РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН
МКОУ «НОВОКАРАКЮРИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА им. М.Р.Расулова»
ПРИКАЗ
368753, с.Новокаракюре, Докузпаринский район, novokarakure68@mail.ru
Iмуниципальная научно-практическая конференция
«Старт в науку»
Тема
«Старинные меры длины».
Выполнил: Ученик 5 класса
АгабековМамедбек
Руководитель: учитель математики
Чигалиева Тамила. Нурахмедовна
2019г.
Оглавление
1. Введение (цель работы, задачи исследования, гипотеза) ……………………5
I. Теоретическая часть
Что такое мера длины?.............................................................................................7
Старинные меры длины и их история………………………………..…………7-9
II. Практическая часть
Мои исследования………………………………………………………………..9-15
Заключение
Литература
Аннотация
Тема исследовательской работы:«Старинные меры длины».
Автор работы: АгабековМамедбек, 5 класс, Новокаракюринская СОШ.
Научный руководитель: учитель математики Сулейманова Р.Т.
Цель работы:
– узнать какие меры измерения длины существовали раньше в разных странах мира и существуют ли они сейчас;
- где и как они используются
Задачи исследования:
• уточнить, какими мерами длины пользуются в настоящее время;
• выяснить, какие меры длины существовали в старинные времена на Руси;
• выяснить, в каких литературных источниках встречаются названия старинных мер длины;
В данной работе представлены данные о том, какие существовали меры длины в старину и пользуются ли ими в нынешнее время, а так же представлены результаты, проведенных мною и моими родными измерений дверного проема с помощью старинных мер длины. В работе я использовал следующие эмпирические методы исследования: эксперимент, наблюдение и сравнение.
В ходе исследования я узнал, что в старину измерения выполняли с помощью частей тела человека. Эти измерения субъективны, так как у людей с разными параметрами тела выходят разные результаты.
Вывод: Такие измерения никогда не дают точного результата. В современном мире, где есть такие точные единицы измерения, как миллиметр, сантиметр, метр и километр, старинные меры длины не практичны и ими никто не пользуется в современном обществе.
Отзыв руководителя
АгабековМамедбек провел исследование, направленное на изучение старинных мер длины и их значимости в современном мире. В ходе работы он использовал такие методы исследования, как эксперимент, наблюдение, сравнение. Ученик самостоятельно делал предположение, провел исследование и сделал выводы.
Была проведена практическая работа по измерению дверного проема старинными мерами длины. Так же, он рассмотрел некоторые задачи со старинными мерами длины и решил их. АгабековМамедбек проявлял большой интерес к выполнению работы, больше всего ему была интересна практическая часть. Теоретическая часть раюоты написана хорошо. Работа выполнена последовательно и оформлена в соответствии с требованиями к исследовательской работе.
Наблюдая за ходом выполнения работы, я могу сказать, что Агабеков владеет элементарными навыками исследовательской деятельности.
На мой взгляд, работа заслуживает внимания и высокой оценки со стороны научного совета.
Тезисы: «Значимость древних мер длины в современном мире».
В данной работе мы рассмотрим, какие меры длины использовались в старину, узнаем, где в современном мире встречаются эти меры, пользуются ли ими в нынешнее время и попытаемся решить задачи с этими мерами длины.
Я попытаюсь рассказать вам, почему я выбрал именно эту тему для исследования, как я провел исследование, что я использовал для этого и какой список литературы мне понадобился.
«Знания – это сокровищница, а ключ к ней – практика», поэтому в даннойработеяпокажу, какую практическую работу я провел по этой теме.
Основнаяцель исследования – определить, какие в старину существовали меры длин и пользуются ли ими в современном мире.
Проводя исследование в основном, я пользовался интернет источниками, так как отдельно литературы по данной теме я не нашел. В ходе проведения исследования я понял, что эти измерения никогда не дают точного результата, а дают лишь примерный, и каждый раз разный, потому что в старину для измерения использовали части тела: пальцы, локоть, стопы, руки и ноги. У людей разного роста, с разными параметрами рук и ног получались разные результаты.
