Тема «Участие граждан в политической жизни»
Тип урока: комбинированный
Цели урока: формирование гражданского сознания и самосознания учащихся по вопросу участия граждан в политической жизни государства.
Задачи:
Образовательная: сформировать знания учащихся о том, что такое референдум, выборы, какие органы власти задействованы в организации выборов, каковы их функции, кто может принимать участие в референдуме помочь учащимся получить конкретное представление о возможностях воздействиях гражданина на органы власти, на подготовку и принятие политических решений.
Развивающая: сформировать представления учащихся о политических демократических ценностях: демократическом политическом процессе, демократической политической культуре; развивать критическое мышление, развивать навыки самостоятельного поиска и анализа информации из дополнительных источников, умение вести диалог и находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.
Воспитательная: способствовать воспитанию гражданского долга, становлению политической и правовой культуры учащихся, их стремлению и готовности участвовать в перспективе в политической жизни государства.
Оборудование: Презентация, раздаточные материалы
Ход урока:
1. Проверка дом. задания.
1.Верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость от других государств отражает понятие
1) публичная власть
2) политическая власть
3) форма государства
4) государственный суверенитет
2.По форме государственно-территориального устройства государство может быть
1) монархическим или республиканским
2) унитарным или федеративным
3) демократическим или авторитарным
4) правовым или тоталитарным
3. Верны ли следующие суждения о демократии?
А. Демократические ценности могут сочетаться с культурными и историческими особенностями общества.
Б. Демократия может существовать только в республиканских государствах.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
4. В РФ законодательную деятельность осуществляет
1) Правительство РФ
2) Федеральное Собрание
3) Администрация Президента
4) Конституционный Суд
5.Верны ли следующие суждения о правовом государстве?
А. Высшая цель правового государства заключается в обеспечение прав человека.
Б. Право в правовом государстве ограничивает действия государства и его органов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
6. Закон ограничивает право граждан на свободу ассоциаций, если последние
1) представляют угрозу безопасности граждан
2) являются неформальными
3) создаются по инициативе граждан
4) защищают интересы граждан
Оценивание:
За каждый правильный ответ – 2 балла.
Максимум – 12 баллов.
10 – 12 баллов – 5
7 – 10 балов – 4
4 – 6 баллов – 3
1 – 3 балла - 2
2.Мотивация.
Тема сегодняшнего урока: «Участие граждан в политической жизни».
Сегодня на уроке мы с вами должны определить могут ли граждане участвовать в политической жизни, кто может участвовать в управлении делами государства и может ли рядовой гражданин влиять на политику.
Что такое политика?
Какие политические режимы вы знаете?
Какой политический режим в РФ?
III. Повторение ранее изученного.
- Давайте вспомним историю Древнего мира. Где в V веке до н. э. существовала ДЕМОКРАТИЯ?
В Древней Греции в V веке до н.э. уже существовала ДЕМОКРАТИЯ. Высшая власть принадлежала Народному Собранию, т.е. гражданам. Народ принимал участие в принятии Законов тоже путем голосования. Голосовали они черными и белыми камушками.
Работа с Конституцией РФ: с точки зрения Конституции, участие в политической жизни – право или обязанность граждан РФ?
Демократия в нашем государстве выражается в том, что россияне наделены правом активно влиять на жизнь своей страны. Наиболее важным проявлением участия граждан в жизни государства является выбор людей, которые будут разрабатывать законы и принимать важные решения для всей страны.
Во многих демократических странах современной Европы участие в выборах - не только политическое право, но и конституционная обязанность граждан.
Политическое участие- действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в органы власти.
Работа с документом: раздаточный материал – статьи 31, 32, 33 Конституции РФ.
Может ли рядовой гражданин влиять на политику? (да)
В нашей стране политическое участие – право или обязанность граждан? (право)
Можете ли вы принимать участие в политической жизни? (нет, с 18 лет)
Каким образом граждане нашей страны могут участвовать в политической жизни?
Участие в политической жизни
Выборы
Референдумы
Равный доступ к государственной службе и отправление правосудия
Обращения в органы власти
Собрания,
митинги, демонстрации
Теперь давайте обратимся более подробно узнаем о двух ведущих формах участия в политической жизни – референдуме и выборах.
Управление государством требует всестороннего знания положения в стране, высокого профессионализма в принятии законов. Поэтому граждане поручают эту работу своим представителям в законодательных органах.
Гражданам принадлежит право решать, кто именно будет представлять их интересы в процессе законотворческой деятельности. Такое решение они принимают на выборах.
Выборы – это процедура избрания кого-либо путем голосования.
Существует несколько уровней проведения выборов в РФ:
федеральный, региональный, местный.
Избирательное право граждан- конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.
В России избиратель – это гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом. Граждане России, проживающие или находящиеся за границей, обладают всеми избирательными правами.
Каждый гражданин, согласно Конституции РФ, имеет право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Если активное избирательное право возникает у граждан с 18 лет, то пассивное избирательное право наступает с более позднего возраста. Так, для избрания депутатом Государственной Думы или представительных органов государственной власти субъектов РФ необходимо достичь 21 года, для избрания на пост Президента РФ — 35 лет.
