СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

§25. Западная Европа новый этап развития

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«§25. Западная Европа новый этап развития»

§25. Западная Европа новый этап развития Всемирная история 10 класс

§25. Западная Европа новый этап развития

Всемирная история 10 класс

План I. Переход к мануфактурному производству. II. Эпоха Возрождения. III. Начало Реформации. Религиозные войны.

План

  • I. Переход к мануфактурному производству.
  • II. Эпоха Возрождения.
  • III. Начало Реформации. Религиозные войны.

I. Переход к мануфактурному производству.

1. С XVI века в ряде стран распространяются первые промышленные предприятия - мануфактуры.

  • Слово «мануфактура» переводится на русский язык как «сделанное вручную». Первоначально возникли так называемые рассеянные мануфактуры. Торговые дома, стремясь обойти цеховые ограничения, получить больше продукции по меньшим ценам, стали распределять заказы по городским и сельским ремесленникам, беря на себя все заботы о закупке сырья, полуфабрикатов, реализации продукции. Смешанные мануфактуры получили распространение при изготовлении более сложной продукции, например часов. Отдельные их детали изготовляли ремесленники с узкой специализацией или цеховые мастера, а сборка осуществлялась в мастерской предпринимателя. Централизованные мануфактуры, на которых все трудовые операции осуществлялись в одном помещении с использованием станков и инструментов, принадлежащих предпринимателю, и труда наемных работников. В централизованных мануфактурах за счет четкой организации труда, разделения трудового процесса на ряд относительно простых операций достигалась производительность труда на порядок более высокая, чем в цехах и у отдельных ремесленников.
  • Слово «мануфактура» переводится на русский язык как «сделанное вручную».
  • Первоначально возникли так называемые рассеянные мануфактуры. Торговые дома, стремясь обойти цеховые ограничения, получить больше продукции по меньшим ценам, стали распределять заказы по городским и сельским ремесленникам, беря на себя все заботы о закупке сырья, полуфабрикатов, реализации продукции.
  • Смешанные мануфактуры получили распространение при изготовлении более сложной продукции, например часов. Отдельные их детали изготовляли ремесленники с узкой специализацией или цеховые мастера, а сборка осуществлялась в мастерской предпринимателя.
  • Централизованные мануфактуры, на которых все трудовые операции осуществлялись в одном помещении с использованием станков и инструментов, принадлежащих предпринимателю, и труда наемных работников. В централизованных мануфактурах за счет четкой организации труда, разделения трудового процесса на ряд относительно простых операций достигалась производительность труда на порядок более высокая, чем в цехах и у отдельных ремесленников.

I. Переход к мануфактурному производству.

  • 2. Появление во многих странах Европы мануфактур, постепенно вытеснявших цеховое производство, оказало большое влияние на развитие европейского общества:
  • Во-первых, увеличение объемов производства, рост ассортимента выпускаемой продукции стали источником ускоренного развития товарно-денежных отношений. Во-вторых, происходили изменения в социальной структуре общества. Возросла значимость предпринимателей — банкиров, купцов, владельцев мануфактур. В то же время увеличилось количество неимущих — ремесленников, разоренных конкуренцией с мануфактурами, крестьян-арендатов, земли которых были отобраны под пастбища. В-третьих, развитие производства и торговли содействовало формированию единых внутренних рынков. В их основе лежало разделение труда между отдельными районами и городами крупных европейских государств.
  • Во-первых, увеличение объемов производства, рост ассортимента выпускаемой продукции стали источником ускоренного развития товарно-денежных отношений.
  • Во-вторых, происходили изменения в социальной структуре общества. Возросла значимость предпринимателей — банкиров, купцов, владельцев мануфактур. В то же время увеличилось количество неимущих — ремесленников, разоренных конкуренцией с мануфактурами, крестьян-арендатов, земли которых были отобраны под пастбища.
  • В-третьих, развитие производства и торговли содействовало формированию единых внутренних рынков. В их основе лежало разделение труда между отдельными районами и городами крупных европейских государств.
II. Эпоха Возрождения.   Возрождение, или Ренессанс, - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре Нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи: XIV-XVI вв. Отличительная черта эпохи возрождения - светский характер культуры и ее антропоцентризм (то есть интерес в первую очередь к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы ее «возрождение» - так и появился термин. Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.

