СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стартовая диагностика детей на входе в школу, оценка индивидуального прогресса за первый год обучения (на основе результатов исследования iPIPS)

Нажмите, чтобы узнать подробности

IPIPS-исследование стартовой диагностики детей на входе в начальную школу и индивидуального прогресса в течении учебного года.

Просмотр содержимого документа
«Стартовая диагностика детей на входе в школу, оценка индивидуального прогресса за первый год обучения (на основе результатов исследования iPIPS)»

МБОУ «Староузеевская СОШ»













Стартовая диагностика детей на входе в школу, оценка индивидуального прогресса

за первый год обучения

(на основе результатов исследования iPIPS)









Выступление

учителя начальных классов

Питимировой Р.К.

2016 г



Стартовая диагностика детей на входе в школу.

Осенью 2015 года с помощью инструмента iPIPS (international Performance

Indicators in Primary Schools) проводились обследования первоклассников.

iPIPS – это исследование стартовой диагностики детей на входе в начальную школу и

их индивидуального прогресса в течение первого года обучения. Соответственно каждый

цикл исследования предполагает два этапа – в начале учебного года, в конце сентября- начале октября, и в конце учебного года, в мае.

Инструмент разрабатывается с 1994 года Центром оценки и мониторинга

Университета Дарема, Великобритания. Инструмент iPIPS, используемый в настоящем

исследовании, разработан в соответствии с последними достижениями мировой науки о

тестировании. Изначально инструмент был ориентирован на учителей, поскольку дает им

многостороннюю оценку когнитивного и не-когнитивного развития ребенка, к

воспитанию. Отдельное внимание уделено практикам школьных учителей. Наконец, что

диагностирует ребенка на старте и оценивает, чего ребенок достиг за свой первый год

обучения в школе. Учитель может использовать диагностику, чтобы глубже понять

возможности и потребности ребенка в начале года, а затем, получив независимую оценку

прогресса ребенка в конце года, увидеть реальный индивидуальный прогресс каждого

ученика в течение первого года обучения. Измерение индивидуального прогресса

относится к сложным процедурам, которые невозможно провести в рамках традиционного

(классического) подхода к тестированию. Следует отметить, что iPIPS создан в формате

компьютерного адаптивного тестирования, то есть, оценивание проходит в игровой

форме (20 -30 минут) с помощью интервьюера, что позволяет максимально щадяще и с

высокой точностью оценить каждого конкретного ребенка. Ребенок воспринимает

тестирование как игру, не испытывая стресса, обычного при традиционных формах

оценивания детей. Дополнительным преимуществом инструмента iPIPS является его

комплексный подход к оценке образовательных достижений учащихся. С помощью этого

инструмента оценивают как стартовую точку ребенка, так и динамику его

образовательных достижений в двух базовых областях: математике и чтении. Помимо

этого, в диагностике используется контекстная информации об условиях, в которых жил и

развивался ребенок до того, как пошел в школу, о его семье и принятых в ней подходах

немаловажно, помимо оценивания предметных навыков iPIPS включает в себя оценку

социального и эмоционального развития ребенка.

Инструмент создан как стартовый показатель, относительно которого можно будет

проследить развитие детей в первые несколько лет обучения в школе.

На сегодняшний день за фактически 20 лет использования PIPS позволил оценить

более 1 млн. детей в Великобритании. Также его в качестве мониторинговой системы

используют тысячи школ Австралии и Новой Зеландии. На сегодняшний день он

переведен на арабский, нидерландский, китайский, немецкий, словенский, а теперь и

русский языки. Продолжается работа по адаптации инструмента на языки других стран и культур.

Цель диагностики — предоставить учителю полезную информацию на этапе знакомства с классом, а также установить точку отсчета в измерении успеваемости учеников. По результатам первичного (и последующего) тестирования детей сообщаются

баллы каждого ребенка за блоки :

«Представления о чтении»,

«Представления о математике»

«Фонологическая грамотность».

Кроме того, в проекте ведется мониторинг того, как дети воспринимают себя и как

они относятся к школе и учебе. Оценка социального и эмоционального развития ребенка

производится учителями в онлайн-форме со специальным дизайном вопросов.

