Тема моего выступления звучит так: «Духовно – нравственное состояние учащихся нашей школы». Об этом поможет нам узнать анализ итогов диагностики воспитанности обучающихся, которая проводится в нашей школе ежегодно.
Классные руководители оценивают детей по таким критериям как , долг, порядочность, трудолюбие, вежливость, щедрость, учтивость, стыдливость, лживость, совестливость. Все эти качества можно отнести к нравственной и духовной стороне личности каждого ученика.
Вначале своего выступления я хочу представить вашему вниманию данные диагностики уровня воспитанности обучающихся за последние два года.
2014 – 2015 учебный год
Всего обучающихся – 53
Приняли участие в диагностировании - 53
Не приняли – 0
Повышенный (высокий ) уровень – 17 – 32%
Базовый (хороший ) уровень - 21 – 40%
Минимальный (средний ) уровень – 15 – 28 %
Низкий уровень – 0
2013 – 2014 учебный год
Всего обучающихся – 53
Приняли участие в диагностировании - 53
Не приняли – 0
Повышенный (высокий ) уровень – 12 - 22,6 %
Базовый (хороший ) уровень - 22 – 41, 7 %
Минимальный (средний ) уровень – 16 - 30,1 %
Низкий уровень – 3 – 5, 6 %
Как мы видим , никаких существенных изменений не произошло, лишь только в этом году отсутствует низкий уровень воспитанности. Конечно, хотелось бы иметь высокий процент воспитанности, а это значит, что все наши дети были бы высоконравственными личностями, патриотами своей страны и обладали бы другими положительными достоинствами, но, к сожалению, за последние годы этот показатель лишь падает. Что же происходит?
Происходящие несколько лет назад в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. Сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных фактов, процессов, явлений. Это привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов. Размытость понятий «долг», «честь», «духовность» вносит свой негативный вклад в морально-психологическое состояние учащихся. Основными причинами, обусловившими появление данной проблемы, являются следующие:
- значительное ослабление в общеобразовательных школах работы по духовно-нравственному, патриотическому и гражданскому воспитанию учащихся;
- прогрессирующая дезорганизация жизни российских семей вследствие социального расслоения общества, безработицы, разрушения сложившихся нравственно-этических норм и традиций семейного уклада, что привело к ослаблению воспитательной функции семьи и в том числе – самоустранению большей части родителей от духовно-нравственного воспитания юных граждан;
- увеличение масштабов безнадзорности и беспризорности детей и подростков.
Наблюдается тенденция роста детской преступности, укрепление ее связей с организованной преступностью. Особую тревогу вызывает распространение среди детей, подростков и молодежи социально обусловленных заболеваний;
- введение конституционного запрета на цензуру в средствах массовой информации резко расширило и преобразило информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. В условиях легкой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, интернет и др., на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, наркоманию.
И в такой сложной на сегодняшний день обстановке ни семья, ни образовательное учреждение в полной мере , а иногда даже и частично не в состоянии целенаправленно, систематически и оптимальными способами решать задачу своего духовного возрастания, духовно-нравственного воспитания своих детей и взаимодействия в этом процессе. Причины такой несостоятельности известны, хотя и нуждаются в более глубоком дополнительном анализе. Это:
- утрата традиционного для православной культуры понимания воспитания (семейного воспитания, в первую очередь) как добровольного исполнения долга , жертвенной любви, труда и усилий, направленных на установление отношений духовной общности с детьми;
- отсутствие у родителей (или наличие искаженных) знаний о законах духовной жизни и закономерностях духовно-нравственного становления человека;
- поразительная неграмотность современных родителей в вопросах приоритетов развития и воспитания в различные периоды детства;
- современное социокультурное окружение;
- скудость общественного опыта освоения традиций православного воспитания;
- недостаток личного живого духовного опыта и родителей, и педагогов;
- отсутствие четких представлений о том, какие задачи необходимо решать в первую очередь в духовно-нравственном воспитании современных детей, какие условия являются необходимыми для успешного решения этих задач;
А в обществе, идеалом которого являются успех и процветание, современным родителям приходится на личном опыте с большим трудом обретать понимание отцовства и материнства, становиться носителями духовной культуры, осваивать свое родительство , учиться реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении ребенка не раздражением и активным неприятием, а, наоборот, увеличением терпения и любви. Но для такого поведения по отношению к ребенку родители должны сами развиваться и повышать свой культурный уровень. Из бесед с родителями и детьми классные руководители часто узнают о нетерпимости со стороны родителей, раздражительном отношении к детям и их проблемам. И это обусловлено не только тем, что взрослым приходится много работать , чтобы решить материальные и финансовые проблемы семьи, но и другими факторами. Ведь среди родителей наших учеников есть неработающие, домохозяйки, но обстановка в этих семьях все же напряженная.
