Основные средства реализации компетентностного подхода в условиях образовательной деятельности учреждений среднего профессионального образования
Я ничему не учу своих учеников, я лишь
создаю условия, в которых они сами научатся.
Альберт Эйнштейн
Для успешной реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании необходимо выполнение следующих условий:
1. Наличие компетентностной модели выпускника (функциональной карты специалиста), в которой отражены его основные функции и компетенции.
2. Определение конкретной цели обучения.
3. Определение конкретных способов достижения цели.
4. Формулирование конкретных результатов обучения в форме конкретных компетенций. Каждый преподаватель при разработке рабочих учебных программ ориентируется в первую очередь на требования стандарта.
5. Наличие в учебном заведении соответствующей среды обучения и квалифицированных в модульно-компетентностном обучении преподавателей.
Разработка и внедрение специальных образовательных сред должна стать средством реализации компетентностного обучения.
Соответственно, информационная образовательная среда определяется как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий выход субъекта в другие интеллектуальные слои, развивающий интеллектуальный потенциал и способствующий осознанию собственной позиции, развитию субъектности.
Требования
к условиям реализации основных образовательных программ
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/01/s_58dfdf4822886/602771_1.png)
Рис. 2. Требования к условиям реализации основных образовательных программ
Среда профессионального самоопределения понимается как специально организованный образовательный процесс, направленный на становление и развитие отношения обучающегося к своей будущей профессии и к самому себе как субъекту профессиональной деятельности. Компетентностное обучение в указанных образовательных практиках будет осуществляться на практике через формирование деятельностных компетенций:
- способность к профессиональному самоопределению;
- умение анализировать и планировать собственную деятельность и пр.
Разработка образовательных ресурсов происходит интенсивно, но это не решает проблему организации и использования информационной образовательной среды образовательным учреждением, поскольку отсутствуют технологии, позволяющие участвовать в разработке и оформлении среды самих субъектов информационного образовательного пространства. Чтобы их участие стало возможным, среда должна быть ориентирована на формирование способов познавательной деятельности и создание механизмов управления собственной деятельностью.
Создание в образовательном учреждении информационной образовательной среды предполагает психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса, направленного на развитие индивидуального своеобразия интеллектуальной деятельности, потребностей в актуализации своих возможностей и способностей.
Психолого-педагогическое обеспечение информационной образовательной среды способствует эффективной реализации функций стимулирования и развития интеллектуальной продуктивности субъекта информационной образовательной среды, его развитию и саморегуляции. Реализация психолого-педагогических условий происходит через:
- ориентацию ценностных оснований информационной образовательной среды на создание условий, стимулирующих интеллектуальное развитие и способствующих становлению субъектной позиции в образовательной ситуации;
- проектирование и реализацию информационной образовательной среды, исходя из сообразности актуального уровня и зоны ближайшего развития субъекта информационной образовательной среды, а также результатов диагностики продуктивности его познавательной деятельности;
- педагог, проектирующий информационную образовательную среду, конструирует содержание учебного материала в преломлении его через таксономию педагогических задач, отражающих систему постепенно наращиваемых требований к интеллектуальной продуктивности;
- при проектировании и реализации информационной образовательной среды создаются условия для проблематизации и диалогизации учебного материала, проблемного ввода обучающихся в курс, учебный раздел, конкретную тему.
Дидактическое обеспечение информационной образовательной среды. В системе организации учебного процесса в информационной образовательной среде функции дидактического обеспечения значительно расширяются по сравнению с функциями дидактического обеспечения традиционных форм обучения. Кроме обучающей, дидактическое обеспечение должно выполнять организационные, контролирующие, корректирующие, коммуникативные, рефлексивные и прогнозирующие функции.
Дидактическое обеспечение должно состоять из пакета регламентирующих документов, учебно-методических документов, системы тестов.
Документы, регламентирующие деятельность образовательных учреждений по созданию информационной образовательной среды должны содержать:
- общую информацию о предмете (цели и задачи, первоначальный уровень подготовки обучающегося);
- рекомендуемые сроки изучения курса;
- рекомендуемый график прохождения тем и разделов по данной учебной дисциплине;
- формы и время прохождения промежуточного и итогового контроля;
- график проведения практических работ с использованием определенного оборудования (в том числе и компьютерного), лабораторные работы;
- график консультаций.
Пакет учебно-методических документов содержит:
- учебную программу дисциплины;
- учебные материалы;
- методические рекомендации пользователям по работе с отдельными видами учебных материалов;
- планы семинаров;
- список дополнительной литературы (ссылки на существующие образовательные ресурсы);
- список рефератов и проектных работ по данной области знания;
- методические указания по проведению лабораторных работ;
- вопросы к контрольной работе;
- критерии оценивания различных видов работ обучающегося.
Система входного и итогового компьютерного тестирования в процессе организации учебного процесса выполняет следующие функции:
- определения исходного уровня подготовки обучающегося;
- самоконтроля;
- проверки усвоения раздела курса и готовности к изучению следующего раздела;
- итогового контроля.
Несомненно, что только сочетание всех форм образовательных сред дает возможность реализовать передовые педагогические методики и обеспечивает наибольшую эффективность процесса обучения. Одним из первостепенных вопросов при этом становится вопрос о соотношении и взаимодополнении различных методов в учебном процессе конкретного учебного заведения. Доля использования каждой конкретной формы обучения зависит не только от выбранных педагогических методик, но также от технологической оснащенности учебного заведения, степени подготовки дидактического обеспечения и педагогов.
При использовании соответствующих методов обучения на основе созданных психологических установок можно предположить успешное развитие личности обучающегося в образовательной среде.