СССР в 1945-1964 гг.
Ф.И. ________________________ I вариант
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события.
1) Карибский кризис
2) XX съезд КПСС
3) Корейская война
2. Установите соответствие между событиями и годами.
СОБЫТИЯ | ГОДЫ |
A) первый полет человека в космос Б) указ об обязанных крестьянах B) создание совнархозов Г) окончательное освобождение от ордынского ига | 1) 1957 г. 2) 1842 г. 3) 1480 г. 4) 1961 г. 5) 1856 г. 6) 1380 г. |
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям, явлениям, происходившим в период 1953−1964 гг.
1) Варшавский договор 2) «Пражская весна» 3) Карибский кризис 4) десталинизация
5) «оттепель» 6) ввод советских войск в Афганистан
Ответ: ______
4. Напишите пропущенное слово.
Проводившийся с 1953 г. процесс восстановления в правах, восстановления утраченного доброго имени, отмены необоснованного обвинения невинно осуждённых в годы сталинских политических репрессий называется ____________.
5. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «ЦК ВКП(б) предлагает всем секретарям областных и краевых организаций и всем областным, краевым и республиканским представителям НКВД взять на учёт всех возвратившихся на родину кулаков и уголовников с тем, чтобы наиболее враждебные из них были немедленно арестованы и были расстреляны в порядке административного проведения их дел через тройки, а остальные менее активные, но всё же враждебные элементы были бы переписаны и высланы в районы по указанию НКВД. ЦК ВКП (б) предлагает в пятидневный срок представить в ЦК состав троек, а также количество подлежащих расстрелу, равно как и количество подлежащих высылке».
Б) «Пленум Центрального Комитета КПСС ... рассмотрел вопрос об антипартийной группе Маленкова, Кагановича, Молотова, образовавшейся внутри Президиума ЦК КПСС. ... Тт. Маленков, Каганович и Молотов упорно сопротивлялись тем мероприятиям, которые проводил Центральный Комитет и вся наша партия по ликвидации последствий культа личности, по устранению допущенных в свое время нарушений революционной законности и созданию таких условий, которые исключают возможность повторения их в дальнейшем».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Отрывок из документа периода 1930-х годов.
2) Документ относится к событиям «малой гражданской войны» в России.
3) К событиям, отражённым в документе, прямое отношение имеет Н. И. Ежов.
4) Решения партии, оформленные документом, вызвали широкий общественный протест.
5) Отрывок из документа периода, когда во главе партии находился Н. С. Хрущёв.
6) Документ отражает события внутрипартийной борьбы за власть.
6. Какие три из названных положений характеризуют сталинскую политику после войны?
1) борьба с космополитизмом
2) ослабление нажима на деревню, снижение налогов с колхозов
3) антисемитская кампания, ограничение возможностей для творческой и карьерной самореализации евреев
4) проведение репрессий среди местных партийных деятелей и экономистов
5) поощрение развития самостоятельности национальных образований в составе СССР
6) политика отказа от ротации (постоянной смены) партийных и государственных кадров
Ответ: _____
7. Установите соответствие между советскими партийными и государственными деятелями и занимаемыми ими в 1940- 1950 х гг. постами, ролью в политической жизни страны: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
ПАРТИЙНЫЕ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ | ПОСТЫ, РОЛЬ В ПОЛИТИКЕ В 1940–1950-х гг. |
А) Л. П. Берия Б) Н. А. Вознесенский В) В. М. Молотов Г) Г. К. Жуков | 1) председатель Госплана СССР, репрессирован по «Ленинградскому делу» 2) Первый секретарь ЦК КПСС с 1953 по 1964 гг. 3) министр иностранных дел СССР, выступил в 1957 г. против Н. С. Хрущёва, за что был обвинен в антипартийной деятельности 4) министр обороны СССР 1955–1957 гг., сыгравший ключевую роль в разгроме «Антипартийной группы» в 1957 г. и смещённый по обвинению в бонапартизме 5) заместитель председателя Совета Министров СССР, курировавший работу МВД, органов госбезопасности и оборонной промышленности, в 1953 г. был арестован и казнён |
8. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите о памятнике какому государственному деятелю, идет речь.