Описание инструмента iPIPS

Буклет, используемый для диагностики ребенка, включает в себя несколько блоков

заданий:

1. Письмо – (задание, призванное оценить умение ребенка писать)

2. Словарный запас:

  • (пассивный словарный запас и знание частотных слов)

3. Фонологический блок, включающий

  • Задание на повторение слов (знакомых, незнакомых и

несуществующих)

  • Задание на рифмование слов (с опорой на изображение рифмующихся

слов)

4. Представление о чтении:

  • Структура текста (знание заглавных и прописных букв, понятий

начала и конца предложений, точки и пр.)

  • Знание букв

  • Чтение слов (узнавание графической оболочки слова)

  • Чтение короткой истории (декодирование текста)

  • Чтение на понимание

5. Представления о математике

  • Простой счет (сосчитать количество нарисованных объектов)

  • Простое сложение и вычитание (прибавление или вычитание изображенных объектов)

  • Знание чисел

  • Математические задачи (логические задачи, задачи с символами и без,

текстовые задачи, контекстные задачи)

Таким образом, буклет диагностики ребенка дает вполне конкретное представление о

том, какими учебными навыками ребенок обладает на момент начала его обучения в школе. Не когнитивное развитие ребенка также присутствует в фокусе внимания

настоящего исследования.

Оценка социального и эмоционального развития производится на основании 11

параметров, по которым, последовательно, учитель оценивает каждого ребенка в классе.

1. Привыкание ребенка к школе

2. Независимость ребенка при взаимодействии с окружающими

3. Уверенность ребенка в себе при взаимодействии с окружающими в школе

4. Сосредоточенность на занятиях, которыми руководит учитель

5. Сосредоточенность в самостоятельных занятиях

6. Поведение (включая понимание последствий своих поступков для себя и окружающих)

7. Взаимоотношения со сверстниками

8. Взаимоотношения со взрослыми

9. Умение ребенка следовать правилам

10. Культурное развитие

11. Коммуникация с окружающими

Данный обширный опросник в совокупности с показателями «навыковой» или

когнитивной части дает представление об индивидуальной успешности каждого ребенка в

его адаптационный период, самый важный во всей его школьной жизни – на старте

обучения.

Коммуникация с окружающими

На втором этапе обследования, который проводится весной, учителя вновь заполняют опросники социального и эмоционального развития учеников. Это позволяет отследить динамику социального и эмоционального развития первоклассников и связать ее с их учебным прогрессом. Помимо того, во время весеннего цикла обследования учителя оценивают некоторые поведенческие характеристики своих учеников с помощью опросников, в основе которых лежит американская методика диагностирования синдрома дефицита внимания с гиперактивностью DSM-IV. Опросник позволяет выявить и измерить степень выраженности составляющих синдрома (преобладание гиперактивности, преобладание дефицита внимания и смешанный тип) и указать учителю и родителям на проблему. Наконец, происходит сбор контекстной информации с помощью анкет для учителей (и осенью, и весной) и родителей (только осенью).

Какие группы можно выделить в классе по результатам стартовой диагностики iPIPS. Получив отчёт о стартовой диагностике, педагог должен анализировать результаты в двух направлениях: класс в целом и каждый ученик отдельно. Анализируя данные по классу, учитель разбивает класс на группы. В качестве основания для деления детей на группы рассматриваются две переменные: общий уровень когнитивного развития (чтение и математика) и общий уровень социального и эмоционального развития. Учитель, имея индивидуальные результаты всех детей, может посмотреть баллы конкретного ребенка по каждой из шкал социального и эмоционального развития, а также баллы по навыкам чтения и математики и выделить группы на основе следующих критериев:

Группа 1. Лидеры. Очень высокий уровень когнитивного развития, общий уровень социального и эмоционального развития – выше среднего или высокий.

Группа 2. Средние, активные, общительные. Средний и немного выше среднего уровень когнитивного развития, общий уровень социального и эмоционального развития – выше среднего или высокий.

Группа 3. Средние, несобранные. Средний и даже высокий уровень когнитивного развития, общий уровень социального и эмоционального развития – ниже среднего и даже низкий.

