СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

§3. Возникновение искусства и религиозных верований

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«§3. Возникновение искусства и религиозных верований»

§3. Возникновение искусства и религиозных верований Всеобщая история Вигасин, Годер, Свеницкая 5 класс

§3. Возникновение искусства и религиозных верований

Всеобщая история Вигасин, Годер, Свеницкая 5 класс

План I. Как была найдена пещерная живопись II. Загадки древнейших рисунков III. Человек «заколдовывает» зверя IV. Зарождение веры в душу

План

  • I. Как была найдена пещерная живопись
  • II. Загадки древнейших рисунков
  • III. Человек «заколдовывает» зверя
  • IV. Зарождение веры в душу
I. Как была найдена пещерная живопись   Более 120 лет назад археолог Марселино де Саутуола обследовал в Испании подземную пещеру Альтамира . Вместе с ним была его маленькая дочь Мария. Археолог смотрел себе под ноги в надежде найти в пещере обломки первобытных орудий труда или кости животных. Девочке было скучно, она прошла в глубь низкой пещеры и внезапно закричала: «Папа!.. папа!.. Быки, нарисованные быки!». Отец бросился к ней и увидел, что весь низкий потолок пещеры на протяжении целых 40 м покрыт изображениями вымерших животных – бизонов. Они были нарисованы красной, черной и коричневой красками. Одни из бизонов были изображены стоящими на месте, другие бросающимися с наклоненными рогами на врага. Археолог предположил, что эти рисунки созданы первобытными людьми. Однако ученые не поверили, что первобытные люди могли создать подобные произведения искусства. Саутуолу даже обвиняли в подлоге. Только 20 лет спустя, после обнаружения многочисленных произведений первобытного искусства, была признана пещерная живопись.

I. Как была найдена пещерная живопись

  • Более 120 лет назад археолог Марселино де Саутуола обследовал в Испании подземную пещеру Альтамира . Вместе с ним была его маленькая дочь Мария. Археолог смотрел себе под ноги в надежде найти в пещере обломки первобытных орудий труда или кости животных.
  • Девочке было скучно, она прошла в глубь низкой пещеры и внезапно закричала: «Папа!.. папа!.. Быки, нарисованные быки!». Отец бросился к ней и увидел, что весь низкий потолок пещеры на протяжении целых 40 м покрыт изображениями вымерших животных – бизонов. Они были нарисованы красной, черной и коричневой красками.
  • Одни из бизонов были изображены стоящими на месте, другие бросающимися с наклоненными рогами на врага. Археолог предположил, что эти рисунки созданы первобытными людьми. Однако ученые не поверили, что первобытные люди могли создать подобные произведения искусства. Саутуолу даже обвиняли в подлоге.
  • Только 20 лет спустя, после обнаружения многочисленных произведений первобытного искусства, была признана пещерная живопись.

I. Как была найдена пещерная живопись

Историческая наука конца XIX века имела еще недостаточно знаний о жизни первобытных людей, поэтому сложно было поверить, что рисунки найденные в пещере Альтаира в Испании были нарисованы десятки тысяч лет назад. Марселино-Сан де Саутуола, испанский археолог, который первый нашел эти рисунки, так и умер, не узнав, что его открытие признано научным миром. Он единственный твердил, что это не фальсификация. Ученые и художники просто не могли поверить, что техника рисунка и манера написания животных и людей в период палеолита была настолько развита. Еще одной причиной непризнания выступало то, что ученые не могли признать такое развитое воображение и фантазию у человека древности.

  • Как называется подземная пещера, где впервые была найдена пещерная живопись? ________ Альтамира _____________________________
  • На территории какой страны впервые была найдена пещерная живопись? ______________ Испания (Северная) _______________
  • Как звали археолога обнаружившего рисунки первобытных людей?__________ Марселино де Саутуола ___________________
  • Что было нарисовано в пещере Альтамира?_____ бизоны ____
  • Как вы думаете, почему ученые не поверили в существование первобытного искусства?_____________________________
II. Загадки древнейших рисунков

II. Загадки древнейших рисунков

II. Загадки древнейших рисунков

II. Загадки древнейших рисунков

III. Человек «заколдовывает» зверя Читаем стр. 22-23 п. 3 1.Почему художники помещали свои рисунки в глубине тёмных пещер, куда не проникают лучи солнца; 2.Для чего изображали раненых, истекающих кровью зверей?

III. Человек «заколдовывает» зверя

  • Читаем стр. 22-23 п. 3
  • 1.Почему художники помещали свои рисунки в глубине тёмных пещер, куда не проникают лучи солнца;
  • 2.Для чего изображали раненых, истекающих кровью зверей?
IV. Зарождение веры в душу В первобытные времена зародилась вера в то, что животные и люди могут чудесным образом превращаться друг в друга, в деревья и камни и другие предметы. Такие существа, порожденные фантазией первобытного человека, называются оборотнями. Они будто бы помогают или вредят людям.

