СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Активизация формирования музыкальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки и во внеурочное время»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о работе музыкального руководителя с детьми с ОВЗ на уроках музыки и во внеклассной работе. 

Просмотр содержимого документа
«Статья «Активизация формирования музыкальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки и во внеурочное время»»

«Активизация формирования музыкальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки

и во внеурочное время»



Короева Карина Георгиевна, учитель музыки

МБОУ СОШ № 43


Музыка оказывает огромное воздействие на детей с ОВЗ , вызывает яркие эмоциональные переживания, развивает воображение, способствует формированию эстетических потребностей, художественного вкуса.

Воздействие музыки благотворно сказывается на развитии сенсорного аппарата, моторики, волевых качеств учащихся. Музыка помогает детям лучше узнать жизнь, расширяет их кругозор, активизирует мышление, способствует развитию внимания, памяти. Она качественно совершенствует восприятие, помогает формированию представлений, активизирует познавательную деятельность детей в целом, т.е. несёт в себе большие коррекционно-воспитательные возможности.

В начале обучения многие дети оказываются не в состоянии воспроизвести даже отдельные фразы мелодии простой детской песенки, не могут назвать знакомых песен и тем более спеть их.

Специфика музыкально - слуховых данных детей с ОВЗ(ДЦП, тугоухость, слабо развит речевой аппарат) ярко проявляется при обучении их пению: нечистое интонирование, плохая память (с трудом усваивают мелодию и текст), отсутствие музыкальной выразительности. Речевые и артикуляционные недостатки вызывают затруднения в дикции, дефекты моторики мешают выработке правильной позиции корпуса, головы, рук, ног при пении.

Отклонения от нормы в познавательной деятельности, эмоционально – волевом развитии детей с ОВЗ сказывается и на их музыкальной восприимчивости..

Основными видами музыкальных занятий являются пение и слушание музыки. Дети участвуют также в музыкально-ритмических движениях, музыкальных играх, сказках, инсценировках, музыкально-литературных композициях, викторинах. Урок музыки включает в себя различные виды музыкальной деятельности школьников с использованием средств, активизирующих работу, повышающих внимание и интерес.

. Организационно-педагогические условия работы с подростками с ограниченными возможностями здоровья на уроке музыки:

-внедрение в традиционный урок музыки специальных методов, приемов и форм работы, оказывающих позитивное коррекционное воздействие на учеников с ограниченными возможностями здоровья (увеличение доли пения, вокально-логопедические упражнения);

-организация учебно-воспитательного процесса, который строится как сотрудничество и сотворчество педагога и ученика.

Педагогическая цель работы на уроках музыки заключается в создании положительного эмоционально-психологического климата, способствующего личностному самовыражению, самоутверждению и характеризуется усилением таких существенных моментов педагогического взаимодействия, как взаимопомощь, доброжелательность, взаимопонимание каждого ученика, что также способствует развитию творческого начала каждого ученика, особенно, если класс объединяется для подготовки концерта или театрализованного урока.

Для активизации познавательной деятельности на уроке музыки и во внеурочное время используются самые разнообразные виды музыкальной работы: работа с наглядностью, использование материалов народного творчества и литературных произведений, дидактические игры, музыкально-ритмические упражнения, инсценирование, игра на детских музыкальных инструментах, постановка музыкальных сказок.

Уроки музыки с использованием наглядности не только воспитывают музыкальные способности учащихся С ОВЗ , но и в значительной степени оказывают корригирующее воздействие на некоторые дефекты развития. К таким дефектам относятся неустойчивое внимание, плохая память, низкая работоспособность, недостатки мышления и речи. Воздействуя на зрение, слух и осязание, средства наглядности способствуют усвоению знаний, умений и навыков. Они поддерживают интерес учащихся к учебной деятельности и содействуют выработке у школьников эмоционального отношения к предмету. Во всех разделах урока музыки, включая распевание, хоровое пение, слушание музыки, используются средства наглядности (различные картины и таблицы, раздаточный и дидактический материал, открытки и игрушки, видеофильмы).

Наблюдения показали, что благодаря применению наглядности, даже самые замкнутые и застенчивые школьники втягиваются в музыкальную работу.

Дети с ОВЗ плохо запоминают название разучиваемой песни, с трудом, лишь после многократных повторений, усваивают её текст и последовательность куплетов.

Разучивая с учениками песни, демонстрирую специально подготовленные для этого таблицы. Под сюжетной картинкой на тему текста песни выписаны название песни, отдельные слова, значение которых дети должны осмыслить или уточнить. Каждому куплету песни соответствует отдельная иллюстрация.