Группа 4. Слабые, активные. Уровень когнитивного развития ниже среднего или даже низкий, общий уровень социального и эмоционального развития – средний или высокий.

Группа 5. Слабые, нераскрывшиеся. Уровень когнитивного развития ниже среднего или даже низкий, низкий уровень социального и эмоционального развития.

Анализ результатов стартовой диагностики iPIPS в классе. По результатам проведения диагностики проводится детальный анализ результатов учеников класса. Поскольку мы собираемся отслеживать индивидуальное продвижение ученика, то нужно ответить примерно на такой перечень вопросов:

 Что ученик умеет на данный момент?

 Что из этих умений может стать ресурсом для его дальнейшего развития?

 Какие проблемы есть в когнитивном, социальном и эмоциональном развитии?

 Каков прогноз относительно его образовательного продвижения?

 Какие рекомендации можно дать для его успешного обучения?

Как уже отмечалось выше, анализ результатов своего класса учитель начинает с выделения групп учеников в соответствии с критериями.

Общие рекомендации

Рекомендации по материалам отчета обследования первоклассников инструментом iPIPS включают обращение как к индивидуальным формам отчета, так и к общему отчету для школы, которые предоставляются каждому директору обследованной школы. Стартовая диагностика может быть интересна педагогам с нескольких точек зрения:

Как обще-групповая ориентировка относительно уровня знаний и умений новых учеников школы

Как точка отсчета для выбора и дальнейшего развертывания стратегий обучения

Как основание для планирования индивидуальной работы с отдельными детьми. Возможны и другие варианты, но хочется верить, что все они предполагают использование результатов стартового исследования в непосредственной практической деятельности обучения и воспитания детей. Чем более деятельный интерес будет проявлен учителем сейчас, тем более значимым может оказаться прогресс каждого ребенка в конце учебного года. Работа с первой группой обычно требует стратегий выравнивания, «подтягивания» отстающих, тогда как во втором случае возможно уже с самого начала установить более четкий коллективный учебный ритм. В большинстве школ у учителя не так много возможностей варьировать ритм занятий – менять учебное расписание, строить параллельную групповую работу учащихся с разным уровнем освоения отдельных навыков, перепланировать движение в учебной программе, основываясь на выявленных ограничениях детей. И все же именно в первом классе стоит направить усилия на то, чтобы сделать наиболее комфортным становление класса как учебного субъекта. Для этого учителю нужно разработать систему дополнительных заданий, которые сделают более насыщенным и интересным (мотивирующим) учение детей, умеющих больше, чем остальные.

