Тема урока «Становление либеральной демократии»
история 10 класс
Кудзоева З.А
Цели урока:
- Образовательная – сформировать представление о «либеральной демократии», рассмотреть динамику развития либеральной демократии.
- Развивающая – формирование умений работать с текстом учебника, выделять главную и второстепенную мысль
- Воспитательная – Формирование ценностного отношения к демократии как политического течения, и важной составляющей правового государства.
Тип урока – комбинированный.
Методы и приемы работы: работа с текстом учебника, беседа, лекция, составление опорных схем по параграфу
Литература : Всеобщая история 10 класс В.И. Уколова, А.В. Ревякин
ХОД УРОКА
- Орг. момент
- Актуализация опорных знаний
- Проверка домашнего задания
-
- Изучение новой темы:
- Консульство и империя во Франции
- Наступление реакции
- Отпор народов
- Либеральные и демократические реформы
- Революции 1848-1849
- Эпоха консервативных реформ
- Либеральная демократия
1.Консульство и империя во Франции
Объяснение учителя Французская революция конца XVIII в. непосредственно не привела к осуществлению тех политических идеалов, которые были начертаны на ее знамени. Она сокрушила абсолютизм, но завершилась бонапартистским переворотом. Юристам, взявшимся подготовить новую конституцию, Бонапарт приказал: «Пишите коротко и неясно». Формально в основу конституции 1799 г. был положен принцип разделения властей. Но фактически законодательная власть была поставлена в зависимость от исполнительной, вручавшейся трем консулам. При этом наиболее широкие полномочия были сосредоточены в руках первого консула, которым стал Бонапарт: во Франции была установлена его диктатура.
Запишем в тетради
Конституция восстановила всеобщее избирательное право. Однако реально Францией управляли самые богатые люди (около 70 тыс. человек). Они были внесены в особые списки нотаблей, из которых и отбирались кандидаты на замещение государственных должностей. Бонапарт постарался в зародыше подавить всякую оппозицию своей власти. Большинство парижских газет было закрыто. Министр полиции Фуше осуществлял цензуру печати. Вместе с тем Бонапарт развернул работу по упорядочению нового законодательства. В марте 1804 г. был опубликован Гражданский кодекс, впоследствии получивший название Кодекса Наполеона. В его основу были положены новые нормы права, включая личную неприкосновенность граждан, их равенство перед законом, свободу совести и труда, светский характер государства.
В 1802 г. Бонапарт добился для себя титула пожизненного консула и спустя два года, 18 мая 1804 г., он провозгласил себя наследственным «императором французов». Вскоре было учреждено и дворянство империи, что, однако, не привело к восстановлению сеньориальных отношений и повинностей крестьянства.
Бонапартистский режим попытался соединить основные достижения революции (гражданское равенство, экономическую свободу, гарантии прав собственности) с элементами старого строя (монархия, дворянство, ограничение политических свобод).
Вопрос: Каков был недостаток конституции 1799 г.?
2. Наступление реакции
. После крушения монархии Наполеона, на свои престолы вернулись многие европейские монархи. Все они хотели вернуть старые порядки. Их политик стали называть «политикой реакционных монархов».
Запись в тетради
Вопрос: Как вы думаете почему?
?
3.Отпор народов
Во время наполеоновских войн, когда обе метрополии были захвачены французами, в колониях развернулось патриотическое движение, выдвинувшее лозунг независимости. В ходе Освободительной войны 1810—1826 гг., в которой повстанцами руководили Франсиско Миранда, Симон Боливар и Хосе Сан-Мартин, возникли независимые государства Парагвай (1811), Аргентина (1816), Чили (1818), Колумбия и Венесуэла (1819)Мексика и Перу (1821) и др. По образцу США они провозгласили себя президентскими республиками.
Вопрос :Как к этому отнеслись правители европейский держав?
Большинство монархов Европы осудили эти восстания и революции на основании принципа законности (легитимизма), которым они руководствовались в своей политике.
И снова Франция становится главным «возмутителем спокойствия» в Европе.
Давайте на стр 302-303 прочитаем об этом подробнее.
Вопрос :Как вы понимаете понятие «отпор народов»?
