СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жанры инструментальной и вокальной музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: систематизировать знания учащихся о жанрах вокальной и инструментальной музыки через характеристику произведений Ф.Шуберта и С.Рахманинова.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

формировать мотивационную направленность на продуктивную музыкально-творческую деятельность, способность эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью; владеть ключевыми понятиями музыкального искусства: вокализ, песня без слов, баркарола; развивать вокально-хоровые навыки, общие музыкальные способности.

Метапредметные:

уметь оценивать художественно-образное содержание музыкальных произведений и примеров литературы, развивать умения свободно излагать собственного прочтения услышанной музыки. Познавательные: уметь самостоятельно ставить новые учебные задачи, находить и выделять необходимую информацию, обобщать и оценивать её; анализировать слушаемую музыку; осваивать жанровые и стилевые многообразия музыкального искусства, специфику его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.  Регулятивные: контролировать и оценивать результаты учебной деятельности; владеть художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки, пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, игре на детских шумовых инструментах). Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в обсуждении проблемы; воспитывать ответственность и аккуратность.

Личностные:

ответственно относиться к учению, формировать готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к пению и познанию..

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая.

Музыкальный материал: 1.С.Рахманинов. «Вокализ» 2.Г.Свиридов. «Романс» 3. Ф.Шуберт. «Баркарола» 4. Русская народная песня «Земелюшка-чернозем»  5. «Если б не было школ», муз. В. Шаинского

Ресурсы урока: учебник «Музыка 5 класс» (авторы Критская Е.Д.; Сергеева Г.П.); портреты композиторов, раздаточный материал (схемы анализа музыки, карточки с заданиями, тексты песен).

Методы: словесные; наглядные; практические; частично-поисковые.

Ход  урока

1.Организационный момент.

2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

- Ребята, я буду задавать вам вопросы по пройденному материалу, если не знаете ответ,  говорите слово «дальше» и передаёте право ответа следующему ученику по цепочке.

Игра «Дальше».

- Одно из главных выразительных средств музыки? (мелодия).

- Самый простой жанр вокальной музыки, в котором соединяются  вместе музыка и литература? (песня).

- К какому жанру музыки она относится?  (вокальная).

- Как назвать песни, написанные народом? (народные).

- Как можно назвать песню лирического характера? (романсом).

- Как называется торжественная песня, символ государства? (гимн).

- Как называют по-другому  народное творчество? (фольклор).

- Назовите музыкальное произведение и композитора, написанное на основе русского фольклора? (Анатолий  Константинович Лядов «Кикимора»).

- К какой музыке по способу исполнения оно относится? (к инструментальной).

- О каких звуках говорит поэт? Рассуждения детей (музыкальные звуки помогают глубже раскрывать содержание литературных произведений).

- Сейчас прозвучат два фрагмента музыкальных произведений. Внимательно вслушайтесь и подумайте: что между ними общего и что их различает (слушание П.Чайковский, финал симфонии №4, р.н.п. «Во поле березка стояла»).

-Что общего между фрагментами? (одинаковая мелодия).

-Знакома вам мелодия? Назовите её (р.н. п. «Во поле береза стояла»).

-Что их различает? (одно исполняется со словами, а другое исполняется музыкальными инструментами).

- Как вы думаете, о чём будет наш урок сегодня? Сформулируйте цели урока.

Сообщение темы урока.

- Как вы считаете, какова тема урока? Жанры инструментальной и вокальной музыки.

- Сегодня на уроке мы с вами продолжим раскрывать взаимосвязи музыки и литературы и рассмотрим подробнее интонационно-выразительные возможности мелодии в общих жанрах инструментальной и вокальной музыки. Композиторы используют разные средства музыкальной выразительности, чтобы передать различные образы. Одним из главных выразительных средств в музыке является мелодия. Как вы думаете, почему? мелодия – это мысль, выраженная звуками. В обычной нашей речи свои мысли мы передаём словами, они складываются во фразы и предложения. Тоже происходит и в мелодии: несколько звуков образуют мотив – маленькую частицу мелодии, несколько мотивов составляют фразу, а фразы образуют предложения. Поэтому так важно внимательно вслушиваться в музыкальную речь. Проще понять музыкальное произведение, когда есть название или стихотворный текст, например в песне. Подумайте, что стало бы с песней без стихотворного текста? Наверное, просто музыка, без слов. Содержание будет у каждого слушателя своё. А некоторым людям будет не всё понятно.

- Конечно, но останется самое главное – мелодия. А её можно просто пропеть или сыграть на каком-нибудь инструменте. И получится песня без слов.  

4.Первичное усвоение новых знаний.

Именно так в музыке возникли жанры, где главенствует выразительная песенная мелодия.

 Послушайте фрагмент музыкального произведения и вспомните жанр вокальной музыки.

Слушание «Вокализа» С.Рахманинова.

-Что это за жанр? Может быть, вы угадали и произведение? что это жанр вокализ.

- Действительно, это вокализ. Вокализ – это произведение для голоса с инструментальным сопровождением, исполняемое на тянущемся гласном звуке  (обычно «а»). 