«В основе самой жизни в философском смысле лежит противоборство двух начал, - привычно вещал Неизвестный, - светлого - прогрессивного, динамичного, и темного - реакционного, статичного. Одно стремится вперед, другое тянет назад. Эта основная идея развития бытия очень хорошо подходит к образу Никиты Сергеевича. Он начал выводить нашу страну из мрака, разоблачил сталинские преступления. Перед всеми нами забрезжил рассвет, обещавший скорый восход солнца. Свет стал разгонять тьму....И по сей день вокруг памятника много споров: одним он нравится, их большинство; другие активно против. Но главное - никто не остается равнодушным. Мы добились цели - на могиле незаурядного человека встал столь же незаурядный монумент».
Ответ: ______
9. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные.
Государство | Год установления дипломатических отношений с СССР (РСФСР) | Руководитель в СССР (РСФСР) |
ФРГ | __________(А) | __________(Б) |
__________(В) | 1933 г. | И. В. Сталин |
КНДР | __________(Г) | __________(Д) |
__________(Е) | 1921 г. | В. И. Ленин |
Пропущенные элементы:
1) 1955 г.
2) Афганистан
3) 1948 г.
4) 1979 г.
5) Израиль
6) США
7) Н. С. Хрущёв
8) Л. И. Брежнев
9) И. В. Сталин
10. Прочтите отрывок из воспоминаний политического деятеля.
«Я вот уже сколько лет нахожусь на положении неработающего пенсионера: особых дел у меня нет, в настоящем и будущем у меня особых вопросов не возникнет, поэтому я и живу анализом пройденного пути, а путь, пройденный мною, хороший, и я его не только не стыжусь, а горжусь им. Карибский кризис является украшением нашей внешней политики, в том числе моей как члена того коллектива, который проводил эту политику и добился блестящего успеха для Кубы, не сделав ни единого выстрела. Как далее развивался кризис, когда мы приняли решение о том, что целесообразно поставить ракеты с атомными зарядами на территории Кубы и таким образом поставить США перед фактом, что если они решатся вторгнуться на Кубу, то Куба будет иметь возможность нанести сокрушительный ответный удар? Это был бы, конечно, не разгром США. Но им были бы нанесены очень большие разрушения. Отсюда мы сделали вывод, что эта перспектива удержит власть имущих в США от вторжения на Кубу. К такому выводу все мы пришли после двукратного или трёхкратного обсуждения моего предложения».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
1) Автором воспоминаний является В. М. Молотов.
2) Кризис, о котором идёт речь в данном отрывке, относится ко второй половине 1950-х гг.
3) Кризис, о котором идёт речь, удалось преодолеть благодаря взаимным уступкам СССР и США.
4) Автор воспоминаний пишет, что решение о действиях в условиях кризиса принималось коллективно.
5) Автор утверждает, что одной из целей действий советского руководства в условиях кризиса являлось развязывание войны против США.
6) Руководителем Кубы в период кризиса являлся Фидель Кастро.
Ответ: _____
11. Рассмотрите схему и выполните задания
Укажите название военно-политического блока, в который в середине 1960-х гг. входили страны, заштрихованные на схеме. _______
12. Одной из цифр на схеме обозначена страна, никогда не входившая в военную организацию (военный блок), в которую в середине 1960-х гг. входили все остальные страны, обозначенные цифрами. Укажите название этой страны.
________________________________
13. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.
1) Испания в середине 1960-х гг. входила в один из противостоящих друг другу военных блоков.
2) На данной схеме отражён раскол Германии на два государства.
3) На схеме обозначены все страны, избравшие социалистический путь развития на период середины 1960-х гг.
4) Все страны, обозначенные на схеме цифрами, в годы Великой Отечественной войны были освобождены Красной армией или при её активном участии.
5) В настоящее время существуют оба военно-политических блока, противостоявших друг другу в период, показанный на схеме.
6) Данная схема характеризует международное положение, сложившееся в период «холодной войны».
Ответ: _______
14. Какие суждения о данной марке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.
1) Военный деятель, изображённый на марке, подвергся репрессиям.
2) Военный деятель, изображённый на марке, родился в период правления в России Николая II.
3) События, изображённые на марке стрелками, произошли в ходе Первой мировой войны.
4) Военный деятель, изображённый на марке, был участником Великой Отечественной войны.
5) Данная марка была выпущена в период руководства СССР Н. С. Хрущёва.
