СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сталинская модернизация

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал поможет учителю не только ярко и красочно провести урок по означенной теме, но и продолжить работу по подготовке учащихся к выпускному экзамену в формате ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«конспект урока Сталинская модернизация»


йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъчсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсукенгшщзхъфывапролджэячс



Сталинская модернизация страны и ее особенности


План-конспект открытого урока по истории



Камбердиева И.В.





Цели урока:

  1. Охарактеризовать положительные и отрицательные стороны модернизации страны в 1930-е годы.

  2. Показать влияние реформ 1930-х годов на социально- экономическое развитие СССР.

  3. Способствовать развитию устной речи, активизации мыслительной деятельности учащихся, прививать интерес

к предмету.

  1. Формировать культуру полемики, умение выслушивать

оппонента, терпимость к иной точке зрения.

  1. Дать объективную оценку реформам 1930-х годов.

Оборудование:

  • карта «СССР в годы индустриализации»,

  • атласы по истории СССР ХХ в.,

  • Сборники документов по истории ХХ в.,

  • интернет-источники,

  • карточки с заданиями.


Литература:

  • учебник по истории России. 11 класс. Измозик В.С. РудникС.Н.

  • В.А.Карпов. КПСС в резолюциях т.1.


Тип урока: комбинированный.

Форма урока: беседа.

Ход урока.


Подготовительный этап.

Каждому ученику дается опережающее задание по подготовке и анализу конкретного вопроса.

Основной этап.


Обсуждаемые вопросы.


  1. Индустриализация страны: плюсы и минусы.

  2. Коллективизация страны: суровая необходимость или роковой просчет.

  3. Культурная революция: положительное и отрицательное.

  4. Политические репрессии в СССР: борьба за власть или бессмысленный террор.


Вводное слово учителя.

История нашей страны сложна и многогранна. Если бросить ретроспективный взгляд в наше прошлое, то мы увидим, что большое место в нем занимали различные реформы, будь-то реформы Избранной рады, реформы ПетраI или же реформы 60-70-х годов XIX века.

Вот и сегодня на слуху у всех «модернизация», которая в смысловом отношении тесно связана с понятием реформа. Мы слышим о модернизации экономики, культуры, образования, которая должна решить проблемы стоящие перед страной сегодня. В этом плане наша тема: «Сталинская модернизация страны и ее особенности» очень актуальна. Ведь в 1920-х гг. СССР также столкнулся с проблемами в экономике, культуре, политике, и по мнению многих историков довольно успешно решил эти проблемы. Однако различные аспекты сталинской модернизации и сегодня имеют неоднозначную оценку и трактовку среди историков и политиков. Поэтому наша цель в ходе сегодняшнего урока выявить: достижения и просчеты, плюсы и минусы, положительное и отрицательное в сталинской модернизации страны.

Участвуя в дискуссии, вы попробуете дать свою оценку реформам 1930-х годов. Не следует претендовать на абсолютную истину, но нужно стремиться приблизиться к ней. Может опыт старших поколений поможет нам решить сегодняшние проблемы.

Дискуссия – это полемика, спор, поэтому мы с вами будем совершенствовать культуру полемики, умение выслушивать оппонента, терпимость к иной точке зрения.


Итак, на прошлом уроке мы говорили и НЭПе.

  • Почему было решено перейти к новой экономической политике?

  • В чем ее новизна и сущность?

  • Денежная реформа периода НЭПа.

  • Что объединяло НЭП с политикой «военного коммунизма»?

  • Устанавливался ли НЭП «всерьез и надолго»?

  • Работа с заданием ЕГЭ (презентация, слайд 2).

  • В годы НЭПа была выдвинута идея гражданского мира. Что она из себя представляла?

  • Атеистическая политика большевиков. Так ли ново было отделение церкви от государства?

  • Два проекта объединения советских республик.

  • Образование СССР. Первая Советская Конституция.

