СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Становление абсолютизма в России. Царь Михаил Федорович. Царь Алексей Михайлович. Окончательное оформление крепостного права

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Становление абсолютизма в России. Царь Михаил Федорович. Царь Алексей Михайлович. Окончательное оформление крепостного права»


Урок по истории России 11 класс

Тема: Становление абсолютизма в России. Царь Михаил Федорович. Царь Алексей Михайлович. Окончательное оформление крепостного права


Цели: Образовательные: сформировать у учащихся образное представление о особенностях политического развития страны при правлении первых Романовых;
Развивающие: продолжить формирование общих и специальных умений: вычленять причинно-­ следственные связи; анализировать письменные источники; делать выводы; выполнять проблемные задания; развивать умения анализировать и обобщать данные, сопоставлять данные и факты, строить рассказ на основе нескольких источников, способствовать развитию у учащихся интереса к истории.
Воспитательные: воспитывать у учащихся уважение к историческому прошлому нашего
народа.

Оборудование: 

    1. Карта истории России 17 века

    2. Компьютер (работа в среде PowerPoint),  мультимедийный проектор.

    3. Для каждого учащегося вопросы теста по типу ЕГЭ, как форма усвоения знаний на уроке.

Задачи:  Предметные: дальнейшее развитие навыков самостоятельного получения и обобщения полученной информации, умений анализировать, синтезировать, сравнивать, оценивать, классифицировать материал темы.

Метапредметные: выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, владеть первичными навыками учебно- исследовательской и проектной деятельности.

Личностные: воспитание чувства ответственности за свою страну, развитие своего родного края;

- готовность к самообразованию и саморазвитию;


Тип урока: повторительно – обобщающий



Ход урока:

I Организационный момент.

Мотивация.

Мотивацией является предложенный учителем плакат со словами М. Ломоносова






Учитель зачитывает отрывок из книги О. В. Ключевского «Смутное время»

«Пашня, поросшая лесом…Бобыли…ит.д.»

II Проверка домашнего задания:

Учащимся 11 класса было дано опережающее задание повторить изученный в ранних классах материал о первых Романовых.

Учитель предлагает ученикам класса по порядку назвать любое событие из внешней и внутренней политики Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Тишайшего, при этом, не повторяясь в событиях. Оценку «5» получают учащиеся назвавшие события после ответов всего класса.

III Переход к изучению нового материала: Россия одна из не многих стран, чья история столь насыщена примерами тяжёлых и суровых испытаний. Одним из таких примеров является Смута, но её окончание ещё не означало восстановление мирной, доброй жизни. Это стало возможным во многом благодаря процессу усиления царской власти. Как говорил известный русский историк О. В. Ключевский об этом времени: «… надлежало восстановить порядок твёрдой хозяйской рукой». Каким образом это происходило, мы и рассмотрим на этом уроке.

1.Усиление царской власти

Но для того, чтобы нам это доказать, мы должны знать, что же такое самодержавие. Самодержавие – монархическая форма правления в России, основанная на сильной, неограниченной власти царя.

Именно с именем Михаила Фёдоровича связывают начала процесса усиления царской власти. Это нашло отражение в следующих его мероприятиях:

  • Ослабление роли Земского Собора (при венчании на царство он обещал, что будет править вместе с Собором и не станет притеснять его власть)

Работаем с таблицей на мультимедийной доске «Земские Соборы России»



  • Для усиления царского контроля на местах вводятся воеводы (обладали военно-административными, судебными и налоговыми полномочиями). Таким образом, царь усилил свою власть на местах.

Продолжателе политики Михаила Фёдоровича Романова, стал его сын– Алексей Михайлович (1645-1676 гг.). Ему удалось добиться гораздо больших успехов в деле усиления своей власти. При Алексее Михайловиче был в последний раз созван Земский Собор в полном составе (700 чел.)

Ещё один орган, ограничивавший власть царя Боярская дума была заменена на «ближнюю государеву думу»(состояла из личного окружения царя).

Алексей Михайлович также лично руководил работой Приказа тайных дел, его основная функция: контроль за исполнением царских указов и недопущение вольнодумства.

