Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10
с углублённым изучением отдельных предметов
Доклад
на городском методическом объединении
учителей музыки
в рамках конкурса «Педагогические таланты 2015»
«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПЕДАГОГА»
Евдокимова М.В.
учитель музыки и МХК
МОУ средняя школа №10
г.о. Жуковский 2015
Этика - (лат.ethica – наука, искусство нравственности), учение о нравственности и морали. Этот термин введён Аристотелем, который поместил её между учением о душе (психологией) и учением о государстве (политикой). Центральной частью этики он считал учение о добродетелях, как нравственных качествах человека. Её требования нашли отражения во многих сферах деятельности человека, в том числе и педагогической.
Платон (427-347 до н.э.) определил 4 добродетели:
Нормативные требования педагогической этики профессиональной деятельности формируются на соответствующих положениях двух составных частей общей этики – профессиональной и педагогической.
Профессиональная этика рассматривается как кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые возникают в процессе из их профессиональной деятельности. Её особенностью является тесная связь с деятельностью членов конкретной учебной, производственной и т.п. группы и неразрывное единство с общей теорией морали.
Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности этической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов, этических категорий и правил. Также педагогической этикой раскрывается нравственный характер профессиональной деятельности специалистов сферы образования, нравственные отношения в профессиональной среде, основы педагогического этикета людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.
Критерии педагогической этики
Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей.
Совокупность нравственных требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали определяет Кодекс педагогической этики. Он регулирует поведение педагога и систему отношений в процессе педагогической деятельности. Одной из основ Кодекса является установление основных требований (правил), которые определяют отношение педагога к самому себе, педагогическому труду, ученическому и педагогическому коллективам.
Педагогическая мораль признаёт такие нормы взаимоотношений между воспитателями и воспитуемыми (учениками), которые способствуют развитию творческой личности, формированию человека, обладающего чувством собственного достоинства. Важнейшее условие положительного взаимодействия педагога и учащихся – сочетание разумной требовательности и доверия к ним. В си стеме нравственных отношений в педагогической среде очень важную роль играет взаимодействие педагога с ученическим коллективом, которые должны строиться на основе взаимопонимания и взаимоуважения, уважения педагогом положительных традиций коллектива и чувства собственного достоинства каждого ученика. Конечно, успех воспитания зависит и от влияния той ближайшей микросреды, в которой живут и воспитываются дети.
Педагогическая справедливость характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями. Она имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющихся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учёбе, общественно полезной деятельности и т.д.
Справедливость это также нравственное качество педагога и оценка мер его взаимодействия с учащимися, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом.
Педагогический долг - одна из важнейших категорий педагогической этики. В ней концентрируются преставления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности педагога, к выполнению им своих профессиональных обязанностей.. Они предусматривают осуществление (преимущественно интеллектуальных) трудовых функций, правильное построение взаимоотношений с учащимися, их родителями, с коллегами по работе, глубокое осознание своего отношения к выбранной профессии. Ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом.
Профессиональный педагогический долг предусматривает необходимость творческого отношения к своему труду, особую требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные конфликты профессиональной деятельности.
Педагогическая честь в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание педагогом своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств.
Честь педагога – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.
Педагогический авторитет - это моральный статус педагога в коллективе учащихся и коллег, своеобразная форма дисциплины, при которой авторитетный и уважаемый педагог регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения.
Педагогическое сознание рассматривается как осознание (понимание и принятие) педагогом норм своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах, представлениях, чувствах и привычках.
Переход от педагогического сознания к нравственной практике раскрывается особой категорией педагогической этики, рассматриваемой как педагогический такт.
Педагогический такт выступает реализацией педагогической морали и деятельности педагога, в которой совпадают мысль и действие.
В числе основных составляющих элементов педагогического такта можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.
Педагогическую этику профессиональной деятельности в самом общем плане можно определить как сложную систему моральных связей и отношений, нравственно-педагогических требований, принципов и норм, которые вытекают из специфики профессиональной деятельности и определяют морально-педагогические убеждения специалиста, его взгляды, установки и чувства в области решения стоящих перед ним профессиональных задач.
Признаки (черты) педагогического такта:
требовательность. Без грубости, унижения личного достоинства и мелочной придирчивости;
естественность, простота общения, не допускающая фамильярности и панибратства;
принципиальность и настойчивость без упрямства;
внимательность и чуткость без подчёркивания этого;
юмор и ирония без насмешливости, унижающей достоинство личности подчинённого;
воздействие в форме убеждений, внушений, предупреждений, предложений и наказаний без подавления и унижения;
умение выражать распоряжения, указания и даже просьбы без упрашивания и высокомерия;
способность обучать и воспитывать учащихся без подчёркивания своего превосходства в знаниях и уровне профессиональной подготовленности;
умение слушать учащихся, серьёзно подходить к формулировке ответа на их вопросы.
10 основ этики учителя
Так каким же не должен быть учитель?
учитель не имеет право предлагать ученику знания, которые угрожают его жизни, здоровью;
необходимо избегать поступка и высказываний рекламного характера;
намёки, а также высказывания пожеланий относительно вручения учителю подарков является недопустимым;
учитель постоянно следит за культурой своей речи и общения. В его речи нет ненормативной, нецензурной лексики, грубых и обидных фраз;
учитель не имеет права разглашать информацию о личности ученика. Даже после окончания его обучения.
Каким должен быть учитель?
имеет право на свободный творческий эксперимент в рамках действующего законодательства. Учитель самостоятельно выбирает стиль общения с учащимися;
с уважением относится к религиозным убеждениям и политическим взглядам своих учеников. Учитель не имеет права навязывать ученикам свои взгляды и убеждения;
уважает право каждого ученика свободно выбирать для себя учителя, что проявляется в беспрепятственном переводе ученика в другую группу, класс, школу;
на отношения учителя с детьми не должна влиять поддержка, которая предоставляется их родителями школе;
учитель при необходимости может согласиться на консультацию или репетиторство.
«Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – всё это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения».
(«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»)