Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №1 им. академика Б.Н. Петрова»
города Смоленска
«Рассмотрено» | «Согласовано» | «УТВЕРЖДЕНО» |
На заседании кафедры | заместитель директора | Директор лицея |
естественнонаучных дисциплин | _______Моисейкина Г.Б. | ______ Моисеенков Г.А. |
Протокол №1 | «30» августа 2022 г | «30» августа 2022 г |
«29» августа 2022 г | | приказ № 235 |
Контрольно-измерительные материалы
для проведения стартового контроля
предметных результатов образования
по географии в 8 классах
в 2022-2023 учебном году
Составила: учитель географии
Чудовская А. С.
Смоленск
2022
СПЕЦИФИКАЦИЯ
контрольной работы по географии
для учащихся 8-х классов
в рамках стартового контроля
1. Назначение контрольной работы
Работа направлена на выявление уровня сформированности предметных результатов и навыков, отраженных в рабочей программе по географии для обучающихся 8 классов. Стартовый контроль предметных результатов образования проводится в начале учебного года с целью определения уровня подготовки обучающихся 8 классов в рамках мониторинга достижений планируемых результатов освоения Основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО.
Результаты работы можно использовать в качестве индикаторов сформированности предметных результатов по географии, при планировании индивидуальных образовательных маршрутов детей с признаками интеллектуальной одаренности, а также для организации коррекционной работы с обучающимися, имеющими пониженный и низкий уровни сформированности предметных результатов.
2. Документ, определяющий содержание и параметры контрольной работы
Содержание и основные характеристики проверочных материалов определяются на основе следующих документов:
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
3. Содержание и структура контрольной работы
Работа состоит из 3 разделов А, В, С.
Часть А содержит 10 заданий на воспроизведение и описание учебной информации, выбрать 1 правильный ответ.
Часть В содержит 3 задания на проявление простых мыслительных операций, установить соответствие.
Часть С содержит 2 вопроса с развернутым ответом.
Таблица 1. Распределение заданий по частям работы
№ | Части работы | Число заданий | Максимальный балл | Тип заданий |
1 | Часть 1 | 10 | 10 | Задания с выбором ответа первого уровня сложности |
2 | Часть 2 | 3 | 6 | Задания с кратким ответом повышенного уровня сложности |
3 | Часть 3 | 2 | 4 | Задания с развернутым ответом высокого уровня сложности |
Итого | 15 | 20 | |
Таблица 2. Распределение заданий за курс географии 7 класса
Основные умения и виды деятельности | Число заданий |
Требования: «знать/понимать» |
Особенности географических объектов природы Земли. Смысл основных теоретических категорий и понятий курса «География материков и океанов» Географическую номенклатуру. | 9 |
Требования: «уметь» |
Сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств. Соотносить результаты выдающихся географических открытий и путешествий по материкам Строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. Применять полученные знания для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни. | 6 |
4. Время выполнения работы 40 минут (без учета времени на организационную часть)
5. Дополнительные материалы и оборудование: при выполнении работы над текстом рекомендуется работать с картами географического атласа.
6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
За верное выполнение каждого задания 1 части работы обучающийся получает 1 балл,
2 части –2 балла. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся, правильно выполнивший задания 1 части работы – 10 баллов; 2 части – 6 баллов, 3 части - 4.
Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей работы – 20 баллов.
Шкала оценок
Отметка | Тестовый балл |
«2» | менее 10 |
«3» | 10-14 |
«4» | 15-18 |
«5» | 19-20 |
7. План работы
В Приложении предлагается план варианта контрольно-измерительной работы по географии, сконструированный на основании изложенных выше требований. В плане работы даётся информация о каждом задании: код по кодификатору, тип задания, время выполнения и максимальный балл.
8. Ответы
№ | Вариант 1 | Вариант 2 |
Часть А |
1 | А | Б |
2 | В | А |
3 | Б | В |
4 | Б | Б |
5 | А | Б |
6 | Б | А |
7 | А | Б |
8 | В | А |
9 | Б | А |
10 | Г | Г |
Часть В |
1 | 1 - полюс, 2 - Тихий, Индийский, Атлантический, 3 - Эребус, 4 - Южная Америка 5 - Дрейка | 1- северном, западном, 2 - Индийского, 3 - Гренландия, 4 - Южная Америка, 5 - Панамский |
2 | ГВБА | ВГБА |
3 | Бразилия | Россия |
Часть С |
1 | 1. Большое количество осадков, низменность. 2. Холодный воздух проникает далеко на юг, так как горы расположены меридионально. | В экваториальных широтах солнце находится выше всего к горизонту, сильно нагретый воздух расширяясь поднимается вверх. Создавая области пониженного атмосферного давления. У экватора в поясе низкого давления нагретый воздух содержит много влаги, поднимаясь он охлаждается и и происходит конденсат, образуются облака и выпадают дожди. |
2 | Большей частью - равнинный, на северо-западе расположены Атласские горы, в Сахаре - нагорья Ахаггар и Тибести. На востоке - Эфиопское нагорье, к югу от него Восточно-Африканское плоскогорье. На юге расположены Капские и Драконовы горы. Самая низкая точка расположена в Джибути, это солёное озеро Ассаль. Самой глубокой пещерой является Ану-Иффлис, расположенная на севере Алжира в горах Тель-Атлас. | Извержения вулканов и землетрясения |
Стартовый контроль по географии для обучающихся 8 классов
Инструкция для обучающихся
Тест состоит из 3 частей (А, В и С) и включает 15 заданий (А-10,В-3,С-2). На его выполнение отводится 40 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
1 вариант
Часть А
1. Части света:
а) Африка, Европа, Америка, Австралия, Антарктида, Азия.
