Учитель истории, обществознания МАОУ «Моховская ООШ»
Яшенькина Л.Ю. (1квалифиационая категория)
Внеклассное мероприятие
Тема: "Старину мы помним, старину мы чтим".
Цель: знакомство детей с предметами старины.
Задачи: приобщать к национальной культуре и традициям русского народа;
развивать творческий потенциал каждого ребенка, речевую активность, память.
Оборудование:ватманА-3 для боевичка, карандаши цветные, клей; предметы быта из музейной комнаты: деревянный, чугунный и угольный утюги, рушник, туясок, ухват, коромысло, чугунок, два ведра.
Подготовительный этап: помочь2-3 ученикам подготовить небольшие сообщения; приготовить картинки- раскраски из русско-народных сказок.
Ход занятия.
Учитель:Нашу встречу хочу начать со стихотворения детской писательницы Натальи Петровны Кончаловской:
Слава нашей стороне!
Слава нашей старине.
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы, дети знать могли о делах родной земли…..
Не имея доступа к современным благам человечества, древние мастера изобретали предметы повседневного быта, которые помогали человеку справляться со множеством дел. О многих таких изобретениях мы сегодня с вами поговорим.
Ученик-1: То взад, то вперед ходит, бродит пароход.
Остановишь-горе! Продырявишь море. Это……..
В старину гладили белье при помощи РУБЕЛЯ
Он имел вид прямоугольной доски с зазубринами, с одной стороны. Вторая часть-это небольшая округлой формы палка или скалка Вещи аккуратно наматывали на скалку, сверху клали рубель и катали. Таким образом, льняная ткань размягчалась и разравнивалась. Гладкую сторону расписывали и украшали резьбой.
( ведущийпоказывает, затем предлагает попробовать другим погладить).
Ученик-2На смену рубелю в России появился чугунный утюг. Обозначено это событие 16 веком. Стоит отметить, что был он далеко не у всех, поскольку стоил очень дорого. К тому же чугун был тяжелым, и гладить им было сложнее, чем старым способом.
Существовало несколько видов утюгов, в зависимости от способа нагрева: в одни засыпались горящие угли, а другие накалялись на печи. Весил такой агрегат от 5 до 12 килограмм. Позже угли заменили чугунными болванками.
Ученик-3( показывает коромысло): А что это за предмет?
-Правильно.
Как и хлеб, важным ресурсом всегда была вода.
Чтобы приготовить обед, напоить скот или постирать, ее необходимо было принести воды. Верным помощником в этом деле было коромысло. Оно имело вид изогнутой палки, к концам которой крепились специальные крюки: на них цеплялись ведра. Делали коромысло из древесины липы, ивы или осины. Первые памятки об этом приспособлении датируются 16 веком, однако археологами Великого Новгорода было найдено множество коромысел, изготовленных в 11-14 столетиях.
Ученик 1:Предлагаю вам попробовать принести воды при помощи коромысла.
Русские девушки всегда были стройными, а не сутулыми. Благодаря умению носить воду на коромысле.
(пробуют все желающие –пройти с коромыслом, неся ведра с водой)
Учитель: молодцы, а теперь переходим к практической части занятия.
У вас на столе лежит все необходимое для выполнения творческого задания.
Обратите внимание на задания, которые нужно выполнить в течении 20минут. Один участник от группы будет готовить защиту творческой работы.
Учитель контролирует, дает советы( по мере необходимости) процесс выполнения творческой работы, следит за временем.
Второй этап занятия:защита творческой работы