йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъчсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсукенгшщзхъфывапролджэячс
Сталинская модернизация страны и ее особенности План-конспект открытого урока по истории Камбердиева И.В. |
Цели урока:
Охарактеризовать положительные и отрицательные стороны модернизации страны в 1930-е годы.
Показать влияние реформ 1930-х годов на социально- экономическое развитие СССР.
Способствовать развитию устной речи, активизации мыслительной деятельности учащихся, прививать интерес
к предмету.
Формировать культуру полемики, умение выслушивать
оппонента, терпимость к иной точке зрения.
Дать объективную оценку реформам 1930-х годов.
Оборудование:
карта «СССР в годы индустриализации»,
атласы по истории СССР ХХ в.,
Сборники документов по истории ХХ в.,
интернет-источники,
карточки с заданиями.
Литература:
учебник по истории России. 11 класс. Измозик В.С. РудникС.Н.
В.А.Карпов. КПСС в резолюциях т.1.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: беседа.
Ход урока.
Подготовительный этап.
Каждому ученику дается опережающее задание по подготовке и анализу конкретного вопроса.
Основной этап.
Обсуждаемые вопросы.
Индустриализация страны: плюсы и минусы.
Коллективизация страны: суровая необходимость или роковой просчет.
Культурная революция: положительное и отрицательное.
Политические репрессии в СССР: борьба за власть или бессмысленный террор.
Вводное слово учителя.
История нашей страны сложна и многогранна. Если бросить ретроспективный взгляд в наше прошлое, то мы увидим, что большое место в нем занимали различные реформы, будь-то реформы Избранной рады, реформы ПетраI или же реформы 60-70-х годов XIX века.
Вот и сегодня на слуху у всех «модернизация», которая в смысловом отношении тесно связана с понятием реформа. Мы слышим о модернизации экономики, культуры, образования, которая должна решить проблемы стоящие перед страной сегодня. В этом плане наша тема: «Сталинская модернизация страны и ее особенности» очень актуальна. Ведь в 1920-х гг. СССР также столкнулся с проблемами в экономике, культуре, политике, и по мнению многих историков довольно успешно решил эти проблемы. Однако различные аспекты сталинской модернизации и сегодня имеют неоднозначную оценку и трактовку среди историков и политиков. Поэтому наша цель в ходе сегодняшнего урока выявить: достижения и просчеты, плюсы и минусы, положительное и отрицательное в сталинской модернизации страны.
Участвуя в дискуссии, вы попробуете дать свою оценку реформам 1930-х годов. Не следует претендовать на абсолютную истину, но нужно стремиться приблизиться к ней. Может опыт старших поколений поможет нам решить сегодняшние проблемы.
Дискуссия – это полемика, спор, поэтому мы с вами будем совершенствовать культуру полемики, умение выслушивать оппонента, терпимость к иной точке зрения.
Итак, на прошлом уроке мы говорили и НЭПе.
Почему было решено перейти к новой экономической политике?
В чем ее новизна и сущность?
Денежная реформа периода НЭПа.
Что объединяло НЭП с политикой «военного коммунизма»?
Устанавливался ли НЭП «всерьез и надолго»?
Работа с заданием ЕГЭ (презентация, слайд 2).
В годы НЭПа была выдвинута идея гражданского мира. Что она из себя представляла?
Атеистическая политика большевиков. Так ли ново было отделение церкви от государства?
Два проекта объединения советских республик.
Образование СССР. Первая Советская Конституция.
Итоги НЭПа (большевики укрепили свою власть, СССР признали на мировой арене).
Производственные итоги НЭПа:
с 1927г. строительство Турксиба;
с 1926 г – закладка Сталинградского тракторного завода;
1927г. Днепрогэс;
план ГОЭЛРО (государственная комиссия по электрификации России, Кржижановский) дек.1920 г.;
к концу 20-х гг. электростанции давали в 2 ,5 раза электроэнергии, чем в царское время;
десятки шахт в Сибири и Донбассе;
если принять за 100% уровень промышленного производства в 1913 г., то в 1928 г. он составил в СССР –120 %, США –160 %, Германии –104%, Англии-90%.