  • Итоги НЭПа (большевики укрепили свою власть, СССР признали на мировой арене).


Производственные итоги НЭПа:

  • с 1927г. строительство Турксиба;

  • с 1926 г – закладка Сталинградского тракторного завода;

  • 1927г. Днепрогэс;

  • план ГОЭЛРО (государственная комиссия по электрификации России, Кржижановский) дек.1920 г.;

  • к концу 20-х гг. электростанции давали в 2 ,5 раза электроэнергии, чем в царское время;

  • десятки шахт в Сибири и Донбассе;

  • если принять за 100% уровень промышленного производства в 1913 г., то в 1928 г. он составил в СССР –120 %, США –160 %, Германии –104%, Англии-90%.

Мог ли НЭП стать основой и вариантом модернизации?


Что делать?

Бухарин, Рыков, Томский

Сталин

Трансформация Нэпа в рыночную модель, развитие рыночных механизмов, уничтожение «ножниц цен», «правый уклон»

Форсированное строительство социализма в городе и деревне (индустриализация и коллективизация, уничтожение кулачества)


  • Почему победу одержала сталинская версия модернизации? Презентация слайд 3

Итак, в 30-е гг. ХХ в. в нашей стране продолжается модернизация, которая проводится государством и представляет собой особенный вариант ускоренной догоняющей модернизации в форме индустриализации и коллективизации.


Работа с терминами:


ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ - процесс создания крупного машинного производства и на этой основе переход от аграрного к индустриальному обществу.

КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ сельского хозяйства в СССР - массовое создание коллективных хозяйств (колхозов), осуществленное в кон. 1920-х — нач. 1930-х гг., сопровождавшееся ликвидацией единоличных хозяйств.


Источники модернизации


Предположите, что могло стать источниками для проведения модернизации?


Индустриализация в любой стране сложна и тяжела для населения из-за сокращения средств на нужды людей. Особенность индустриализации в СССР – отсутствие внешних резервов (нет притока внешних капиталов, внешних займов) и расчёт только на внутренние:

  • продажа ценностей государства;

  • хлебный экспорт (в условиях, когда страна на карточках);

  • займы у населения (1927 г.– 1 млрд. руб., в 1935 г. – 17 млрд.руб.);

  • повышение цен на винно-водочную продукцию ( к концу 1920-х гг. доход от водки достигал 1 млрд. руб., столько же давала промышленность);

  • с/х давало в фонд развития народного хозяйства 33% за первую пятилетку, во второй – 17 %, а промышленность в 1928-1932 гг. – 25%).

Презентация слайд 4

Главный источник - коллективизация с/х.

Презентация слайд 5

Позиция Сталина отражала тенденцию к безоглядному форсированию коллективизации. В основе этой позиции лежало пренебрежение к настроениям крестьянства, игнорирование его неготовности и нежелания отказаться от собственного мелкого хозяйства. Сталин оптимистически уверял, что на основе колхозного строя наша страна через три года станет самой хлебной страной в мире. И, выступая перед аграрниками-марксистами, он призывает насаждать колхозы, ликвидировать кулачество как класс, не пускать кулака в колхоз, сделать раскулачивание составной частью колхозного строительства: «необходимо сломить кулачество, ударить по кулачеству так, чтобы оно не могло больше подняться на ноги...».

Презентация слайд 6

30 января 1930 г.- Постановление СНК СССР о борьбе с кулацкими хозяйствами, начало массового раскулачивания.

2 марта 1930 г.- статья Сталина «Головокружение от успехов».

14 марта 1930 г.- Постановление ЦК «О борьбе с искривлениями партлинии в колхозном строительстве», после которого на короткий срок снизились темпы коллективизации.

