СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Становление слухового гнозиса при нормальном онтогенезе

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Становление слухового гнозиса при нормальном онтогенезе»

СТАНОВЛЕНИЕ СЛУХОВОГО ГНОЗИСА ПРИ НОРМАЛЬНОМ ОНТОГЕНЕЗЕ

(Учитель – дефектолог

Кашенкова Екатерина Сергеевна.)

Онтогенез речи происходит по определенным закономерностям. Весь период формирования речи человека предполагает последовательное развитие всех сторон речевой системы.

Исследования отечественных и зарубежных психологов и педагогов показали, что первые годы жизни ребенка являются сензитивным периодом развития восприятия (Л.С. Выготский, А.В.Запорожец). Поступление информации и ее восприятие обеспечивают анализаторные системы. Развитие слухового гнозиса идет в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков (неречевых), с другой - восприятие речевых звуков, т. е. формируется фонематический слух. Изучением слухового гнозиса занимались такие учѐные, как: В.И. Бельтюков, Р.Е. Левина, Н.Х. Швачкин и др.

Процесс формирования слухового гнозиса в онтогенезе начинается с узнавания неречевых звуков, это могут быть бытовые, природные и музыкальные звуки, а также голоса животных и людей. Ребенок обучается говорить не сразу. Он слышит речь взрослых и таким образом начинает формироваться его речевой слуховой гнозис. Многие исследователи констатируют наличие чувствительности к звукам уже в первые дни жизни. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. При воздействии звуков достаточной громкости, например, хлопок двери, у новорожденных наблюдаются ответные реакции, проявляющиеся в виде мимических движений, общего вздрагивания, закрывания глаз, открывания рта, удерживания дыхания, или в виде прекращения, общего движения, полного успокоения. На 3-4 неделе жизни такая же реакция появляется на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Появление реакции и степень ее выраженности зависят от интенсивности звукового раздражителя (Э.А. Александрян, А.В. Запорожец, Е.И. Исенина, Л.В. Нейман). На 2-3 месяце у ребенка начинает формироваться умение определять направление звучания в виде поворота головы в сторону и назад, наблюдается поиск глазами источника звука.

Таким образом, уже в первые месяцы жизни ребенок с помощью слуха способен различать динамические, звуковысотные, пространственные, тембровые характеристики звуков, что позволяет ему получать информацию об окружающем мире и взаимодействовать с ним. В дальнейшем способность к различению звуков совершенствуется. Е.И. Исенина , Г.Л. Розенгарт-Пупко, Н.Х. Швачкин отмечают, что в 3 - 3,5 месяца дети немедленно поворачивают голову на звук человеческого голоса и ищут взором говорящего человека; случайно задев рукой подвешенную игрушку, они сразу же смотрят на нее. В это время ведущую роль в восприятии речи взрослых и выражении переживаний самого ребенка играет интонация. Интонация несет на себе определенную семантическую нагрузку и является единицей речи. У ребенка развивается интонационный слух (Е.И. Исенина, Г.Л. Розенгарт-Пупко, Н.Х. Швачкин). На 4 месяце жизни общение с взрослым протекает уже на основе слухового восприятия. С этого момента слуховое восприятие играет не только вспомогательную роль для зрительного восприятия, но и приобретает самостоятельное значение. Разговор взрослого вызывает у ребенка комплекс оживления, максимальный по силе и продолжительности. Речевые воздействия взрослых во втором полугодии жизни вызывают ответное поведение особого состава, отличного от ответа, который вызывают у детей разнообразные звуки, исходящие от неодушевленных предметов, - малыш сам издает звуки (Т. Бауэр, Л.С. Выготский, М.И. Лисина). Длительность сосредоточения на звуках (особенно речи) заметно увеличивается при поддержке звучания зрительным восприятием. В это же время ребенок начинает дифференцировать качественно различные звуки (тон органной трубки и звон колокольчика) и уже способен дифференцировать однородные звуки, различающиеся по высоте- 4-6 тонами (К.П. Беккер, М. Совак, А.А. Люблинская). Во втором полугодии 1-го года жизни на основе уже сформированных элементарных сенсорных реакций начинают формироваться сенсорные действия, заключающиеся в попытках внешнего подражания взрослым. Важнейшим достижением этого возраста является ситуационное понимание обращенной речи, готовность к подражанию, расширение диапазона звуковых и интонационных комплексов. В основе формирования подражания лежит согласованная деятельность слухового и, речедвигательного анализаторов.

