Использование агротерапии в процессе коррекционно-развивающей работы в условиях специальной коррекционной школы VIII вида.
В статье рассматриваются современные технологии трудотерапии - агротерапия как технология, способствующая социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями в общество.
Одной из задач современной олигофренопедагогики остается поиск и разработка наиболее эффективных коррекционно - развивающих технологий. Одной из новых, современных технологий является агротерапия.
Агротерапия – это получение детьми трудовых навыков связанных с выращиванием растений. Агротерапия - реабилитационный процесс, направленный на приобретение или восстановление, компенсацию, коррекцию и развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья социальных, интеллектуальных, эмоциональных и физических навыков и способностей посредством активного или пассивного взаимодействия с растениями и окружающей средой и способствующий успешной социализации и интеграции индивида в общество.
Ухаживание за растениями доступно практически всем людям с ограниченными возможностями здоровья. Это помогает адаптировать детей к социальной жизни, для многих это становится настоящим хобби.
Методы агротерапии направлены на коррекцию двигательных нарушений (в первую очередь развитие манипулятивной активности и мелкой моторики рук), стимуляцию эмоционально-волевой сферы и мотивации к действию, повышению уровня познавательной активности и расширению кругозора, начальную профориентацию детей и подростков.
Исходя из многогранности этого метода, эффективной и оптимальной способности
внедриться в коррекционно – развивающий процесс школы VIII вида были поставлены такие задачи:
- учить преодолевать трудности;
- снять комплекс неполноценности;
- интегрировать детей в общество;
- прививать жизненно необходимые навыки;
- учить овладевать ремеслом;
- готовить к самостоятельной жизни;
- оптимальная для организма двигательная активность;
- предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек;
- повышение психоэмоциональной устойчивости.
Реализация этих задач проходит в следующих направлениях: работа на прилегающем земельном участке, с комнатными растениями, выращивание цветочной рассады, ландшафтный дизайн, фитодизайн.
Ухаживая за комнатными растениями, дети протирают и моют цветочные горшки, пересаживают растения в горшок, поливают и опрыскивают растения, рыхлят землю, удаляют сухие листья, удаляют пыль с крупных листьев, пользуются инвентарем.
Работая на пришкольном участке дети: обрабатывают почву, вскапывают, рыхлят, разравнивают почву граблями; оформляют цветочные клумбы, пользуются хозяйственным инвентарем, формируют крону деревьев и кустарников, собирают семена цветковых растений, стригут газон и т. д.
Участвуя в данной трудовой деятельности, дети приобретают определенные знания о жизни растительного мира, овладевают навыками ухода за растениями, проявляют заботу, бережливость, аккуратность, умение преодолевать трудности, растет потребность в труде, позитивно изменяется характер социального взаимодействия с социумом и
характер занятости, повышается степень включенности детей в различные сферы жизнедеятельности. Наряду с этим совершенствуется эмоционально-волевая сфера ребенка, и, прежде всего, его мотивационный настрой.
Повышается уровень познавательной активности, расширяется диапазон знаний
и представлений об окружающем мире, происходит удовлетворение потребности в самореализации, а также формирование и развитие социальных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Возле школы разбиты клумбы, посажен газон, облагорожены зеленые насаждения. Дети могут проследить эволюцию от маленького семечка до растения. Посильная, адекватно подобранная работа с семенами, почвой, черенками, составление букетов, способствуют тому, что движения становятся более точными, целенаправленными и координированными.
Вся эта деятельность положительно влияет на изменения ребенка, его социализацию.
Агротерапия выполняет следующие функции:
Реабилитационная функция
Контакты с растениями являются тем дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, который может способствовать как психической, так и социальной реабилитации. В общении с природой дети получают коммуникативный опыт, который порой, они не могут получить другим путем.
Эстетическая функция
Общение с природой способствует эстетическому развитию личности, предоставляет широкий набор условий и возможностей для удовлетворения ее эстетических потребностей
Функция самореализации.
Позволяет удовлетворить потребность в реализации своего внутреннего потенциала, потребность быть значимым для других.
Психофизиологическая функция.
Взаимодействие личности с растениями может снимать стресс, нормализовать работу нервной системы, психики в целом.
Анализ результатов проявляется в следующих характеристиках детей: «нравится ухаживать за растениями», «нравится наблюдать за растениями», «нравится смотреть телевизионные передачи о природе», «нравится проводить время в парке, лесу», «читает литературу о природе, о растениях, животных», «заниматься в биологическом кружке».
Почти все дети из экспериментальной группы ухаживают за комнатными растениями дома и в школе, несколько человек в летний период работают на дачных участках, огородах и ухаживают за цветником около дома. При этом многим детям очень нравится ухаживать за растениями.
Большинство родителей детей считают, что в процессе занятий с растениями происходят положительные изменения с ребенком. Прежде всего, это касается изменения эмоционального состояния («проявляет положительные эмоции») и степени проявления личностных качеств («ребенок становится более ответственным, самостоятельным, внимательным, заботливым, любознательным, добрым»), а также изменения в поведении («ребенок становится более усидчивым, сосредоточенным, осторожным и аккуратным»). В качестве результата занятий с растениями были названы следующие: «формируются трудовые навыки, эмоции, доброта, забота», «заботясь о растениях, ребенок стал проявлять заботу и о других членах семьи», «появилось стремление узнавать больше о растениях».
Родителями было отмечено, что в результате участия детей в агротерапевтических практиках у ребят развиваются моторные, социальные, трудовые, коммуникативные навыки, дети учатся планировать и принимать самостоятельные решения.
Методы агротерапии позволяют в полной мере подготовить обучающегося к интеграции в общество.
Итак, сегодня агротерапия уже зарекомендовала себя как эффективный практический, коррекционный метод в педагогике, психотерапии. Однако законченная концепция агротерапии еще не сформирована. Это дает возможность вам, дорогие читатели, внести неповторимый вклад в распространение и осмысление этого чудесного метода.
Литература:
Долгушин А.К. Occupational therapy (OT), Европейские профессиональные ассоциации ОТ,
образование и основные принципы работы оккупациональной терапии // Трудотерапия в Великобритании
и Франции. – М., 2000.
Маслова О.А. Современные социальные технологии трудотерапии детей с ограниченными возможностями здоровья. Издательский центр Самарский государственный университет, 2006.
Султонова С.Я., Степанченко О.В. Методика агротерапии в комплексной реабилитации
детей с ограниченными возможностями здоровья //Современные технологии реабилитации в педиатрии.
М.: Издательство «ОДИ international». 2000.