СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стандартизация образования детей с ОВЗ.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены документы феддерального, регионального, муниципального уровней и уровня образовательной организации, знание которых является обязательным для руководителей образовательных организаций...

Просмотр содержимого документа
«Стандартизация образования детей с ОВЗ.»

Стандартизация образования детей с ОВЗ. Нормативно-правовые документы.

Представлены документы федерального, регионального, муниципального уровней и уровня образовательной организации, знание которых является обязательным для руководителей образовательных организаций и желательным для всех членов педагогических коллективов, реализующих инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

Федеральный уровень.

  • 1. Конституция Российской Федерации.

  • 2. Закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (с дополнениями и изменениями) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

  • 3. Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

  • 4. Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

  • 5. Федеральный закон Российской Федерации от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».

  • 6. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • 7. Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

  • 8. Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012— 2017 годы».

  • 9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

  • 10. Постановление Главного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”».

  • 11. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”».

  • 12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

  • 13. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего образования».

  • 14. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 октября 2013 г. № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным образовательным программам».

  • 15. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”».

  • 16. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 г. № 32 «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

  • 17. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2014 г. № 177 «Об утверждении порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности».

  • 18. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».

  • 19. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

  • 20. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

  • 21. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».

Письма Министерства образования РФ.

  • 1. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2000 г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения».

  • 2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

  • 3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 07-1317 «Об индивидуальном обучении на дому».

  • 4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2014 г. № ВК-1748/07 «О государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью».

  • 5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 февраля 2015 г. № ВК-333/07 «Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ».

  • 6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 декабря 2015 г. № 07-4288 «О размещении материалов по итогам проведения селекторного совещания».

  • 7. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 февраля 2016 г. № 07-719 «О подготовке к введению ФГОС ОВЗ».

  • 8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ».

  • 9. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций».

  • 10. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 августа 2016 г. № 07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Региональный уровень.

1. Постановление Белгородской областной думы от 23 октября 2014 г. № П/39—3—5 «О законе Белгородской области “Об образовании в Белгородской области”».

  • 2. Приказ департамента образования Белгородской области № 1087 от 17 марта 2015 г. «О создании рабочей группы по введению ФГОС ОВЗ в Белгородской области».

  • 3. Приказ департамента образования Белгородской области от 13 апреля 2015 г. № 1688 «Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной общеобразовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-ин- валидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому».

  • 4. Приказ департамента образования Белгородской области от 15 мая 2015 г. № 2255 «Об утверждении Плана действий по введению ФГОС ОВЗ в Белгородской области».

  • 5. Приказ департамента образования Белгородской области от 12 января 2016 г. № 16 «О показателях динамики обеспечения образованием детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов».

  • 6. Приказ департамента образования Белгородской области № 181 от 27 января 2016 г. «Об организации работы по введению ФГОС ОВЗ на территории Белгородской области в 2016 году».

Муниципальный уровень.

  • 1. План-график мероприятий муниципального уровня по обеспечению введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС УО в общеобразовательных организациях муниципального образования.

  • 2. Приказ об организации мониторинга по оценке готовности муниципальных образовательных систем к введению ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС УО.

Уровень образовательной организации.

Локальные акты образовательной организации, регламентирующие образовательную деятельность детей с ОВЗ.

В соответствии со ст. 30 «Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения» Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

  • 1) образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом;

  • 2) образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. В том числе и в части образования детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • 3) при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов);

  • 4) нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.

Анализ содержания данной статьи закона позволяет сделать вывод, что за руководителем образовательной организации закреплено право самостоятельно формировать нормативное поле, на него возлагается ответственность (административная, дисциплинарная) за его разработку и соответствие действующему законодательству.

С учетом компетенций, прав, обязанностей и ответственности образовательной организации примерный Перечень локальных актов, регламентирующих деятельность образовательной организации в части обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов включает в себя следующее.

  • 1. Положение о реализации инклюзивной практики в образовательной организации (об особенностях организации обучения и воспитания детей с ОВЗ и др.).

  • 2. Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) с приложением (приказ о создании ПМПК, приказ о составе ПМПК на начало нового учебного года, должностные обязанности членов ПМПК и др.).

  • 3. Положение об организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и ребенка с инвалидностью в учебном процессе, в том числе через договор о сетевом взаимодействии с ПМПК базовой образовательной организации, центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи или со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями, лечебно-профилактическими учреждениями, учреждениями здравоохранения, учреждениями социального обслуживания.

  • 4. Договор с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ.

  • 5. Положение о разработке и реализации индивидуального учебного плана, который обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

6. Положение о разработке и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы, адаптированной образовательной программы и др.

Все локальные нормативные акты образовательной организации в части обучения детей с ОВЗ целесообразно утверждать через издание приказа, так как они имеют прямое или косвенное отношение к участникам образовательного процесса и требуют обязательного ознакомления с ними.

Унифицированной формы для такого приказа не предусмотрено, поэтому руководитель образовательной организации вправе определить ее самостоятельно. В приказе об утверждении локального акта необходимо отразить:

  • • дату введения локального нормативного акта в действие;

  • • указание об ознакомлении работников с локальным нормативным актом и сроки для этого;

  • • фамилии и должности лиц, ответственных за соблюдение локального нормативного акта.

Необходимо помнить, что закон об образовании не требует обязательной регистрации локальных нормативных актов в качестве дополнений к уставу в соответствующих органах. Вместе с тем, локальные акты образовательной организации не могут противоречить уставу образовательной организации и действующему законодательству. Закон требует указать в уставе перечень локальных актов, регламентирующих деятельность образовательной организации. В него как минимум должны входить должностные инструкции, определяющие обязанности работников образовательной организации, правила внутреннего распорядка, правила поведения обучающихся и положения, охватывающие все стороны деятельности образовательного учреждения (в том числе в части обучения детей с ОВЗ).