Показ песни учащимся 1класса можно сопроводить демонстрацией игрушки (зайчик, петушок, барабан, куклы и т.п.). Появление игрушки вызывает у детей особый интерес, концентрирует внимание и пробуждает радостные эмоции.

При изучении темы «Длительности звуков» использую таблицу «Ноты и паузы различной длительности», на которой изображены целая нота, половинные ноты, четверти и восьмые, а для того чтобы помочь детям их представить, рядом – целое яблоко, яблоко, разделенное на половинки, на четыре и восемь частей.

Вся эта работа помогает подготовить учащихся к активному восприятию музыки.

.

Привлечение поэтических строк и художественной прозы повышает музыкальную восприимчивость детей, усиливает их эмоциональные реакции на музыкальное произведение. Введённый в урок фрагмент литературного произведения поднимает заинтересованность ребят музыкальными занятиями, создаёт творческую атмосферу урока.

Литературные произведения можно включать в любой из видов деятельности, выполняемых на уроке музыки: слушание, пение, игра на инструментах и др.

Инструментальную музыку дети с ОВЗ воспринимают с большими трудностями. Чтобы побудить школьников сосредоточеннее слушать музыку, оживить у них некоторые ассоциации, полезно иногда использовать лаконичные поэтические образы. Например, перед разучиванием песни о зиме хорошо прочитать стихотворение Я.Купалы «Зима». Перед прослушиванием «Марша Черномора» из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила» можно прочитать отрывок из поэмы А.С.Пушкина, где описывается внешний облик уродливого карлика Черномора. Перед прослушиванием «Песни жаворонка» П.И.Чайковского – стихотворение В.Жуковского «Жаворонок».Перед песней Л.Цаллаговой «Владикавказ» прочитать отрывок К. Хетагурова « Владикавказ» и т.д.

На уроках музыки с успехом можно применять пословицы и поговорки, рифмованные строки. Если пословицы и поговорки применяются в основном только со 2-3 классов, то некоторые загадки можно включать в урок музыки уже с 1 класса.

Загадки оживляют урок, обогащают речь, развивают мышление, память. Лаконичные по форме, загадки дают как бы словесный портрет предмета, описывают явления, характеризуют их с новой неожиданной стороны. Лучше отбирать такие народные и авторские загадки, в которых даны яркие приметы, названы характерные признаки. Так, перед повторным исполнением песни «Ёлочка» (муз. М. Красева, сл.З.Александровой) ученики 1 класса отгадывают загадку про ёлочку. Перед слушанием пьесы Р.Шумана «Дед Мороз» учащиеся слушают и отгадывают вызывающую у них большой интерес загадку Н.Найдёновой про Деда Мороза.

Большой интерес у детей вызывают авторские загадки в виде небольших стихотворений, где требуемое слово-отгадку подсказывает в последней строчке рифма. В 1 классе перед повторным слушанием «Марша деревянных солдатиков» П.И.Чайковского можно прочесть загадку М.Лаписовой.

Они в коробочке лежат, но если их достать,

Построятся за рядом ряд, пойдут маршировать!

И каждый с новеньким ружьем, похожи словно братики!

Кто скажет, как мы их зовем?

(Деревянные солдатики) М. Лаписова.

(После чего дети легко вспоминают название пьесы.)

Таким образом, пословицы, поговорки и загадки увлекают детей, помогают открыть, познать и пережить радость от восприятия или исполнения музыкального произведения.

Большую помощь в музыкальном воспитании оказывает дидактическая игра. Использование игры позволяет в простой, доступной детям форме дать представления о музыке, её выразительных возможностях.

Для закрепления пройденного материала в разделе слушания музыки использую музыкально-дидактические игры: «Узнай, что звучало – песня? Танец? Марш?», «Отгадай, кто поёт – хор или солист?». Для определения характера и динамики музыки – игры: «Различай тихую и громкую музыку», «Различай весёлую и грустную музыку». В игре «Какая музыка?» дети определяют вокальную и инструментальную музыку (звучание различных инструментов).

Музыкально-дидактические игры развивают творческие способности детей. У них возникает интерес к музыке. Получая во время игры много эмоциональных впечатлений, дети начинают воспринимать музыку более сознательно. Музыкальная игра вызывает у детей приподнятое настроение, положительные эмоции, которые активизируют познавательную и мыслительную деятельность, способствуют развитию произвольного внимания, памяти, речи, моторики.

