СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средства реализации компетентностного подхода в СПО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я ничему не учу своих учеников, я лишь

создаю условия, в которых они сами научатся.

Альберт Эйнштейн

Просмотр содержимого документа
«Средства реализации компетентностного подхода в СПО»

Основные средства реализации компетентностного подхода в условиях образовательной деятельности учреждений среднего профессионального образования


Я ничему не учу своих учеников, я лишь

создаю условия, в которых они сами научатся.

Альберт Эйнштейн


Для успешной реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании необходимо выполнение следующих условий:

1. Наличие компетентностной модели выпускника (функциональной карты специалиста), в которой отражены его основные функции и компетенции.

2. Определение конкретной цели обучения.

3. Определение конкретных способов достижения цели.

4. Формулирование конкретных результатов обучения в форме конкретных компетенций. Каждый преподаватель при разработке рабочих учебных программ ориентируется в первую очередь на требования стандарта.

5. Наличие в учебном заведении соответствующей среды обучения и квалифицированных в модульно-компетентностном обучении преподавателей.

Разработка и внедрение специальных образовательных сред должна стать средством реализации компетентностного обучения.

Соответственно, информационная образовательная среда определяется как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий выход субъекта в другие интеллектуальные слои, развивающий интеллектуальный потенциал и способствующий осознанию собственной позиции, развитию субъектности.


Требования

к условиям реализации основных образовательных программ
























Рис. 2. Требования к условиям реализации основных образовательных программ


Среда профессионального самоопределения понимается как специально организованный образовательный процесс, направленный на становление и развитие отношения обучающегося к своей будущей профессии и к самому себе как субъекту профессиональной деятельности. Компетентностное обучение в указанных образовательных практиках будет осуществляться на практике через формирование деятельностных компетенций:

- способность к профессиональному самоопределению;

- умение анализировать и планировать собственную деятельность и пр.

Разработка образовательных ресурсов происходит интенсивно, но это не решает проблему организации и использования информационной образовательной среды образовательным учреждением, поскольку отсутствуют технологии, позволяющие участвовать в разработке и оформлении среды самих субъектов информационного образовательного пространства. Чтобы их участие стало возможным, среда должна быть ориентирована на формирование способов познавательной деятельности и создание механизмов управления собственной деятельностью.

Создание в образовательном учреждении информационной образовательной среды предполагает психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса, направленного на развитие индивидуального своеобразия интеллектуальной деятельности, потребностей в актуализации своих возможностей и способностей.

Психолого-педагогическое обеспечение информационной образовательной среды способствует эффективной реализации функций стимулирования и развития интеллектуальной продуктивности субъекта информационной образовательной среды, его развитию и саморегуляции. Реализация психолого-педагогических условий происходит через:

- ориентацию ценностных оснований информационной образовательной среды на создание условий, стимулирующих интеллектуальное развитие и способствующих становлению субъектной позиции в образовательной ситуации;

- проектирование и реализацию информационной образовательной среды, исходя из сообразности актуального уровня и зоны ближайшего развития субъекта информационной образовательной среды, а также результатов диагностики продуктивности его познавательной деятельности;

- педагог, проектирующий информационную образовательную среду, конструирует содержание учебного материала в преломлении его через таксономию педагогических задач, отражающих систему постепенно наращиваемых требований к интеллектуальной продуктивности;

- при проектировании и реализации информационной образовательной среды создаются условия для проблематизации и диалогизации учебного материала, проблемного ввода обучающихся в курс, учебный раздел, конкретную тему.

Дидактическое обеспечение информационной образовательной среды. В системе организации учебного процесса в информационной образовательной среде функции дидактического обеспечения значительно расширяются по сравнению с функциями дидактического обеспечения традиционных форм обучения. Кроме обучающей, дидактическое обеспечение должно выполнять организационные, контролирующие, корректирующие, коммуникативные, рефлексивные и прогнозирующие функции.

Дидактическое обеспечение должно состоять из пакета регламентирующих документов, учебно-методических документов, системы тестов.

Документы, регламентирующие деятельность образовательных учреждений по созданию информационной образовательной среды должны содержать:

- общую информацию о предмете (цели и задачи, первоначальный уровень подготовки обучающегося);

- рекомендуемые сроки изучения курса;

- рекомендуемый график прохождения тем и разделов по данной учебной дисциплине;

- формы и время прохождения промежуточного и итогового контроля;

- график проведения практических работ с использованием определенного оборудования (в том числе и компьютерного), лабораторные работы;

- график консультаций.

Пакет учебно-методических документов содержит:

- учебную программу дисциплины;

- учебные материалы;

- методические рекомендации пользователям по работе с отдельными видами учебных материалов;

- планы семинаров;

- список дополнительной литературы (ссылки на существующие образовательные ресурсы);

- список рефератов и проектных работ по данной области знания;

- методические указания по проведению лабораторных работ;

- вопросы к контрольной работе;

- критерии оценивания различных видов работ обучающегося.

Система входного и итогового компьютерного тестирования в процессе организации учебного процесса выполняет следующие функции:

- определения исходного уровня подготовки обучающегося;

- самоконтроля;

- проверки усвоения раздела курса и готовности к изучению следующего раздела;

- итогового контроля.

Несомненно, что только сочетание всех форм образовательных сред дает возможность реализовать передовые педагогические методики и обеспечивает наибольшую эффективность процесса обучения. Одним из первостепенных вопросов при этом становится вопрос о соотношении и взаимодополнении различных методов в учебном процессе конкретного учебного заведения. Доля использования каждой конкретной формы обучения зависит не только от выбранных педагогических методик, но также от технологической оснащенности учебного заведения, степени подготовки дидактического обеспечения и педагогов.

При использовании соответствующих методов обучения на основе созданных психологических установок можно предположить успешное развитие личности обучающегося в образовательной среде.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!