СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СССР в 1945-1964 гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест "СССР в 1945-1964 гг"  для 11 класса. Оринтирован на ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«СССР в 1945»

СССР в 1945-1964 гг.

Ф.И. ________________________ I вариант

1. Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские со­бы­тия.

1) Карибский кризис

2) XX съезд КПСС

3) Корейская война




2. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между со­бы­ти­я­ми и го­да­ми.

СО­БЫ­ТИЯ

ГОДЫ

A) первый полет человека в космос

Б) указ об обя­зан­ных кре­стья­нах

B) со­зда­ние сов­нар­хо­зов

Г) окон­ча­тель­ное осво­бож­де­ние от ор­дын­ско­го ига

1) 1957 г.

2) 1842 г.

3) 1480 г.

4) 1961 г.

5) 1856 г.

6) 1380 г.


А

Б

В

Г






3. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к со­бы­ти­ям, яв­ле­ни­ям, про­ис­хо­див­шим в пе­ри­од 1953−1964 гг.

1) Вар­шав­ский до­го­вор 2) «Праж­ская весна» 3) Ка­риб­ский кри­зис 4) де­ста­ли­ни­за­ция

5) «от­те­пель» 6) ввод со­вет­ских войск в Аф­га­ни­стан

Ответ: ______

4. На­пи­ши­те про­пу­щен­ное слово.

Про­во­див­ший­ся с 1953 г. про­цесс вос­ста­нов­ле­ния в пра­вах, вос­ста­нов­ле­ния утра­чен­но­го доб­ро­го имени, от­ме­ны не­обос­но­ван­но­го об­ви­не­ния не­вин­но осуждённых в годы ста­лин­ских по­ли­ти­че­ских ре­прес­сий на­зы­ва­ет­ся ____________.

5. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фраг­мен­та­ми ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков и их крат­ки­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми.

ФРАГ­МЕН­ТЫ ИС­ТОЧ­НИ­КОВ

А) «ЦК ВКП(б) пред­ла­га­ет всем сек­ре­та­рям об­ласт­ных и кра­е­вых ор­га­ни­за­ций и всем об­ласт­ным, кра­е­вым и рес­пуб­ли­кан­ским пред­ста­ви­те­лям НКВД взять на учёт всех воз­вра­тив­ших­ся на ро­ди­ну ку­ла­ков и уго­лов­ни­ков с тем, чтобы наи­бо­лее враж­деб­ные из них были не­мед­лен­но аре­сто­ва­ны и были рас­стре­ля­ны в по­ряд­ке ад­ми­ни­стра­тив­но­го про­ве­де­ния их дел через трой­ки, а осталь­ные менее ак­тив­ные, но всё же враж­деб­ные эле­мен­ты были бы пе­ре­пи­са­ны и вы­сла­ны в рай­о­ны по ука­за­нию НКВД. ЦК ВКП (б) пред­ла­га­ет в пя­ти­днев­ный срок пред­ста­вить в ЦК со­став троек, а также ко­ли­че­ство под­ле­жа­щих рас­стре­лу, равно как и ко­ли­че­ство под­ле­жа­щих вы­сыл­ке».

Б) «Пле­нум Цен­траль­но­го Ко­ми­те­та КПСС ... рас­смот­рел во­прос об ан­ти­пар­тий­ной груп­пе Ма­лен­ко­ва, Ка­га­но­ви­ча, Мо­ло­то­ва, об­ра­зо­вав­шей­ся внут­ри Пре­зи­ди­у­ма ЦК КПСС. ... Тт. Ма­лен­ков, Ка­га­но­вич и Мо­ло­тов упор­но со­про­тив­ля­лись тем ме­ро­при­я­ти­ям, ко­то­рые про­во­дил Цен­траль­ный Ко­ми­тет и вся наша пар­тия по лик­ви­да­ции по­след­ствий куль­та лич­но­сти, по устра­не­нию до­пу­щен­ных в свое время на­ру­ше­ний ре­во­лю­ци­он­ной за­кон­но­сти и со­зда­нию таких усло­вий, ко­то­рые ис­клю­ча­ют воз­мож­ность по­вто­ре­ния их в даль­ней­шем».

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

1) От­ры­вок из до­ку­мен­та пе­ри­о­да 1930-х годов.

2) До­ку­мент от­но­сит­ся к со­бы­ти­ям «малой граж­дан­ской войны» в Рос­сии.

3) К со­бы­ти­ям, отражённым в до­ку­мен­те, пря­мое от­но­ше­ние имеет Н. И. Ежов.

4) Ре­ше­ния пар­тии, оформ­лен­ные до­ку­мен­том, вы­зва­ли ши­ро­кий об­ще­ствен­ный про­тест.

5) От­ры­вок из до­ку­мен­та пе­ри­о­да, когда во главе пар­тии на­хо­дил­ся Н. С. Хрущёв.

6) До­ку­мент от­ра­жа­ет со­бы­тия внут­ри­пар­тий­ной борь­бы за власть.

Фраг­мент А

Фраг­мент Б

 

 

 

 


6. Какие три из на­зван­ных по­ло­же­ний ха­рак­те­ри­зу­ют ста­лин­скую по­ли­ти­ку после войны?