IV. Зарождение веры в душу

  • В первобытные времена зародилась вера в то, что животные и люди могут чудесным образом превращаться друг в друга, в деревья и камни и другие предметы. Такие существа, порожденные фантазией первобытного человека, называются оборотнями. Они будто бы помогают или вредят людям.
IV. Зарождение веры в душу Возможно, именно оборотень изображен на стене одной из пещер. У него человеческие ноги, но вместо рук — лапы. У него лисий хвост, ветвистые рога, звериные уши и дикие, с точкой внутри, глаза ночной птицы. - Первобытные люди пытались понять причины тех явлений, которые происходили в них самих. Почему спящие видят сны?

IV. Зарождение веры в душу

  • Возможно, именно оборотень изображен на стене одной из пещер. У него человеческие ноги, но вместо рук — лапы. У него лисий хвост, ветвистые рога, звериные уши и дикие, с точкой внутри, глаза ночной птицы.
  • - Первобытные люди пытались понять причины тех явлений, которые происходили в них самих. Почему спящие видят сны?
IV. Зарождение веры в душу У людей возникла вера, что в каждом человеке обитает сверхъестественное существо — душа. Когда человек спит, он ничего не замечает и не слышит. Значит, душа покинула его тело. Она встречается с душами других людей, ест и пьет, а спящему об этом снятся сны. Будить его резко и неожиданно нельзя: душа не успеет вернуться. Если она не возвращается, человек умирает. Люди верили, что души предков переселяются в далекую «страну мертвых». Там также живут родовыми общинами, охотятся, ловят рыбу и собирают съедобные плоды.

IV. Зарождение веры в душу

  • У людей возникла вера, что в каждом человеке обитает сверхъестественное существо — душа. Когда человек спит, он ничего не замечает и не слышит. Значит, душа покинула его тело. Она встречается с душами других людей, ест и пьет, а спящему об этом снятся сны. Будить его резко и неожиданно нельзя: душа не успеет вернуться. Если она не возвращается, человек умирает.
  • Люди верили, что души предков переселяются в далекую «страну мертвых». Там также живут родовыми общинами, охотятся, ловят рыбу и собирают съедобные плоды.
IV. Зарождение веры в душу В могилу умершего клали все необходимое для жизни в «стране мертвых»: крепкую обувь и пищу на дорогу, копье, одежду, ожерелье из раковин или звериных зубов. В те времена у людей зародилась вера в оборотней, в чудесные свойства отдельных предметов. Страх перед природными стихиями, невозможность объяснить явления окружающего мира привели к возникновению религиозных представлений.

IV. Зарождение веры в душу

  • В могилу умершего клали все необходимое для жизни в «стране мертвых»: крепкую обувь и пищу на дорогу, копье, одежду, ожерелье из раковин или звериных зубов.
  • В те времена у людей зародилась вера в оборотней, в чудесные свойства отдельных предметов. Страх перед природными стихиями, невозможность объяснить явления окружающего мира привели к возникновению религиозных представлений.
IV. Зарождение веры в душу Люди стали обожествлять явления природы. Не умея объяснить природу появления снов, древний человек стал верить в существование души. Таким образом, первобытные люди внимательно изучали природу и накапливали знания. Постепенно зарождались искусства — творческое отражение окружающего мира в художественных образах. Возникли религиозные представления — вера в сверхъестественные силы и в жизнь после смерти. Религию, основанную на поклонении многим богам и идолам, ученые назвали  многобожием  или  язычеством.

IV. Зарождение веры в душу

  • Люди стали обожествлять явления природы.
  • Не умея объяснить природу появления снов, древний человек стал верить в существование души.
  • Таким образом, первобытные люди внимательно изучали природу и накапливали знания. Постепенно зарождались искусства — творческое отражение окружающего мира в художественных образах. Возникли религиозные представления — вера в сверхъестественные силы и в жизнь после смерти. Религию, основанную на поклонении многим богам и идолам, ученые назвали  многобожием  или  язычеством.
IV. Зарождение веры в душу Появившиеся у первобытных людей верования — в колдовство, в оборотней, в душу, в жизнь после смерти — называются религиозными Верования первобытных людей в то, что у человека есть душа, в жизнь после смерти называются религиозными . Запишем термин:  религия  – это вера в сверхъестественное и поклонение ему.

IV. Зарождение веры в душу

  • Появившиеся у первобытных людей верования — в колдовство, в оборотней, в душу, в жизнь после смерти — называются религиозными
  • Верования первобытных людей в то, что у человека есть душа, в жизнь после смерти называются религиозными .
  • Запишем термин:  религия  – это вера в сверхъестественное и поклонение ему.
Домашнее задание §3, «проверьте себя» устно. Р.Т. до задания 21 По желанию сообщение о находках наскальной живописи

Домашнее задание

  • §3, «проверьте себя» устно. Р.Т. до задания 21
  • По желанию сообщение о находках наскальной живописи


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс