Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Поповка» МО «Город Саратов»
ЭССЕ
на тему: «Старообрядчество в современной России»
Выполнила учитель истории
и обществознания
МАОУ «СОШ села Поповка»
Буякова Валентина Фридриховна
2024
Оглавление
Введение
Современное состояние старообрядчества
Основные старообрядческие толки: поповщина и беспоповщина
Старообрядчество сегодня
Заключение
В России живет множество народов. У каждого из них своя неповторимая культура, традиции. Все мировые религии широко представлены в России. В нашей стране огромное количество мусульман, есть буддисты, последователи ведических культов, иудеи, и многие другие религиозные общины. Некоторые религии, бытующие на просторах нашей Родины, уникальны и неповторимы. Их сосуществование и многообразие делает собственно Россию Россией. Но в истории нашей страны и в том, что мы, россияне, в большинстве своем такие, какие мы есть, особую роль играет православное христианство.
В истории русской православной церкви есть переломный момент, который имел большие последствия для истории страны. Реформа, которую с 1653 года начал проводить Патриарх Никон при деятельной поддержке царя Алексея Михайловича, повлекла за собой церковный раскол, то есть разрыв между единообразием церковного чина, закрепляемого тиражированием богослужебных текстов, и старой верой, приверженцы которой воспринимали нововведения как посягательство на истинность религиозных догматов. В дальнейщем Старообрядчество стало крупнейшим в истории России религиозно-общественным движением. В нем отразился стихийный, неосознанный, обличенный в религиозную оболочку протест, порожденный социальными противоречиями самодержавно-крепостнического строя и идеологическим засильем господствующей православной церкви. В течение трехсотлетней эволюции общественно-политическое содержание этого протеста менялось в зависимости от изменения социального состава движения, конкретной исторической ситуации и расстановки классовых сил.1
Основные старообрядческие толки: поповщина и беспоповщина
Несмотря на историко-культурную общность, старообрядчество в конфессиональном плане не имеет единства. После никоновского раскола середины XVII века наиболее традиционная часть Церкви сохранила старые православные устои, но оказалась в условиях гонений. В результате некоторых идеологических разногласий древнеправославие разделилось на два основных направления — «поповское» («беглопоповское») и «беспоповское», в рамках которых в XVIII-XIX веках сформировалось несколько согласий (религиозных деноминаций). Новое учение о священстве возникло в самом начале раскола с появлением понятия об антихристе, в роли которого выступал тогда патриарх Никон. Некоторые из старообрядцев стали учить, что священство окончательно прекратилось и безвозвратно погибло: не стало истинных священников, все они стали слугами антихриста. Таким образом, в старообрядческой среде появилсь два течения, которые получили названия «беспоповство» и «поповство».2
Священники старого рукоположения дожили до 90-х годов XVII века, т. е. живы были еще и после Московского собора 1667 г. Этих священников признавали все старообрядцы. Поэтому в то время еще фактически не было беспоповства. Оно появилось лишь после смерти священников старого рукоположения, т. е. в самом конце XVII столетия.
Старообрядцы, отвергнувшие священников нового доставления, стали называться беспоповцами, так как они остались совершенно без попов. Они образовали беспоповское общество, решив, что от последователей Никона нельзя принимать не только священства, но и крещения. Они установили всех приходящих к ним из новообрядческой церкви снова крестить, поэтому беспоповцы называются еще и «перекрещиванцами».
Старообрядчество сегодня
В правовом поле современной России представлено четыре старообрядческих согласия, имеющих централизованные религиозные организации.3 К поповскому направлению относятся Русская Православная старообрядческая Церковь, являющаяся крупнейшим старообрядческим объединением, и Русская Древлеправославная церковь. К безпоповцам принадлежат Древлеправославная Поморская церковь и Древлеправославная Старопоморская Церковь федосеевского согласия.
В РПСЦ совершаются все таинства, принятые в православии. Признается апостольское преемство в официальных новообрядческих деноминациях и правильно совершенное (в три погружения) крещение, также признается крещение в других старообрядческих согласиях. Руководителем церкви является Митрополит Московский и Всея Руси Корнилий (Титов). Высший орган церковной власти — ежегодно созываемый Освященный Собор. Административно церковь разделена на епархии. В настоящее время в России 12 епархий РПСЦ и 7 епископов. По данным Министерства Юстиции на 2015 год, зарегистрировано 184 религиозных организации и действует 1 монастырь. При митрополии в Москве имеется Духовное училище, а также церковно-исторический музей и общественная библиотека с читальным залом. За пределами России Московская митрополия объединяет общины на территории стран СНГ, а также имеет заграничные епархии на Украине и в Молдавии. Митрополит Корнилий является членом совета по взаимодействию с религиозными организациями при Президенте РФ.