Презентация слайды 7,8,9

Вывод: Если подходить к вопросу о раскулачивании с чисто экономических позиций, отбрасывая пока в сторону социальные, юридические, политические, нравственные проблемы, то сразу можно обратить внимание на два момента. Презентация слайд 10, 11

  1. Раскулачивание означало устранение из деревни элемента хотя и содержащего капиталистический потенциал, но обладавшего навыками культурного хозяйствования. Даже брошенные в отдалённые, суровые, необжитые районы, бывшие спецпереселенцы сумели в удивительно короткие сроки создать коллективные хозяйства, оказавшиеся передовыми. Из их среды вышли талантливые руководители коллективного производства.

  2. Сумма расходов по выселению и обустройству выселенных кулаков едва ли покрывалась конфискованным у них имуществом.


Презентация слайд 12 Кулаки – 3-4%,
процент раскулаченных – 15-20%

Почему?

Презентация слайд 13, 14


Вы думаете, это так давно и далеко было? Нет, это 30-е гг. XX в. Ещё не прошло ста лет. Вы – потомки этих людей. А теперь, давайте послушаем тех ребят, которые подготовили страничку «История моей семьи» (сообщения уч-ся).

Презентация слайд 15


Бездумная гонка темпов коллективизации, как уже говорилось, везде приводила к тяжёлым последствиям. В 1932—1933гг. пришел голод. На карте районы голодомора: Украина, Поволжье, Казахстан. Факты массового голода были скрыты от мировой и советской общественности, а сообщения о нём, появившиеся в зарубежной печати, опровергались. Предание гласности информации о голоде расценивалось сталинским руководством как «подрывная деятельность» и сурово наказывалось.

Презентация слайд 16, 17

Преодоление кризисной ситуации требовало огромных усилий и времени. Восстановление сельскохозяйственного производства началось в 1935 - 1937 гг. Стали увеличиваться урожаи, возобновился рост поголовья скота, улучшилась оплата труда. Сказывались результаты и технического перевооружения сельского хозяйства. В 1937 г. система машинно-тракторных станций (МТС) обслуживала 0,9 колхозов. Однако прирост производства за эти три года не покрыл потерь первых двух лет.


Итоги коллективизации – база и источник индустриализации.


Презентация слайд 18


На XIV съезде, в декабре 1925 года был взят курс на “социалистическую индустриализацию”, на усиление планово-директивного начала в строительстве социализма. Сталин и его сторонники сформулировали конечную цель индустриализации - превратить СССР из страны, ввозящую машины и оборудование, в страну, производящую машины и оборудование; «Догнать и перегнать Америку».

Презентация слайд 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26

За годы первых пятилеток была создана мощная индустриальная база страны в Западной Сибири и на ДВ, открыты и освоены нефтяные месторождения в Татарии и Сибири, появились новые отрасли промышленности - автомобильная, станкостроение, тракторная, автомобильная, авиационная, сельскохозяйственного машиностроения, химическая. К концу 30-х гг. СССР превратился в одну из немногих стран, способных производить все виды индустриальной продукции и обходиться без импорта товаров.

Презентация слайд 27, 28, 29, 30, 31, 32

Но какой ценой?

Презентация слайд 33, 34


  • А что вы знаете о передовиках первых пятилеток? Презентация слайд 35, 36, 37 (Беломорканал)



Презентация слайд 38, 39 Третье направление сталинской модернизации -

Культурная революция:

  1. Стремление приобщить к достижениям культуры как можно более широкие массы населения, борьба с неграмотностью: создание ликбезов, изб – читален.

  2. Идеологизация культуры, неприятие культурного развития предшествовавшего, дореволюционного этапа: разрушение храмов, памятников, высылка из страны инакомыслящих (философский пароход 1922г.), насаждение идеологического единообразия как предпосылки создания тоталитарного государства.