Мог ли НЭП стать основой и вариантом модернизации?
Что делать? |
Бухарин, Рыков, Томский | Сталин |
Трансформация Нэпа в рыночную модель, развитие рыночных механизмов, уничтожение «ножниц цен», «правый уклон» | Форсированное строительство социализма в городе и деревне (индустриализация и коллективизация, уничтожение кулачества) |
Итак, в 30-е гг. ХХ в. в нашей стране продолжается модернизация, которая проводится государством и представляет собой особенный вариант ускоренной догоняющей модернизации в форме индустриализации и коллективизации.
Работа с терминами:
ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ - процесс создания крупного машинного производства и на этой основе переход от аграрного к индустриальному обществу.
КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ сельского хозяйства в СССР - массовое создание коллективных хозяйств (колхозов), осуществленное в кон. 1920-х — нач. 1930-х гг., сопровождавшееся ликвидацией единоличных хозяйств.
Источники модернизации
Предположите, что могло стать источниками для проведения модернизации?
Индустриализация в любой стране сложна и тяжела для населения из-за сокращения средств на нужды людей. Особенность индустриализации в СССР – отсутствие внешних резервов (нет притока внешних капиталов, внешних займов) и расчёт только на внутренние:
продажа ценностей государства;
хлебный экспорт (в условиях, когда страна на карточках);
займы у населения (1927 г.– 1 млрд. руб., в 1935 г. – 17 млрд.руб.);
повышение цен на винно-водочную продукцию ( к концу 1920-х гг. доход от водки достигал 1 млрд. руб., столько же давала промышленность);
с/х давало в фонд развития народного хозяйства 33% за первую пятилетку, во второй – 17 %, а промышленность в 1928-1932 гг. – 25%).
Презентация слайд 4
Главный источник - коллективизация с/х.
Презентация слайд 5
Позиция Сталина отражала тенденцию к безоглядному форсированию коллективизации. В основе этой позиции лежало пренебрежение к настроениям крестьянства, игнорирование его неготовности и нежелания отказаться от собственного мелкого хозяйства. Сталин оптимистически уверял, что на основе колхозного строя наша страна через три года станет самой хлебной страной в мире. И, выступая перед аграрниками-марксистами, он призывает насаждать колхозы, ликвидировать кулачество как класс, не пускать кулака в колхоз, сделать раскулачивание составной частью колхозного строительства: «необходимо сломить кулачество, ударить по кулачеству так, чтобы оно не могло больше подняться на ноги...».
Презентация слайд 6
30 января 1930 г.- Постановление СНК СССР о борьбе с кулацкими хозяйствами, начало массового раскулачивания.
2 марта 1930 г.- статья Сталина «Головокружение от успехов».
14 марта 1930 г.- Постановление ЦК «О борьбе с искривлениями партлинии в колхозном строительстве», после которого на короткий срок снизились темпы коллективизации.
Презентация слайды 7,8,9
Вывод: Если подходить к вопросу о раскулачивании с чисто экономических позиций, отбрасывая пока в сторону социальные, юридические, политические, нравственные проблемы, то сразу можно обратить внимание на два момента. Презентация слайд 10, 11
Раскулачивание означало устранение из деревни элемента хотя и содержащего капиталистический потенциал, но обладавшего навыками культурного хозяйствования. Даже брошенные в отдалённые, суровые, необжитые районы, бывшие спецпереселенцы сумели в удивительно короткие сроки создать коллективные хозяйства, оказавшиеся передовыми. Из их среды вышли талантливые руководители коллективного производства.
Сумма расходов по выселению и обустройству выселенных кулаков едва ли покрывалась конфискованным у них имуществом.
Презентация слайд 12 Кулаки – 3-4%,
процент раскулаченных – 15-20%
Почему?