 Автором данного вокализа является русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов. Есть вокализы, которые представляют собой специальные упражнения для развития голоса певца и его виртуозной техники. Но «Вокализ» С.В.Рахманинова - это концертное произведение, имеющее большое художественное значение.

А какие чувства у вас возникли, когда звучал «Вокализ»? Нужны ли здесь слова?

Лирические, немного грустные. Слова здесь не нужны, каждый слушатель слышит что-то своё. Рахманинов посвятил этот вокализ  певице А.Неждановой. Он говорил: «…Вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами». И вот тут мы с вами должны вспомнить про интонацию как объединяющий стержень музыкальной речи и словесной. Что такое интонация? (дети вспоминают о понятии «интонация», перевод слова, рассуждают о том, что по интонации можно отличить колыбельную песню от плясовой, русскую музыку от зарубежной, старинную от современной). -Действительно, по интонации мы можем  прочувствовать характер произведения, понять музыкальный образ.

Вы сейчас слушали песню без слов, это был вокальный жанр.

Но есть песни без слов и в инструментальной музыке. Они нередко имеют названия, заимствованные у песенных жанров: мелодия, ария, романс, серенада.

Слушание «Романса» Г.Свиридова.

- Почему композитор назвал свое произведение романсом? Какие черты вокального жанра романса перешли в инструментальную музыку? (вспомнить, что такое романс и найти несоответствие).

Но мы убедились, что мелодичные, певучие интонации произведения воспринимаются как выразительная речь, как исповедь души человека. Этим инструментальный «Романс» Г.Свиридова близок к вокальному жанру романса.

- Сегодня мы познакомимся вас с романсом немецкого композитора XIX века Франца Шуберта, который называется «Баркарола».

Романс написан в жанре баркаролы – песни на воде. Родина этого жанра – Италия. «Barka» в переводе с итальянского означает лодка.

В мире музыки существуют вокальные и инструментальные  баркаролы.

 Слушание романс «Баркаролы» Ф.Шуберт.

- Почему романс назван «Баркаролой»? Какие интонации мелодии помогают передать песню на воде?  Что напоминают мелодии этих произведений? (они напоминают монотонный ритм гребли и монотонность покачивания лодки).

Вокально-хоровая работа.

5. Подведение итогов урока. Оценивание. Рефлексия.

 -О каких общих жанрах инструментальной и вокальной музыки мы сегодня говорили?

-Что такое песни без слов? Что является основным образом этих произведений?

Что объединяет эти жанры, какое выразительное средство музыки?

6.Домашнее задание.

 

Просмотр содержимого документа
«Жанры инструментальной и вокальной музыки»

Урок № 14 _________________

Жанры инструментальной и вокальной музыки

Цели урока: систематизировать знания учащихся о жанрах вокальной и инструментальной музыки через характеристику произведений Ф.Шуберта и С.Рахманинова.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

формировать мотивационную направленность на продуктивную музыкально-творческую деятельность, способность эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью; владеть ключевыми понятиями музыкального искусства: вокализ, песня без слов, баркарола; развивать вокально-хоровые навыки, общие музыкальные способности.

Метапредметные:

уметь оценивать художественно-образное содержание музыкальных произведений и примеров литературы, развивать умения свободно излагать собственного прочтения услышанной музыки. Познавательные: уметь самостоятельно ставить новые учебные задачи, находить и выделять необходимую информацию, обобщать и оценивать её; анализировать слушаемую музыку; осваивать жанровые и стилевые многообразия музыкального искусства, специфику его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью. Регулятивные: контролировать и оценивать результаты учебной деятельности; владеть художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки, пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, игре на детских шумовых инструментах). Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в обсуждении проблемы; воспитывать ответственность и аккуратность.


Личностные:

ответственно относиться к учению, формировать готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к пению и познанию..


Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая.

Музыкальный материал: 1.С.Рахманинов. «Вокализ» 2.Г.Свиридов. «Романс» 3. Ф.Шуберт. «Баркарола» 4. Русская народная песня «Земелюшка-чернозем» 5. «Если б не было школ», муз. В. Шаинского

Ресурсы урока: учебник «Музыка 5 класс» (авторы Критская Е.Д.; Сергеева Г.П.); портреты композиторов, раздаточный материал (схемы анализа музыки, карточки с заданиями, тексты песен).

Методы: словесные; наглядные; практические; частично-поисковые.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

- Ребята, я буду задавать вам вопросы по пройденному материалу, если не знаете ответ, говорите слово «дальше» и передаёте право ответа следующему ученику по цепочке.

Игра «Дальше».

- Одно из главных выразительных средств музыки? (мелодия).

- Самый простой жанр вокальной музыки, в котором соединяются вместе музыка и литература? (песня).

- К какому жанру музыки она относится? (вокальная).

- Как назвать песни, написанные народом? (народные).

- Как можно назвать песню лирического характера? (романсом).

- Как называется торжественная песня, символ государства? (гимн).

- Как называют по-другому народное творчество? (фольклор).

- Назовите музыкальное произведение и композитора, написанное на основе русского фольклора? (Анатолий Константинович Лядов «Кикимора»).