Основные мероприятия:

  1. 1918г. - Декларация о единой трудовой школе;

  2. 1919г. - Совнарком принял декрет о борьбе с безграмотностью. Все люди возрасте от 8 до 50 лет должны были обучиться грамоте на родном или русском языке;

  3. 1921г. – образование Государственного ученого совета;

  4. 1923г – было организовано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность» (М.И.Калинин);

  5. 30 г. – всеобщее начальное образование (вводились 4-летнее начальное образование, обязательное 7-летнее образование).


Работа с заданием ЕГЭ (презентация, слайд 40).



Обобщающее слово учителя.

Презентация слайд 41


В ходе урока мы с Вами рассмотрели основные итоги сталинской модернизации страны. Индустриализация, коллективизация, культурная революция способствовали росту производительных сил страны. СССР тогда сделал экономический рывок это очевидно. Вопрос о цене этого рывка еще долгое время будет предметом споров. Политические репрессии также еще будут предметом политических баталий. Думается, что нынешнее поколение постепенно переосмыслит опыт старших поколений

и сделает соответствующие выводы.


Подобная модернизация, проведённая таким способом, была возможна только при одном условии, каком?


Тоталитаризм. Эта тема нашего следующего урока.

Презентация слайд 42

Домашнее задание §19.

Просмотр содержимого презентации
«презентация»

Сталинская модернизация страны и ее особенности

Сталинская модернизация страны и ее особенности

ЕГЭ, задание 18. Выбрать 2 верных суждения:

ЕГЭ, задание 18. Выбрать 2 верных суждения:

  • Карикатура посвящена событиям 1920-х гг.
  • Карикатура посвящена событиям борьбы И.В. Сталина с троцкистской оппозицией.
  • Автор поддерживает нэп.
  • Политический деятель, изображенный на карикатуре, занимал пост Председателя СНК СССР.
  • Политический деятель, изображенный на карикатуре, участвовал в отстранении от власти Н.С. Хрущева в 1964 г.
Причины отказа от НЭПа

Причины отказа от НЭПа

  • Проблема совместимости нэпа и коммунистической идеологии.
  • Возможность «мелкобуржуазного перерождения» Советской власти.
  • Проблемы реконструкции крупной промышленности.
  • Рост безработицы.
  • Выдвижение лозунга (1926 г.) – «Догнать и перегнать капиталистический мир».
Источники финансирования Доходы легкой промышленности и сельского хозяйства Доходы от внешней торговли Использование принудительного труда ГУЛАГа (Главное Управление лагерей) Вывоз нефти, золота, леса, распродажа сокровищ музеев и храмов Введение карточной системы и подписка на государственные займы ( привели к уменьшению зарплаты вдвое)

Источники

финансирования

Доходы легкой промышленности

и сельского хозяйства

Доходы от внешней торговли

Использование принудительного труда ГУЛАГа (Главное Управление лагерей)

Вывоз нефти, золота, леса, распродажа сокровищ музеев и храмов

Введение карточной системы и подписка на государственные займы ( привели к уменьшению зарплаты вдвое)

Коллективизация -политика насильственного преобразования сельского хозяйства в СССР в конце 20-30 годов на основе раскулачивания и насаждения колхозов, огосударствления значительной части крестьянской собственности Цели коллективизации Огосударствление сельскохозяйственного производства Получение средств на индустриализацию Централизованное управление сельским хозяйством «Ликвидация кулачества как класс»

Коллективизация -политика насильственного преобразования сельского хозяйства в СССР в конце 20-30 годов на основе раскулачивания и насаждения колхозов, огосударствления значительной части крестьянской собственности

Цели коллективизации

Огосударствление сельскохозяйственного производства

Получение средств на

индустриализацию

Централизованное управление сельским

хозяйством

«Ликвидация кулачества

как класс»

СССР к 1929 году : (крестьянский вопрос) Население около 160 млн. чел.  80% - крестьянство - 26 млн. хоз-в.  - 8.5 млн. бедняцких хоз-в.  - 15 млн. середняцких хоз–в.  - свыше 1 млн. кулацких хоз–в.