Ответ: __________________
15. Какие из советских плакатов, представленных ниже, относятся к тому же десятилетию, в которое была выпущена марка, изображённая выше? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
Ответ: _______
16. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы, используя информацию из источника, а также исторические знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из Постановления ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград».
«В журнале «Звезда» за последнее время… появилось много безыдейных, идеологически вредных произведений. Грубой ошибкой «Звезды» является предоставление литературной трибуны писателю Зощенко, произведения которого чужды советской литературе… Известно, что Зощенко давно специализировался на писании пустых, бессодержательных и пошлых вещей, на проповеди гнилой безыдейности, пошлости и аполитичности, рассчитанных на то, чтобы дезориентировать нашу молодежь и отравить ее сознание.
…Плохо ведется журнал «Ленинград», который постоянно предоставлял свои страницы для пошлых и клеветнических выступлений Зощенко, для пустых и аполитических стихотворений Ахматовой. Как и редакция «Звезды», редакция «Ленинграда» допустила крупные ошибки, опубликовав ряд произведений, проникнутых духом низкопоклонства по отношению ко всему иностранному».
Укажите хронологические рамки, название периода, когда было принято постановление, фамилию руководителя СССР в этот период.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17. После окончания Второй мировой войны сложились условия для сохранения тесного союза СССР с западными странами (США и Великобританией) в интересах предотвращения новой войны и борьбы против возможности возрождения фашизма. В таком духе делались заявления лидерами сразу после окончания войны.
Но вскоре прозвучала речь У. Черчилля в Фултоне, и началась «холодная война» между бывшими союзниками. Приведите три объяснения такого поворота событий.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СССР в 1945-1964 гг.
Ф.И. ________________________ II вариант
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события.
1) подавления выступления в Венгрии советскими войсками
2) начало освоения целины
3) Всемирный фестиваль молодёжи в Москве
2. Установите соответствие между событиями и годами.
СОБЫТИЯ | ГОДЫ |
A) Куликовская битва Б) третий раздел Речи Посполитой B) судебный процесс над поэтом И. Бродским Г) запуск первого спутника земли | 1) 1964 г. 2) 1223 г. 3) 1795 г. 4) 1957 г. 5) 1986 г. 6) 1380 г. |
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям, явлениям, происходившим в период 1945—1953 гг.
1) нота Керзона 2) «план Маршалла» 3) «доктрина Трумэна» 4) «холодная война»
5) Карибский кризис 6) Корейская война
Ответ: ______
4. Напишите термин пропущенный в предложении. Политика, характеризуемая установкой на построение коммунизма в СССР в течение двадцати ближайших лет, связана с периодом ______________________.
5. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «ЦК ВКП(б) предлагает всем секретарям областных и краевых организаций и всем областным, краевым и республиканским представителям НКВД взять на учёт всех возвратившихся на родину кулаков и уголовников с тем, чтобы наиболее враждебные из них были немедленно арестованы и были расстреляны в порядке административного проведения их дел через тройки, а остальные менее активные, но всё же враждебные элементы были бы переписаны и высланы в районы по указанию НКВД. ЦК ВКП (б) предлагает в пятидневный срок представить в ЦК состав троек, а также количество подлежащих расстрелу, равно как и количество подлежащих высылке».
Б) «Пленум Центрального Комитета КПСС ... рассмотрел вопрос об антипартийной группе Маленкова, Кагановича, Молотова, образовавшейся внутри Президиума ЦК КПСС. ... Тт. Маленков, Каганович и Молотов упорно сопротивлялись тем мероприятиям, которые проводил Центральный Комитет и вся наша партия по ликвидации последствий культа личности, по устранению допущенных в свое время нарушений революционной законности и созданию таких условий, которые исключают возможность повторения их в дальнейшем».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Отрывок из документа периода 1930-х годов.
2) Документ относится к событиям «малой гражданской войны» в России.
3) К событиям, отражённым в документе, прямое отношение имеет Н. И. Ежов.
4) Решения партии, оформленные документом, вызвали широкий общественный протест.
5) Отрывок из документа периода, когда во главе партии находился Н. С. Хрущёв.
6) Документ отражает события внутрипартийной борьбы за власть.
6. Какие три из перечисленных положений характеризуют период «оттепели»?