Проведенный мной опрос среди одноклассников и учителей показал, что сейчас старинными мерами пользуются очень редко, а некоторые и вовсе не знали, какие меры длин существовали в старину.
Для чего все - таки нужно знать древние меры длины? Возможно, в тот момент, когда вам нужно будет что – измерить, у вас под ругой не окажется современных средств , для измерения длины, и тогда можно будет смело воспользоваться древними мерами длины, пусть не очень точными, но очень близкими к точным мерам.
Заключение:
- проведя исследование, я узнал, что для измерения длины в старину использовали части тела человека;
- выполним все задачи исследования, стало ясно, что никакую значимость в современном мире древние меры длины не представляют;
- выяснилось, что измерения, проведенные с помощью старинных мер длины не точные.
Вывод:имея такие современные меры длины, как миллиметр, сантиметр, метр и километр нам не нужно прибегать к измерению длины с помощью старинных мер, так как ими пользоваться неудобно и результаты измерений всегда будут неточными.
Введение
Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений: это строители, архитекторы и школьники. В повседневной жизни мы сталкиваемся с математическими величинами ежедневно. Не задумываясь, производим различные вычисления. С современными единицами измерения длины мы знакомы. Они удобны и понятны. Интересно, а как измеряли длину на Руси? Почему мы не используем старинные единицы измерения длины в наше время? С давних пор у разных народов для измерения малых предметов и расстояния использовались мелкие единицы длины «естественного» происхождения. Их первыми эталонами служили отдельные части человеческого тела. Как и при счете, в ход пошли всегда бывшие при себе «измерительные инструменты» - рука и ее части. Весьма удобными для замеров такого рода оказались длина и ширина указательного пальца, а также ширина ладони. Для определения величины предметов покрупнее подошло расстояние от локтя до кончика среднего пальца, которое к тому же хорошо согласовывалось с размерами пальца и ладони.
Цель работы:
– узнать какие меры измерения длины существовали раньше в разных странах мира и существуют ли они сейчас;
- где и как они используются
Задачи исследования:
- выяснить, какие меры длины существовали в старинные времена на Руси;
- узнать, пользуются ли старинными мерами длины в нынешнее время.
I.Теоретическая часть
Что такое мера длины?
Современные единицы измерения длины знакомые нам с начала обучения в школе – это миллиметр, сантиметр, дециметр, метр и километр. Мы пользуемся ими на уроках и в повседневной жизни.
Старинными единицами измерения длины в повседневной жизни мы никогда не пользуемся.
Из разных источников я узнал о следующих старинных единицах измерения:
Старинные меры длины.
Я узнал, что в старые времена люди производили измерения длины с помощью своего собственного тела.
Используя старинные энциклопедические источники, я узнал какие существовали древние меры длины
Меры длины в Древней Руси измерялись с помощью частей тела человека.
Дюйм. Очень маленькая мера длины и равна она длине верхней фаланги большого пальца.
Еще одна из маленьких мер длины – это «пядь». Выражение «семь пядей во лбу» используют в разговоре об очень умном человеке. А сколько это в сантиметрах? У наших предков слово "пядь" означало кисть руки.
Меньшая мера – малая пядь – является расстоянием между раздвинутым большим и указательным пальцами и соответствует 19 см;
В
еликая пядь – расстояние между большим пальцем и мизинцем – около 22 – 23 см. Становиться понятным, что «семь пядей во лбу» это просто преувеличение.
Фут. Расстояние от пятки человека до кончика большого пальца. Равно примерно 21 см.
Локоть. Это расстояние от локтевого сочленения человека до концов вытянутых пальцев. Равно примерно 45 см. Больше всего локоть использовали для измерения тканей.
Аршин. Это расстояние от плеча до кончиков пальцев вытянутой руки. Равно примерно 71 см у человека среднего роста.
Вершок. Наименование происходитот слова "верх" ("верх перста", т.е. пальца). Вершок упоминается в "Торговой книге" как 1/16 аршина.
Сажени.Существует три вида сажени. Простая сажень, маховая сажень и косая сажень.