Русская Древлеправославная Церковь (РДЦ, беглопоповцы, «новозыбковское» согласие). Возникшая иерархия к середине ХХ века объединила оставшихся беглопоповцев, которые не признавали уже имеющуюся Белокриницкую иерархию. Крупнейший духовно-административный центр находится в г. Новозыбкове Брянской области. В конце ХХ века произошло несколько разделений, которые в настоящее время в основном преодолены. РДЦ содержит все таинства, принятые в православии. Признается апостольское преемство в новообрядческих деноминациях и правильно совершенное (в три погружения) крещение. Также признается крещение в других старообрядческих согласиях. Руководителем церкви является Патриарх Московский и всея Руси Александр (Калинин).Высшим органном управления церкви является регулярно собираемый Освященный Собор. Административно церковь в России разделена на 6 епархий, в которых служат четыре епископа. Также есть еще две епархии вне пределов России и два епископа. Еще два епископа находятся на покое. По данным Минюста на 2015 год, в России действуют 105 религиозных организаций РДЦ, из них 5 монастырей и одно учебное заведение. В Новозыбкове действует Высшее духовное училище. РДЦ находится в каноническом общении с Грузинской Древлеправославной Церковью и ведет активную работу по организации новых приходов и строительству церквей. Особо активно ведется работа в Нижегородской области и в республике Бурятия. Хорошо развита издательская деятельность. В общественной жизни РДЦ не так активна, как РПСЦ.4
Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ, поморское согласие). Наименование «поморцы» утвердилось благодаря следованию в службах Поморскому Уставу, который был рассчитан на проведение служб мирянским чином, то есть без священства. Устав ДПЦ был составлен на основе Соловецкого устава. С конца XVII до середины XIX веков ведущим духовным центром был Выговский монастырь в Карелии. Каноническая дисциплина держится на основе авторитета духовных наставников и признании решений Церковных Соборов. В России ДПЦ имеет условное деление на регионы — 9 церковных областей, в которых имеются ведущие ответственные общины, а в некоторых местах региональные советы. По данным Минюста зарегистрировано 48 религиозных организаций ДПЦ, однако большая часть общин действует без регистрации. В Санкт-Петербурге действует заочное духовное училище. Общины ДПЦ ведут учебную, издательскую, культурно-просветительскую и прочую деятельность, направленную на развитие церкви и общества.
Древлеправославная Старопоморская Церковь федосеевского согласия (ДСЦФС, федосеевцы). Староверы федосеевского согласия в 2014 году зарегистрировали собственную ЦРО ДСЦФС, ее председатель — Кожев Константин Викторович. Однако большинство общин по традиции сохраняют автономный статус либо действуют без государственной регистрации. Общины распространены в основном в европейской части России.
Федосеевское согласие в условиях отсутствия священства исполняет только два таинства — крещение и исповедь, при безусловном исповедании всех семи таинств. Федосеевцы оформились в начале XVIII, разделившись с поморским согласием в вопросе возможности заключения церковных браков в отсутствии священства. Наименование имеют в память о духовном отце и учителе Феодосии Васильеве (умер в 1711 году).
В Федосеевском согласии имеется два основных духовных центра: Московская Преображенская община и Казанская старопоморская община. 5
Лишь в начале ХХ века старообрядчество было признано одним из значительнейших явлений новой русской истории. Трагедию раскола заново переосмыслило и русское зарубежье — от эмигрантов первой волны до Александра Солженицына, который, находясь в эмиграции в США, встречался со старообрядцами в штате Орегон, и который не раз в своих работах осуждал гонения на хранителей старой веры.
В настоящее время старообядческие общины, помимо России, можно встретить в Белоруссии, Латвии, Литве и Эстонии, в Молдове, Польше, на Украине, в Румынии, США, Канаде и ряде стран Латинской Америки, а также в Австралии. 6
Сохранившиеся очаги старообрядства демонстрируют уникальные примеры жизненного уклада, подчиненного продолжающей жить на протяжении веков самобытной духовной культуре. Несмотря на жестокие преследования со стороны властей и официальной церкви, раскольники выстояли и сохранили свою веру. Мужество и непреклонность старообрядцев в борьбе за свои убеждения — одна из замечательных страниц духовной истории русского народа.
Старообрядческие общины продемонстрировали удивительную способность приспосабливаться к самым тяжелым условиям. Несмотря на приверженность старине, они сыграли значительную роль в развитии и укреплении экономических отношений в России, проявив себя на редкость трудолюбивыми и предприимчивыми людьми.
Неоценимы заслуги старообрядцев в деле сохранения памятников средневековой русской культуры. В общинах бережно хранились древние рукописи и старопечатные книги, старинные иконы и церковная утварь. Но главное, они создали новую культуру, в рамках которой вся жизнь человека подчинялась общинным, соборным решениям. Эти решения, в свою очередь, основывались на постоянном обсуждении и размышлении над христианскими догмами, обрядами и Священным писанием.
Список использованной литературы и источники:
Михайлова Н. Расколы: древние и новые//Москва. 1996.
Энциклопедия «Аванта +» Религии мира, часть 2, издательство
Интернет сайты:
http://ruvera.ru
http://staroobryadets.tamb.ru/
1 Михайлова Н. Расколы: древние и новые//Москва. 1996.
2 http://staroobryadets.tamb.ru/
3 http://ruvera.ru
4 http://ruvera.ru
5 http://ruvera.ru
6 Энциклопедия «Аванта +» Религии мира, часть 2, издательство