СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Требования к современному занятию в свете внедрения Государственных образовательных стандартов Донецкой Народной Республики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, требования к результатам, появляются новые технические средства и технологии обучения, а урок, оставаясь основной дидактической единицей образовательного процесса, должен обеспечить развитие качеств выпускника, отвечающих требованиям современного общества.

Основной формой организации образовательного процесса в учебных заведениях СПО является учебное занятие. От качества учебного занятия в первую очередь зависит реализация требований Государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Каким же должно быть занятие в современных условиях? Сегодня мы попытаемся ответить на этот вопрос.

Конечно, результат учебного занятия зависит от  преподавателя: от того, насколько он подготовлен к занятию, продумал цели, отобрал содержание, определил наиболее эффективные методы, подобрал необходимые средства обучения. Современное занятие выходит на новый уровень, где преподаватель организовывает самостоятельную умственную деятельность обучающегося по качественному овладению полезным содержанием учебного материала за определенное время. Учебный материал естественно – математического направления дается не для запоминания предметного материала, а для осмысленного использования и формирования компетенций и универсальных учебных действий.

В основу Государственного образовательного стандарта среднего общего образования Донецкой Народной Республики положены принципы системно – деятельностного, личностно – ориентированного и компетентностно – ориентированного подходов.

Технологический процесс подготовки по-прежнему базируется на известных каждому педагогу этапах: определение цели и задач; отбор содержания учебного материала; подбор методов и приёмов обучения; определение форм организации деятельности обучающихся; подбор материала для домашней работы студентов; определение способов контроля; продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся; подбор вопросов для подведения итога урока. Однако теперь педагог на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности обучающихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности педагога и студентов на занятии. Сегодня студент является главным действующим лицом на занятии. В новом образовательном процессе педагог организовывает деятельность обучающегося в инновационной образовательной среде, где он осуществляет осознанный и самостоятельный поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию информации. Новые социальные запросы, отраженные в ГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Результатом нового образовательного процесса является сформированность ключевых компетентностей, предметных и метапредметных компетенций, устойчивой позитивной мотивации к обучению на разных этапах развития личности обучающегося.

Для достижения результатов, которые заложены в основу Стандарта, необходимо переориентировать учебный процесс на активное взаимодействие и сотрудничество преподавателя и студента. План современного занятия строится по качественно определенному направлению, а именно: «удивление» - «интерес» – «познание» – «открытие» – «рефлексия», что является стратегией современного занятия.

Каждый педагог имеет свой методический почерк, но при подготовке к занятию необходимо помнить, что современное занятие – это объединение фундаментальных базовых знаний с инновационным мышлением и практико – ориентированным исследовательским подходом, которые направлены на решение конкретных образовательных проблем.

Литература:

Алтамирова А. С. Семинар: "Технология подготовки учителя к уроку" https://videouroki.net/razrabotki/sieminar-tiekhnologhiia-podghotovki-uchitielia-k-uroku.html

Тараненко О.В. Современный урок как залог продуктивного и качественного естественно – математического образования.

Фетисова В.С. Технология проектирования современного урока в условиях внедрения ФГОС ООО. https://imfourok.net/statya-tehnologiya-proektirovaniya-sovremennogo-uroka-1514480.html

Просмотр содержимого документа
«Требования к современному занятию в свете внедрения Государственных образовательных стандартов Донецкой Народной Республики»

ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ ЗАНЯТИЮ В СВЕТЕ ВНЕДРЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ ЗАНЯТИЮ В СВЕТЕ ВНЕДРЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

  Урок – клетка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке. М. Скаткин

Урок – клетка педагогического процесса.

В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны.

Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.

М. Скаткин

 Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, требования к результатам, появляются новые технические средства и технологии обучения, а урок, оставаясь основной дидактической единицей образовательного процесса, должен обеспечить развитие качеств выпускника, отвечающих требованиям современного общества.

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, требования к результатам, появляются новые технические средства и технологии обучения, а урок, оставаясь основной дидактической единицей образовательного процесса, должен обеспечить развитие качеств выпускника, отвечающих требованиям современного общества.

 Основной формой организации образовательного процесса в учебных заведениях СПО является учебное занятие. От качества учебного занятия зависит реализация требований Государственного образовательного стандарта.  Каким же должно быть занятие в современных условиях? Сегодня мы попытаемся ответить на этот вопрос.

Основной формой организации образовательного процесса в учебных заведениях СПО является учебное занятие. От качества учебного занятия зависит реализация требований Государственного образовательного стандарта.

Каким же должно быть занятие в современных условиях? Сегодня мы попытаемся ответить на этот вопрос.

Сравним традиционное занятие с занятием современного типа.

Сравним традиционное занятие с занятием современного типа.