СССР к 1929 году : (крестьянский вопрос)

Население около 160 млн. чел.

80% - крестьянство - 26 млн. хоз-в.

- 8.5 млн. бедняцких хоз-в.

- 15 млн. середняцких хоз–в.

- свыше 1 млн. кулацких хоз–в.

Агитация в печати и устно Раскулачивание: конфискация имущества, построек, средств производства в пользу колхозов . Средства и методы коллективизации Выселение кулачества из родных мест. Создание м ашинно- т ракторных с танций

Агитация в печати и устно

Раскулачивание: конфискация имущества, построек, средств производства в пользу колхозов .

Средства и методы коллективизации

Выселение кулачества из родных мест.

Создание

м ашинно- т ракторных с танций

Меры борьбы с кулачеством 3-категория 2-категория Высылать в Высылать за пределы отдаленные колхоза на местности новые СССР.  земли. 1-категория. Отправлять в концлагеря

Меры борьбы с кулачеством

3-категория

2-категория

Высылать в

Высылать

за пределы

отдаленные

колхоза на

местности

новые

СССР.

земли.

1-категория.

Отправлять

в концлагеря

Семья «кулака» на выселение.

Семья «кулака» на выселение.

Изъятие из деревни хлеба привело к страшному голоду 1932 – 33 гг., разразившемуся во многих районах СССР. В тот период, по минимальным подсчетам, погибло 2,5 млн. человек.

Изъятие из деревни хлеба привело к страшному голоду 1932 – 33 гг., разразившемуся во многих районах СССР. В тот период, по минимальным подсчетам, погибло 2,5 млн. человек.

Ради чего жертвы? 1928 Вся посевная площадь млн. га 1932 113 Валовой сбор зерновых млн. тонн % 134,4 Урожайность, ц 1 га 73,3 7,9 +19 69,9 Производство мяса млн. тонн Рост(+), снижение(-) Производство молока млн. тонн 4,9 -5 7,0 -13 2,8 31,0 -43 20,3 -33

Ради чего жертвы?

1928

Вся посевная площадь млн. га

1932

113

Валовой сбор зерновых млн. тонн

%

134,4

Урожайность, ц 1 га

73,3

7,9

+19

69,9

Производство мяса млн. тонн

Рост(+), снижение(-)

Производство молока млн. тонн

4,9

-5

7,0

-13

2,8

31,0

-43

20,3

-33

Последствия - + Отвлечение огромных средств от развития с/х производства Созданы условия для индустриального скачка Отчуждение крестьян от собственности и результатов труда, ликвидация экономических стимулов в с/х. Обретена независимость от импорта важных с/х культур Массовый «уход» крестьян из деревни, дефицит рабочей силы Дополнительные рабочие руки в город Укрепление социальной базы сталинской диктатуры Повысился уровень механизации с/х труда

Последствия

-

+

Отвлечение огромных средств от развития с/х производства

Созданы условия для индустриального скачка

Отчуждение крестьян от собственности и результатов труда, ликвидация экономических стимулов в с/х.

Обретена независимость от импорта важных с/х культур

Массовый «уход» крестьян из деревни, дефицит рабочей силы

Дополнительные рабочие руки в город

Укрепление социальной базы сталинской диктатуры

Повысился уровень механизации с/х труда

В декабре 1925 г. состоялся XIV съезд правящей партии, который сформулировал главную задачу индустриализации: превратить СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую машины и оборудование, чтобы в обстановке капиталистического окружения СССР представлял собой экономически самостоятельное государство, строящее социализм. XIV съезд ВКП(б)

В декабре 1925 г. состоялся XIV съезд правящей партии, который сформулировал главную задачу индустриализации: превратить СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую машины и оборудование, чтобы в обстановке капиталистического окружения СССР представлял собой экономически самостоятельное государство, строящее социализм.