- Либеральные и демократические реформы
В 1832 г. в Великобритании была осуществлена первая за всю историю парламента избирательная реформа
В Испании с кончиной Фердинанда VII также закончился период реакции. В 1834 г. была принята конституция, согласно которой учреждались двухпалатные кортесы. Отдельные либеральные реформы проводились и в других странах, даже тех, которые пользовались репутацией реакционных.
Республиканский, революционный характер носило демократическое движение и в Италии. В 1831 г. группой патриотов во главе с Джу-зеппе Мадзини было образовано тайное общество «Молодая Италия». Оно занялось подготовкой народной революции, в результате которой должно было произойти объединение итальянских земель в единое государство в форме демократической республики.
- Революции 1848-1849
Объяснение учителя. Поражение демократического режима вызвали революционные движения в таких странах как Франция, Австрия, Пруссия, Германия, Италия. В истории это явление получило название «весна народов».
Запишем в тетради
По учебнику разберем, как проходило революционное движение в разных государствах.
Вопрос : Как вы думаете, революции «весны народов» добились поставленных целей? Почему ?
- Эпоха консервативных реформ
Объяснение учителя. Все неудачи демократических и революционных движений в итоге привели к тому, что правители сами начали проводить постепенную либерализацию. Они поняли, что если постоянно пренебрегать интересами граждан, это может привести к революционным восстаниям. Политику, направленную на предотвращение революций, стали называть консервативной.
Вопрос :В чем была суть консервативных реформ и каковы итоги?
Запишем в тетради
- Либеральная демократия
Объяснение учителя. Большинство стран к этому времени оставались монархиями, но власть монарха ограничивалась Конституцией. В политической сфере все больше применяются демократические нормы. Так возник новый строй либеральной демократии.
Запишем в тетради определение: Либеральная демократия является правовым государством, построенным на основе представительной демократии, в котором воля большинства и способность избранных представителей осуществлять власть ограничены во имя защиты прав меньшинства и свобод отдельных граждан
- Закрепление пройденного материала
- В каких государствах проводились реформы и к чему они привели?
- Почему революции 1848-1849 гг. привели к консервативным реформам?
- Объясните понятие «либеральная демократия», в каких странах она проявлялась?
Сегодня на уроке мы познакомились с процессом становления либеральной демократии, узнали какие реформы проводило правительства европейских государств и каковы были их итоги.
- Домашнее звадание ; Почему в 19 в Европа пережила так много революций. Параграф 25
Просмотр содержимого документа
«Становление либеральной демократии»
Тема урока «Становление либеральной демократии»
история 10 класс
Кудзоева З.А
Цели урока:
Образовательная – сформировать представление о «либеральной демократии», рассмотреть динамику развития либеральной демократии.
Развивающая – формирование умений работать с текстом учебника, выделять главную и второстепенную мысль
Воспитательная – Формирование ценностного отношения к демократии как политического течения, и важной составляющей правового государства.
Тип урока – комбинированный.
Методы и приемы работы: работа с текстом учебника, беседа, лекция, составление опорных схем по параграфу
Литература : Всеобщая история 10 класс В.И. Уколова, А.В. Ревякин
ХОД УРОКА
Консульство и империя во Франции
Наступление реакции
Отпор народов
Либеральные и демократические реформы
Революции 1848-1849
Эпоха консервативных реформ
Либеральная демократия
1.Консульство и империя во Франции
Объяснение учителя Французская революция конца XVIII в. непосредственно не привела к осуществлению тех политических идеалов, которые были начертаны на ее знамени. Она сокрушила абсолютизм, но завершилась бонапартистским переворотом. Юристам, взявшимся подготовить новую конституцию, Бонапарт приказал: «Пишите коротко и неясно». Формально в основу конституции 1799 г. был положен принцип разделения властей. Но фактически законодательная власть была поставлена в зависимость от исполнительной, вручавшейся трем консулам. При этом наиболее широкие полномочия были сосредоточены в руках первого консула, которым стал Бонапарт: во Франции была установлена его диктатура.
Запишем в тетради
Конституция восстановила всеобщее избирательное право. Однако реально Францией управляли самые богатые люди (около 70 тыс. человек). Они были внесены в особые списки нотаблей, из которых и отбирались кандидаты на замещение государственных должностей. Бонапарт постарался в зародыше подавить всякую оппозицию своей власти. Большинство парижских газет было закрыто. Министр полиции Фуше осуществлял цензуру печати. Вместе с тем Бонапарт развернул работу по упорядочению нового законодательства. В марте 1804 г. был опубликован Гражданский кодекс, впоследствии получивший название Кодекса Наполеона. В его основу были положены новые нормы права, включая личную неприкосновенность граждан, их равенство перед законом, свободу совести и труда, светский характер государства.
