СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Анализ системно-деятельностного, компетентностно-ориентированного и личностно-ориентированного подходов к организации учебного процесса"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Анализ системно-деятельностного, компетентностно-ориентированного и личностно-ориентированного подходов к организации учебного процесса"

Просмотр содержимого документа
«Статья "Анализ системно-деятельностного, компетентностно-ориентированного и личностно-ориентированного подходов к организации учебного процесса"»

Анализ системно-деятельностного, компетентностно-ориентированного и личностно-ориентированного подходов к организации учебного процесса.


Анализ сущности системно-деятельностного подхода


Системно-деятельностный подход основывается на признании деятельности основой, средством и решающим условием развития личности. Он требует специальных усилий, направленных на отбор и организацию деятельности ученика, на активизацию и перевода его в позицию субъекта познания, труда и общения, что, в свою очередь, предполагает выработку умений выбирать цель, планировать деятельность, организовывать, выполнять, регулировать, контролировать ее, анализировать и оценивать


    • результаты.


        • системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент cтандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.


Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании в обеспечивается следующей системой дидактических принципов:


      1. принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.


      1. принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.


      1. принцип целостности предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире


  • мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).


      1. принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).


      1. принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.


      1. принцип вариативности предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.


      1. принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.


Процесс обучения - всегда обучение деятельности предметно-практическим действиям, или умственным. Обучать деятельности означает делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цели и находить пути и средства ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность),


помогать ребенку сформировать у себя умение контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учитель не должен просто «натренировать» ребенка в выполнении каких-то операций, приемов. Эти операции должны быть учеником осмысленные и приняты, он

должен уметь самостоятельно выбирать наиболее подходящий приемы решения учебных задач, а в идеале - находить свои собственные, не встречались в его способы действий.


Взаимодействие - одна из целостных и существенных характеристик обучения и воспитания в контексте системно-деятельностного подхода. Универсальность этой категории в том, что она представляет и описывает совместную деятельность учащихся, их общение как форму деятельности в качестве условия, средства, цели, движущей силы обучения.



Таким образом, в процессе обучения системно-деятельностный подход это своего рода философия образования, методологический базис, на котором строятся разные системы развивающего обучения либо образования со своими конкретными технологиями, приемами и теоретическими особенностями. Он тесно связанный с формированием ключевых компетентностей, именно готовностью учащихся использовать полученные знания и способы деятельности в реальной жизни для решения практических заданий.


Анализ сущности личностно-ориентированного подхода


Центральными понятиями здесь выступают «личность» и «специфика личностного опыта». В рамках этого подхода моделируются педагогические условия становления опыта «быть личностью» (В.В.Сериков), осваиваются пути и способы актуализации развития опыта личности, его функций в жизнедеятельности человека.


Целью такого обучения является создание условий для индивидуальной самореализации ученика, развития и саморазвития его личностных качеств.


Главным условием реализации личностно-ориентированного подхода, а соответственно, условием проявления личностных способностей ребенка в образовательном процессе, считается создание «личностно-утверждающей» или личностно-ориентированной ситуации - учебной, познавательной, жизненной: «Есть только один способ реализовать личностный подход в обучении – сделать обучение сферой самоутверждения личности. Личностно-утверждающая ситуация эта та, которая актуализирует силы ее саморазвития».


И.С.Якиманской сформулированы принципы, в полной мере отражающие философию личностно-ориентированного образования и обучения:


  1. Каждый ребенок уникален и неповторим в сочетании своих индивидуальных проявлений.


  1. Ученик не становится личностью под влиянием обучения, а изначально

ею является.


    1. Школа должна не вооружить знаниями, умениями и навыками, а посредством их развить ученика как индивидуальность, создать благоприятные условия для развития его способностей.


Реализация личностно ориентированного подхода заключается в том, что при конструировании и реализации педагогического процесса ориентируются на личность как цель, субъект, результат как главный критерий его эффективности. Этот подход настойчиво требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение; предусматривает создание в обучении и воспитании соответствующих условий для естественного процесса саморазвития задатков


  • творческого потенциала личности.


Технологический арсенал личностно ориентированного подхода, по мнению профессора Е. В. Бондаревской, составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития ребенка, предоставление ученику необходимого

пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов обучения и поведения.


Немаловажной проблемой при внедрении личностно-ориентированного подхода в обучении является разработка дидактического обеспечения.


При разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного обучения нужно руководствоваться следующим:


  • учебный материал должен обеспечивать выявление содержания опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;


  • изложение учителем учебного материала должно быть направлено на преобразование личного опыта каждого ученика;


  • в ходе обучения нужно постоянно использовать примеры, связанные с личным опытом ученика и с ранее приобретенными им знаниями;


  • активное стимулирование ученика к самостоятельному изучению учебного материала, что дает возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе обучения;


  • учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий;


  • необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;


  • необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, т.е. тех преобразований и действий, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;


  • образовательный процесс должен строиться на оценке деятельности ученика, как отдельной личности


Таким образом, личностно-ориентированный урок - это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности. Работа с субъектным опытом на уроке предполагает использование различных форм общения, способствующих подлинному сотрудничеству учителя и учащихся, направленному на совместный анализ процесса учебной работы. Ученик как носитель субъектного опыта, личностно значимого для него, должен иметь возможность максимально использовать его, а не просто безоговорочно принимать (усваивать) все, что сообщает учитель.


