СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Старинной песни мир, песни Франца Шуберта»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная: совершенствовать знания в области истории музыки, литературы; знакомство с жанром баллады.

         Развивающая: развивать интерес к предмету, учить самостоятельно мыслить, рассуждать о музыке, характеризовать музыкальные образы и определять их развитие, находить параллели в образах музыки, литературы и изобразительного искусства.

         Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес и уважение к музыкальному наследию композиторов других стран.

Просмотр содержимого документа
««Старинной песни мир, песни Франца Шуберта»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЯЛТЫ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯЛТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №6 »









Тема урока: «Старинной песни мир, песни Франца Шуберта»





Подготовила и провела

Плотникова Пая Бенициановна,

учитель музыки,

специалист высшей квалификационной категории

МБОУ «ЯСШ № 6»









Тема урока: «Старинной песни мир, песни Франца Шуберта»

Цели урока:

Образовательная: совершенствовать знания в области истории музыки, литературы; знакомство с жанром баллады.

Развивающая: развивать интерес к предмету, учить самостоятельно мыслить, рассуждать о музыке, характеризовать музыкальные образы и определять их развитие, находить параллели в образах музыки, литературы и изобразительного искусства.

Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес и уважение к музыкальному наследию композиторов других стран.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, проигрыватель, грампластинки.

Эпиграф урока: «Как много прекрасного не принесло бы время, второго Ф.Шуберта оно даст не скоро». Р.Шуман.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Ребята, прежде чем приступить к изучению творчества Ф.Шуберта, мы должны с вами еще раз окунуться в эпоху романтизма, представителем которого и является Ф.Шуберт. (слайд 1) Вспомните, что означает слово «романтизм»?

Ученик: Романтизм, романтический означает чувственный.

Учитель: Верно. Романтизм – художественное направление в культуре и искусстве европейских стран, возникшее на рубеже 18-19 веков (слайд 2). Оно впитало в себя идеи эпохи Великой Французской революции, разочарованность окружающей действительностью. Но огромный период истории доказал, что в музыке романтизм и далее будет жить, пока в мире существуют любовь и сострадание. Романтизм возник в эпоху после Великой Французской революции (1789-1799), в период наполеоновских войн, событий, которые затронули все сферы жизни: упразднения монархии, провозглашение республики. Писатели, художники, музыканты восхищались провозглашением идей Свободы, Равенства и Братства. Однако время шло, идеи были далеки от реальности: социальное неравенство снова стало набирать силу, свобода преследовалась церковью, цензурой и полицией.

Герои романтических произведений – личность сложная и страстная. Романтики открывают своей аудитории народную музыку, поэзию, сказания – все, что долгое время считалось не стоящим внимания.

Романтизм 20-х годов 19 века развивался под влиянием литературы и в тесной связи с ней. Обращение к внутреннему миру человека, тяге к эмоциональному напряжению определило главенство музыки и лирики в романтизме. Тема любви у композиторов-романтиков занимает господствующее место. В немецкой и австрийской музыке романтизм вызвал расцвет песни – самого лирического музыкального жанра, слившего поэзию и музыку воедино.

Кто сегодня не знает эту знаменитую мелодию? (Звучит фрагмент «Аве Марии» Ф.Шуберта) А между тем её автор при жизни не добился широкой признательности. Один из первых романтиков, Франц Шуберт, вкладывал во все свои произведения частицу чувствительной, чистой и наивной души.

III. Объявление темы урока (слайд 3).Изучение нового материала.

Франц Шуберт родился в 1797 году в Вене. Этот невысокий, застенчивый, но очень обаятельный молодой человек создал вокруг себя такое пространство, которое притягивало лучшие умы Вены (слайд 4) Композитор устраивал для друзей знаменитые вечера музыки – шубертиады, на которых звучала исключительно его музыка. Беседы об искусстве, философии, политике чередовались с исполнением песен и танцев, написанных им: вальсы, экосезы, полонезы, лендлеры, польки, галопы.

Уверившись в своем призвании, Шуберт бросает работу школьного учителя, Возмущенный отец оставил его без средств к существованию. Несколько лет Франц живет у своих друзей, которые как могли ему помогали. Он сочинял без устали, музыка не оставляла его даже во сне: он вскакивал посреди ночи, чтобы записать её на клочках бумаги.

Ф.Шуберта сравнивали со «шпильманом» (средневековые бродяги – народные музыканты Германии и Австрии). Это подчеркивало неисчерпаемый талант композитора и его непрерывную связь с народной музыкой.

За свою короткую жизнь он создал столько замечательных произведений, что они с трудом уместились в 37 толстых томах: симфонии, оперы, квартеты и другие камерные произведения и прежде всего песни.