Теперь давайте поговорим о принципах избирательного права в России.
Основные принципы избирательного права в демократическом обществе. Запись в тетрадь:
Всеобщее право – все граждане не зависимо от пола, расы и т.д.
Равное право- каждый гражданин имеет один голос и вправе осуществить наравне с другими гражданами свое право голосовать, причем его голос (голоса) имеет такой же вес, как и голоса других избирателей.
Тайное голосование - вид голосования, при котором участники голосуют анонимно
Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.
Непосредственное участие в управлении делами государства граждане принимают и на референдуме.
Референдум - это всенародное голосование по проектам законов и другим вопросам государственного значения.
Порядок назначения референдума
Референдум назначает Президент Российской
Федерации, который направляет документы в
Конституционный Суд РФ с
запросом о соответствии референдума Конституции
РФ.
В бюллетене для голосования точно воспроизводится
формулировка вопроса и указываются варианты ответа
– «за» или «против», под которыми помещены пустые
квадраты. В одном из них гражданин и должен
поставить знак при голосовании. Референдум считается
состоявшимся, если в голосовании прияло участие
более половины граждан, имеющих право на
голосование
Ныне существующая Конституция РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993 г. (1 июля 2020 г Вопрос в бюллетене звучал следующим образом: «Вы одобряете изменения в Конституцию Российской Федерации?».
При этом главная поправка к Конституции была в отношении сроков действующего президента Владимира Путина, в результате которой произошло «обнуление» его президентских сроков, что дало возможность Путину выдвигаться на президентский пост ещё на два раза. При проведении референдума действуют те же принципы, что и при выборах.
О каких референдумах Вам еще известно???
16 марта 2014 г. в Крыму прошел референдум о дальнейшей судьбе региона. В бюллетень были внесены два вопроса: "Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?" и "Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?". Большинство проголосовавших (96,77%) высказались за воссоединение с Россией. По данным главы крымской комиссии по проведению референдума Михаила Малышева, явка составила 83,1%.
17 марта Верховный совет Крыма на основании результатов референдума принял постановление о независимости от Украины. Парламент также обратился с предложением о принятии Крыма в состав Российской Федерации в качестве субъекта.
18 марта президент России Владимир Путин, руководство Крыма и мэр города Севастополя подписали договор о вхождении Республики Крым и Севастополя в состав России.
(1774 года был подписан Кючук-Кайнарджийский мирный договор, завершивший русско-турецкую войну. Договор положил конец османскому господству над Крымом. 1783 подписан манифест Екатериной 2 о вхождении Крыма в состав Российской империи).
21 марта президент Владимир Путин подписал закон о ратификации договора о присоединении Крыма и Севастополя к России и федеральный конституционный закон о процедуре их вхождения в состав России.
Ратификация договора - это процесс придания юридической силы международному договору. Договор должен быть утвержден соответствующими органами власти государства. Такой договор до процедуры ратификации не имеет юридической силы.
Какие еще референдумы Вам известны??
27 сентября 2022 г.- Республики Донбасса, а также власти подконтрольных российским военным территорий Херсонской и Запорожской областей провели референдумы о вхождении в состав России.
Выборы и референдумы – это наиболее массовая форма участия граждан в управлении делами государства.
Практическая часть. Обсуждение ситуаций. Дискуссия.
Накануне выборов молодому человеку исполнилось 18 лет и ему предстоит принять участие в выборах. Он не стал себя утруждать долгим чтение предвыборной агитации и попросил помощи друга. Друг написал ему, за какую партию надо голосовать. Молодой человек сделал свой выбор. Согласны ли вы с молодым человеком?
В ряде демократических стран (Италия, Бельгия и др.) существует обязательное участие в выборах. Избирателей, не пришедших в день выборов на избирательный участок, привлекают к ответственности, в том числе и к уголовной. За уклонение с них взыскивается штраф. В Турции может наступить уголовная ответственность за постоянное уклонение от выборов. Согласны ли вы с такой позицией?
Гражданин не хочет принимать участие в выборах. Избирательная комиссия пришла к нему домой и требует, чтобы гражданин проголосовал. Согласны ли вы с действиями комиссии?
Какую проблему иллюстрируют данные ситуации?
(Политическая пассивность граждан, уклонение избирателей от участия в выборах, уклонение от участия в политической жизни)
Обществоведы дали четкое название данной позиции граждан:
Абсентеизм - уклонение от участия в выборах.
- Каковы на ваш взгляд причины абсентеизма? (отсутствие интереса к политической жизни. Пассивность, равнодушие.Отсутствие доверия к политикам. Неверие в проведение честных и справедливых выборов.Политическая неграмотность людей в стране. Низкая политическая и правовая культура)
Выдвиньте свои предложения, как повысить избирательную культуру граждан. (Чем раньше гражданин начнёт готовиться к роли избирателя, тем осознанней будет его гражданская позиция. Нужно помнить, что каждый человек может повлиять на исход выборов, любовь к своей стране, своей малой родине не оставит равнодушным к ее судьбе, поможет реализовать себя и в профессиональной и в общественной жизни).