Анализ сущности компетентностно-ориентированного подхода


Под результатом образования в государственных образовательных стандартах ДНР кроме знаний, умений и навыков понимаются и компетентности. Появление нового результата образования ни в коей мере не предполагает отрицание старых традиционных результатов. Напротив, компетентность рассматривается как некий интегрированный результат, включающий в себя все традиционные результаты образования.


Ключевая компетентность - специально структурированный комплекс характеристик (качеств) личности, дающий возможность ей эффективно действовать в различных сферах жизнедеятельности, относящийся к общеотраслевому содержанию образовательных стандартов; результат образования, выражающийся в овладении теми способами деятельности, которые универсальны по отношению к предмету воздействия.


    • ключевым компетентностям относятся: умение учиться, общаться на государственных, родном и иностранных языках, информационно-коммуникационная, социальная, гражданская, общекультурная, предпринимательская, самообразовательная


  • здоровьесохраняющая компетентности.


Учебно-познавательная компетентность - способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам



ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных действий в


нестандартных ситуациях.


Гражданская компетентность - способность обучающегося активно, ответственно и эффективно реализовывать свои гражданские права и обязанности с целью развития демократического общества.



Информационно-коммуникационная компетентность - способность обучающегося использовать информационно-коммуникационные технологии и соответствующие средства для выполнения личностных и общественно значимых задач: умение работать с информацией (сбор, поиск, передача, анализ); критически осмысливать ее, делать выводы и принимать решения в условиях неопределенности; умение моделировать и проектировать свою деятельность; использовать в своей практической деятельности современные информационно-коммуникационные технологии для увеличения производительности труда.



Коммуникативная компетентность - способность личности применять в конкретном виде общения знание языка, способы взаимодействия с людьми, что окружают его и находятся на расстоянии, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями.


Общекультурная компетентность способность обучающегося анализировать и оценивать достижения национальной и мировой культуры, ориентироваться в культурном


  • духовном контексте современного общества, применять методы самовоспитания, ориентированные на общечеловеческие ценности.

Социальная компетентность - способность личности продуктивно сотрудничать с партнерами в группе и команде, выполнять различные роли и функции в коллективе.




Здоровьесберегающая компетентность - готовность и способность обучающегося самостоятельно решать задачи, связанные с поддержкой, укреплением и сохранением


здоровья, как своего, так и окружающих.


Самообразовательная компетентность интегративно-личностное свойство характеризующее личность как субъекта способного к самостоятельной организации


познавательной деятельности, направленной на непрерывное саморазвитие профессиональных и общекультурных качеств и самосовершенствование


Предпринимательская компетентность совокупность личных и деловых качеств, навыков, моделей поведения, владение которым помогает успешно решать определенную

бизнес-задачу и добиваться высоких результатов.



Общепредметные компетентности относятся к любому кругу учебных предметов и образовательных областей. Предполагают формирование способностей у учащегося решать проблемы на основе известных фактов, понятий из различных образовательных областей. Например:


  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;


  • владение системой полученных знаний, умений, навыков, способов деятельности, опытом творческой деятельности в целях понимания и объяснения процессов, явлений, закономерностей, происходящих в природе, обществе и государстве, осознание собственной роли и предназначения в коллективном и индивидуальном жизнетворчестве.


Предметные компетентности - имеют конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов. Предполагают формирование способностей у учащегося привлекать для решения проблем знания, умения, навыки конкретного учебного предмета.


    • предметным (отраслевым) компетентностям отнесены коммуникативная, литературная, художественная, межпредметная эстетическая, естественно-научная и математическая, проектно-технологическая и информационно-коммуникационная, обществоведческая, историческая и здоровьесберегающая компетентности.


Формированию необходимых компетентностей на уроках общественно-гуманитарного цикла способствует использование современных образовательных технологий:


  • технологии проблемного обучения,


  • технология проектно-исследовательского обучения;


  • технологии интегрированного обучения,


  • технологии разноуровневого обучения,


  • технологии диалогового взаимодействия (КСО, групповая работа, кооперативное обучение, педагогические мастерские),


  • игровые технологии,


  • информационные технологии.


Структура уроков, выстроенных в рамках вышеперечисленных технологий, такова,


что последовательно, через ряд этапов ребенок получает возможность осознать то, что он делает, обосновать свою деятельность, выстроить систему аргументов, доказывающих истинность сделанных выводов, разумность выбранного плана работы.


Таким образом, компетентностно - ориентированный подход объективно соответствует и социальным ожиданиям в сфере образования общества в целом, и интересам участников образовательного процесса.


Нет сомнения в том, что рассмотренные подходы - это важные факторы, способствующие модернизации содержания образования в нашей стране. Они дополняют ряд образовательных инноваций и классических подходов, помогающих педагогам гармонично сочетать положительный опыт для реализации современных образовательных целей.


Реализация инновационных подходов в образовании направляют школу на формирование человека-гражданина, для которой гражданское общество станет средой


  • которой она сможет реализовать свои права и свободы, раскрыть свои возможности и таланты и тем самым осознанно будет отвечать интересам и потребностям общества в целом.