Очевидным является тот факт, что дети покажут больший прогресс, выраженный в цифрах средних баллов, там, где создается больше условий для поддержки их интереса и мотивации к учению. Является ли такая поддержка целью работы конкретного учителя, работающего с классом? Какими средствами, мотивирующими учащихся, обладает тот или иной педагог, школа в целом? Прогноз динамики отношения детей к школе может быть сделан на основе характеристики стиля работы учителя, он будет особенно ценен в школах, где обучение разным предметам ведут разные учителя. На основании результатов весеннего обследования можно будет ставить вопрос о содержании возможной или доступной в уникальных условиях каждой школы коррекции контрольно-оценочной деятельности учителей как наступающей со второго класса, так и в будущем опыте обучения первоклассников. Индивидуальный уровень Можно предположить, что показатели класса первого и второго блока (Умение писать и Словарный запас), представленные в части отчета, названной вербальной, не имеют прямого практического назначения для действий учителя. Тем не менее, учитель должен принять их к сведению, т.к. они указывают на дошкольный опыт учащегося, хотя не находятся в прямой зависимости от образовательной деятельности, разворачивающейся в течение первого класса. Так, написание своего имени может быть результатом простой тренировки, не дающей эффект обученности навыкам письма в целом, а знание нечасто встречающихся в быту слов лишь показывает, насколько разносторонней была среда развития ребенка. Однако, необходимо отметить, что в ходе первого года обучения показатель умения написать свое имя должен быть значительно выровнен по классу и дать прогресс в каждом отдельном детском случае, т.к. именно каллиграфии уделяется большое время в программе обучения. Блоки «Чтение (декодирование) текста» и «Чтение и понимание текста» отражают деление процесса освоения чтения на два важных этапа – чтения как слияние звуков, стоящих за буквами, в слово и чтения как связности слов и осознания смысла высказывания. Для учителя выделение того, на каком этапе находится учащийся, является важным, т.к. позволяет грамотно задать зону его ближайшего развития. Работая с классом как учебной группой, учителю часто приходится дифференцировать учащихся именно по этому показателю, т.к. от того насколько велико в классе количество детей, понимающих короткий текст, зависит возможный уровень учебной самостоятельности. Прочитать задание, индивидуально поработать с текстом, помочь сориентироваться в упражнении товарищу – эти общие учебные умения также зависят от показателя «Чтение и понимание текста». Дети, определенные в четвертую категорию, должны получить большую самостоятельность в работе с учебными материалами, они уже в начале года не тратят времени на техническое чтение, их нагрузка в части чтения может быть увеличена или частично заменена. Анализ показателей обследования важен и для блока «Умение решать задачи» математической части отчета. На основе данных можно дифференцировать умения детей под задачу последующей коррекции работы учителя с классом. Общими способами такой коррекции может быть введение дополнительных персональных заданий, работа над материалом разного уровня сложности, учет пожеланий и интересов ребенка в выборе форм дополнительного образования. Не совсем значимым показателем, возможно, является умение прочесть название числа, записанного арабскими цифрами. Современные дети, погруженные в «информационное море», наполненное кодами и номерами, вполне могут усвоить порядок считывания цифр, не вникая в систему разрядов, не соотнося число с количеством и пр. Данные индивидуального уровня по каждому ребенку позволят учителю выделить детей двух пограничных типов – показывающих уровень выше среднего по классу и отстающих от основной массы учеников. Для этого нужно соотнести индивидуальные показатели каждого ребенка со средним баллом класса, представленным по данному показателю. При принятом среднем значении 50 такие показатели учащихся, как 30-33, должны вызывать озабоченность учителя: как поднять уровень умений и знаний таких учеников для дальнейшего комфортного пребывания в учебной группе? То же и с детьми, которые показывают 65 и более баллов - эти ученики могут испытывать скуку, терять интерес к занятиям, не находя приложения своим силам. Стоит обратить внимание на детей, которые попали в категорию по чтению – декодированию, меньшую, чем по чтению на понимание. Это может означать, что ученик читает с ошибками, его умение воспроизводить текст вслух должно быть усовершенствовано. Вероятно, результаты тестирования именно таких детей нужно более пристально рассмотреть в связи с показателями эмоционального состояния и личного развития, представленными в не-когнитивной части исследования. Наибольшего внимания также заслуживают ученики, показавшие 0 баллов при простом сложении объектов в математической части обследования. Такое значение этого показателя говорит об отсутствии у ребенка опыта оперирования с предметами, необходимого для освоения начал математических вычислений.

Результаты обследования по опроснику личностного и социального развития. Как работать с результатами? Средние данные, приведённые в первой части отчёта, помогут учителю увидеть общую картину социального и эмоционального развития детей в классе. Индивидуальные результаты учеников можно сравнивать со средними данными по классу, чтобы получить информацию о том, где находится каждый конкретный ученик в своём личностном и социальном развитии, по отношению к своим одноклассникам. В таблице с индивидуальными результатами цветами выделены значения, на которые учителю рекомендуется обратить внимание: красным даны низкие значения по шкалам, означающие проблемные зоны в личностном и социальном развитии, а зелёным – высокие, показывающие области, где развитие идёт успешно. Чтобы получить содержательное описание результатов ученика и конкретные рекомендации учителю, можно обратиться к текстовому описанию шкал. В них приведены особенности поведения и развития ребёнка, соответствующие каждому баллу, и даны рекомендации учителю, как преодолеть те или иные проблемные точки.


Для помощи учителю в работе с детьми из разных групп по итогам оценивания с помощью инструмента iPIPS в конце первого класса разработаны рекомендации, которые можно найти в следующей

литературе: Рябинина Л.А., Свиридова О. И. (2016). «Диагностика iPIPS: оценка прогресса детей за первый год обучения в начальной школе. Методические рекомендации для учителя начальных классов».