СТАРЫЙ ИДЕАЛ НОВЫЙ ИДЕАЛ ВОСПИТАНИЕ ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ МАКСИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ (КОМПЕТЕНЦИЙ) ЧЕЛОВЕКА, ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ И САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТАРЫЙ ИДЕАЛ

НОВЫЙ ИДЕАЛ

ВОСПИТАНИЕ ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ

МАКСИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ (КОМПЕТЕНЦИЙ) ЧЕЛОВЕКА, ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ И САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ СТУДЕНТ организовывает деятельность обучающегося в инновационной образовательной среде  осуществляет осознанный и самостоятельный поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию информации

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

СТУДЕНТ

организовывает деятельность обучающегося в инновационной образовательной среде

осуществляет осознанный и самостоятельный поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию информации

Этапы занятия

Объявление темы занятия

Традиционное занятие

Занятие современного типа

Преподаватель сообщает обучающимся

Сообщение целей и задач

Формулируют сами обучающиеся

Преподаватель формулирует и сообщает обучающимся, чему должны научиться

Планирование

Практическая деятельность

Формулируют сами обучающиеся , определив границы знания и незнания

Преподаватель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Осуществление контроля

Под руководством преподавателя студенты выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели

Осуществление коррекции

Преподаватель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы

Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Оценивание

Преподаватель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы осуществляет коррекцию

Обучающиеся осуществляют контрол ь (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Преподаватель осуществляет оценивание студентов за работу на уроке

Итог

Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Преподаватель выясняет у обучающихся, что они запомнили

Домашнее задание

Проводится рефлексия

Преподаватель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Студенты могут выбирать задани е из предложенных преподавателем с учётом индивидуальных возможностей

ТРЕБОВАНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ К ВЫПУСКНИКАМ СПО Адаптация Коммуникабельность Оптимизация Креативность Критическое мышление Мотивация на творчество Нравственность Саморазвитие   Задача учебного заведения - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

ТРЕБОВАНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ К ВЫПУСКНИКАМ СПО

  • Адаптация
  • Коммуникабельность
  • Оптимизация
  • Креативность
  • Критическое мышление
  • Мотивация на творчество
  • Нравственность
  • Саморазвитие

Задача учебного заведения - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих действие

Основная педагогическая задача –

создание и организация условий,

инициирующих действие

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ГОС КОМПЕТЕНТНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД обеспечивают формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды обучения; активную учебно – познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья студентов.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ГОС

КОМПЕТЕНТНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

обеспечивают

формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;

проектирование и конструирование развивающей образовательной среды обучения;

активную учебно – познавательную деятельность обучающихся;

построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья студентов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ГОС

РЕЗУЛЬТАТЫ

ОБРАЗОВАНИЯ

В ГОС

Структура современного занятия Время самостоятельной работы студентов – не менее 50% времени занятия!

Структура современного занятия

Время самостоятельной работы студентов –

не менее 50% времени занятия!

План современного занятия Удивление (Я не знаю? Я не умею? ) возникает на этапе пробного  учебного действия, когда студентам предлагают выполнить задание по теме, которая не изучалась . 2.  Интерес (Мне это необходимо?) возникает на этапе мотивации и целеполагания, когда студенты определяют границы знания и незнания. 3. Познание (Я узнаю!) Студенты осуществляют поиск необходимой информации, приобретают знания. 4. Открытие (Я умею применять!) Практическая деятельность обучающихся, которые осуществляют учебные действия по созданию и презентации продукта 5. Рефлексия (Результат моей деятельности!) Анализ и оценка (самооценивание, взаимооценивание) деятельности.

План современного занятия

  • Удивление (Я не знаю? Я не умею? ) возникает на этапе пробного

учебного действия, когда студентам предлагают выполнить задание по теме,

которая не изучалась .

2. Интерес (Мне это необходимо?) возникает на этапе мотивации и

целеполагания, когда студенты определяют границы знания и незнания.

3. Познание (Я узнаю!) Студенты осуществляют поиск необходимой

информации, приобретают знания.

4. Открытие (Я умею применять!) Практическая деятельность

обучающихся, которые осуществляют учебные действия по созданию

и презентации продукта

5. Рефлексия (Результат моей деятельности!) Анализ и оценка (самооценивание,

взаимооценивание) деятельности.

Современное занятие сегодня –  это организованная учителем активная познавательная деятельность обучающихся.  2. это  учебное сотрудничество.  3. это активные и интерактивные формы работы. 4. это самостоятельная деятельность студента (постановка цели занятия, определение проблемы и путей её решения, отбор способов и средств достижения цели, самоанализ и самоконтроль, самооценка и оценка достигнутых результатов). 5. это хорошо спланированная организаторская роль преподавателя (консультант). 6. это развитие, обучение, воспитание.

Современное занятие сегодня –

  • это организованная учителем активная познавательная деятельность обучающихся.

2. это учебное сотрудничество.

3. это активные и интерактивные формы работы.

4. это самостоятельная деятельность студента (постановка цели занятия, определение проблемы и путей её решения, отбор способов и средств достижения цели, самоанализ и самоконтроль, самооценка и оценка достигнутых результатов).

5. это хорошо спланированная организаторская роль преподавателя (консультант).

6. это развитие, обучение, воспитание.

Главный ресурс ГОС — это новые преподаватели, открытые ко всему новому, понимающие психологию и особенности развития обучающихся, хорошо знающие свой предмет…   Пришло время каждому педагогу разобраться, к чему новому он должен быть открыт, что ему необходимо делать по-новому. Переосмысление возможно только на основе анализа преподавателя своей педагогической деятельности и сравнения её результатов с результатами установленными новыми стандартами обучения.

Главный ресурс ГОС — это новые преподаватели, открытые ко всему новому, понимающие психологию и особенности развития обучающихся, хорошо знающие свой предмет…

Пришло время каждому педагогу разобраться, к чему новому он должен быть открыт, что ему необходимо делать по-новому. Переосмысление возможно только на основе анализа преподавателя своей педагогической деятельности и сравнения её результатов с результатами установленными новыми стандартами обучения.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!