СТАНОВЛЕНИЕ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СРЕДСТВАМИ ХОРОВОГО ПЕНИЯ
В статье рассматривается поэтапная работа по патриотическому воспитанию детей на уроках хорового пения. Затрагиваются основы выбора репертуара, а также использование методов работы.
The article discusses the gradual work of patriotic education
children at lessons of choral singing. It touches upon the foundations of the selection of repertoire, as well as the use of methods of work.
На современном этапе развития общества одной из основных задач воспитания является воспитание патриота, человека высокой гражданской позиции, достойного гражданина Республики Казахстан. Это должно стать частью мировоззрения ребенка, определять его действия и отношение к Государству, к Родине, к людям. Человек, не знающий культуру и историю, не чувствующий любви к своей Родине, не может быть полноценным членом общества. Патриотическое воспитание - залог стабильного развития в будущем, поэтому необходимо уделять этому огромное внимание.
Музыка во все времена была и остается мощным средством формирования личностных качеств ребенка, его духовного мира. Происходит совершенствование мышления, развитие интеллекта, памяти и, конечно же, становление и утверждение эмоциональной сферы. Ребенок становится чутким к искусству. А хоровое пение, как наиболее доступная форма детской коллективной исполнительской деятельности, является очень действенным средством патриотического воспитания.
Мощное воздействие коллективного исполнения не раз доказывалось историческими событиями - это и советские массовые песни, военные песни, песни Революции и Гражданской войны и т.д. Детям нравится петь в хоре, они чувствуют себя частью единого целого. Поэтому задачи патриотического воспитания в детском хоровом коллективе, в первую очередь, обеспечиваются, прежде всего, подбором репертуара.
Очень важно понимать, что каковы бы ни были художественные достоинства музыкального произведения, если ребенок не готов эмоционально воспринимать красоту музыки, то задачи воспитания и обучения окажутся нереализованными. Поэтому необходимо, конечно, учитывать психофизические особенности коллектива: возраст, социальную среду и т.д. Также, считаю необходимым обсуждать проблемы, формирующие критическое мышление, затрагивающие нормы общественной морали.
Для реализации задач патриотического воспитания я использую приемы, позволяющие активизировать творческие и эмоциональные проявления детей:
использование музыкальных произведений, на основе которых будут формироваться конкретные навыки;
исполнение произведений, формирующих представления о Родине;
активизация эмоционально-образных представлений, посредством создания на уроке атмосферы творческой активности;
участие коллектива в концертных мероприятиях, посвященных Государственным и школьным праздникам. Это дает учащимся возможность выразить свое личное непосредственное отношение к происходящим событиям в общественной жизни, что формирует его отношение, гражданскую позицию и национальное самосознание.
Основой выбора репертуара является содержание и смысл произведения, его значимость, поэтому учебно-воспитательные задачи решаются поэтапно на каждом этапе работы над произведением.
Например: при разучивании произведения для концертного выступления, посвященному Дню Независимости Республики Казахстан, всегда рассказываю о нелегком и трудном пути Казахстана к своей Независимости, об истории, о Президенте РК. Дети узнают новое для себя, понимают смысл праздника, его значение для каждого. И, таким образом, вызывается эмоциональный отклик детей на произведение, когда дети не просто выучивают слова и мелодию, а проживают и переживают смысловое наполнение произведения, исполнение приобретает осмысленный характер, личное эмоциональное отношение к содержанию.
При опросе выясняется, что учащиеся отдают предпочтение песням зарубежных авторов, часто даже не понимая их содержания, а просто ориентируясь на привлекательную мелодию, ритм, красивый видеоклип, увиденный по телевизору и т.д. Очень часто эти песни невысокого художественного достоинства.
Понимая необходимость приобщения учащихся к нравственным истокам отечественной музыки, дать возможность понять и полюбить «настоящую» музыку, на уроках хорового пения, реализация задач по патриотическому воспитанию была условно разделена на три этапа.
Первый этап - диагностика специальных и общих способностей. Необходимо знать уровень развития и социализации детей. Никогда не позволяю детям думать о неудачах, даже при чрезвычайно слабых музыкальных данных. Всегда настраиваю позитивно: «…у тебя все получится», «...а как мы без тебя будем петь? Кто нам помогать будет?», «…нам тебя не хватает» и т.д.
Показ песен провожу по возможности сама или иногда включаю записи. После показа обязательно беседа о произведении. Необходимо дать детям возможность высказать свое мнение, задать вопросы. Но главная цель беседы - обратить внимание на отличительные особенности песни, на красоту, дать детям почувствовать отличите серьезной музыки, по-настоящему красивой и текста, от того, что слушают они - «неживой» компьютерной музыки, часто с бессмысленным текстом.