1) борь­ба с кос­мо­по­ли­тиз­мом

2) ослаб­ле­ние на­жи­ма на де­рев­ню, сни­же­ние на­ло­гов с кол­хо­зов

3) ан­ти­се­мит­ская кам­па­ния, огра­ни­че­ние воз­мож­но­стей для твор­че­ской и ка­рьер­ной са­мо­ре­а­ли­за­ции ев­ре­ев

4) про­ве­де­ние ре­прес­сий среди мест­ных пар­тий­ных де­я­те­лей и эко­но­ми­стов

5) по­ощ­ре­ние раз­ви­тия са­мо­сто­я­тель­но­сти на­ци­о­наль­ных об­ра­зо­ва­ний в со­ста­ве СССР

6) по­ли­ти­ка от­ка­за от ро­та­ции (по­сто­ян­ной смены) пар­тий­ных и го­су­дар­ствен­ных кад­ров

Ответ: _____

7. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между со­вет­ски­ми пар­тий­ны­ми и го­су­дар­ствен­ны­ми де­я­те­ля­ми и за­ни­ма­е­мы­ми ими в 1940- 1950 х гг. по­ста­ми, ролью в по­ли­ти­че­ской жизни стра­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию вто­ро­го столб­ца.

 

ПАР­ТИЙ­НЫЕ И ГО­СУ­ДАР­СТВЕН­НЫЕ ДЕ­Я­ТЕ­ЛИ

ПОСТЫ, РОЛЬ В ПО­ЛИ­ТИ­КЕ В 1940–1950-х гг.

А) Л. П. Берия

Б) Н. А. Воз­не­сен­ский

В) В. М. Мо­ло­тов

Г) Г. К. Жуков

1) пред­се­да­тель Гос­пла­на СССР, ре­прес­си­ро­ван по «Ле­нин­град­ско­му делу»

2) Пер­вый сек­ре­тарь ЦК КПСС с 1953 по 1964 гг.

3) ми­нистр ино­стран­ных дел СССР, вы­сту­пил в 1957 г. про­тив Н. С. Хрущёва, за что был об­ви­нен в ан­ти­пар­тий­ной де­я­тель­но­сти

4) ми­нистр обо­ро­ны СССР 1955–1957 гг., сыг­рав­ший клю­че­вую роль в раз­гро­ме «Ан­ти­пар­тий­ной груп­пы» в 1957 г. и смещённый по об­ви­не­нию в бо­на­пар­тиз­ме

5) за­ме­сти­тель пред­се­да­те­ля Со­ве­та Ми­ни­стров СССР, ку­ри­ро­вав­ший ра­бо­ту МВД, ор­га­нов гос­бе­зо­пас­но­сти и обо­рон­ной про­мыш­лен­но­сти, в 1953 г. был аре­сто­ван и казнён

 

А

Б

В

Г





8. Про­чти­те от­ры­вок из вос­по­ми­на­ний и ука­жи­те о па­мят­ни­ке ка­ко­му го­су­дар­ствен­но­му де­я­те­лю, идет речь.

«В ос­но­ве самой жизни в фи­ло­соф­ском смыс­ле лежит про­ти­во­бор­ство двух начал, - при­выч­но вещал Не­из­вест­ный, - свет­ло­го - про­грес­сив­но­го, ди­на­мич­но­го, и тем­но­го - ре­ак­ци­он­но­го, ста­тич­но­го. Одно стре­мит­ся впе­ред, дру­гое тянет назад. Эта ос­нов­ная идея раз­ви­тия бытия очень хо­ро­шо под­хо­дит к об­ра­зу Ни­ки­ты Сер­ге­е­ви­ча. Он начал вы­во­дить нашу стра­ну из мрака, раз­об­ла­чил ста­лин­ские пре­ступ­ле­ния. Перед всеми нами за­брез­жил рас­свет, обе­щав­ший ско­рый вос­ход солн­ца. Свет стал раз­го­нять тьму....И по сей день во­круг па­мят­ни­ка много спо­ров: одним он нра­вит­ся, их боль­шин­ство; дру­гие ак­тив­но про­тив. Но глав­ное - никто не оста­ет­ся рав­но­душ­ным. Мы до­би­лись цели - на мо­ги­ле не­за­у­ряд­но­го че­ло­ве­ка встал столь же не­за­у­ряд­ный мо­ну­мент».

Ответ: ______

9. За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя пред­став­лен­ные в при­ведённом ниже спис­ке дан­ные.

Го­су­дар­ство

Год уста­нов­ле­ния ди­пло­ма­ти­че­ских

от­но­ше­ний с СССР (РСФСР)

Ру­ко­во­ди­тель в СССР (РСФСР)

ФРГ

__________(А)

__________(Б)

__________(В)

1933 г.

И. В. Ста­лин

КНДР

__________(Г)

__________(Д)

__________(Е)

1921 г.

В. И. Ленин


Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) 1955 г.

2) Аф­га­ни­стан

3) 1948 г.

4) 1979 г.