Следующий пункт - Право на равный доступ к государственной службе.
Это означает, что каждый гражданин может занимать любую государственную должность без ограничений в зависимости от расы, национальности, пола, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Как вы понимаете «равный доступ»? Кто хочет, кто желает?
Граждане России имеют право участвовать в осуществлении, или, как говорят юристы, в отправлении, правосудия. Это не значит, что любой желающий гражданин может работать, например, в министерстве, областной администрации и т. п. Существует система конкурсов: требования к профессиональной подготовке, определённый порядок назначения на государственные должности.
Это право может быть реализовано путём занятия должностей в суде (при наличии соответствующего образования, стажа работы и т. п.), а также путём участия в правосудии в качестве присяжного заседателя.
Еще один пункт схемы. Обращение в органы власти.
(Заявления по различным поводам: пенсия, пропажа, нарушение прав, об улучшении деятельности государственной службы)
Обращения в органы власти могут быть направлены любым человеком (в том числе и несовершеннолетним, и иностранцем), а также группой лиц, общественной организацией.
Любая политическая деятельность может осуществляться лишь в рамках законов и демократических традиций.
К числу важнейших прав и свобод человека и гражданина принадлежит свобода собраний, митингов, демонстраций.
«Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».
На какие условия проведения митингов, собраний обращается особое внимание?
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»,
демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.
Митинг – это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Но существует «Опасность политического экстремизма»
Политический экстремизм (крайность) – подготовка и совершение действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации: захват или присвоение властных полномочий:
Создание незаконных банд формирований
Террористическая деятельность
Возбуждение расовой, национальной, религиозной розни
Массовые беспорядки
Вандализм
Выводы, подведение итогов, рефлексия.
Подведем итог нашему разговору. Совсем немного времени осталось до 18 лет, когда вы сможете принимать участие в политической жизни.
Каждый гражданин в зависимости от жизненных обстоятельств,
личных потребностей и возможностей выбирает себе конкретную
политическую роль: захочет или не захочет пойти на митинг или станет, к
примеру, участником какого-либо общественного движения. А, может быть,
кто-то ставит своей целью стать депутатом.
Не все, естественно, захотят сделать политику своей профессией. Да это и не обязательно. Но можно ли участие в политической жизни страны считать делом необязательным?
Убеждения и политические взгляды человека, знания и умения, опыт его участия в общественной жизни страны характеризует его политическую и правовую культуру.
Почему политика – дело каждого?
(Ответы обучающихся)
Приложение №1. Выдержки из Конституции РФ
Статья 31
Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 32
1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.
Статья 33
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Статья 29
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.)
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.)
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.)
Тест по теме: Политика и власть. Правовое государство
1.Верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость от других государств отражает понятие
1) публичная власть
2) политическая власть
3) форма государства
4) государственный суверенитет
2.По форме государственно-территориального устройства государство может быть
1) монархическим или республиканским
2) унитарным или федеративным
3) демократическим или авторитарным
4) правовым или тоталитарным
3. Верны ли следующие суждения о демократии?
А. Демократические ценности могут сочетаться с культурными и историческими особенностями общества.
Б. Демократия может существовать только в республиканских государствах.
1) верно только А
2) верно только Б
4. В РФ законодательную деятельность осуществляет
1) Правительство РФ
2) Федеральное Собрание
3) Администрация Президента
4) Конституционный Суд
5.Верны ли следующие суждения о правовом государстве?
А. Высшая цель правового государства заключается в обеспечение прав человека.
Б. Право в правовом государстве ограничивает действия государства и его органов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
6. Закон ограничивает право граждан на свободу ассоциаций, если последние
1) представляют угрозу безопасности граждан
2) являются неформальными
3) создаются по инициативе граждан
4) защищают интересы граждан
Тест по теме: Политика и власть. Правовое государство
1.Верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость от других государств отражает понятие
1) публичная власть
2) политическая власть
3) форма государства
4) государственный суверенитет
2.По форме государственно-территориального устройства государство может быть
1) монархическим или республиканским
2) унитарным или федеративным
3) демократическим или авторитарным
4) правовым или тоталитарным
3. Верны ли следующие суждения о демократии?
А. Демократические ценности могут сочетаться с культурными и историческими особенностями общества.
Б. Демократия может существовать только в республиканских государствах.
1) верно только А
2) верно только Б
4. В РФ законодательную деятельность осуществляет
1) Правительство РФ
2) Федеральное Собрание
3) Администрация Президента
4) Конституционный Суд
5.Верны ли следующие суждения о правовом государстве?
А. Высшая цель правового государства заключается в обеспечение прав человека.
Б. Право в правовом государстве ограничивает действия государства и его органов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
6. Закон ограничивает право граждан на свободу ассоциаций, если последние
1) представляют угрозу безопасности граждан
2) являются неформальными
3) создаются по инициативе граждан
4) защищают интересы граждан