Судьба отпустила венскому романтику всего 31 год жизни. На скромном памятнике высечено: «Здесь музыка похоронила не только богатое сокровище, но и несметные надежды».

Эпиграфом к песенному творчеству композитора могут служить слова самого Ф.Шуберта (слайд 5)

«Я пел песни и пел их много, много лет. Когда я пел о любви, она приносила мне страдания, когда я пел о страдании –она превращалась в любовь. Так любовь и страдание раздирали мне душу».

Песни Ф.Шуберт писал на протяжении всей своей жизни, их более 600. Композитор очень чутко относился к подбору стихов для своих песен. Стихотворение И. Гете «Лесной царь» настолько вдохновило и поразило совсем еще молодого Шуберта, что он за один вечер написал песню-балладу «Лесной царь».

Шуберт преклонялся перед поэзией И.Гёте. Она волновала воображение, ум, душу композитора. Из 600 песен, созданных Шубертом, свыше семидесяти написаны на слова И. Гёте. «Лесной царь» стал одним из шедевров песенной лирики Ф.Шуберта. Композитор услышал в балладе И. Гёте трагедию, услышал боль и крик человеческой души.

Послушайте внимательно определение вокальной баллады: вокальная баллада – это песня, имеющая свободное развитие. Сюжет баллады остро драматический. В нем переплетаются реальность и фантастика и лирика. Сейчас я вам прочту русский перевод текста баллады (перевод В. Жуковского).

Учитель читает текст баллады «Лесной царь».

Учитель: Сколько действующих лиц в данной балладе?

Ученик: В этой балладе три действующих лица и повествователь.

Учитель: Назовите их.

Ученик: Повествователь, отец, ребёнок и лесной царь.

Учитель: Правильно. Какие образы реальные, а какие фантастические?

Ученик: Реальные: рассказчик, ребёнок и отец, а фантастический – лесной царь.

Учитель: Что происходит с ребёнком?

Ученик: Он болен и бредит.

Учитель: Так кто же выступает в образе лесного царя, кто догадался?

Ученик: В образе лесного царя – смерть.

Учитель: А сейчас я вам сыграю вступление к этому произведению, в нем живет еще один образ. Слушайте.

Учитель играет вступление к балладе.

Учитель: Кто узнал этот образ, который будет сопровождать эту балладу от начала до конца?

Ученик: Это бег коня.

Учитель: Давайте его ритмически простучим. Как группируются звуки?

Ученик: Звуки группируются по три – триоли.

Учитель: Какое настроение создают эти триоли и восходяще-нисходящая интонация в басах?

Ученик: Это интонация тревоги, стремительного бега лошади.

Учитель: Мы ранее выяснили, что ребенок болен и бредит, его характеризуют тревожные, беспокойные интонации. А каковы интонации отца?

Ученик: Интонации отца успокаивающие ребенка, но внутренне они тоже напряжены, так как он страдает, переживает и все делает для его спасения.

Учитель: О чем нам говорят интонации лесного царя?

Ученик: Лесной царь хитер, сначала мягко заманивает младенца в свои сети, а в конце: «Дитя, я пленился твоей красотой: неволей иль волей, а будешь ты мой». Это уже приговор.

Учитель: А, сейчас послушайте как описывает И. Кашмина первое исполнение баллады Ф. Шуберта «Лесной царь» немецким певцом И.Фоглем:

«…с∫ первых звуков фортепиано все поддались магическому действию музыки. Перед слушателями предстала тревожная, беспокойная картина. В зал ворвался зловеще зазывающий ветер, шум деревьев, топот стремительно скачущего всадника. Бурное, порывистое движение увлекает вперед. Несущийся поток музыки пронизан упругим пульсирующим ритмом. Низкие рокочующие пассажи сгущают мрачные краски. Постепенно звуки фортепиано затихают, теперь они доносятся как бы издалека, приглушённо и едва слышно. После большого фортепианного вступления И.Фогль запел».

Учитель: Слушаем вокальную балладу Ф.Шуберта «Лесной царь».

Учитель: Настало время провести музыкальный анализ произведения. На экране вы видите схему анализа (слайд 6).

1.Самостоятельная работа учащихся. Проверка работ.

Жанр произведения– вокальная баллада.

Композитор – Франц Шуберт.

Исполнитель – солист в сопровождении фортепиано.

Темп музыки – быстрый, стремительный.

Динамика – от рр до ff.

Музыкальный лад – минор (g- moll).

Интонации – изобразительные, выразительные, контраст интонаций.

Характер музыки – стремительный, взволнованно-несущийся, будоражащий, испуганный.

Учитель: В стихах, в живописи, в музыке нарисована большая драматическая картина, сливающаяся в нашем сознании в единый драматический образ, объединенный стремительным движением: не только движением летящего сквозь лес коня, но и движением (развитием) чувств главных образов.