б) Южная Америка, Австралия, Северная Америка, Евразия, Антарктида, Африка.
в) Европа, Азия, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
2. Антарктиду открыли:
а) Шмидт С.А. и Ф. Магелан,
б) Р.Амундсен, Пржевальский Ф.Ф.
в) Ф. Беллинсгаузен, М.Лазарев
3.Берега Евразии омывают моря:
а) Южного океана
б) Северного Ледовитого, Атлантического, Тихого, Индийского океанов
в) Атлантического, Индийского, Тихого океанов.
4.Самыми высокими горными системами Евразии являются:
а) Анды, Кордильеры, Аппалачи
б) Гималаи, Памир, Тибет
в) Скалистые горы, Береговой хребет
5. Крупнейшие реки Северной Америки:
а) Миссури, Макензи, Юкон.
б) Амазонка, Оранжевая, Лимпопо.
в) Волга, Амур, Сырдарья.
6. Государства Северной Америки:
а) Бразилия, Аргентина, Чили
б) США, Канада, Мексика.
в) Китай, Россия, Казахстан.
7. Горы Южной Америки:
а) Анды
б) Аппалачи
в) Атлас.
8. Крайние точки Евразии:
а) Фроуэрд, Сент-Чарлз, Рас-Энгела, Рас-Хафун
б) Йорк, Юго-Восточный, Юго-Западный, Байрон
в) Рока, Челюскин, Пиай, Дежнева
9. В каком океане находится Марианский глубоководный желоб?
а) Индийском
б) Тихом
в) Атлантическом
г) Северном Ледовитом.
10. Какое утверждение о Египте является неверным?
а) Территория страны омывается водами Индийского и Атлантического океанов.
б) По территории страны протекает самая длинная река мира.
в) Одной из важнейших отраслей хозяйства является туризм.
г) Египет – крупнейшая по численности страна Африки.
Часть В
1. Дополните характеристику Антарктиды:
1. В центре материка находится точка ______________________________________ .
2. Омывается океанами _________________, _______________, ________________ .
3. Расположен действующий вулкан ______________________________________ .
4. Ближе всех расположена к материку _____________________________________ .
5. Отделяется от него проливом __________________________________________ .
2. Расположите высочайшие вершины материков в порядке убывания высот:
Горная вершина | Ответ |
а) Килиманджаро | |
б) Мак-Кинли |
в) Аконкагуа |
г) Джомолунгма |
3. Государство расположено на четвертом по площади материке в восточной его части. Государственным языком является португальский язык. Столица занимает континентальное положение. По территории государства протекает река Амазонка.
Часть С
Почему на полуострове Флорида широко распространены болота? Укажите не менее двух причин.
На какие регионы делится Африка по рельефу?
Стартовый контроль по географии для обучающихся 8 классов
Инструкция для обучающихся
Тест состоит из 3 частей (А, В и С) и включает 15 заданий (А-10,В-3,С-2). На его выполнение отводится 40 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
2 вариант
Часть А
1. Материки земного шара:
а) Африка, Европа, Америка, Австралия, Антарктида, Азия.
б) Южная Америка, Австралия, Северная Америка, Евразия, Антарктида, Африка.
в) Европа, Азия, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
2. Первое кругосветное плавание совершил:
а) Ф. Магеллан, б) Пржевальский Ф. Ф. в) М. Лазарев
3. Берега Африки омывают моря:
а) Северного Ледовитого океана
б) Северного Ледовитого, Атлантического, Тихого, Индийского океанов
в) Атлантического, Индийского, Южного
4. Самой высокой горной системой Южной Америки являются:
а) Анды
б) Гималаи, Памир, Тибет
в) Скалистые горы, Береговой хребет
5. Крупнейшие реки Африки:
а) Миссури, Макензи, Юкон.
б) Нил, Конго, Нигер.
в) Волга, Амур, Сырдарья.
6. Государства Южной Америки:
а) Бразилия, Аргентина, Чили
б) США, Канада, Мексика.
в) Китай, Россия, Казахстан.
7. Горы Северной Америки:
а) Анды
б) Аппалачи
в) Атлас.
8. Крайние точки Африки:
а) Альмади, Бен-Сека, Игольный, Рас-Хафун
б) Йорк, Юго-Восточный, Юго-Западный, Байрон
в) Рока, Челюскин, Пиай, Дежнева
9. Какой океан самый теплый по температуре поверхностных вод?
а) Индийский
б) Тихий
в) Атлантический
г) Северный Ледовитый.
10. Какое утверждение о США является неверным?
а) На востоке страны расположены горы Аппалачи.
б) Столица США – город Вашингтон.
в) На территории США расположена крайняя западная точка Северной Америки – мыс Принца Уэльского.
г) США занимает третье место в мире по размерам территории.
Часть В
1. Дополните характеристику Северной Америки:
1. Материк расположен в полушариях _________________, и _________________.
2. Омывается всеми океанами кроме _____________________________________ .
3. У берегов расположен самый большой остров ____________________________ .
4. На юге расположен материк ___________________________________________ .
5. Разделен с ним _____________________________________________ каналом.
2. Расположите крупнейшие реки материков в порядке уменьшения длины:
Река | Ответ |
а) Муррей | |
б) Миссисипи |
в) Амазонка |
г) Нил |
3. Это государство расположено на материке Евразия и является одним из крупнейших по численности населения. За последние десятилетия численность населения в данном государстве сокращается. Государство омывается водами трех океанов. Столица государства расположена на реке, являющейся одним из притоков крупнейшей по протяженности реки Европы
Часть С
Почему в экваториальном поясе осадков выпадает много, а в тропических широтах мало? Аргументируйте свой ответ.
Конкретными примерами докажите, что процессы горообразования в Евразии продолжаются и сегодня.