В 1802 г. Бонапарт добился для себя титула пожизненного консула и спустя два года, 18 мая 1804 г., он провозгласил себя наследственным «императором французов». Вскоре было учреждено и дворянство империи, что, однако, не привело к восстановлению сеньориальных отношений и повинностей крестьянства.
Бонапартистский режим попытался соединить основные достижения революции (гражданское равенство, экономическую свободу, гарантии прав собственности) с элементами старого строя (монархия, дворянство, ограничение политических свобод).
Вопрос: Каков был недостаток конституции 1799 г.?
2. Наступление реакции
. После крушения монархии Наполеона, на свои престолы вернулись многие европейские монархи. Все они хотели вернуть старые порядки. Их политик стали называть «политикой реакционных монархов».
Запись в тетради
Вопрос: Как вы думаете почему?
?
3.Отпор народов
Во время наполеоновских войн, когда обе метрополии были захвачены французами, в колониях развернулось патриотическое движение, выдвинувшее лозунг независимости. В ходе Освободительной войны 1810—1826 гг., в которой повстанцами руководили Франсиско Миранда, Симон Боливар и Хосе Сан-Мартин, возникли независимые государства Парагвай (1811), Аргентина (1816), Чили (1818), Колумбия и Венесуэла (1819)Мексика и Перу (1821) и др. По образцу США они провозгласили себя президентскими республиками.
Вопрос :Как к этому отнеслись правители европейский держав?
Большинство монархов Европы осудили эти восстания и революции на основании принципа законности (легитимизма), которым они руководствовались в своей политике.
И снова Франция становится главным «возмутителем спокойствия» в Европе.
Давайте на стр 302-303 прочитаем об этом подробнее.
Вопрос :Как вы понимаете понятие «отпор народов»?
Либеральные и демократические реформы
В 1832 г. в Великобритании была осуществлена первая за всю историю парламента избирательная реформа
В Испании с кончиной Фердинанда VII также закончился период реакции. В 1834 г. была принята конституция, согласно которой учреждались двухпалатные кортесы. Отдельные либеральные реформы проводились и в других странах, даже тех, которые пользовались репутацией реакционных.
Республиканский, революционный характер носило демократическое движение и в Италии. В 1831 г. группой патриотов во главе с Джу-зеппе Мадзини было образовано тайное общество «Молодая Италия». Оно занялось подготовкой народной революции, в результате которой должно было произойти объединение итальянских земель в единое государство в форме демократической республики.
Революции 1848-1849
Объяснение учителя. Поражение демократического режима вызвали революционные движения в таких странах как Франция, Австрия, Пруссия, Германия, Италия. В истории это явление получило название «весна народов».
Запишем в тетради
По учебнику разберем, как проходило революционное движение в разных государствах.
Вопрос : Как вы думаете, революции «весны народов» добились поставленных целей? Почему ?
Эпоха консервативных реформ
Объяснение учителя. Все неудачи демократических и революционных движений в итоге привели к тому, что правители сами начали проводить постепенную либерализацию. Они поняли, что если постоянно пренебрегать интересами граждан, это может привести к революционным восстаниям. Политику, направленную на предотвращение революций, стали называть консервативной.
Вопрос :В чем была суть консервативных реформ и каковы итоги?
Запишем в тетради
Либеральная демократия
Объяснение учителя. Большинство стран к этому времени оставались монархиями, но власть монарха ограничивалась Конституцией. В политической сфере все больше применяются демократические нормы. Так возник новый строй либеральной демократии.
Запишем в тетради определение: Либеральная демократия является правовым государством, построенным на основе представительной демократии, в котором воля большинства и способность избранных представителей осуществлять власть ограничены во имя защиты прав меньшинства и свобод отдельных граждан
В каких государствах проводились реформы и к чему они привели?
Почему революции 1848-1849 гг. привели к консервативным реформам?
Объясните понятие «либеральная демократия», в каких странах она проявлялась?
Сегодня на уроке мы познакомились с процессом становления либеральной демократии, узнали какие реформы проводило правительства европейских государств и каковы были их итоги.