1) сокращение количества издаваемых газет и журналов
2) реабилитация значительной части жертв политических репрессий
3) отмена идеологического контроля в сфере культуры
4) внутрипартийная борьба за власть
5) введение многопартийности
6) политика десталинизации
Ответ: _____
7. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите фамилию автора.
«Я видел не только бесполезность, но и вред совмещения постов, и я даже ссылался: "Представьте моё положение, я критиковал Сталина за совмещение в одном лице двух таких ответственных постов в государстве и в партии, а теперь сам…" Выношу этот вопрос на суд историков. Сказалась моя слабость, а может быть, подтачивал меня внутренний червячок, ослабляя моё сопротивление. Ещё до того, как я стал Председателем Совета Министров СССР, Булганин внёс предложение назначить меня как первого секретаря ЦК КПСС Главнокомандующим вооружёнными силами. Тем более что в Президиуме ЦК военные вопросы, армия, вооружение относились к моей епархии. Это произошло без публикации в печати и было решено сугубо внутренним образом, на случай войны. Внутри вооружённых сил об этом известили высший командный состав».
Ответ: _____
8. Установите соответствие между советскими партийными и государственными деятелями и занимаемыми ими в 1940-х гг. постами, ролью в политике.
ФАМИЛИИ | ПОСТЫ, РОЛЬ в ПОЛИТИКЕ в 1940-х гг. |
A) Н.А. Вознесенский Б) Л. П. Берия B) А. А. Кузнецов Г) А. А. Жданов | 1) председатель Госплана СССР, участник экономической дискуссии , репрессированный по «ленинградскому делу» 2) член Политбюро ЦК ВКП(б), отвечавший за идеологию, инициатор разгрома журналов «Звезда» и «Ленинград» 3) министр обороны СССР 4) первый секретарь Ленинградского обкома партии, репрессированный по «ленинградскому делу» 5) заместитель председателя Совета Министров СССР, курировавший работу МВД, органов госбезопасности и оборонной промышленности, в том числе атомный проект |
9. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов.
Международная организация | Год (годы) образования | Одна из стран-учредительниц организации |
__________(А) | 1955 г. | Польша |
НАТО | __________(Б) | Бельгия |
__________(В) | 1991 г. | __________(Г) |
Лига Наций | __________(Д) | __________(Е) |
Пропущенные элементы:
1) ОВД
2) Турция
3) СЭВ
4) Великобритания
5) Белоруссия
6) 1949 г.
7) 1955 г.
8) СНГ
9) 1919–1920 гг.
10. Прочтите отрывок из воспоминаний члена политбюро ЦК КПСС.
«Целину начали осваивать преждевременно. Безусловно, это была нелепость. В таком размере — авантюра. Я никогда не был против освоения целины, хотя Хрущёв меня обвинил главным противником целины. Но я с самого начала был сторонником освоения целины в ограниченных масштабах. Вот у тебя миллион рублей, больше нет, так отдать их на целину или уже в обжитые районы, где возможности имеются? Я предлагал вложить эти деньги в наше Нечерноземье, а целину поднимать постепенно. Разбросали средства − и этим немножко, и тем, а хлеб хранить негде, он гниёт, дорог нет, вывезти нельзя. Хрущёв сразу: «О, ты против целины!» — «Да позволь, почему против целины, но надо ж рассчитать всё-таки, как же можно государственные дела так делать?» А Хрущёв нашёл идею и несётся, как саврас без узды! Стал размахиваться, чуть ли не сорок или сорок пять миллионов гектаров целины отгрыз, но это непосильно, нелепо и не нужно, а если бы было пятнадцать или восемнадцать, вероятно, вышло бы больше пользы. Больше толку.
Я был против совнархозов и написал письмо в политбюро, что это дело не подготовлено. Но в нашей группе не было единства, не было никакой программы. Мы только договорились его снять, а сами не были готовы к тому, чтобы взять власть».
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения.
1) Кампания, о которой идет речь в первом абзаце отрывка, началась в СССР во второй половине 1960-х гг.
2) Автор являлся активным сторонником вовлечения в сельскохозяйственный оборот 40–45 миллионов гектаров не осваивавшихся ранее земель.
3) Органы территориального управления народным хозяйством СССР, упоминаемые в отрывке, были введены по инициативе автора воспоминаний.
