Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным
изучением отдельных предметов пгт Восточный
Омутнинского района Кировской области
Районные педагогические чтения
Статья : «Практика проведения экологических часов»
(номинация: «Твой след на Земле»)
Снегирева Алена Владимировна,
учитель начальных классов
МКОУ СОШ №2 с УИОП
пгт Восточный
Омутннского района
Восточный
2017
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. И системно-деятельностный подход, заложенный в стандарте, помогает педагогу разбудить или подтолкнуть эту важную особенность детей в познании мира и роли в нем человека.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. В личностных результатах говорится, что у ученика начальной школы должно проходить формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. В предметных результатах мы встречаем требование к тому, что у выпускника должны сформироваться уважительное отношениек природе нашей страны, осознание целостности окружающего мира и освоение основ экологической грамотности.
Исходя из предполагаемых результатов, мы ставим перед собой задачу: формирование гражданина планеты с новым мышлением и мировоззрением, новой экологической культурой.
Экологическое воспитание в начальной школе можно представить в виде схемы:

Экологическое воспитание может вестись как на уроках окружающего мира, литературного чтения, так и на классных часах. Теоретические знания о природе ученики получают на уроках окружающего мира, воспитание добрых чувств можно проводить и на уроке литературного чтения и на классном часе. А вот воспитание экологического мышления и практическая связь с природой усваиваются детьми легко через систему классных часов.
В 4 классе у детей накоплено достаточно знаний о природе и об опасности её разрушения. Поэтому на классных часах, опираясь на жизненный опыт обучающихся, можно в практике помочь детям экологически мыслить.
Для своего 4 класса я подобрала цикл классных часов о загрязнении окружающей среды. Он состоял из 4 занятий:
«Планета плачет» (классный час включал в себя обзорную информацию о загрязнении планеты)
«Берегите воду»
«Берегите воздух»
«Берегите землю»
Целью таких занятий является систематизация знания детей об окружающей среде (воде, воздухе, земле), их значении в жизни всего Живого. Одной из задач стоит обобщение знаний об экологических угрозах. Любое занятие я начинаю с приема «Индуктор», например стихотворение. (Н. Рыжова «Вы слыхали о воде», Л. Фадеева «Окружающая среда»)
Чтобы сформулировать тему и поставить задачи я использую прием «Удивляй!» (приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока, учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой. Например: Однажды, в небольшой африканской стране ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде?)
В ходе классных часов ученики опираются на личный опыт. Ярким примером становятся эксперименты и опыты, которые проводят ребята в группах. (Опыт со снегом, набираем снег в два стакана. Одни стакан наполняем снегом из парка, а второй снегом – у дороги. Дети сравнивают качество снега. Опыт на загрязнение воздуха. Можно взять листы плотной бумаги и намазать их вазелином, подвесить в помещении или на улице и наблюдать, как быстро загрязняется бумага, с помощью лупы.)
При проведении таких классных часов, как правило использую групповые формы работы. Ученики совместно решают поставленные задачи, дискутирую по разным вопросам приходят к единому мнению. В конце каждого классного часа провожу рефлексию.
Это может быть приём незаконченных предложений:
(Больше всего на классном часе мне понравилось…
Мне не очень понравилось…
Если бы я был экологом, то я…
Теперь я знаю…)
"Опрос – итог": В конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока Можно скомбинировать опрос – итог с интересным фактом, при этом дети учатся отличать главное и второстепенное.
Итогом таких классных часов становятся листовки, памятки, буклеты, постеры. Тем самым, они оставляют свой след на Земле. (приложение: карта урока «Берегите воду»)