Презентация слайд 13, 14
Вы думаете, это так давно и далеко было? Нет, это 30-е гг. XX в. Ещё не прошло ста лет. Вы – потомки этих людей. А теперь, давайте послушаем тех ребят, которые подготовили страничку «История моей семьи» (сообщения уч-ся).
Презентация слайд 15
Бездумная гонка темпов коллективизации, как уже говорилось, везде приводила к тяжёлым последствиям. В 1932—1933гг. пришел голод. На карте районы голодомора: Украина, Поволжье, Казахстан. Факты массового голода были скрыты от мировой и советской общественности, а сообщения о нём, появившиеся в зарубежной печати, опровергались. Предание гласности информации о голоде расценивалось сталинским руководством как «подрывная деятельность» и сурово наказывалось.
Презентация слайд 16, 17
Преодоление кризисной ситуации требовало огромных усилий и времени. Восстановление сельскохозяйственного производства началось в 1935 - 1937 гг. Стали увеличиваться урожаи, возобновился рост поголовья скота, улучшилась оплата труда. Сказывались результаты и технического перевооружения сельского хозяйства. В 1937 г. система машинно-тракторных станций (МТС) обслуживала 0,9 колхозов. Однако прирост производства за эти три года не покрыл потерь первых двух лет.
Итоги коллективизации – база и источник индустриализации.
Презентация слайд 18
На XIV съезде, в декабре 1925 года был взят курс на “социалистическую индустриализацию”, на усиление планово-директивного начала в строительстве социализма. Сталин и его сторонники сформулировали конечную цель индустриализации - превратить СССР из страны, ввозящую машины и оборудование, в страну, производящую машины и оборудование; «Догнать и перегнать Америку».
Презентация слайд 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26
За годы первых пятилеток была создана мощная индустриальная база страны в Западной Сибири и на ДВ, открыты и освоены нефтяные месторождения в Татарии и Сибири, появились новые отрасли промышленности - автомобильная, станкостроение, тракторная, автомобильная, авиационная, сельскохозяйственного машиностроения, химическая. К концу 30-х гг. СССР превратился в одну из немногих стран, способных производить все виды индустриальной продукции и обходиться без импорта товаров.
Презентация слайд 27, 28, 29, 30, 31, 32
Но какой ценой?
Презентация слайд 33, 34
А что вы знаете о передовиках первых пятилеток? Презентация слайд 35, 36, 37 (Беломорканал)
Презентация слайд 38, 39 Третье направление сталинской модернизации -
Культурная революция:
Стремление приобщить к достижениям культуры как можно более широкие массы населения, борьба с неграмотностью: создание ликбезов, изб – читален.
Идеологизация культуры, неприятие культурного развития предшествовавшего, дореволюционного этапа: разрушение храмов, памятников, высылка из страны инакомыслящих (философский пароход 1922г.), насаждение идеологического единообразия как предпосылки создания тоталитарного государства.
Основные мероприятия:
1918г. - Декларация о единой трудовой школе;
1919г. - Совнарком принял декрет о борьбе с безграмотностью. Все люди возрасте от 8 до 50 лет должны были обучиться грамоте на родном или русском языке;
1921г. – образование Государственного ученого совета;
1923г – было организовано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность» (М.И.Калинин);
30 г. – всеобщее начальное образование (вводились 4-летнее начальное образование, обязательное 7-летнее образование).
Работа с заданием ЕГЭ (презентация, слайд 40).
Обобщающее слово учителя.
Презентация слайд 41
В ходе урока мы с Вами рассмотрели основные итоги сталинской модернизации страны. Индустриализация, коллективизация, культурная революция способствовали росту производительных сил страны. СССР тогда сделал экономический рывок это очевидно. Вопрос о цене этого рывка еще долгое время будет предметом споров. Политические репрессии также еще будут предметом политических баталий. Думается, что нынешнее поколение постепенно переосмыслит опыт старших поколений
и сделает соответствующие выводы.
Подобная модернизация, проведённая таким способом, была возможна только при одном условии, каком?
Тоталитаризм. Эта тема нашего следующего урока.
Презентация слайд 42
Домашнее задание §19.