II. Эпоха Возрождения.

  • Возрождение, или Ренессанс, - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре Нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи: XIV-XVI вв.
  • Отличительная черта эпохи возрождения - светский характер культуры и ее антропоцентризм (то есть интерес в первую очередь к человеку и его деятельности).
  • Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы ее «возрождение» - так и появился термин.
  • Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.
III. Начало Реформации. Религиозные войны.   Новые реальности эпохи Возрождения коснулись и религиозных основ средневекового общества. В Европе начинается процесс, получивший название Реформация, то есть общественно-политическое и идеологическое движение в Западной и Центральной Европе XVI в., принявшее религиозную форму борьбы против католического учения и церкви. Начало Реформации связывают с выступлением Мартина Лютера 31 октября 1517 года против торговли папскими индульгенциями. Основоположниками Реформации стали М. Лютер, Т. Мюнцер и Ж. Кальвин.

III. Начало Реформации. Религиозные войны.

  • Новые реальности эпохи Возрождения коснулись и религиозных основ средневекового общества. В Европе начинается процесс, получивший название Реформация, то есть общественно-политическое и идеологическое движение в Западной и Центральной Европе XVI в., принявшее религиозную форму борьбы против католического учения и церкви.
  • Начало Реформации связывают с выступлением Мартина Лютера 31 октября 1517 года против торговли папскими индульгенциями.
  • Основоположниками Реформации стали М. Лютер, Т. Мюнцер и Ж. Кальвин.
III. Начало Реформации. Религиозные войны.   Проанализируйте тексты. Сопоставьте теории Лютера и Кальвина. Какие привилегии отнимает Лютер у церкви? Почему кальвинизм оказал большое влияние на развитие буржуазных отношений? Мартин Лютер. Из послания «К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства», 1520 г.

III. Начало Реформации. Религиозные войны.

  • Проанализируйте тексты. Сопоставьте теории Лютера и Кальвина. Какие привилегии отнимает Лютер у церкви? Почему кальвинизм оказал большое влияние на развитие буржуазных отношений?

Мартин Лютер. Из послания «К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства», 1520 г.

III. Начало Реформации. Религиозные войны.   Проанализируйте тексты. Сопоставьте теории Лютера и Кальвина. Какие привилегии отнимает Лютер у церкви? Почему кальвинизм оказал большое влияние на развитие буржуазных отношений? А. И. Неусыхин, российский историк. Из работ о Максе Вебере (1927г.).

III. Начало Реформации. Религиозные войны.

  • Проанализируйте тексты. Сопоставьте теории Лютера и Кальвина. Какие привилегии отнимает Лютер у церкви? Почему кальвинизм оказал большое влияние на развитие буржуазных отношений?

А. И. Неусыхин, российский историк. Из работ о Максе Вебере (1927г.).

III. Начало Реформации. Религиозные войны.

III. Начало Реформации. Религиозные войны.

Итог Сравните мануфактуры с ремесленными мастерскими. Укажите, что было общим, а что - различным.

Итог

  • Сравните мануфактуры с ремесленными мастерскими. Укажите, что было общим, а что - различным.
Домашнее задание §25, вопросы устно. Подготовиться к диктанту   В о п р о с ы д и к т а н т а : 1.Как переводится слово «мануфактура»? 2. Мануфактуры, в которых операции по производству товара были разделены между работниками, работавшими в разных местах. 3. Мануфактуры, в которых все производственные процессы соединялись в одном или нескольких зданиях, а труд работников постоянно контролировали владельцы. 4. Для какой страны была характерна практика так называемого огораживания? 5. Время, когда возник интерес к личности человека и его индивидуальности. 6. Борьба за переустройство церкви. 7.Основатель движения за создание национальной церкви в Чехии. 8. Монах, профессор, выступивший против продажи индульгенций. 9.Духовный лидер крестьянской войны в Германии. 10. Швейцарский реформатор церкви.

Домашнее задание §25, вопросы устно. Подготовиться к диктанту

  • В о п р о с ы д и к т а н т а :
  • 1.Как переводится слово «мануфактура»?
  • 2. Мануфактуры, в которых операции по производству товара были разделены между работниками, работавшими в разных местах.
  • 3. Мануфактуры, в которых все производственные процессы соединялись в одном или нескольких зданиях, а труд работников постоянно контролировали владельцы.
  • 4. Для какой страны была характерна практика так называемого огораживания?
  • 5. Время, когда возник интерес к личности человека и его индивидуальности.
  • 6. Борьба за переустройство церкви.
  • 7.Основатель движения за создание национальной церкви в Чехии.
  • 8. Монах, профессор, выступивший против продажи индульгенций.
  • 9.Духовный лидер крестьянской войны в Германии.
  • 10. Швейцарский реформатор церкви.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!