XIV съезд ВКП(б)

Причины индустриализации

Причины индустриализации

  • Технико-экономическая отсталость СССР. Зависимость Советского Союза от импорта машин и оборудования, это приводило к ослаблению обороноспособности страны. Сложная международная обстановка.
  • Технико-экономическая отсталость СССР.
  • Зависимость Советского Союза от импорта машин и оборудования, это приводило к ослаблению обороноспособности страны.
  • Сложная международная обстановка.
цели индустриализации

цели индустриализации

  • Преодоление технико-экономической отсталости;
  • достижение экономической независимости;
  • создание мощной тяжелой и оборонной промышленности;
  • формирование машинно-технической базы в сельском хозяйстве для проведения коллективизации.
Социализм предусматривал планирование экономики. Пятилетка – пятилетний план социально-экономического и политического развития СССР, утверждаемый съездами Советов, позднее съездами партии. Первая пятилетка - 1928-1932 Вторая пятилетка - 1933-1937

Социализм предусматривал

планирование экономики.

Пятилетка – пятилетний план

социально-экономического и политического

развития СССР, утверждаемый съездами

Советов, позднее съездами партии.

Первая пятилетка -

1928-1932

Вторая пятилетка -

1933-1937

Первый  пятилетний план 1929 -1932 гг. 2 плана: отправной (при неблагоприятных условиях) и оптимальный (при max благоприятных условиях)

Первый пятилетний план 1929 -1932 гг.

2 плана:

отправной (при неблагоприятных условиях)

и оптимальный (при max благоприятных условиях)

  • Через два года был увеличен.
  • Создание 1235 (1500) предприятий.
  • Лозунг – «Техника решает всё!»
Документ В феврале 1931 г. И. В. Сталин заявил: «Нельзя снижать темпы! Наоборот, по мере сил и возможностей их надо увеличивать... Задержать темпы — это значит отстать. А отсталых бьют. Но мы не хотим оказаться битыми. История старой России состояла, между прочим, в том, что ее непрерывно били за отсталость... Мы отстали от передовых стран на 50—100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».

Документ

В феврале 1931 г. И. В. Сталин заявил:

«Нельзя снижать темпы! Наоборот, по мере сил и возможностей их надо увеличивать... Задержать темпы — это значит отстать. А отсталых бьют. Но мы не хотим оказаться битыми. История старой России состояла, между прочим, в том, что ее непрерывно били за отсталость... Мы отстали от передовых стран на 50—100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».

  • Чем обосновывал Сталин необходимость ускоренного развития промышленности?
  • Оцените характер его аргументов.
  • Какие соображения лежали в их основе — экономической или политической целесообразности?
В конце 1932 года было объявлено об успешном и  досрочном выполнении I пятилетки за 4 года и 3 месяца.

В конце 1932 года было объявлено об успешном и досрочном выполнении I пятилетки за 4 года и 3 месяца.

Итоги первой  пятилетки

Итоги первой пятилетки

  • Днепрогэс
  • Магнитогорский, Кузнецкий и Запорожский металлургический комбинаты
  • Сталинградский тракторный завод
  • Московский и Горьковский автозаводы
  • Уралмаш
  • 12,5 млн. новых рабочих, в т.ч. из деревни 8 млн. чел.
  • Социалистическое соревнование с 1929 г. 65% рабочих
  • Ударные бригады – 26% рабочих
  • Изотовское движение (обучение новых рабочих на производстве)
  • Героический труд, энтузиазм (Стахановское движение)
Достижение целей

Достижение целей

  • СССР - индустриально-аграрная страна
  • Созданы новые отрасли промышленности
  • Достигнута экономическая независимость страны
  • Создан мощный военно-промышленный комплекс
  • Ликвидирована безработица
Днепрогэс

Днепрогэс

Магнитогорский металлургический комбинат

Магнитогорский металлургический комбинат

Кузнецкий металлургический комбинат

Кузнецкий металлургический комбинат

Стахановское движение А. Стаханов. в шахте Стахановцы: М. Мазай, Н. Изотов, П.Кривонос, А.Бусыгин, П.Ангелина, Е.Виноградова.

