Урок истории в 6 классе.
Устименко Т.Н.,
учитель истории
и обществознания
Кутуковского филиала
МБОУ Исадской СОШ
Тема урока: Средневековое рыцарство.
Тип урока: урок освоения новых знаний
Цель: создание условий для формирования у учащихся представлений о средневековом рыцарстве.
Задачи урока:
образовательные:
познакомить обучающихся с сословием средневекового рыцарства, их качествами, основными занятиями, структурой феодальной лестницы.
формировать комплекс умений учащихся, необходимых для доказательства или опровержения утверждений, характеризующих события исторического содержания (познавательные и регулятивные УУД);
развивающие:
способствовать развитию у обучающихся УУД поиска и отбора исследовательского материала на основе наблюдения и оценки выявленных закономерностей (познавательные УУД);
формировать умения составлять рассказ, делать выводы, использовать исторические документы как источник знаний;
воспитательные:
способствовать развитию у обучающихся УУД нравственно-этического оценивания ситуаций межличностного взаимодействия с учителем и при работе в малых группах (личностные, коммуникативные УУД);
на положительных образах рыцарства воспитывать стремление помочь людям, презрение к опасностям, человеческие достоинства личности (личностные УУД).
Планируемые результаты:
Личностные: Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач
Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.
Предметные: развитие умений работать с учебником, историческим документом.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная
Средства обучения: компьютер, проектор, экран, презентации, учебник, раздаточный материал.
Основные понятия изучаемые на уроке: Рыцарство, турнир, замок, донжон, вассальные отношения, принцип «Вассал моего вассала – не мой вассал».
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие учителя
II . Определение темы урока, цели и задач. (5 минут)
Мы изучаем общество Средневековой Европы. Вспомните, на какие группы делилось население европейских стран? (Сословия)
Какие сословия выделялись? (Те, кто молится – духовенство; те, кто воюет – рыцарство; и те, кто трудится – крестьянство).
С какими сословиями мы уже познакомились? (Мы узнали о жизни крестьян и духовенства)
О ком же мы еще должны узнать, чтобы наше представление о средневековом обществе стало более-менее полным? (О рыцарях)
Итак, формулируем тему нашего урока и его цель. (Тема: «Те, кто сражается – средневековые рыцари». Цель: узнать о жизни рыцарей.)
Задачи:
1.Познакомитесь с условиями жизни, в которых жили рыцари;
2.Выясните, как же воспитывали рыцарей с детства;
3.Выясните, каких взглядов придерживались рыцари;
4.Познакомитесь новыми терминами.
III. Усвоение новых знаний.
Просмотр учебного фильма. (13 минут)
Задание: в ходе просмотра записывать новые понятия и пояснения к ним.
(Физкультминутка.
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке.
Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже, а потом
Шаг на месте, не спеша.
Как погода хороша!
Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
Мы идем на пятках. ) (2 минуты)
IV. Проверка понимания учащимися нового материала
- работа с документами. (7 минут работают в группах, 3 минуты обмен информацией)
У вас на столах лежат документы с вопросами к ним. Сейчас познакомьтесь с содержанием документов, работая совместно, ответьте на вопросы. Постройте свой ответ так, чтобы получился рассказ. Сообщите полученные сведения товарищам из второй группы.
Документ 1
РАМОН ЛЬЮЛЬ. КНИГА О РЫЦАРСКОМ ОРДЕНЕ
Часть 1.
О предназначении рыцарства. Быть избранным, иметь коня, доспехи и быть господином еще недостаточно для того, чтобы претендовать на высокую честь принадлежности к рыцарству, ибо рыцарь нуждается также в оруженосце, также чтобы кто-то пахал, перекапывал землю и выпалывал сорняки, дабы давала она плоды, которыми питаются рыцарь и его кони… Наука и школа рыцарства предписывают рыцарю позаботиться о том, чтобы сын его в юном возрасте был обучен верховой езде, ибо, не овладей он этим искусством в юности, в старости он им уже не овладеет, а также приучился ухаживать за конем. Следует рыцарю отдать своего сына в услужение к другому рыцарю, дабы научился он прислуживать за столом и в походе, равно как приобрел иные рыцарские навыки.
Часть 2.