Наиболее эффективной формой воспитания у детей элементов музыкальной культуры являются уроки, на которых используются танцевальные движения, ритмическая жестикуляция, игра на детских музыкальных инструментах, инсценирование песен («Весёлые гуси», «Как на тоненький ледок» «Веселый музыкант» и др.), музыкально-ритмические инсценировки

Музыкально-ритмические движения активизируют развитие музыкальности учащихся, их творческие способности. Имеют большое коррекционное и воспитательное значение.

Движения, которые доступны ребятам на уроках, можно разграничить на несколько условных направлений:

-чисто ритмические упражнения, которые выполняются в такт заданному ритму и характеру. Сюда относятся разные виды ходьбы (спокойная, энергичная, осторожная), движения рук и кистей (попеременные или параллельные кружения, размахивания, поднятия и опускания), выполнение хлопков в ладоши, движения головы (кивки, повороты в разные стороны);

- танцевальные элементы – полуприседания, шаг с притопом, приставной шаг, различные движения рук;

- движения и перестраивания на большом пространстве – разного вида хороводы, движения польки, бокового галопа;

- движения с предметами – ленточками, цветами, музыкальными инструментами;

- имитирование движений знакомых героев песен и попевок (ходьба «вперевалку» или на цыпочках, имитация руками движений крыльев и т.д.).

Ритмическую жестикуляцию начинаю применять с первых же уроков в начальной школе. Например, С.С.Прокофьев «Марш» - энергичное марширование;

П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков» - имитация движений рук кукол-барабанщиков, марширование;

А.Филиппенко «Весёлый музыкант» - покуплетная передача игры на разных музыкальных инструментах: скрипке, балалайке и барабане.

П.И.Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица» - хореографические движения руками;

В. Шаинский «Мир похож на цветной луг» - хлопки в ладоши, притопы;

Т. Попатенко «Новогодний хоровод» - танцевальные движения в хороводе.

Одна из самых ярких форм активизации познавательной деятельности –

игра на музыкальных инструментах. Это наиболее привлекательный вид музыкальной деятельности. Можно видеть, что игра на инструментах доставляет детям огромное удовольствие.

Нередко игра на музыкальных инструментах является способом поощрения на уроке особенно старательных учеников.

Слушание даже хорошей музыки пассивно не приносит пользы детям с неразвитым слухом. Дети развивают свою музыкальность в практической деятельности, активно участвуя в исполнении и создании музыкального произведения.

Продолжением работы, которая ведётся на уроке музыки, является внеклассная работа. Она включает не только воспитательные, но и обучающие, развивающие, корригирующие функции. Способствует улучшению познавательной активности детейс ОВЗ , расширению кругозора, воспитанию музыкального вкуса и сознательного восприятия музыки.

Совокупность методов и средств обучения, направленная на развитие творческой активности и самостоятельности учащихся, индивидуализация обучения на внеклассных занятиях способствует общему развитию мышления учащихся.

В организации внеклассной музыкальной работы можно выделить массовые, кружковые и групповые формы занятий.

К массовым формам относятся: утренники, концерты, праздники, посвящённые календарным датам («День учителя», «8 Марта», «День Победы» и др.), музыкально – литературные вечера. В нашей школе традиционно проходят праздники, связанные со сменой времён года («В гостях у осени», «Новогодний карнавал», «МАсленница…»Конкурс танца, инсценированной военной песни; («Эти мероприятия позволяют охватить большое количество учащихся. Они серьёзно готовятся и большое участие в их подготовке и проведении принимают сами учащиеся. Уже в младших классах дети, присутствуя на массовых мероприятиях, не являются пассивными наблюдателями, а принимают самое активное участие в происходящем. Такое общение с музыкой приносит пользу, т.к. носит активный характер.

Внеклассные и общешкольные музыкальные мероприятия – это результат работы, проводившейся на уроках музыки, подведение итогов.

В заключении отмечу, что систематическое, методически правильное использование различных приёмов воздействия (наглядного, словесного и т.д.), не только способствует развитию внимания, памяти, речи, но и активизирует познавательную деятельность детей в целом. Урок музыки или внеклассное мероприятие, прошедшие с хорошим эмоциональным настроем, снимает у детей напряжение и способствует усвоению познавательного материала других предметов. Для Детей с ОВЗ музыкальные занятия являются своеобразным лекарством.


.

Литература:



Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи/ под ред. Г.А. Волковой – СПб.: КАРО,

2005 Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. – М.: «Гном- Пресс»,

2002 Бутко Г.А. Физическое развитие детей с задержкой психического развития. – М.: Книголюб,

2006 Дьяченко, М.И. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия / М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович. – Мн.: Хэлтон,


2000 Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. Москва,

ВЛАДОС – 2000 Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. – Из-во «Феникс», М.А. – 2002

2005. Теплов Б. М. Способности и одарённость.



4