- К какой музыке по способу исполнения оно относится? (к инструментальной).

- О каких звуках говорит поэт? Рассуждения детей (музыкальные звуки помогают глубже раскрывать содержание литературных произведений).

- Сейчас прозвучат два фрагмента музыкальных произведений. Внимательно вслушайтесь и подумайте: что между ними общего и что их различает (слушание П.Чайковский, финал симфонии №4, р.н.п. «Во поле березка стояла»).

-Что общего между фрагментами? (одинаковая мелодия).

-Знакома вам мелодия? Назовите её (р.н. п. «Во поле береза стояла»).

-Что их различает? (одно исполняется со словами, а другое исполняется музыкальными инструментами).

- Как вы думаете, о чём будет наш урок сегодня? Сформулируйте цели урока.

Сообщение темы урока.

- Как вы считаете, какова тема урока? Жанры инструментальной и вокальной музыки.

- Сегодня на уроке мы с вами продолжим раскрывать взаимосвязи музыки и литературы и рассмотрим подробнее интонационно-выразительные возможности мелодии в общих жанрах инструментальной и вокальной музыки. Композиторы используют разные средства музыкальной выразительности, чтобы передать различные образы. Одним из главных выразительных средств в музыке является мелодия. Как вы думаете, почему? мелодия – это мысль, выраженная звуками. В обычной нашей речи свои мысли мы передаём словами, они складываются во фразы и предложения. Тоже происходит и в мелодии: несколько звуков образуют мотив – маленькую частицу мелодии, несколько мотивов составляют фразу, а фразы образуют предложения. Поэтому так важно внимательно вслушиваться в музыкальную речь. Проще понять музыкальное произведение, когда есть название или стихотворный текст, например в песне. Подумайте, что стало бы с песней без стихотворного текста? Наверное, просто музыка, без слов. Содержание будет у каждого слушателя своё. А некоторым людям будет не всё понятно.

- Конечно, но останется самое главное – мелодия. А её можно просто пропеть или сыграть на каком-нибудь инструменте. И получится песня без слов.  

4.Первичное усвоение новых знаний.

Именно так в музыке возникли жанры, где главенствует выразительная песенная мелодия.

Послушайте фрагмент музыкального произведения и вспомните жанр вокальной музыки.

Слушание «Вокализа» С.Рахманинова.

-Что это за жанр? Может быть, вы угадали и произведение? что это жанр вокализ.

- Действительно, это вокализ. Вокализ – это произведение для голоса с инструментальным сопровождением, исполняемое на тянущемся гласном звуке  (обычно «а»). 

Автором данного вокализа является русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов. Есть вокализы, которые представляют собой специальные упражнения для развития голоса певца и его виртуозной техники. Но «Вокализ» С.В.Рахманинова - это концертное произведение, имеющее большое художественное значение.

А какие чувства у вас возникли, когда звучал «Вокализ»? Нужны ли здесь слова?

Лирические, немного грустные. Слова здесь не нужны, каждый слушатель слышит что-то своё. Рахманинов посвятил этот вокализ  певице А.Неждановой. Он говорил: «…Вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами». И вот тут мы с вами должны вспомнить про интонацию как объединяющий стержень музыкальной речи и словесной. Что такое интонация? (дети вспоминают о понятии «интонация», перевод слова, рассуждают о том, что по интонации можно отличить колыбельную песню от плясовой, русскую музыку от зарубежной, старинную от современной). -Действительно, по интонации мы можем  прочувствовать характер произведения, понять музыкальный образ.

Вы сейчас слушали песню без слов, это был вокальный жанр.

Но есть песни без слов и в инструментальной музыке. Они нередко имеют названия, заимствованные у песенных жанров: мелодия, ария, романс, серенада.

Слушание «Романса» Г.Свиридова.

- Почему композитор назвал свое произведение романсом? Какие черты вокального жанра романса перешли в инструментальную музыку? (вспомнить, что такое романс и найти несоответствие).

Но мы убедились, что мелодичные, певучие интонации произведения воспринимаются как выразительная речь, как исповедь души человека. Этим инструментальный «Романс» Г.Свиридова близок к вокальному жанру романса.

- Сегодня мы познакомимся вас с романсом немецкого композитора XIX века Франца Шуберта, который называется «Баркарола».

Романс написан в жанре баркаролы – песни на воде. Родина этого жанра – Италия. «Barka» в переводе с итальянского означает лодка.

В мире музыки существуют вокальные и инструментальные баркаролы.

Слушание романс «Баркаролы» Ф.Шуберт.

- Почему романс назван «Баркаролой»? Какие интонации мелодии помогают передать песню на воде? Что напоминают мелодии этих произведений? (они напоминают монотонный ритм гребли и монотонность покачивания лодки).

Вокально-хоровая работа.

5. Подведение итогов урока. Оценивание. Рефлексия.

 -О каких общих жанрах инструментальной и вокальной музыки мы сегодня говорили?

-Что такое песни без слов? Что является основным образом этих произведений?

Что объединяет эти жанры, какое выразительное средство музыки?

6.Домашнее задание.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!