 =0 (начальная скорость)

где

v

— скорость тела в момент времени t (конечная скорость)

Изменение скорости за время t

v – v 0

Ускорением тела при прямолинейном равноускоренном движении называется векторная величина, равная отношению изменения скорости к промежутку времени, за который это изменение произошло. v – v 0 a = t

Ускорением тела при прямолинейном равноускоренном движении называется векторная величина, равная отношению изменения скорости к промежутку времени, за который это изменение произошло.

vv 0

a =

t

Ускорение СИ v – v 0 a = t

Ускорение

СИ

vv 0

a =

t

0 0 x Замедленное движение a a x v v 0 x 0" width="640"

Движение тела с ускорением

Ускоренное движение

a

v

v 0

a x 0

0

x

Замедленное движение

a

a x

v

v 0

x

0

Разминка для глаз

Разминка для глаз

Примеры качественных задач   1. О каких же величинах мы говорили сегодня на уроке?   2. Во время езды на автомобиле через каждую минуту снимались показания спидометра. Можно ли по этим данным определить среднюю скорость движения автомобиля?

Примеры качественных задач

1. О каких же величинах мы говорили сегодня на уроке?

  2. Во время езды на автомобиле через каждую минуту снимались показания спидометра. Можно ли по этим данным определить среднюю скорость движения автомобиля?

Внимательно рассмотрите решение задач № 1 Автомобиль проехал 60 км за 1 час, а потом еще 240 км за 3 ч. Какова средняя скорость на всем пути?

Внимательно рассмотрите решение задач

№ 1 Автомобиль проехал 60 км за 1 час, а потом еще 240 км за 3 ч. Какова средняя скорость на всем пути?

  • № 2 За 0,5 минуты скорость тела изменилась с 10 м/с до 70 м/с. Определите ускорение тела.
  • Если все ясно, то реши следующие задачи самостоятельно в рабочей тетради.
Реши задачи самостоятельно   № 1 Автомобиль проехал 90 км за 1 час, а потом еще 108 км за 2 ч. Какова средняя скорость на всем пути? № 2 С каким ускорением движется автобус, если он увеличивает свою скорость с 12 до 20 м/с за 20 с?

Реши задачи самостоятельно

№ 1 Автомобиль проехал 90 км за 1 час, а потом еще 108 км за 2 ч. Какова средняя скорость на всем пути?

№ 2 С каким ускорением движется автобус, если он увеличивает свою скорость с 12 до 20 м/с за 20 с?

  •  
Солнце не всходит два раза в день,  а жизнь не даётся дважды…  А.П. Чехов

Солнце не всходит два раза в день, а жизнь не даётся дважды… А.П. Чехов

Домашнее задание: 1. §15 знать определения и формулы, вопросы для самоконтроля после параграфа стр.41 2. Учащиеся по желанию выбирают одну из задач уровень А или Б 3. Желающие учащиеся могут выполнить экспериментальное задание «Определение скорости своего передвижения»

Домашнее задание:

1. §15 знать определения и формулы, вопросы для самоконтроля после параграфа стр.41

2. Учащиеся по желанию выбирают одну из задач уровень А или Б

3. Желающие учащиеся могут выполнить экспериментальное задание «Определение скорости своего передвижения»

Соблюдай

Соблюдай

Просмотр содержимого презентации
«фИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!