Простая сажень — это расстояние между большими пальцами вытянутых в разные стороны, рук человека. Равнялось примерно 152 см.
Маховая сажень — это расстояние между кончиками средних пальцев вытянутых в противоположные стороны рук человека. Примернот176см.
К
осая сажень— это традиционная древнерусская мера длины расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки, равна 216 см.
Для определения больших расстояний в Древней Руси существовала верста. Она складывалась из саженей.
Мои исследования.
Практическая работа по теме исследования «Удобны ли старинные меры длины в современном быту?»
Практическую работу я проводил со своей семьей.
Задание: измерить ширину дверного проема, используя старинные меры единицы длины.
Длину мы измеряли в дюймах, футах и малых пядях.
Папа измеряет длину дверного проема в футах.
Мама измеряет длину дверного проема в дюймах.
Я измеряю длину дверного проема в дюймах.
Папа измеряет длину дверного проема в малых пядях.
Папа измеряет длину дверного проема в дюймах.
Мама измеряет длину дверного проема в малых пядях.
Полученные результаты мы отобразили в таблице
Имя | Фут | Дюйм | Малая пядь |
Мама | 5 | 31 | 6 |
Папа | 4,5 | 27 | 5,5 |
Я | 6,5 | 37 | 7 |
Оказалось, что у папы и мамы почти одинаковые результаты, потому что примерно одинакового телосложения.
Мы убедились, что измерения с помощью старинных мер длины дают разные и неточные результаты.
Социологический опрос
Я провел опрос одноклассников, друзей, родителей, учителей. Я задал вопросы:
1. Знакомы ли Вам современные меры длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр и километр?
2. Знакомы ли Вам старинные меры длины: аршин, верста, пядь, сажень, вершок и др.?
3. Используете ли вы старинные меры в быту?
В опросе приняли участие: одноклассники – 17человек, родители –2 человека; учителя – 11 человек.
Опрошены | Кол-во опрошенных | Современные меры длины | Старинные меры длины | Да/нет |
Родители | 2 | 2 | 2 | 0/2 |
Одн-ки | 17 | 17 | 3 | 0/17 |
Учителя | 11 | 11 | 5 | 0/11 |
Всего | «30» | «30» | «10» | 0/30 |
Результаты опроса показали, что с современными мерами длины
знакомы все опрошенные – 29 человек (100%).
Со старинными мерами длины оказались знакомы только 10 человек (33%).
Не знакомы со старинными мерами длины 20 человек (67%)
Старинные меры длины ни кто не использует в быту.
Так же опрос показал, что со старинными мерами длины не знакомы в основном молодые участники опроса.
После опроса мы с научным руководителем провели в классе внеурочное занятие на тему «Старинные меры длины»
Потом мы всем классом измеряли длину предметов в классе.
Заключение
В ходе исследования мною сделаны следующие выводы:
1. Старинные меры длины были связаны с частями тела человека;
2. Проведя опыт я выяснил, что измерения с помощью старинных мер длины оказываются не точными, они неудобны для измерений;
3. Среди опрошенных мной людей никто не пользуется старинными мерами длины.
Выполнив все задачи исследования, можно сказать, что гипотеза оказалась ложной: старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены на единицы измерения принятые во всём мире.
Литература
1. Иллюстрированный толковый словарьрусского языка/ В. И. Даль. – М.: Эксмо, 2007
2. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. – М.: Норинт, 2000
3. Мокиенко В. М. Загадки русской фразеологии. Санкт-Петербург: Авалон, Азбука-классика, 2005
4. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи.- М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1988 5.Русская система мер. Википедия — свободная энциклопедия.
6. Русские пословицы и поговорки/Под ред. В. П. Аникина. – М.: Художественная литература, 1988
7. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С…- Математика 5,Москва 2007, И: Мнемозина.
8. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: Альта-Принт, 2007
9. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 3-х томах. М., «Мир книги», 2004
10. Чехов А.П. Избранные сочинения в 4-х томах. М., «Мир книги», 2003
11. Рид М. Затерянные в океане. Пермь, «Пермское книжное издательство», 1988