Как свидетельствуют исследования В.И. Бельтюкова, слуховое восприятие является важным условием развития лепета. На 6 месяце жизни особую семантическую функцию получает ритм. Ритм является первым слуховым впечатлением ребенка, которое он может воспроизвести. Реакция ребенка на ритмические элементы возникает одновременно или после его непосредственной реакции на звуки материнского пения. Пение, матери вызывает у ребенка телесные движения, сначала беспорядочные, а потом полностью совпадающие с пульсом музыки (Б.М. Теплов). Н.Х. Швачкин отмечает, что словесная ритмика усваивается рано и вызывает у ребенка положительные эмоции; Звуковая сторона слов усваивается раньше восприятия их смыслового значения эхолалическим повторением звуков. Поэтому автоматизированная, с элементами эхолалии речь (стихи, рядовой счет, перечисление дней недели), быстро усваивается ребенком путем повторения ритма. В восприятии ребенка в конце первого года жизни вслед за интонацией и ритмом семантическую значимость начинает получать и звуковой рисунок слова. Интонация, ритм и звуковой рисунок слова непосредственно выражают мысли и чувства ребенка. Они являются непосредственным носителем содержания речи (Н.Х. Швачкин).

Проведенные наблюдения за детьми раннего возраста показали, что с первых недель жизни звуки, в том числе разновысотные звуки, выступают для них как сигнальные признаки окружающих объектов. Качество высоты звука выступает для ребенка как один из компонентов сложного объекта, а звуковысотное восприятие входит составной частью в предметное восприятие ребенка. На этой основе у детей возникает явление «опредмечивания» звуков - устойчивое связывание высоты звуков с предметами соответствующей величины и определенного характера. Дети постепенно накапливают сведения о звуковысотных характеристиках сложных объектов, в которых звуки являются их неотъемлемым качеством - голосом животного или изображающей его игрушки, голосом ребенка или взрослого человека. В формировании звуковысотных характеристик слуховых образов существенную роль играют движения голосового аппарата, носящие характер вокальной моторики. Поэтому правильное воспроизведение звука играет важную роль в звуковысотном различении (Т.К. Мухина, М.И. Лисина, Т.А. Репина).

Итак, к концу первого года жизни ребенок различает слова и фразы по их ритмическому контуру и интонационной окраске. Те слова и фразы, которые ребенок начинает понимать, выступают для него еще недостаточно расчлененно и мало чем отличаются от других звуков, являющихся сигналами предметов и явлений окружающего мира. Помимо интонации, ребенок улавливает лишь общий звуковой облик слов и их ритмический контур. Для маленьких детей непосредственные ощущения и впечатления гораздо более сильные раздражители, чем слова (К.П. Беккер, М. Совак, Н.Х. Швачкин). Сначала ребенок начинает понимать не отдельные слова, а целые фразы. Но и фраза воспринимается не сама по себе, а лишь как часть общего воздействия на нервную систему. Собственно понимание слов начинается лишь на втором году жизни, когда восприятие становится более дифференцированным. Речевое общение требует выделения и дифференцировки основных смыслоразличительных единиц языка - фонем. Поэтому у детей раннего возраста под влиянием общения с взрослым формируется избирательная восприимчивость и чувствительность по отношению к фонематическим параметрам звуков (Е.О. Смирнова). Понимание речи возникает только тогда, когда у ребенка развит слух и в мозгу происходит образование новых нервных связей между слышимым звукосочетанием и другими ощущениями (М.М. Кольцова). Одновременно с пониманием обращенной речи у детей в конце первого года жизни появляются первые слова. Общение с взрослым опосредовано словом, и малыш, постепенно овладевая значениями слов, начинает обобщать звуки, образующие слово.

Н.Х. Швачкин отмечал, что именно через слово ребенок переходит к фонематическому восприятию речи. В слове звук получает смыслоразличительную функцию и возникает фонема, а вместе с ней формируется- фонематический слух и развивается речь. В конце 1-го года жизни заканчивается первый период развития детской речи - дофонемный. В этот период звук сопровождает артикуляцию и следует движениям артикуляционного аппарата. В период фонемной речи, соотношение между звуком и артикуляцией изменяется. Артикуляция становится произвольной, соответствующей звуковому содержанию (Н.Х. Швачкин).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. [Текст]/ С.Н. Цейтлин - М.: ВЛАДОС, 2000.-240.

  2. Александрян, Э.А. Сенсорное развитие на ранних этапах онтогенеза и роль двигательного анализатора в этом процессе. [Текст]/ Э.А. Александрян – М.: Просвещение, 2002. - 224 с.

  3. Репина, Т.А. Восприятие звуковысотных различий в зависимости от организации деятельности детей дошкольного возраста. // Развитие восприятия в раннем дошкольном детстве / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М.: Просвещение, 2006. – 94с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!