При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников, должно учитываться мнение коллегиального органа управления и органов самоуправления учреждения образования в соответствии с уставом.

При необходимости для полноты изложения вопроса в нормативных правовых актах образовательной организации могут воспроизводиться отдельные положения актов законодательства различного уровня, которые должны иметь ссылки на эти акты.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающих положение обучающихся или работников по сравнению с установленным законодательством об образовании либо принятых с нарушением установленного порядка, не подлежат применению.

В настоящее время нет обязательных требований к оформлению локальных актов. Требования ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» являются рекомендуемыми.

4. Актуальный направления исследования в дефектологии.

Л.С. Выготский выделил следующие проблемы дефектологии:

Проблема компенсации в развитии дефективного ребенка и проблема, социальной обусловленности этого развития включает в себя все проблемы организации детского коллектива, детского движения, общественно-политического воспитания, формирования личности

Проблема моторной одаренности и недостаточности непосредственно связана с вопросами физического воспитания, трудового и профессионального обучения дефективных детей.

Проблема практического интеллекта так же тесно связана с трудовой подготовкой, с практически жизненной установкой всего обучения.

Проблема культурного развития включает в себя все главнейшие вопросы школьного обучения, в частности волнующая дефектологов проблема аналитического и синтетического методов обучения глухонемых, речи ставится как вопрос: следует ли детям механически прививать простейшие элементы речевых навыков, как воспитывают чисто двигательные умения, или следует детей прежде всего учить умению пользоваться речью, функциональному употреблению слов как "интеллектуальных " орудий", по выражению Д. Дьюи.

Проблемы практической дефектологии: главной чертой современной практической дефектологии является постановка положительных задач, стоящих перед специальной школой. Нельзя более довольствоваться в специальной школе просто сокращенной программой общей школы и ее облегченными и упрощенными методами.

Общность цели при своеобразии средств достижения этой цели составляет величайшую трудность и глубочайшее своеобразие специальной школы и всей практической дефектологии, как общность конечной точки при своеобразии развития составляет величайшую особенность дефективного ребенка.

Школа должна не только при меняться к недостаткам такого ребенка, но и бороться с ними, преодолевать их. В этом заключается третья основная черта практической проблемы дефектологии: помимо общности целей, стоящие перед нормальной и специальной школой, помимо особенности и своеобразия применяемых в специальной школе средств, творческий характер всей школы, делающий эту школу школой социальной компенсации, социального воспитания, а не "школой слабоумных", заставляющий ее не приспосабливаться к дефекту, но побеждать его, входит как необходимый момент проблемы практической дефектологии.

Актуальные проблемы:

Проблема ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии в период от 0-3 лет. Именно ранний и дошкольный периоды являются сензитивными периодами наиболее интенсивного психического развития. В эти периоды происходит морфофункциональное созревание мозга, закладывается основной объем условных связей, что служит фундаментом для дальнейшего развития высших психическиъх функций и личности в целом. Пока возможности сензитивного периода не используются в полной мере, отсутствует целостная система ранней помощи детям с последствиями органического поражения центральной нервной системы.

Проблема интеграции, дискутируется вопрос о возможности и целесообразности совместного обучения детей с отклонениями в развитии и их нормально развивающихся сверстников. Одной из наиболее острых, дискуссионных проблем является проблема интегрированного (совместного) обучения детей с нормальным темпом психического развития и детей с отклонениями в развитии. Одной из немаловажных черт является неготовность широкой общественности признавать право ребенка с особыми образовательными потребностями на получение образования его в среде своих сверстников без инвалидности;

Важнейшей проблемой дефектологии является недостаточная разработанность нормативно-правовой базы.

Также присутствует проблема, связанная с недостаточной сформированностью сведений об особенностях психического развития некоторых категорий детей, в связи с чем, слабо разработаны вопросы их обучения и воспитания. Это такие категории как: дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с задержкой психического развития, дети с ранним детским аутизмом, дети с комплексными нарушениями, дети с поведенческими расстройствами.

Проблема дошкольного воспитания детей с отклонениями в развитии. Исторически так сложилось, что в первую очередь в систему специального образования были включены дети школьного возраста. Система специальных дошкольных учреждений сложилась только в начале 70-х годов прошлого столетия. Психологические особенности детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии недостаточно изучены, и система коррекционной помощи им несовершенна.

Проблема социальной адаптации и профессиональной подготовки подростков и молодежи с отклонениями в развитии также актуальна на сегодняшний день.

Полное отсутствие или формальный характер индивидуальной программы реабилитации ребенка, направленной на получение полноценного образования.

Таким образом, мы видим, что проблемы, выдвинутые Л.С. Выготским актуальны и на сегодняшний день. В рамках практической дефектологии является немало важным создание системы коррекционной психолого-педагогической помощи детям. Выявления отклонений в развитии детей и ранней коррекционно-педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста, консультирования семей. Разработка государственного образовательного стандарта образования детей, имеющих отклонения в психофизическом развитии. Устранение имеющихся проблем с профильной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации необходимых специалистов для проведения коррекционной психолого-педагогической работы с детьми; Создание специальных материально-технических средств для обучения и воспитания лиц с ОВЗ. Психолого-педагогическая работа, направленная на устранение проблемы стереотипов и предрассудков по отношению к инвалидности.