А принятое в 1649 году Соборное уложение законодательно закрепило неограниченную власть царя.( Рассматриваем Соборное Уложение. Работа с документом. Глава 2. «О государевой чести и как его государьское здоровье оберегать»



2.Государственный аппарат. Царь правил страной, опираясь преж­де всего на государственный аппарат. Этот аппарат в ХVII в. посто­янно рос и совершенствовался. Основным элементом его стала приказная система. Число приказов возросло. По мере появления новых направлений государственной деятельности, возникнове­ния новых задач, роста территории создавались новые приказы. Всего существовало около 80 приказов, но постоянно действую­щих было около 40. Приказная система была довольно запутанной. Не существова­ло четкого разделения областей деятельности приказов, многие из них дублировали друг друга. Не было документов, определявших порядок функционирования приказов. Существовали приказы, управлявшие определенными территориями (Сибирский приказ, приказ Казанского дворца), другие управляли определенными направлениями деятельности государства (Посольский, Разряд­ный приказы и др.). Проявлением абсолютизма стало создание Алексеем Михайловичем приказа Тайных дел, который должен был контролировать другие приказы, армию, местную власть. Факти­чески руководил этим приказом сам царь. В местном управлении решающая роль принадлежала воеводам, назначаемым царем в города и уезды. Сохранились и остатки преж­ней системы самоуправления, но они, как правило, были полно­стью подчинены воеводской власти. Воеводское управление характеризовалось многими злоупотреблениями. Никакие самые кру­тые меры не избавляли от этого. Вместе с тем в государственном управлении сохранялось не­мало старых черт. Царь по традиции советовался при принятии всех решений с Боярской думой. Места в Думе занимались во многом на основе системы местничества. Боярами становились благодаря знатности предков. Однако при Алексее Михайловиче в составе Думы оказались такие незнатные, но талантливые люди, как А. Л. Ордин - Нащокин и А. С. Матвеев., В.В. Голицын2х минутные сообщения по странице презентации, данные заранее.






Местничество было от­менено в 1682 г. при царе Федоре Алексеевиче.

3.Преобразования в армии. Для абсолютистского государства ха­рактерна постоянная забота об армии. В ХVII в. возникла необхо­димость в создании постоянной армии. Первые полки нового (иноземного) строя - солдатские, рейтар­ские и драгунские - появились при Михаиле Федоровиче. Солда­ты сражались в пешем строю, рейтары - в конном, а драгуны - ­как в пешем, так и в конном строю. Основную массу рейтар со­ставляли мелкие дворяне, в солдаты и драгуны принимали всех «охочих людей». Казна обеспечивала солдат, рейтар и драгун воо­ружением, лошадьми и платила жалованье. С 40-х гг. ХVII в. в драгуны стали записывать крестьян. Им оставляли землю, но за службу освобождали от налогов и повинностей. Затем стали комплектовать солдатские полки из числа «даточных людей». Каждые 20 - 25 крестьянских дворов должны были выделить одного даточного, служившего пожизненно (или до получения тяжелого увечья). Это явилось прообразом рекрутских наборов Петра 1.Несмотря на преобразования, армия по-прежнему имела непостоянный характер. Полки нового строя тонули в огромной массе стрельцов, казаков, служилых людей, к которым во время войны; присоединялись иррегулярные отряды татар, башкир, калмыков и др.Тем не менее, к 1680 г. в России был уже 41 солдатский полк и 26 рейтарских и копейных полков. Стрельцов насчитывалось около 20 тыс. человек. Армия постепенно избавлялась от наемных иноземных офицеров. Русские капитаны, майоры и подполковники окончательно вытесняют иностранцев. Появились и первые русские генералы.





4.Окончательное закрепощение крестьян. Работа с таблицей




Рефлексия

Выполнение заданий по типу ЕГЭ.

  1. В 1649 году было принято Соборное уложение. Укажите три любых положения данного документа и их значение для дальнейшего развития страны.

  2. Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «Ближняя Дума». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

  3. Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в положении крестьянства в периоды правлений Ивана 3 и Соборного Уложения 1649 г. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ оформите в следующем виде.

Тезис:_____________________________________________________________

Обоснования тезиса:

1)  ________________________________________________________________

2)  ________________________________________________________________

Учащиеся выполняют письменно одно из заданий по вариантам. Сдают работы.