Хочу познакомить вас с некоторыми данными социального паспорта нашего образовательного учреждения. В нашей школе учатся дети из 43 семей, в них 42 мамы, 37 отцов. Итого ,воспитанием детей , посещающих нашу школу , занимаются 79 родителей. Из них имеют высшее образование всего лишь 5 человек, среднее специальное – 23 человека, среднее – 32, неполное среднее – 6 . В основном, это молодые люди, которые не смогли, а чаще всего , не захотели продолжать обучение , тем самым повышать свой культурный уровень и получить возможность как можно больше воспитания и развития дать своим детям. Конечно, это не основная причина того, что у нас низкий показатель воспитанности. Но, из бесед с детьми мы узнаем, что у большинства детей в доме нет никаких книг вообще, а те, которые были, использовались в хозяйстве. Больше половины населения не выписывают даже районную газету, а выписывают «желтую» прессу, из которой нравственности не научишься. Во многих семьях смотрят только современные сериалы, фильмы патриотической направленности, политические новости они не любят. Сквернословие, оскорбления и унижения у родителей по отношению друг к другу и к детям стали нормой общения. Среди родителей наших учащихся многие злоупотребляют спиртными напитками, ведут нездоровый образ жизни, являясь примером для детей. Храм, расположенный в нашем селе, жители посещают все реже и реже , выражая негативное отношение и безразличие. А ведь это важнейший источник духовного воспитания и пожилых людей и молодежи.
Все эти факты в некоторой мере объясняют низкий уровень воспитанности наших учеников, а следовательно, их слабое духовно – нравственное состояние. Но ведь есть еще мы, учителя, воспитатели, словом образовательное учреждение. И именно на нас возлагается самая большая ответственность в духовно – нравственном воспитании и детей и, к тому же , их родителей.
В этих непростых условиях развития общества российская общеобразовательная школа, как основной институт социализации подрастающего поколения берет на себя функцию духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения с устойчивой социальной ориентацией.
Обобщенный результат образовательной деятельности школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:
• умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
• владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
• обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
• любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
• любящий свой край и свою Родину;
• уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
• доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
• выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Проблемы, которые возникают при слабом духовно – нравственном состоянии учеников и низком воспитательном уровне, могут превратиться в глобальные. Какими мелкими нам сейчас кажутся проблемы школы до 70 – 80 годов:
Ученики разговаривают на уроке
Жуют жевательную резинку
Шумят
Бегают по коридорам
Не соблюдают очереди
Одеваются не по правилам
Не соблюдают чистоту в классах
Основные проблемы сейчас: Употребление наркотиков
Употребление алкоголя
Беременности
Самоубийства
Изнасилования
Ограбления
Избиения
Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Статистические данные показывают, что в России рождается 17% детей с психическими отклонениями, 15млн. наркоманов, 35 млн. алкоголиков. На одного человека России приходится более 25 л алкоголя в год, тогда как при 8 л алкоголя в год начинается вырождение нации. Могут быть признаны здоровыми лишь 15-19% детей и подростков, не менее 75% детей и подростков нуждаются, в той или иной степени, в психиатрической помощи и лечении. По данным экспертов ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения, при коэффициенте жизнеспособности по шестибалльной шкале в России он составляет всего 1,4 балла. Это, по сути, смертный приговор нации. Поэтому, несомненно, вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения выходят в нашем обществе на первый план.
Основными источниками нравственного опыта, прежде всего, является учебная деятельность. Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока.