5) Из­ра­иль

6) США

7) Н. С. Хрущёв

8) Л. И. Бреж­нев

9) И. В. Ста­лин

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

10. Про­чти­те от­ры­вок из вос­по­ми­на­ний по­ли­ти­че­ско­го де­я­те­ля.

«Я вот уже сколь­ко лет на­хо­жусь на по­ло­же­нии не­ра­бо­та­ю­ще­го пен­си­о­не­ра: осо­бых дел у меня нет, в на­сто­я­щем и бу­ду­щем у меня осо­бых во­про­сов не воз­ник­нет, по­это­му я и живу ана­ли­зом прой­ден­но­го пути, а путь, прой­ден­ный мною, хо­ро­ший, и я его не толь­ко не сты­жусь, а гор­жусь им. Ка­риб­ский кри­зис яв­ля­ет­ся укра­ше­ни­ем нашей внеш­ней по­ли­ти­ки, в том числе моей как члена того кол­лек­ти­ва, ко­то­рый про­во­дил эту по­ли­ти­ку и до­бил­ся бле­стя­ще­го успе­ха для Кубы, не сде­лав ни еди­но­го вы­стре­ла. Как далее раз­ви­вал­ся кри­зис, когда мы при­ня­ли ре­ше­ние о том, что це­ле­со­об­раз­но по­ста­вить ра­ке­ты с атом­ны­ми за­ря­да­ми на тер­ри­то­рии Кубы и таким об­ра­зом по­ста­вить США перед фак­том, что если они ре­шат­ся вторг­нуть­ся на Кубу, то Куба будет иметь воз­мож­ность на­не­сти со­кру­ши­тель­ный от­вет­ный удар? Это был бы, ко­неч­но, не раз­гром США. Но им были бы на­не­се­ны очень боль­шие раз­ру­ше­ния. От­сю­да мы сде­ла­ли вывод, что эта пер­спек­ти­ва удер­жит власть иму­щих в США от втор­же­ния на Кубу. К та­ко­му вы­во­ду все мы при­шли после дву­крат­но­го или трёхкрат­но­го об­суж­де­ния моего пред­ло­же­ния».

Ис­поль­зуя от­ры­вок и зна­ния по ис­то­рии, вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке три вер­ных суж­де­ния.

1) Ав­то­ром вос­по­ми­на­ний яв­ля­ет­ся В. М. Мо­ло­тов.

2) Кри­зис, о ко­то­ром идёт речь в дан­ном от­рыв­ке, от­но­сит­ся ко вто­рой по­ло­ви­не 1950-х гг.

3) Кри­зис, о ко­то­ром идёт речь, уда­лось пре­одо­леть бла­го­да­ря вза­им­ным уступ­кам СССР и США.

4) Автор вос­по­ми­на­ний пишет, что ре­ше­ние о дей­стви­ях в усло­ви­ях кри­зи­са при­ни­ма­лось кол­лек­тив­но.

5) Автор утвер­жда­ет, что одной из целей дей­ствий со­вет­ско­го ру­ко­вод­ства в усло­ви­ях кри­зи­са яв­ля­лось раз­вя­зы­ва­ние войны про­тив США.

6) Ру­ко­во­ди­те­лем Кубы в пе­ри­од кри­зи­са яв­лял­ся Фи­дель Ка­ст­ро.

Ответ: _____

11. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ния

Ука­жи­те на­зва­ние во­ен­но-по­ли­ти­че­ско­го блока, в ко­то­рый в се­ре­ди­не 1960-х гг. вхо­ди­ли стра­ны, за­штри­хо­ван­ные на схеме. _______

12. Одной из цифр на схеме обо­зна­че­на стра­на, ни­ко­гда не вхо­див­шая в во­ен­ную ор­га­ни­за­цию (во­ен­ный блок), в ко­то­рую в се­ре­ди­не 1960-х гг. вхо­ди­ли все осталь­ные стра­ны, обо­зна­чен­ные циф­ра­ми. Ука­жи­те на­зва­ние этой стра­ны.

________________________________

13. Какие суж­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к со­бы­ти­ям, обо­зна­чен­ным на схеме, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести пред­ло­жен­ных.

1) Ис­па­ния в се­ре­ди­не 1960-х гг. вхо­ди­ла в один из про­ти­во­сто­я­щих друг другу во­ен­ных бло­ков.

2) На дан­ной схеме отражён рас­кол Гер­ма­нии на два го­су­дар­ства.

3) На схеме обо­зна­че­ны все стра­ны, из­брав­шие со­ци­а­ли­сти­че­ский путь раз­ви­тия на пе­ри­од се­ре­ди­ны 1960-х гг.

4) Все стра­ны, обо­зна­чен­ные на схеме циф­ра­ми, в годы Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны были осво­бож­де­ны Крас­ной ар­ми­ей или при её ак­тив­ном уча­стии.

5) В на­сто­я­щее время су­ще­ству­ют оба во­ен­но-по­ли­ти­че­ских блока, про­ти­во­сто­яв­ших друг другу в пе­ри­од, по­ка­зан­ный на схеме.

6) Дан­ная схема ха­рак­те­ри­зу­ет меж­ду­на­род­ное по­ло­же­ние, сло­жив­ше­е­ся в пе­ри­од «хо­лод­ной войны».