П. И. Чайковский сказал: «Что за неисчерпаемое богатство мелодического изобретения было в этом безвременно окончившим свою карьеру композиторе! Какая роскошь фантазии и резко очерченная самобытность.»

Учитель: А сейчас откройте тетради и запишите итоговые вопросы, на которые вы ответите дома:

1.Что вы узнали нового на уроке?

2.Понадобятся ли вам знания, полученные на сегодняшнем уроке в жизни?

3.Как и где вы можете применить знания, полученные на уроке музыки?

IY. Подведение итогов. Выставление оценок за работу на уроке.







































Тема урока: Героические образы в симфонической музыке. Д. Д. Шостакович

Симфония № 7 «Ленинградская».

Цели урока:

Образовательная: нацелить учащихся на понимание жизненного содержания музыки, которая воплощает образы реальных исторических событий – Великой Отечественной войны.

Развивающая: учить анализировать образное содержание музыки;углубить знания о жизни и творчестве Д. Шостаковича,закрепить понятие «музыкальный образ», «симфония», «музыкальная форма» - «сонатное allegro».

Воспитательная :воспитывать лучшие моральные качества личности, чувство уважения к погибшим в боях за Родину, к ветеранам войны.

Эпиграф урока: О, ночное воющее небо,

Дрожь земли, обвал невдалеке,

Бедный ленинградский ломтик хлеба,

Он почти не весит на руке.

О.Берггольц.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, проигрыватель, пластинки, портрет.

План урока:

  1. Организационный момент урока.

  2. Объявление темы урока. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Прежде, чем приступить к теме урока, мы должны вспомнить несколько важных моментов:

Что отражает музыка?

Ученик: Музыка отражает жизнь.

Учитель: Что собой представляет такой музыкальный жанр, как симфония?

Ученик: Симфония – это крупное музыкальное произведение, обычно из четырех частей, написанное для симфонического оркестра.

Учитель: Какова особенность первых частей симфоний, концертов, увертюр?

Ученик: Они пишутся в форме сонатного allegro.

Учитель: А как строится форма сонатного allegro?

Ученик: Она состоит из экспозиции, разработки и репризы.

Учитель: Что собой представляет экспозиция?

Ученик: Экспозиция – это показ музыкальных образов, тем, мелодий.

Учитель: Разработка?

Ученик: Разработка – это взаимодействие, беседа или столкновение и борьба образов, героев экспозиции.

Учитель: Ну и реприза?

Ученик: Реприза – это, в принципе, повторение экспозиции, но с оттенком разработки.

Учитель: Молодцы, это вы хорошо усвоили. Можно приступать к основной теме урока.

Сегодня на уроке будет звучать музыка великого композитора, которому человечество присвоило великое звание «совесть эпохи»- Д. Шостаковича. Жанровый диапазон его творчества велик: 15 симфоний, оперы, балеты, квартеты, оратории, кантаты, концерты, сонаты, романсы, песни, оперетта, музыка к кинофильмам. Поговорим о его симфоническом творчестве. Настоящая симфония – это размышление об эпохе, о человеке, о жизни на земле. Симфонии имеют удивительное качество – до дна высвечивать всего композитора: есть у него свой, особый взгляд на мир. Нет своего мира, нет особой мысли – нет симфонии. Поэтому композитор и пишет симфонию тогда, когда не может ее не писать, когда у него есть великая потребность говорить с людьми о самом важном.

Главной идеей творчества Д.Д.Шостаковича было неимоверное духовное сопротивление античеловеческим силам, которые разгулялись в ХХ веке. Он живой представитель совести нашей музыки.

Весь ужас духовного и физического уничтожения, который навис над человечеством в годы фашизма, увековечены им в Седьмой и Восьмой симфониях с такой силой, что будущие поколения всколыхнутся перед этими написанными кровью доказательствами великой и страшной эпохи.

В самые тяжелые для отчизны годы, эпохи сталинизма. Д.Шостакович принял на себя всю тяжесть духовной ответственности за человека… Время было такое, что люди не рисковали говорить откровенно даже с самым близким человеком, потому что каждый мог исчезнуть среди ночи навсегда. В 1945 году свою великую трилогию симфоний он заканчивает Девятой симфонией, посвященной жертвам сталинизма. Этот триптих связан одной логикой, одной драматургией.