На втором этапе мы выбираем репертуар. Конечно, можно выбрать самому, просто навязав детям свои вкусовые предпочтения. Но… Ученик - это равноправный субъект учебного процесса на хоровых занятиях. Мною предлагается несколько произведений. Я прошу учащихся сделать выбор, ориентируясь на текст, на актуальность, на то, где произведение может быть исполнено. Всегда обращаю внимание на финал - он должен быть ярким, запоминающимся.
Таким образом, создается проблемно-поисковая ситуация, где каждый может быть непосредственным участником образовательного процесса и влиять на окончательное решение. В результате, у детей формируется способность адекватной оценки и достаточно серьезные критерии выбора песенного репертуара необходимого направления.
Как правило, я предлагаю детям произведения отечественных авторов: К.Дуйсекеева, Ю.Останковича, Ш.Калдаякова, М.Насырова, Г.Жубановой, А.Абдинурова и, конечно, любимой детьми, С.Апасовой - песни с глубоким смыслом, пронизанные любовью и восхищением своей Родиной.
Третий этап - это непосредственно работа над разучиванием. Каждое занятие начинается с распевания. Поскольку я начинаю работать с учащимися с 5-6 лет (0 класс), то первое время распевки больше напоминают игру, но тем не менее, такие упражнения решают важные задачи - развитие детского голоса, вокально-хоровых навыков и т.д. Постепенно упражнения усложняются и приобретают все более направленный и узкоспецифичный характер. Обязательно объясняю на первых занятиях необходимость распевания - это разминка, как у спортсмена или у танцора. Голос это инструмент, и его необходимо настраивать.
Первое, что мы делаем при разучивании - читаем текст в ритме произведения. Я обращаю внимание учащихся на смысловые ударения в тексте, на какие именно слова или слоги, по смыслу, необходимо сделать акцент при исполнении, вместе разбираем динамический план, согласно тексту. Затем начинаем разучивание по фразам, с учетом всех наших выводов. Очень важно объяснить детям, что композитор и поэт, сочиняя песню, вкладывали определенный смысл, задумку, у них было свое собственное отношение к событиям, но каждый исполнитель привносит что-то свое, личное. Это надо уметь выразить. И совсем необязательно стремиться спеть, как исполняют в демонстрируемом примере, так не получится, потому, что у нас другие голоса, другие возможности и т.д.
Таким образом, на протяжении курса обучения хоровому пению, у учащихся формируется не только музыкальная культура, но и меняется отношение к отечественной музыке. Появляется потребность «слушать» и «слышать», развиваются музыкальные пристрастия. Более того, дети сами приносят понравившуюся музыку, где то услышанные. Но это уже гораздо серьезнее, чем то, что было вначале.
Например, после исполнения произведения «Казахстан, процветай!» С.Апасовой, это произведение прочно вошло в репертуар школьных праздников. А авторские сочинения неизменно входят в репертуар учащихся любого возраста. Дети знают факты из истории своей Родины, знакомы с музыкальной культурой.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:
приобщение к хоровому искусству является эффективным средством патриотического воспитания;
огромное значение имеет на только собственно сам репертуар, его патриотическая направленность, но и проявление субъектности учащихся, создание творческих ситуаций, способствующих сознательному, осознанному выбору репертуара;
системность и подготовка педагога имеют огромное значение при реализации задач патриотического воспитания. Педагог должен владеть не только знаниями по своему предмету, но и владеть способами и приемами интегрированных уроков, знаниями ИКТ, истории.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абдулина Г.К. Воспитание патриотизма - основа успеха нашего общества /Абдуллина Г.К.// Воспитание школьника - 2014 - №3 - С. 16-18.
2. Акулова С. Гражданин в гражданском обществе: Внеклассная работа /Акулова С.// Внеклассная работа в школе - 2011 - №1 - С. 2-3.
3. Алибекова И. «Мы – дети твои, Казахстан! Дети одной земли!». Внеклассная работа в школе – 2014 - №3 – С. 22-25.
4. Антошина Н.Н. Родной мой дом – Республика Казахстан: Классный час /Антошина Н.Н. // Учитель Республики. – 2006 - №17-18 – С.3.
5. Беркман Г.Л., Грищенко К.С. «Музыкальное развитие учащихся в процессе обучения пению», Москва, «Музыка», 2002г.
6. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. «Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом», Москва, «Академия», 1999г.
7. Осеннева М.С., Самарин В.А. «Хоровой класс и практическая работа с хором», Москва, «Академия», 2003г.
В работе использованы материалы из интернета.