СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья Агротерапия

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются современные технологии трудотерапии - агротерапия  как технология способствующая социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями в общество.

Просмотр содержимого документа
«Статья Агротерапия»

Использование агротерапии в процессе коррекционно-развивающей работы в условиях специальной коррекционной школы VIII вида.

В статье рассматриваются современные технологии трудотерапии - агротерапия как технология, способствующая социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями в общество.

Одной из задач современной олигофренопедагогики остается поиск и разработка наиболее эффективных коррекционно - развивающих технологий. Одной из новых, современных технологий является агротерапия.

Агротерапия – это получение детьми трудовых навыков связанных с выращиванием растений. Агротерапия - реабилитационный процесс, направленный на приобретение или восстановление, компенсацию, коррекцию и развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья социальных, интеллектуальных, эмоциональных и физических навыков и способностей посредством активного или пассивного взаимодействия с растениями и окружающей средой и способствующий успешной социализации и интеграции индивида в общество.

Ухаживание за растениями доступно практически всем людям с ограниченными возможностями здоровья. Это помогает адаптировать детей к социальной жизни, для многих это становится настоящим хобби.

Методы агротерапии направлены на коррекцию двигательных нарушений (в первую очередь развитие манипулятивной активности и мелкой моторики рук), стимуляцию эмоционально-волевой сферы и мотивации к действию, повышению уровня познавательной активности и расширению кругозора, начальную профориентацию детей и подростков.

Исходя из многогранности этого метода, эффективной и оптимальной способности

внедриться в коррекционно – развивающий процесс школы VIII вида были поставлены такие задачи:

- учить преодолевать трудности;

- снять комплекс неполноценности;

- интегрировать детей в общество;

- прививать жизненно необходимые навыки;

- учить овладевать ремеслом;

- готовить к самостоятельной жизни;

- оптимальная для организма двигательная активность;

- предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек;

- повышение психоэмоциональной устойчивости.

Реализация этих задач проходит в следующих направлениях: работа на прилегающем земельном участке, с комнатными растениями, выращивание цветочной рассады, ландшафтный дизайн, фитодизайн.

Ухаживая за комнатными растениями, дети протирают и моют цветочные горшки, пересаживают растения в горшок, поливают и опрыскивают растения, рыхлят землю, удаляют сухие листья, удаляют пыль с крупных листьев, пользуются инвентарем.

Работая на пришкольном участке дети: обрабатывают почву, вскапывают, рыхлят, разравнивают почву граблями; оформляют цветочные клумбы, пользуются хозяйственным инвентарем, формируют крону деревьев и кустарников, собирают семена цветковых растений, стригут газон и т. д.

Участвуя в данной трудовой деятельности, дети приобретают определенные знания о жизни растительного мира, овладевают навыками ухода за растениями, проявляют заботу, бережливость, аккуратность, умение преодолевать трудности, растет потребность в труде, позитивно изменяется характер социального взаимодействия с социумом и

характер занятости, повышается степень включенности детей в различные сферы жизнедеятельности. Наряду с этим совершенствуется эмоционально-волевая сфера ребенка, и, прежде всего, его мотивационный настрой.

Повышается уровень познавательной активности, расширяется диапазон знаний

и представлений об окружающем мире, происходит удовлетворение потребности в самореализации, а также формирование и развитие социальных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Возле школы разбиты клумбы, посажен газон, облагорожены зеленые насаждения. Дети могут проследить эволюцию от маленького семечка до растения. Посильная, адекватно подобранная работа с семенами, почвой, черенками, составление букетов, способствуют тому, что движения становятся более точными, целенаправленными и координированными.

Вся эта деятельность положительно влияет на изменения ребенка, его социализацию.

Агротерапия выполняет следующие функции:

Реабилитационная функция

Контакты с растениями являются тем дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, который может способствовать как психической, так и социальной реабилитации. В общении с природой дети получают коммуникативный опыт, который порой, они не могут получить другим путем.

Эстетическая функция

Общение с природой способствует эстетическому развитию личности, предоставляет широкий набор условий и возможностей для удовлетворения ее эстетических потребностей

Функция самореализации.

Позволяет удовлетворить потребность в реализации своего внутреннего потенциала, потребность быть значимым для других.

Психофизиологическая функция.

Взаимодействие личности с растениями может снимать стресс, нормализовать работу нервной системы, психики в целом.

Анализ результатов проявляется в следующих характеристиках детей: «нравится ухаживать за растениями», «нравится наблюдать за растениями», «нравится смотреть телевизионные передачи о природе», «нравится проводить время в парке, лесу», «читает литературу о природе, о растениях, животных», «заниматься в биологическом кружке».

Почти все дети из экспериментальной группы ухаживают за комнатными растениями дома и в школе, несколько человек в летний период работают на дачных участках, огородах и ухаживают за цветником около дома. При этом многим детям очень нравится ухаживать за растениями.

Большинство родителей детей считают, что в процессе занятий с растениями происходят положительные изменения с ребенком. Прежде всего, это касается изменения эмоционального состояния («проявляет положительные эмоции») и степени проявления личностных качеств («ребенок становится более ответственным, самостоятельным, внимательным, заботливым, любознательным, добрым»), а также изменения в поведении («ребенок становится более усидчивым, сосредоточенным, осторожным и аккуратным»). В качестве результата занятий с растениями были названы следующие: «формируются трудовые навыки, эмоции, доброта, забота», «заботясь о растениях, ребенок стал проявлять заботу и о других членах семьи», «появилось стремление узнавать больше о растениях».

Родителями было отмечено, что в результате участия детей в агротерапевтических практиках у ребят развиваются моторные, социальные, трудовые, коммуникативные навыки, дети учатся планировать и принимать самостоятельные решения.

Методы агротерапии позволяют в полной мере подготовить обучающегося к интеграции в общество.

Итак, сегодня агротерапия уже зарекомендовала себя как эффективный практический, коррекционный метод в педагогике, психотерапии. Однако законченная концепция агротерапии еще не сформирована. Это дает возможность вам, дорогие читатели, внести неповторимый вклад в распространение и осмысление этого чудесного метода.

Литература:

Долгушин А.К. Occupational therapy (OT), Европейские профессиональные ассоциации ОТ,

образование и основные принципы работы оккупациональной терапии // Трудотерапия в Великобритании

и Франции. – М., 2000.

Маслова О.А. Современные социальные технологии трудотерапии детей с ограниченными возможностями здоровья. Издательский центр Самарский государственный университет, 2006.


Султонова С.Я., Степанченко О.В. Методика агротерапии в комплексной реабилитации

детей с ограниченными возможностями здоровья //Современные технологии реабилитации в педиатрии.

М.: Издательство «ОДИ international». 2000.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!