Ответ: _______

14. Какие суж­де­ния о дан­ной марке яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти пред­ло­жен­ных.

1) Во­ен­ный де­я­тель, изоб­ражённый на марке, под­верг­ся ре­прес­си­ям.

2) Во­ен­ный де­я­тель, изоб­ражённый на марке, ро­дил­ся в пе­ри­од прав­ле­ния в Рос­сии Ни­ко­лая II.

3) Со­бы­тия, изоб­ражённые на марке стрел­ка­ми, про­изо­шли в ходе Пер­вой ми­ро­вой войны.

4) Во­ен­ный де­я­тель, изоб­ражённый на марке, был участ­ни­ком Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны.

5) Дан­ная марка была вы­пу­ще­на в пе­ри­од ру­ко­вод­ства СССР Н. С. Хрущёва.

Ответ: __________________



15. Какие из со­вет­ских пла­ка­тов, пред­став­лен­ных ниже, от­но­сят­ся к тому же де­ся­ти­ле­тию, в ко­то­рое была вы­пу­ще­на марка, изоб­ражённая выше? В от­ве­те за­пи­ши­те две цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.



Ответ: _______

16. Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и крат­ко от­веть­те на во­про­сы, ис­поль­зуя ин­фор­ма­цию из ис­точ­ни­ка, а также ис­то­ри­че­ские зна­ний по курсу ис­то­рии со­от­вет­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да.

Из По­ста­нов­ле­ния ЦК ВКП(б) о жур­на­лах «Звез­да» и «Ле­нин­град».

«В жур­на­ле «Звез­да» за по­след­нее время… по­яви­лось много безы­дей­ных, идео­ло­ги­че­ски вред­ных про­из­ве­де­ний. Гру­бой ошиб­кой «Звез­ды» яв­ля­ет­ся предо­став­ле­ние ли­те­ра­тур­ной три­бу­ны пи­са­те­лю Зо­щен­ко, про­из­ве­де­ния ко­то­ро­го чужды со­вет­ской ли­те­ра­ту­ре… Из­вест­но, что Зо­щен­ко давно спе­ци­а­ли­зи­ро­вал­ся на пи­са­нии пу­стых, бес­со­дер­жа­тель­ных и пош­лых вещей, на про­по­ве­ди гни­лой безы­дей­но­сти, пош­ло­сти и апо­ли­тич­но­сти, рас­счи­тан­ных на то, чтобы дез­ори­ен­ти­ро­вать нашу мо­ло­дежь и отра­вить ее со­зна­ние.

…Плохо ве­дет­ся жур­нал «Ле­нин­град», ко­то­рый по­сто­ян­но предо­став­лял свои стра­ни­цы для пош­лых и кле­вет­ни­че­ских вы­ступ­ле­ний Зо­щен­ко, для пу­стых и апо­ли­ти­че­ских сти­хо­тво­ре­ний Ах­ма­то­вой. Как и ре­дак­ция «Звез­ды», ре­дак­ция «Ле­нин­гра­да» до­пу­сти­ла круп­ные ошиб­ки, опуб­ли­ко­вав ряд про­из­ве­де­ний, про­ник­ну­тых духом низ­ко­по­клон­ства по от­но­ше­нию ко всему ино­стран­но­му».

Ука­жи­те хро­но­ло­ги­че­ские рамки, на­зва­ние пе­ри­о­да, когда было при­ня­то по­ста­нов­ле­ние, фа­ми­лию ру­ко­во­ди­те­ля СССР в этот пе­ри­од.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



17. После окон­ча­ния Вто­рой ми­ро­вой войны сло­жи­лись усло­вия для со­хра­не­ния тес­но­го союза СССР с за­пад­ны­ми стра­на­ми (США и Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей) в ин­те­ре­сах предот­вра­ще­ния новой войны и борь­бы про­тив воз­мож­но­сти воз­рож­де­ния фа­шиз­ма. В таком духе де­ла­лись за­яв­ле­ния ли­де­ра­ми сразу после окон­ча­ния войны.

Но вско­ре про­зву­ча­ла речь У. Чер­чил­ля в Фул­то­не, и на­ча­лась «хо­лод­ная война» между быв­ши­ми со­юз­ни­ка­ми. При­ве­ди­те три объ­яс­не­ния та­ко­го по­во­ро­та со­бы­тий.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





СССР в 1945-1964 гг.

Ф.И. ________________________ II вариант

1. Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские со­бы­тия.

1) подавления выступления в Венгрии советскими войсками

2) начало освоения целины

3) Всемирный фестиваль молодёжи в Москве





2. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между со­бы­ти­я­ми и го­да­ми.

СО­БЫ­ТИЯ

ГОДЫ

A) Ку­ли­ков­ская битва

Б) тре­тий раз­дел Речи Поспо­ли­той

B) су­деб­ный про­цесс над по­этом И. Брод­ским

Г) запуск первого спутника земли

1) 1964 г.

2) 1223 г.

3) 1795 г.

4) 1957 г.

5) 1986 г.

6) 1380 г.


А

Б

В

Г






3. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к со­бы­ти­ям, яв­ле­ни­ям, про­ис­хо­див­шим в пе­ри­од 1945—1953 гг.

