Диагностика сформированности УУД на уроках обществознания в 6 классах.
В начале учебного года, в 6 классах была проведена стартовая диагностическая работа, которая позволила сформировать общее представление о уровне сформированных УУД у учащихся. Эти результаты позволили определить перечень необходимых умений, которые должны быть сформированы к концу учебного года.
Нами поставлена цель, на конец учебного года сформировать следующие УУД:
Регулятивные:
планирование;
прогнозирование;
коррекция;
оценка.
Познавательные (общеучебные):
Познавательные (логические):
Коммуникативные:
Для оценивания результатов, была выбрана следующая система:
0-25% - ниже базового уровня
30%-55% - базовый уровень
56%-75% - повышенный уровень «хорошо»
80%-100% - повышенный уровень «отлично»
Для диагностики результатов деятельности, в конце учебного года ученикам предлагается выполнить ряд заданий, которые позволяют отследить уровень развитости каждого заявленного действия.
Регулятивные УУД.
Планирование.
Расположи суждения, отражающие основные этапы человеческой жизни, в логической последовательности.
В этом возрасте человек, накопивший немалый жизненный опыт, заслуженно пользуется уважением.
Всё ещё впереди, возраст счастливой безмятежности.
Человек имеет возможность в полной мере пользоваться правами, выполнять обязанности, максимально реализовывать свои способности.
В этом возрасте часто меняется настроение, происходит быстрый физический рост, многое человек уже умеет, но не всеми правами может пользоваться.
___Ответ:___2,4,3,1_______
Предполагаемый результат – учащийся правильно расположит этапы, что позволит педагогу оценить степень сформированности данного действия.
Прогнозирование.
Представь, что в твоём классе появился новый ученик, он беженец из Сирии. Однажды, после школы, один из твоих одноклассников позволил себе оскорбить «новичка», указав на его национальную принадлежность.
- Как ты оцениваешь поступок своего одноклассника?
- К чему может привести такой поступок?
- Аргументируете свой ответ.
Предполагается, что ученику удастся спрогнозировать в той или иной степени, к каким последствиям может привести такая ситуация, а педагог оценит полноту и обоснованность ответа. Данное задание предполагает свободную форму ответа.
Коррекция.
Применяя алгоритм, выполни задание. Запиши поговорку.
В приведенном тексте найди лишние буквы.
Зачеркни буквы, которые ты считаешь лишними.
Прочитай, что получилось.
Напиши полученную в результате выполнения задания фразу.
Внаенакна жнаинавнаинаина, внаенакна уначнаинаснаьна.
Ответ: Век живи, век учись.
Учащемуся предлагается скорректировать предложенный текст, соблюдая определенный алгоритм.
Оценка.
Задания с выбором ответа под номерами 1,2,3 направлены на диагностику действий, связанных с оцениванием (Регулятивные УУД). Предполагается, что, ответив верно на эти вопросы, можно сделать вывод, о сформированности этого действия.
Бесчестный - это человек:
а) без чести б) легкомысленный в) благородный
Жадность связана с:
а) бережливостью б) накопительством в) благотворительностью
Причина зависти:
а) быть как все б) быть лучше всех в) быть не хуже других
Познавательные УУД.
Поиск и выделение информации.
Применяя алгоритм, выполни задание. Запиши поговорку.
В приведенном тексте найди лишние буквы.
Зачеркни буквы, которые ты считаешь лишними.
Прочитай, что получилось.
Напиши полученную в результате выполнения задания фразу.
Внаенакна жнаинавнаинаина, внаенакна уначнаинаснаьна.
В данном задании учащемуся необходимо соблюдать алгоритм, для успешного результата.
Смысловое чтение; осознанная и произвольная речь.
Прочитайте текст.
«Почему семья – это счастье? Потому что семья помогает нам постоянно, ежедневно ощущать, что есть кто-то, кого мы любим более чем себя. Известно, например, что родители, как правило, любят детей больше, чем дети родителей. Но родители от этого не становятся менее счастливыми. Ибо дети способны дать им гораздо больше радости, хорошего настроения, чем мы им…»
- Какой смысл автор вкладывает в понятие «семья – это счастье»?
- Согласен ли ты с автором? Почему?
Данное задание оценивается в зависимости от того, как ученик понял и изложил смысл, заложенный в тексте.
Выделение черт сходства и различия.
В приведенном списке указаны черты сходства человека и животных и их различия. Выбери и запиши в таблицу порядковые номера черт сходства, а затем различия.
Способность к творчеству
Потребность в отдыхе
Наличие органов чувств
Сознательное выдвижение целей
Черты сходства | Черты различия |
| |
| |
За каждый правильный ответ – 1 балл, данное задание оценивается в 4 балла.
Коммуникативные УУД.
Решение конфликтных ситуаций; управление поведением партнёра.
Представь, что в твоём классе появился новый ученик, он беженец из Сирии. Однажды, после школы, один из твоих одноклассников позволил себе оскорбить «новичка», указав на его национальную принадлежность.
- Как ты оцениваешь поступок своего одноклассника?
- К чему может привести такой поступок?
- Аргументируете свой ответ.
Выполненное задание позволяет оценить не только коммуникативные УУД, но и дополнить результат прогнозирования и владение осознанной произвольной речью.
Приложение1. Бланк заданий.
Бесчестный - это человек:
а) без чести б) легкомысленный в) благородный
Жадность связана с:
а) бережливостью б) накопительством в) благотворительностью
Причина зависти:
а) быть как все б) быть лучше всех в) быть не хуже других
Применяя алгоритм, выполни задание. Запиши поговорку.
В приведенном тексте найди лишние буквы.
Зачеркни буквы, которые ты считаешь лишними.
Прочитай, что получилось.
Напиши полученную в результате выполнения задания фразу.
Внаенакна жнаинавнаинаина, внаенакна уначнаинаснаьна.
Расположи суждения, отражающие основные этапы человеческой жизни, в логической последовательности.
В этом возрасте человек, накопивший немалый жизненный опыт, заслуженно пользуется уважением.
Всё ещё впереди, возраст счастливой безмятежности.
Человек имеет возможность в полной мере пользоваться правами, выполнять обязанности, максимально реализовывать свои способности.
В этом возрасте часто меняется настроение, происходит быстрый физический рост, многое человек уже умеет, но не всеми правами может пользоваться.
_________________________________
Прочитайте текст.
«Почему семья – это счастье? Потому что семья помогает нам постоянно, ежедневно ощущать, что есть кто-то, кого мы любим более чем себя. Известно, например, что родители, как правило, любят детей больше, чем дети родителей. Но родители от этого не становятся менее счастливыми. Ибо дети способны дать им гораздо больше радости, хорошего настроения, чем мы им…»
- Какой смысл автор вкладывает в понятие «семья – это счастье»?
- Согласен ли ты с автором? Почему?
В приведенном списке указаны черты сходства человека и животных и их различия. Выбери и запиши в таблицу порядковые номера черт сходства, а затем различия.
Способность к творчеству
Потребность в отдыхе
Наличие органов чувств
Сознательное выдвижение целей
Черты сходства | Черты различия |
| |
Представь, что в твоём классе появился новый ученик, он беженец из Сирии. Однажды, после школы, один из твоих одноклассников позволил себе оскорбить «новичка», указав на его национальную принадлежность.
- Как ты оцениваешь поступок своего одноклассника?
- К чему может привести такой поступок?
- Аргументируете свой ответ.