Проблемы, которые остаются на сегодняшний момент нерешёнными -нарушение дисциплины, сквернословие , снижение уровня воспитанности учащихся, учебной мотивации. Это происходит из–за отсутствия эффективных мер наказания за нарушение правил для учащихся, отсутствуют эффективные меры по борьбе с курильщиками, не проводятся профилактические лекции медицинскими работниками и многие другие моменты, которые приносили ранее положительные результаты.
Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями. Мониторинг нравственных ценностей старшеклассников.
Расположить в порядке снижения важности перечисленные проблемы:
какие проблемы личного плана волнуют Вас больше всего?
1. Взаимоотношения в семье
2. Здоровье
3. Учёба
4. Будущая карьера
5. Любовь
6. Взаимоотношения с одноклассниками
7. Взаимоотношения с учителями
8. Возможность заработка
9. Проведение свободного времени
10. Нормальное питание
11. Покупка одежды и других вещей
Расположить в порядке снижения важности перечисленные проблемы.
Какие из гуманистических ценностей вы считаете самыми важными?
1. Справедливость
2. Счастье
3. Свобода
4. Добро
5. Честь, достоинство и совесть
6. Дружба
7. Миролюбие
8. Патриотизм
9. Милосердие
10. Вера и идеалы
11. Истина
12. Коллективизм
Расположить в порядке снижения важности перечисленные проблемы.
Чему жизненно важному учит вас школа?
1. Самостоятельности и уверенности в себе
2. Умению общаться
3. Уважению к людям, человеколюбию
4. Дружбе
5. Самопознанию
6. Доброте
7. Творческому отношению к жизни
8. Организаторским умениям
9. Жизнелюбию
10. Преданности
11. Ничему не учит
12. Затрудняюсь ответить
Учащиеся 8,9,10,11 классов отвечали на вопросы: какие проблемы личного плана волнуют Вас больше всего?
Отвечали 15 учащихся.
Из 11 предложенных проблем выделились 3:
1.Взаимоотношения в семье: все ребята хотят благополучия всех членов семьи
2.Здоровье: это правильное питание, здоровый образ жизни.
3.Учеба: образование сегодня это проблема
Какие из гуманистических ценностей вы считаете самыми важными?
Из 12 ценностей явное лидерство занимают 3:
1. Счастье: состояние, при котором человек испытывает удовлетворенность условиями своего существования
2. Справедливость
3. Свобода: это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями. Это право делать, что хочешь.
Старшеклассники ценят добро, дружбу.
Но обращает на себя внимание факт, что такие ценности как милосердие, патриотизм, коллективизм имеют очень низкий рейтинг.
А ведь милосердие – это желание приносить пользу другим, не думая о вознаграждении, готовность помочь или простить кого-то из сострадания. Это состояние, когда ты готов делиться тем, что у тебя есть. Это умение сострадать, сочувствовать.
Патриотизм - Любовь к Отчизне, Родине. Это уверенность в том, что твоя страна является лучшей в мире, потому что ты в ней родился.
Коллективизм – Это взаимоотношения человека и общества в целом. Это взаимная ответственность людей друг за друга.
Интересны результаты и следующего исследования среди старшеклассников.
Чему жизненно важному учит Вас школа?
Из 12 ответов выделились 3:
1. Самостоятельность и уверенность в себе
2. Умение общаться
3. Уважение к людям
Итак, сделаем вывод. Действительно, судя по итогам диагностики воспитанности , стоит задуматься над тем, как организовать в школе работу по духовно – нравственному воспитанию обучающихся, чтобы она стала более эффективной . Но все же радует тот факт, что основные проблемы по воспитанию у нас на уровне проблем до 70 – 80 годов: дети могут поспорить с учителем ,то есть , поговорить на уроке, пошуметь на переменах, побегать по коридорам, прийти не по форме, не подежурить в классах. Самой большой проблемой остается курение отдельных детей, иногда воровство, чего за последнее время не происходило, употребление спиртных напитков некоторыми учениками за пределами школы во внеурочное время. На учетах разного вида учащиеся не состоят, Значит, работу в школе по духовно – нравственному воспитанию школьников можно оценить «удовлетворительно».