1) нота Кер­зо­на 2) «план Мар­шал­ла» 3) «док­три­на Трум­эна» 4) «хо­лод­ная война»

5) Ка­риб­ский кри­зис 6) Ко­рей­ская война

Ответ: ______

4. На­пи­ши­те тер­мин про­пу­щен­ный в пред­ло­же­нии. По­ли­ти­ка, ха­рак­те­ри­зу­е­мая уста­нов­кой на по­стро­е­ние ком­му­низ­ма в СССР в те­че­ние два­дца­ти бли­жай­ших лет, свя­за­на с пе­ри­о­дом ______________________.

5. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фраг­мен­та­ми ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков и их крат­ки­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми.

ФРАГ­МЕН­ТЫ ИС­ТОЧ­НИ­КОВ

А) «ЦК ВКП(б) пред­ла­га­ет всем сек­ре­та­рям об­ласт­ных и кра­е­вых ор­га­ни­за­ций и всем об­ласт­ным, кра­е­вым и рес­пуб­ли­кан­ским пред­ста­ви­те­лям НКВД взять на учёт всех воз­вра­тив­ших­ся на ро­ди­ну ку­ла­ков и уго­лов­ни­ков с тем, чтобы наи­бо­лее враж­деб­ные из них были не­мед­лен­но аре­сто­ва­ны и были рас­стре­ля­ны в по­ряд­ке ад­ми­ни­стра­тив­но­го про­ве­де­ния их дел через трой­ки, а осталь­ные менее ак­тив­ные, но всё же враж­деб­ные эле­мен­ты были бы пе­ре­пи­са­ны и вы­сла­ны в рай­о­ны по ука­за­нию НКВД. ЦК ВКП (б) пред­ла­га­ет в пя­ти­днев­ный срок пред­ста­вить в ЦК со­став троек, а также ко­ли­че­ство под­ле­жа­щих рас­стре­лу, равно как и ко­ли­че­ство под­ле­жа­щих вы­сыл­ке».

Б) «Пле­нум Цен­траль­но­го Ко­ми­те­та КПСС ... рас­смот­рел во­прос об ан­ти­пар­тий­ной груп­пе Ма­лен­ко­ва, Ка­га­но­ви­ча, Мо­ло­то­ва, об­ра­зо­вав­шей­ся внут­ри Пре­зи­ди­у­ма ЦК КПСС. ... Тт. Ма­лен­ков, Ка­га­но­вич и Мо­ло­тов упор­но со­про­тив­ля­лись тем ме­ро­при­я­ти­ям, ко­то­рые про­во­дил Цен­траль­ный Ко­ми­тет и вся наша пар­тия по лик­ви­да­ции по­след­ствий куль­та лич­но­сти, по устра­не­нию до­пу­щен­ных в свое время на­ру­ше­ний ре­во­лю­ци­он­ной за­кон­но­сти и со­зда­нию таких усло­вий, ко­то­рые ис­клю­ча­ют воз­мож­ность по­вто­ре­ния их в даль­ней­шем».

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

1) От­ры­вок из до­ку­мен­та пе­ри­о­да 1930-х годов.

2) До­ку­мент от­но­сит­ся к со­бы­ти­ям «малой граж­дан­ской войны» в Рос­сии.

3) К со­бы­ти­ям, отражённым в до­ку­мен­те, пря­мое от­но­ше­ние имеет Н. И. Ежов.

4) Ре­ше­ния пар­тии, оформ­лен­ные до­ку­мен­том, вы­зва­ли ши­ро­кий об­ще­ствен­ный про­тест.

5) От­ры­вок из до­ку­мен­та пе­ри­о­да, когда во главе пар­тии на­хо­дил­ся Н. С. Хрущёв.

6) До­ку­мент от­ра­жа­ет со­бы­тия внут­ри­пар­тий­ной борь­бы за власть.

Фраг­мент А

Фраг­мент Б

 

 

 

 


6. Какие три из пе­ре­чис­лен­ных по­ло­же­ний ха­рак­те­ри­зу­ют пе­ри­од «от­те­пе­ли»?

1) со­кра­ще­ние ко­ли­че­ства из­да­ва­е­мых газет и жур­на­лов

2) ре­а­би­ли­та­ция зна­чи­тель­ной части жертв по­ли­ти­че­ских ре­прес­сий

3) от­ме­на идео­ло­ги­че­ско­го кон­тро­ля в сфере куль­ту­ры

4) внут­ри­пар­тий­ная борь­ба за власть

5) вве­де­ние мно­го­пар­тий­но­сти

6) по­ли­ти­ка де­ста­ли­ни­за­ции

Ответ: _____

7. Про­чти­те от­ры­вок из вос­по­ми­на­ний и ука­жи­те фа­ми­лию ав­то­ра.