Об обязанностях рыцаря. … Рыцари призваны справедливость отстаивать… Рыцарь должен ездить верхом, участвовать в турнирах, биться на копьях, носить доспехи, всегда быть готовым к поединкам, пировать с равными себе, владеть мечом, охотиться на оленей, медведей, кабанов, львов, ибо все это способствует тому, что рыцари привыкают к ратным делам и приучаются отстаивать рыцарские установления. Рыцарь обязан иметь замок и коня, дабы мог он охранять дороги и защищать крестьян. Рыцарь обязан иметь села и города, дабы отстаивать справедливость среди вверенных ему жителей… Рыцари должны преследовать изменников, воров и грабителей; ибо подобно топору, который был создан для того, чтобы им рубили деревья, рыцарь призван истреблять дурных людей… Оруженосец, алчущий рыцарства, должен знать о грузе ответственности, с рыцарством сопряженным, и о тех опасностях, которым подвергаются вознамерившиеся стать рыцарями. Ибо не столько смерти должен бояться рыцарь, сколько позора… … Не может быть рыцарем не располагающий определенными средствами, ибо из-за нехватки денег он не сможет приобрести доспехов, а из-за недостатка доспехов и средств он станет грабителем, изменником, вором, лжецом, лицемером, и ничего в нем не будет от рыцарства.
Ответьте на вопросы:
Что можно узнать из текста о средневековых рыцарях: воспитании, образе жизни, этике?
*В чем автор текста видит место рыцаря в средневековом обществе?
**Было ли рыцарство замкнутым сословием или в него было легко попасть представителям других сословий средневекового общества?
Постарайтесь дать подробный ответ.
Документ 2.
ЖАН ИБЕЛИН «ИЕРУСАЛИМСКИЕ АССИЗЫ» (XII-XIII В.)
Глава CXCV
Когда кто вступает в вассальную зависимость от верховного сеньора королевства, он должен стать перед ним на колени, соединить свои руки и, вложив их в руки сеньора, сказать ему: «Сир, вот я становлюсь вашим ближним вассалом за такой-то феод, – и вот я обещаю вам защищать и оберегать вас против всех людей, какие только будут жить и умрут». А сеньор в ответ ему должен сказать: «Принимаю вас в вассальную зависимость с соблюдением верности Богу и мне, при условии ненарушения прав моих». И должен облобызать его в уста в ознаменование верности. Но если тот, кто делается вассалом верховного сеньора, раньше признал свою вассальную зависимость от другого сеньора, – он должен при вступлении в новую вассальную зависимость оговорить свою верность ему, ибо никто, вступив уже раз в вассальную зависимость, не может потом стать вассалом другого, не оговорив верности своему первому сеньору и не испросивши на то у него разрешения; иначе он нарушит верность тому, вассалом которого он сделался ранее. И каждый вассал должен ... защищать и оберегать своего сеньора против всех.... Нельзя брать и удерживать что-либо из имущества сеньора без его разрешения и вопреки его воле... И не поднимать оружие против сеньора, кроме как совместно с другим своим сеньором, которому обязаны они верностью так же, как и тому.
Ответьте на вопросы:
В каких отношениях находились между собой вассал и сеньор?
a) Мог ли один человек быть и вассалом, и сеньором, или иметь более одной вассальной зависимости?
b) Как в этом случае удавалось соблюдать вассальную клятву?
V. Этап «Закрепление изученного материала и применения нового знания»
Беседа с классом:
Какую роль играло рыцарское сословие в средневековом обществе?
Как вы считаете, нужны ли рыцари сегодня? Какие качества рыцарей считаются и по сей день лучшими качествами мужчины?
VI. Этап «Рефлексия»
Вспомните, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока. Что нам удалось? Над чем еще нужно поработать?
Что нового вы узнали на уроке? Что вам уже было известно о рыцарях, а что вы узнали впервые? Предлагаю оценить свою активность на уроке по пятибалльной шкале.
VI. Этап «Домашнее задание»
Учитель проводит инструктаж домашнего задания:
А. § 12, выполнить задание 2,
составить рассказ
Б. 1. от имени рыцаря:
о подготовке к бою, ИЛИ
о турнире; ИЛИ
о замке сеньора.
ИЛИ
Объяснить значение выражений:
«Бросить перчатку»,
«С открытым забралом»,
«Без страха и упрёка»
«Ломать копья»