Одна из 15-ти симфоний занимает в его творчестве особое место. Это симфония № 7 «Ленинградская» - это памятник героизму советского народа в годы Великой Отечественной войны. Сочинять Д.Шостакович начал её в осажденном Ленинграде, и посвящена она этому городу. Он решил, когда ему бесповоротно отказали в отправке на фронт, а фашисты уже бомбили его любимый город, музыкой сказать людям самое важное и главное. Так начал сочинять под бомбами свою симфонию. Сочинял необыкновенно быстро, к концу сентября была готова полная партитура трех частей. Кольцо врага вокруг Ленинграда сжималось, и Д.Шостаковича обязали уехать из осажденного города. Сначала в Москву, а затем в Куйбышев, где он продолжил работу над произведением. 27 декабря 1941 года симфония была готова, на титульном листе композитор написал: «Посвящается городу Ленинграду». В марте 1942 года при переполненном зале состоялась премьера. Дирижировал – Самосуд. А вскоре состоялась вторая премьера в Москве. Но самое главное исполнение состоялось в осажденном Ленинграде, где репетиции часто проходили под грохот разрывов. Оркестранты очень ослабели от голода, холода во время блокады, а ведь для игры, особенно на духовых инструментах, нужны большие силы. Было очень трудно, но никто не жаловался и не уходил с репетиции. День главной премьеры – 9 августа 1942 года- настал. Когда на сцене большого зала филармонии появился оркестр, зал бурно его приветствовал. Осуществить исполнение сложнейшей партитуры в голодном, полуразрушенном городе – это подвиг. На мой вопрос вы ответили, что музыка отражает жизнь. Сейчас мы с вами будем искать этому подтверждение. Экспозиция: главная тема – тема мирной жизни советского народа, тихая летняя ночь. Побочная тема - тема фашистского нашествия. В разработке эти образы сталкиваются. А в жизни нашей страны было так?

Ученик: Именно так. Вероломно, ночью, на мирную нашу страну без предупреждения двинулись фашисты.

Учитель: В симфонии мы слышим и героическое сопротивление ленинградцев, и траурное оплакивание павших героев. А когда начался финал, все встали. В финальном героическом гимне своей симфонии композитор провозглашал: «Мы выстоим, и Победа будет за нами!» За год исполнение симфонии состоялось в очень многих точках планеты – Лондоне, Ташкенте, Новосибирске, Баку, Ереване, Оренбурге, Мехико, Гетеборге, Свердловске, Саратове, Тбилиси, позже в США. Симфония вдохновляла, звала на борьбу. Один из дирижеров писал послу: «Успешное исполнение Седьмой симфонии может стать эквивалентом минимум нескольких транспортов с вооружением …».

Слушаем сначала тему мирной жизни народа и тихой летней ночи, а затем тему фашистского нашествия.

Учитель: Какими выразительными средствами представлен знаменитый эпизод фашистского нашествия?

Ученики:

- рокот барабанов

- какой-то зловещий марш

- тема все время повторяется

- мелодия не живая, как робот

- началась тихо, издалека, далее ощущение приближения

фашистов.

Учитель: Этот эпизод – потрясающая картина вторжения разрушительной силы, схватка нашего народа с фашизмом, борьба двух миров. Сначала издалека, чуть слышно, затем все ближе и громче доносится мирный рокот походного барабана. Зловещая маршевая дробь создает атмосферу тревожного ожидания. На фоне несмолкающего отрывистого барабанного «топота» возникает остро гротескная, сухая отрывистая тема, нарочито примитивная, мертвенно-тупая, словно автоматизированная, лишенная живых человеческих интонаций. Тупая назойливая маршевая тема вражеского нашествия проходит двенадцать раз (тема и одиннадцать оркестровых вариаций).

Слушаем первую часть симфонии до конца.

Учитель: Каков основной конфликт этой части.

Ученик: Конфликт темы нашей Родины и нашего народа с темой фашистского нашествия.

Учитель: Я хочу закончить этот наш разговор словами из Реквиема А. Вертинского :

Мир осветил нас

своим светом.

Гремели торжественно аккорды.

Только не был за праздничным столом

Каждый четвертый.

Учитель: А сейчас перейдем к вокальной части урока, поработаем над частотой интонации, выразительностью исполнения песни «Победа».

Музыка Л. Захлевного, слова М. Ясеня.

III?Закрепление материала. Подведение итогов.Игра «Верю – не верю»

1.Композитор родился во Франции –

2.Симфония имеет две части –

3.Симфония была закончена в Куйбышеве –

4.Главное исполнение состоялось в Ленинграде 9.08.1942 г.+

5.Это произведение исполняет симфонический оркестр +

6. Седьмая симфония Д.Шостаковича названа «Ленинградская» Учитель: Мирное у нас время. Оно, может, потому и мирное, что есть люди, образцово исполняющие боевую задачу. Пусть никому и никогда не выпадет такой трудной судьбы. И пока живем мы на нашей Земле, мы будем помнить участников и свидетелей этой страшной войны, живых и мертвых.

Исполнение хором песни «Победа».








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!