«Я видел не толь­ко бес­по­лез­ность, но и вред сов­ме­ще­ния по­стов, и я даже ссы­лал­ся: "Пред­ставь­те моё по­ло­же­ние, я кри­ти­ко­вал Ста­ли­на за сов­ме­ще­ние в одном лице двух таких от­вет­ствен­ных по­стов в го­су­дар­стве и в пар­тии, а те­перь сам…" Вы­но­шу этот во­прос на суд ис­то­ри­ков. Ска­за­лась моя сла­бость, а может быть, под­та­чи­вал меня внут­рен­ний чер­вя­чок, ослаб­ляя моё со­про­тив­ле­ние. Ещё до того, как я стал Пред­се­да­те­лем Со­ве­та Ми­ни­стров СССР, Бул­га­нин внёс пред­ло­же­ние на­зна­чить меня как пер­во­го сек­ре­та­ря ЦК КПСС Глав­но­ко­ман­ду­ю­щим во­оружёнными си­ла­ми. Тем более что в Пре­зи­ди­у­ме ЦК во­ен­ные во­про­сы, армия, во­ору­же­ние от­но­си­лись к моей епар­хии. Это про­изо­шло без пуб­ли­ка­ции в пе­ча­ти и было ре­ше­но су­гу­бо внут­рен­ним об­ра­зом, на слу­чай войны. Внут­ри во­оружённых сил об этом из­ве­сти­ли выс­ший ко­манд­ный со­став».

Ответ: _____

8. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между со­вет­ски­ми пар­тий­ны­ми и го­су­дар­ствен­ны­ми де­я­те­ля­ми и за­ни­ма­е­мы­ми ими в 1940-х гг. по­ста­ми, ролью в по­ли­ти­ке.

 

ФА­МИ­ЛИИ

ПОСТЫ, РОЛЬ в ПО­ЛИ­ТИ­КЕ в 1940-х гг.

A) Н.А. Воз­не­сен­ский

Б) Л. П. Берия

B) А. А. Куз­не­цов

Г) А. А. Жда­нов

1) пред­се­да­тель Гос­пла­на СССР, участ­ник эко­но­ми­че­ской дис­кус­сии , ре­прес­си­ро­ван­ный по «ле­нин­град­ско­му делу»

2) член По­лит­бю­ро ЦК ВКП(б), от­ве­чав­ший за идео­ло­гию, ини­ци­а­тор раз­гро­ма жур­на­лов «Звез­да» и «Ле­нин­град»

3) ми­нистр обо­ро­ны СССР

4) пер­вый сек­ре­тарь Ле­нин­град­ско­го об­ко­ма пар­тии, ре­прес­си­ро­ван­ный по «ле­нин­град­ско­му делу»

5) за­ме­сти­тель пред­се­да­те­ля Со­ве­та Ми­ни­стров СССР, ку­ри­ро­вав­ший ра­бо­ту МВД, ор­га­нов гос­бе­зо­пас­но­сти и обо­рон­ной про­мыш­лен­но­сти, в том числе атом­ный про­ект



А

Б

В

Г





9. За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя при­ведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных эле­мен­тов.

Меж­ду­на­род­ная ор­га­ни­за­ция

Год (годы) об­ра­зо­ва­ния

Одна из стран-учре­ди­тель­ниц ор­га­ни­за­ции

__________(А)

1955 г.

Поль­ша

НАТО

__________(Б)

Бель­гия

__________(В)

1991 г.

__________(Г)

Лига Наций

__________(Д)

__________(Е)


Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) ОВД

2) Тур­ция

3) СЭВ

4) Ве­ли­ко­бри­та­ния

5) Бе­ло­рус­сия

6) 1949 г.

7) 1955 г.

8) СНГ

9) 1919–1920 гг.

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

10. Про­чти­те от­ры­вок из вос­по­ми­на­ний члена по­лит­бю­ро ЦК КПСС.

«Це­ли­ну на­ча­ли осва­и­вать преж­де­вре­мен­но. Без­услов­но, это была не­ле­пость. В таком раз­ме­ре — аван­тю­ра. Я ни­ко­гда не был про­тив осво­е­ния це­ли­ны, хотя Хрущёв меня об­ви­нил глав­ным про­тив­ни­ком це­ли­ны. Но я с са­мо­го на­ча­ла был сто­рон­ни­ком осво­е­ния це­ли­ны в огра­ни­чен­ных мас­шта­бах. Вот у тебя мил­ли­он руб­лей, боль­ше нет, так от­дать их на це­ли­ну или уже в об­жи­тые рай­о­ны, где воз­мож­но­сти име­ют­ся? Я пред­ла­гал вло­жить эти день­ги в наше Не­чер­но­зе­мье, а це­ли­ну под­ни­мать по­сте­пен­но. Раз­бро­са­ли сред­ства − и этим не­множ­ко, и тем, а хлеб хра­нить негде, он гниёт, дорог нет, вы­вез­ти нель­зя. Хрущёв сразу: «О, ты про­тив це­ли­ны!» — «Да поз­воль, по­че­му про­тив це­ли­ны, но надо ж рас­счи­тать всё-таки, как же можно го­су­дар­ствен­ные дела так де­лать?» А Хрущёв нашёл идею и несётся, как сав­рас без узды! Стал раз­ма­хи­вать­ся, чуть ли не сорок или сорок пять мил­ли­о­нов гек­та­ров це­ли­ны от­грыз, но это не­по­силь­но, не­ле­по и не нужно, а если бы было пят­на­дцать или во­сем­на­дцать, ве­ро­ят­но, вышло бы боль­ше поль­зы. Боль­ше толку.