Стахановское

движение

А. Стаханов.

в шахте

Стахановцы:

М. Мазай, Н. Изотов,

П.Кривонос,

А.Бусыгин,

П.Ангелина,

Е.Виноградова.

Шахтёр – Изотов  Никита Алексеевич Сталинградский тракторный завод

Шахтёр – Изотов Никита Алексеевич

Сталинградский тракторный завод

Беломорканал, соединивший Белое и Балтийское моря  1931 – 1933 гг.

Беломорканал, соединивший Белое и Балтийское моря 1931 – 1933 гг.

Построен силами заключенных ГУЛАГа. 227 километров.

Построен силами заключенных ГУЛАГа.

227 километров.

Беломорканал  Согласно официальным данным во время строительства канала в БелБалтЛаге умерло  в 1931 году 1438 заключённых (2,24 % от числа работавших),  в 1932 году — 2010 человек (2,03 %),  в 1933 году 8870 заключённых (10,56 %) из-за голода в стране  и аврала перед завершением стройки.  После окончания строительства 4 августа 1933 года освобождены – 12 484 заключённых, сокращены сроки – для 59 516 заключённых.

Беломорканал

  • Согласно официальным данным во время строительства канала в БелБалтЛаге умерло

в 1931 году 1438 заключённых (2,24 % от числа работавших),

в 1932 году — 2010 человек (2,03 %),

в 1933 году 8870 заключённых (10,56 %) из-за голода в стране

и аврала перед завершением стройки.

  • После окончания строительства 4 августа 1933 года

освобождены – 12 484 заключённых,

сокращены сроки – для 59 516 заключённых.

  • За руководство строительством награждены орденом Ленина 6 крупных деятелей ОГПУ — Г. Г. Ягода, М. Д. Берман, Л.И. Коган, Я. Д. Рапопорт, С. Г. Фирин и Н. А. Френкель.
  • После окончания строительства на эксплуатации канала была занята 71 тысяча заключённых.
Культурная революция - преобразования 20 – 30 гг.

Культурная революция - преобразования 20 – 30 гг.

  • Стремление приобщить к достижениям культуры как можно более широкие массы населения, борьба с неграмотностью: создание ликбезов, изб – читален.
  • Идеологизация культуры, неприятие культурного развития предшествовавшего, дореволюционного этапа: разрушение храмов, памятников, высылка из страны инакомыслящих (философский пароход 1922г.) насаждение идеологического единообразия как предпосылки создания тоталитарного государства.
Основные мероприятия: 1918г. - Декларация о единой трудовой школе; В 1919г.совнарком принял декрет о борьбе с безграмотностью. Все люди возрасте от 8 до 50 лет должны были обучиться грамоте на родном, или русском языке. - 1921г. – образование Государственного ученого совета;

Основные мероприятия:

  • 1918г. - Декларация о единой трудовой школе;
  • В 1919г.совнарком принял декрет о борьбе с безграмотностью. Все люди возрасте от 8 до 50 лет должны были обучиться грамоте на родном, или русском языке.

- 1921г. – образование Государственного ученого совета;

  • 1923г – было организовано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность» (М.И.Калинин)
  • 30 г. –всеобщее начальное образование (вводились 4 летнее начальное образование, обязательное 7 летнее образование)
ЕГЭ, задание 18. Выбрать 2 верных суждения:

ЕГЭ, задание 18. Выбрать 2 верных суждения:

  • Плакат относится к советскому периоду истории.
  • Автором лозунга, написанного на плакате, был Н.С. Хрущев.
  • Плакат вывешивался в земских учреждениях.
  • Плакат относится к XIX в.
  • Плакат связан с понятием «культурная революция».
Домашнее задание §19

Домашнее задание

§19


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!