4) Часть средств, направленных на осуществление кампании, о которой идёт речь в первом абзаце отрывка, по мнению автора воспоминаний, следовало перенаправить на подъём сельского хозяйства нечернозёмных районов европейской части страны.
5) В период времени, когда СССР руководил упомянутый в отрывке государственный деятель, Крымская область была включена в состав Украинской ССР.
6) Автор воспоминаний являлся одним из членов так называемой «антипартийной группы», осуществившей неудачную попытку сместить с должности первого секретаря ЦК КПСС государственного деятеля, упомянутого в отрывке.
Ответ: _________
11. Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.
1) События, которым посвящена карикатура, произошли после Второй мировой войны.
2) Одну из стран на карикатуре символизирует богиня Афродита.
3) В военный блок, деятельности которого посвящена данная карикатура, в настоящее время входят некоторые страны, ранее бывшие союзными республиками в составе СССР.
4) Военный блок, деятельности которого посвящена данная карикатура, был создан в ответ на создание Организации Варшавского договора.
5) Европейская страна, символически изображённая на карикатуре, долгое время входила в состав Российской империи.
Ответ: _____
12. Укажите изображения объектов, возведённых в том же веке, в котором европейская страна, символически изображённая на карикатуре, получила независимость. В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
Ответ: ______
13. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы, используя информацию из источника, а также исторические знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из воспоминаний представителя высшего партийно-государственного руководства СССР Г.И. Воронова.
«Всё это готовилось примерно год... Сам Брежнев в списке членов ЦК ставил против каждой фамилии «плюсы» (кто готов поддержать его в борьбе...) и «минусы». Каждого индивидуально обрабатывали...
Сегодня понимаешь: целью смешения было не исправление ошибок, не более точное следование курсу XX съезда, а захват власти, чтобы свернуть с этого курса...
Мотивы у участников Пленума были разные, а ошибка общая: вместо того чтобы исправить ошибки одной яркой личности, стоявшей во главе партии, мы сделали ставку на другую личность куда менее яркую. Подобные ошибки неизбежны, когда нет механизма критики руководства, направления его ошибок, а когда надо, его замены.
Беда в том, что опыт, навыки демократии тогда ещё были слабы. Пытаясь преодолеть груз прошлого, и мы, люди его окружения, были в значительной мере продуктом того прошлого и не позаботились, чтобы, расширяя рамки демократии, включить в процесс преобразований народ.
За этот половинчатый демократизм, не закреплённый к тому же никакими политическими гарантиями, всем нам, в том числе и пришлось поплатиться».
Укажите название периода, о котором идёт речь, год, когда состоялся названный в тексте Пленум, фамилию руководителя СССР, против которого были направлены решения Пленума.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рассмотрите схему и выполните задания
14. Укажите название военно-политического блока, в который в середине 1960-х гг. входили страны, заштрихованные на схеме. _______
15. Одной из цифр на схеме обозначена страна, никогда не входившая в военную организацию (военный блок), в которую в середине 1960-х гг. входили все остальные страны, обозначенные цифрами. Укажите название этой страны.
________________________
16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.
1) Испания в середине 1960-х гг. входила в один из противостоящих друг другу военных блоков.
2) На данной схеме отражён раскол Германии на два государства.
3) На схеме обозначены все страны, избравшие социалистический путь развития на период середины 1960-х гг.
4) Все страны, обозначенные на схеме цифрами, в годы Великой Отечественной войны были освобождены Красной армией или при её активном участии.
5) В настоящее время существуют оба военно-политических блока, противостоявших друг другу в период, показанный на схеме.
6) Данная схема характеризует международное положение, сложившееся в период «холодной войны».
Ответ: _______
17. После окончания Второй мировой войны в западных странах продолжились процессы демократизации: например, во Франции женщины получили избирательные права, в ряде стран расширялись права рабочих и служащих, расширялись уже имевшиеся демократические свободы, по демократическому пути развития пошли Западная Германия и Австрия. Многим казалось, что подобные процессы охватят и СССР. Демократические тенденции здесь проявились в первых выборах в Верховный Совет СССР, в выборах судей. Но вскоре политический режим ужесточился, и послевоенные годы получили название «апогей сталинизма». С чем связаны такие различия в послевоенном развитии западных стран и СССР? Приведите три объяснения.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________