Я был про­тив сов­нар­хо­зов и на­пи­сал пись­мо в по­лит­бю­ро, что это дело не под­го­тов­ле­но. Но в нашей груп­пе не было един­ства, не было ни­ка­кой про­грам­мы. Мы толь­ко до­го­во­ри­лись его снять, а сами не были го­то­вы к тому, чтобы взять власть».

Ис­поль­зуя от­ры­вок, вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке три вер­ных суж­де­ния.

1) Кам­па­ния, о ко­то­рой идет речь в пер­вом аб­за­це от­рыв­ка, на­ча­лась в СССР во вто­рой по­ло­ви­не 1960-х гг.

2) Автор яв­лял­ся ак­тив­ным сто­рон­ни­ком во­вле­че­ния в сель­ско­хо­зяй­ствен­ный обо­рот 40–45 мил­ли­о­нов гек­та­ров не осва­и­вав­ших­ся ранее зе­мель.

3) Ор­га­ны тер­ри­то­ри­аль­но­го управ­ле­ния на­род­ным хо­зяй­ством СССР, упо­ми­на­е­мые в от­рыв­ке, были вве­де­ны по ини­ци­а­ти­ве ав­то­ра вос­по­ми­на­ний.

4) Часть средств, на­прав­лен­ных на осу­ществ­ле­ние кам­па­нии, о ко­то­рой идёт речь в пер­вом аб­за­це от­рыв­ка, по мне­нию ав­то­ра вос­по­ми­на­ний, сле­до­ва­ло пе­ре­на­пра­вить на подъём сель­ско­го хо­зяй­ства не­чер­нозёмных рай­о­нов ев­ро­пей­ской части стра­ны.

5) В пе­ри­од вре­ме­ни, когда СССР ру­ко­во­дил упо­мя­ну­тый в от­рыв­ке го­су­дар­ствен­ный де­я­тель, Крым­ская об­ласть была вклю­че­на в со­став Укра­ин­ской ССР.

6) Автор вос­по­ми­на­ний яв­лял­ся одним из чле­нов так на­зы­ва­е­мой «ан­ти­пар­тий­ной груп­пы», осу­ще­ствив­шей не­удач­ную по­пыт­ку сме­стить с долж­но­сти пер­во­го сек­ре­та­ря ЦК КПСС го­су­дар­ствен­но­го де­я­те­ля, упо­мя­ну­то­го в от­рыв­ке.

Ответ: _________

11. Какие суж­де­ния о дан­ном изоб­ра­же­нии яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти пред­ло­жен­ных.

1) Со­бы­тия, ко­то­рым по­свя­ще­на ка­ри­ка­ту­ра, про­изо­шли после Вто­рой ми­ро­вой войны.

2) Одну из стран на ка­ри­ка­ту­ре сим­во­ли­зи­ру­ет бо­ги­ня Аф­ро­ди­та.

3) В во­ен­ный блок, де­я­тель­но­сти ко­то­ро­го по­свя­ще­на дан­ная ка­ри­ка­ту­ра, в на­сто­я­щее время вхо­дят не­ко­то­рые стра­ны, ранее быв­шие со­юз­ны­ми рес­пуб­ли­ка­ми в со­ста­ве СССР.

4) Во­ен­ный блок, де­я­тель­но­сти ко­то­ро­го по­свя­ще­на дан­ная ка­ри­ка­ту­ра, был со­здан в ответ на со­зда­ние Ор­га­ни­за­ции Вар­шав­ско­го до­го­во­ра.

5) Ев­ро­пей­ская стра­на, сим­во­ли­че­ски изоб­ражённая на ка­ри­ка­ту­ре, дол­гое время вхо­ди­ла в со­став Рос­сий­ской им­пе­рии.

Ответ: _____

12. Ука­жи­те изоб­ра­же­ния объ­ек­тов, возведённых в том же веке, в ко­то­ром ев­ро­пей­ская стра­на, сим­во­ли­че­ски изоб­ражённая на ка­ри­ка­ту­ре, по­лу­чи­ла не­за­ви­си­мость. В от­ве­те за­пи­ши­те две цифры, под ко­то­рыми они ука­за­ны.

Ответ: ______



13. Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и крат­ко от­веть­те на во­про­сы, ис­поль­зуя ин­фор­ма­цию из ис­точ­ни­ка, а также ис­то­ри­че­ские зна­ний по курсу ис­то­рии со­от­вет­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да.

Из вос­по­ми­на­ний пред­ста­ви­те­ля выс­ше­го пар­тий­но-го­су­дар­ствен­но­го ру­ко­вод­ства СССР Г.И. Во­ро­но­ва.

«Всё это го­то­ви­лось при­мер­но год... Сам Бреж­нев в спис­ке чле­нов ЦК ста­вил про­тив каж­дой фа­ми­лии «плюсы» (кто готов под­дер­жать его в борь­бе...) и «ми­ну­сы». Каж­до­го ин­ди­ви­ду­аль­но об­ра­ба­ты­ва­ли...

