Цель урока: познакомить учащихся с развитием средневековых городов, способствовать развитию логического мышления, развивать умение работы с картой.
Метапредметные и предметные учебные действия Раскрывать влияние изменений в общественной жизни на процесс возникновения городов в средневековой Европе. Объяснять причины и значение борьбы городов с сеньорами, используя текст и иллюстрации учебника. Составлять рассказ о мастерской средневекового ремесленника, используя иллюстрации учебника. Объяснять, какую роль играли цехи в жизни средневековых ремесленников. Составлять описание облика средневекового города, используя иллюстрации учебника и термины «ратуша», «бургомистр», «рыночная площадь», «собор». Рассказывать об образе жизни горожан в Средние века, используя текст учебника и изобразительные материалы. Сравнивать жизнь горожан и крестьян в эпоху Средневековья
План урока
- Возникновение средневековых городов
- Ремесло в средневековом городе
- Развитие торговли в средневековой Европе
- Борьба городов с сеньорами
Справочные сведения о жизни в средневековых городах
В средневековом городе пожар, начавшийся в одном доме, быстро перекидывался на другой, так как на тесных улочках дома стояли стеной к стене, соприкасаясь крышами. Огненный вал быстро распространялся внутри плотного кольца крепостных стен, уничтожая жилища, склады товаров. Жар был такой, что начинали плавиться бронзовые колокола колоколен. И подобное происходило в одном городе по нескольку раз за столетие. Не менее страшными были эпидемии оспы, холеры, чумы. Так, в середине XIV века от «чёрной смерти» в Бремене умерло 7000 человек, в Любеке – 9000, в Базеле – 14 000, в Эрфурте – 16 000… Случалось, что последние живые горожане выходили из города, наполненного трупами, и запирали ворота на замок.
Судя по этим сведениям, выглядит ли жизнь в средневековом городе привлекательной?
Справочные сведения о численности средневековых городов
Примерное
число городов
Конец раннего Средневековья (VIII–IX века):
Конец развитого Средневековья (XI век): –
Несколько десятков городов на всю Европу.
Примерное
число жителей
Несколько тысяч городов по всей Европе
Каждый город – как правило, менее 10 тысяч жителей..
В каждой стране несколько «городов-гигантов» в 50, 100 и 200 тысяч человек (Париж, Флоренция, Генуя, Прага, Вена, Гамбург, Брюгге, Севилья, Лондон).
Как менялась численность городов и их жителей во второй половине Средневековья?
Сравни с предыдущим выводом – какой возникает вопрос?
Проблема:
ПОЧЕМУ ЛЮДИ СТРЕМИЛИСЬ ЖИТЬ В ГОРОДЕ?
Задание № 1. «Возрождение городов». В пе рвые века раннего средневековья. Знаменитый Капитолий, один из семи холмов древнего города Рима именовался Козьей горой. Подумайте, в связи с чем появилось такое название. О чем свидетельствует этот факт?
Используя материал учебника на с. 102—103, объясните:
- Какие изменения в хозяйстве Европы происходят к X веку;
- За счет чего увеличивается урожайность в позднее Средневековье.
Запишите главный вывод пункта
Задания
Задание № 2 Используя карту заполните таблицу
Места возникновения средневековых городов (слайд 7,8)
Задание № 3. «Городской воздух делает человек водным»
Используя материал учебника на с. 105-106, найдите как можно больше объяснений средневековой поговорке «Городской воздух делает человека свободным!.
Определите способы, при помощи которых города боролись с феодалами.
Заание №4 Прочитайте п.4, стр. 106, заполните таблицу Мастерская ремесленника
Места возникновения средневековых городов
Используя карту заполните таблицу
У замков (каструм, кастель, кастл)
У крепостей (бург, борго )
У мостов (бридж, брукке)
У бродов (форд, форт)
У замков (каструм, кастель, касл)
У крепостей (бург, борго )
Ньюкасл
Новый замок
У мостов (бридж, брукке)
Страсбург Крепость на дороге
Уинчестер
У бродов (форд, фурт)
Кембридж мост через реку Кем
Гамбург
Оксфорд Бычий брод
Брюгге
Франкфурт Свободный брод
Ремесло в средневековом городе
Мастерская оружейника
Мастерская ремесленника
Прочитайте п.4, стр. 106, заполните таблицу
Что представляла собой мастерская?
Какие орудия труда использовались в мастерской?
Кто владел мастерской
Трудился ли в мастерской её владелец?
Кто работал в мастерской кроме мастера?
Как ремесленники сбывали произведенные ими изделия?
Дополните смысловой ряд. Учебник, стр 106-107
Подмастерья получали от мастера плату за свой труд. Они жили в доме мастера и питались с ним за одним столом, нередко женились на дочерях мастера. Накопив деньги на обзаведение собственным инвентарем и сдав экзамен (изготовив шедевр), подмастерья обычно становились мастерами.
Что позволяет говорить о двойственном положении средневековых подмастерьев?
Прочитайте стр 108-110 и выполните задания
1
устав
2
А
ученик
3
хозяин мастерской
Б
шедевр
4
5
работник, изучивший ремесло и получавший за свой труд заработную плату
В
мастер
цехи
мальчик, отдаваемый в обучение к мастеру
Г
6
лучший образец изделия
Д
подмастерье
союзы ремесленников одной специальности
Е
правила жизни цеха
Решение проблемы
Город привлекает людей потому, что
1.
2.
3.
Домашнее задание
§13, вопросы после §.
Для желающих:
Нарисовать картину, изображающую день в городе или ремесленную мастерскую.
Написать рассказ от лица горожанина об одном дне из его жизни (с описанием города и его занятий