Се­год­ня по­ни­ма­ешь: целью сме­ше­ния было не ис­прав­ле­ние оши­бок, не более точ­ное сле­до­ва­ние курсу XX съез­да, а за­хват вла­сти, чтобы свер­нуть с этого курса...

Мо­ти­вы у участ­ни­ков Пле­ну­ма были раз­ные, а ошиб­ка общая: вме­сто того чтобы ис­пра­вить ошиб­ки одной яркой лич­но­сти, сто­яв­шей во главе пар­тии, мы сде­ла­ли став­ку на дру­гую лич­ность куда менее яркую. По­доб­ные ошиб­ки не­из­беж­ны, когда нет ме­ха­низ­ма кри­ти­ки ру­ко­вод­ства, на­прав­ле­ния его оши­бок, а когда надо, его за­ме­ны.

Беда в том, что опыт, на­вы­ки де­мо­кра­тии тогда ещё были слабы. Пы­та­ясь пре­одо­леть груз про­шло­го, и мы, люди его окру­же­ния, были в зна­чи­тель­ной мере про­дук­том того про­шло­го и не по­за­бо­ти­лись, чтобы, рас­ши­ряя рамки де­мо­кра­тии, вклю­чить в про­цесс пре­об­ра­зо­ва­ний народ.

За этот по­ло­вин­ча­тый де­мо­кра­тизм, не за­креплённый к тому же ни­ка­ки­ми по­ли­ти­че­ски­ми га­ран­ти­я­ми, всем нам, в том числе и при­ш­лось по­пла­тить­ся».

Ука­жи­те на­зва­ние пе­ри­о­да, о ко­то­ром идёт речь, год, когда со­сто­ял­ся на­зван­ный в тек­сте Пле­нум, фа­ми­лию ру­ко­во­ди­те­ля СССР, про­тив ко­то­ро­го были на­прав­ле­ны ре­ше­ния Пле­ну­ма.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ния



14. Ука­жи­те на­зва­ние во­ен­но-по­ли­ти­че­ско­го блока, в ко­то­рый в се­ре­ди­не 1960-х гг. вхо­ди­ли стра­ны, за­штри­хо­ван­ные на схеме. _______

15. Одной из цифр на схеме обо­зна­че­на стра­на, ни­ко­гда не вхо­див­шая в во­ен­ную ор­га­ни­за­цию (во­ен­ный блок), в ко­то­рую в се­ре­ди­не 1960-х гг. вхо­ди­ли все осталь­ные стра­ны, обо­зна­чен­ные циф­ра­ми. Ука­жи­те на­зва­ние этой стра­ны.

________________________

16. Какие суж­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к со­бы­ти­ям, обо­зна­чен­ным на схеме, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести пред­ло­жен­ных.

1) Ис­па­ния в се­ре­ди­не 1960-х гг. вхо­ди­ла в один из про­ти­во­сто­я­щих друг другу во­ен­ных бло­ков.

2) На дан­ной схеме отражён рас­кол Гер­ма­нии на два го­су­дар­ства.

3) На схеме обо­зна­че­ны все стра­ны, из­брав­шие со­ци­а­ли­сти­че­ский путь раз­ви­тия на пе­ри­од се­ре­ди­ны 1960-х гг.

4) Все стра­ны, обо­зна­чен­ные на схеме циф­ра­ми, в годы Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны были осво­бож­де­ны Крас­ной ар­ми­ей или при её ак­тив­ном уча­стии.

5) В на­сто­я­щее время су­ще­ству­ют оба во­ен­но-по­ли­ти­че­ских блока, про­ти­во­сто­яв­ших друг другу в пе­ри­од, по­ка­зан­ный на схеме.

6) Дан­ная схема ха­рак­те­ри­зу­ет меж­ду­на­род­ное по­ло­же­ние, сло­жив­ше­е­ся в пе­ри­од «хо­лод­ной войны».

Ответ: _______



17. После окон­ча­ния Вто­рой ми­ро­вой войны в за­пад­ных стра­нах про­дол­жи­лись про­цес­сы де­мо­кра­ти­за­ции: на­при­мер, во Фран­ции жен­щи­ны по­лу­чи­ли из­би­ра­тель­ные права, в ряде стран рас­ши­ря­лись права ра­бо­чих и слу­жа­щих, рас­ши­ря­лись уже имев­ши­е­ся де­мо­кра­ти­че­ские сво­бо­ды, по де­мо­кра­ти­че­ско­му пути раз­ви­тия пошли За­пад­ная Гер­ма­ния и Ав­стрия. Мно­гим ка­за­лось, что по­доб­ные про­цес­сы охва­тят и СССР. Де­мо­кра­ти­че­ские тен­ден­ции здесь про­яви­лись в пер­вых вы­бо­рах в Вер­хов­ный Совет СССР, в вы­бо­рах судей. Но вско­ре по­ли­ти­че­ский режим уже­сто­чил­ся, и по­сле­во­ен­ные годы по­лу­чи­ли на­зва­ние «апо­гей ста­ли­низ­ма». С чем свя­за­ны такие раз­ли­чия в по­сле­во­ен­ном раз­ви­тии за­пад­ных стран и СССР? При­ве­ди­те три объ­яс­не­ния.



__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!