Актуальность. Воспитание экологической культуры -актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность проблемы педагогического опыта продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников. Миссией образовательного учреждения является создание социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром.
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5. Становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта, признанию самоценности Природы.
6. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
7. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
8. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
9. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
В своей работе я опиралась на следующие основные принципы экологического воспитания младших школьников:
• принцип единства сознания и деятельности;
• принцип наглядности;
• принцип личностной ориентации;
• принцип системности и целостности;
• принцип экологического гуманизма;
• принцип краеведческий;
• принцип практической направленности.
Работая над данной темой, я опиралась на теории исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепцию личностно ориентированного образования (В. В.Сериков). А. Яблоков, крупный учёный России, обсуждая проблему экологических знаний, подчёркивает: «Необходим новый уровень экологического знания людей. На всём пути воспитания и обучения человека – от детского сада до вузов – экологические знания должны иметь высший приоритет». Только так можно воспитывать человека, способного обращаться с природой бережно.
Новизна. Разработан и апробирован на практике цикл занятий, способствующий экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста. Этот цикл занятий может быть использован учителями начальных классов, педагогами дополнительного образования, воспитателями групп продлённого дня, может быть полезен воспитателям ДОУ.
Спецификой моей работы по данной теме является подход к выбору педагогических средств реализации содержания экологического воспитания, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Я создавала на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организовывала диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В первом классе, пока у детей навыки чтения только начинают формироваться, экологические знания основываются в основном на личном опыте и наблюдениях. Поэтому средствами эффективного усвоения экологических знаний, используемыми мною на уроках, являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, выполнение исследовательской работы, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, гербаризация, составление памяток. Нельзя недооценивать и значения яркого, эмоционального рассказа учителя. Содержание и форма такого рассказа способствуют пробуждению у детей интереса и любви к природе.
На уроках я использовала межпредметные связи с математикой (интегрированный урок окружающего мира и математики), с музыкой (пели песни и частушки на экологическую тему), с изо (рисовали экознаки, выполняли различные творческие задания ), с чтением (читали стихи на экологическую тему), с технологией (лепили животных, которые обитают в Московском зоопарке) и др.
Для возникновения у детей интереса и желания изучать природу родного края и страны я использовала наглядный материал привезённый из разных частей нашей страны (фотографии животных, сделанные в Московском зоопарке; видеофильм о Сочинском дельфинарии, снятый в дельфинарии г.Сочи; фотографии, сделанные в дельфинарии г.Владивостока) и т.д.
Для более красочного оформления урока, его чёткой организации и продуманности, для повышения интереса учащихся я активно использую на своих уроках медиапрезентацию. Презентация - последовательная проекция слайдов на экран. Порядок слайдов предусмотрен логикой построения урока, необходимостью его иллюстрирования.
Чаще всего я использую презентации, иллюстрирующие рассказ учителя. Они призваны снять магниты и кнопки с доски и заменить их картинками, фотографиями или схемами. Нет такого школьного предмета, где можно было бы обойтись без наглядного материала (особенно в начальных классах), а возможности иллюстрирования с помощью компьютера и медиапроектора весьма высоки. Чтобы повысить результативность иллюстрирующей презентации, я даю предварительную установку на восприятие с организующим деятельность заданием.
К особой группе презентаций, я отношу презентации являющиеся результатом самостоятельной творческой деятельности учащихся. Это мини-проекты учащихся, сопровождающие устный ответ, созданные к конкретному уроку по данной ранее теме. Они могут представлять собой тот же иллюстративный вариант, но инициатива и логика - в руках ученика. Это прекрасное средство, обучающее ребенка планировать выступление, развивающее умение публично говорить. Но, к сожалению, учитывая возраст моих учеников, я использую эту группу презентаций редко. Такого рода презентацию выполнял Никита на уроке «Экологическая облава», когда рассказывал о том, какой светофор он хотел бы поставить в лесу. Подготовить презентацию ему помогала мама.
Без участия родителей невозможно заложить фундамент экологической культуры у младшего школьника. Действенная, настоящая любовь к природе возникает у детей лишь тогда, когда ежедневно перед ними пример положительного отношения к природе взрослого. поэтому я на каждом уроке использовала различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания (делали кормушки для птиц, рисовали экознаки, склеивали детали бумажного компьютера и т. д.), участие в работах на пришкольном участке (собирали семена цветов), в проведении Недели экологии, помощь в оборудовании классной комнаты, участие в организации праздников и в проведении открытых уроков (показывали сценки на уроках, искали информацию по заданной теме, приносили книги, готовили костюмы и т.д.), в выполнении исследовательской работы на тему «Выращивание лука на подоконнике» (родители искали информацию в энциклопедических источниках и интернете, фотографировали, договаривались о встрече с разными специалистами района для получения необходимой для исследования информации и др.)
Результативность. Результативность и целесообразность работы по экологическому воспитанию выявляется с помощью комплекса диагностических методик. В первом классе в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ учащихся.
Формами подведения итогов и результатов выступают так же ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: «Золотая осень», «День птиц», «День Земли», «День здоровья» и др.
В процессе работы по данной теме дети моего класса проявили любознательность и живой интерес к познанию мира природы, их активность в изучении вопросов экологического характера стала значительно выше, большинство из воспитанников проявили желание более глубоко изучать природу родного края и страны, их поведение в окружающей биосреде стало более осознанным и адекватным.
Наблюдая за детьми, я заметила, что только некоторые учащиеся (25%) моего класса не задумываясь, могут сломать ветку дерева, могут пройти мимо лежащего на полу в классе или коридоре школы мусора (это меньше чем в начале учебного года ). Многие ребята стали не только сами экономно расходовать воду, но и делают замечания другим детям и даже дома родителям (это можно наблюдать в столовой, в классе, где дети следят чтобы из крана не капала вода и по рассказам родителей ).Учащиеся моего класса с удовольствием принимают участие в субботниках (убирают территорию школьного двора), в озеленении школьного участка. Полученные знания ребята могут переносить на другие объекты и применить в жизни (об этом свидетельствует выполнение учащимися исследовательской работы).
К концу учебного года у учащихся моего класса углубились теоретические знания в области экологии, сформировался ряд основополагающих экологических понятий, составляющих адекватный возрастным возможностям младших школьников «первичный срез» экологии как науки. Наблюдается рост качества знаний (см. диаграмму)

1-тема «В зоопарке»
2-тема «Мир вокруг нас»
3-тема «Почему нужно есть много овощей и фруктов»
4-тема «Кто такие птицы»
На уроках и внеклассных занятиях дети узнали что такое зоопарк, для чего нужны зоопарки, как животные попадают в зоопарк, «совершили путешествие» по Московскому зоопарку; узнали почему нужно есть много овощей и фруктов, в каких продуктах находятся витамины А, В, С, D и для чего они нужны нашему организму; кто такие птицы, почему одни птицы улетают в тёплые края, а другие нет, как можно помочь птицам пережить лютую зиму; как вести себя в природе чтобы не навредить ей и многое другое.
Опираясь на знания, полученные на уроках, учащиеся моего класса сделали вывод о том, что необходимо беречь и охранять природу своего района, края, страны и мира. Исходя из этого, коллективно была составлена эмблема мастер – класса.

Надеюсь, что полученные на уроках и внеклассных мероприятиях знания, ребята будут использовать в жизни и никогда своими действиями не нанесут вред природе и своему здоровью. Надеюсь, что ещё больше родителей будет привлечено к экологическому воспитанию детей, так как они являются примером подражания для своих детей.
Я открыто и в системе передаю свои знания, умения и опыт, секреты педагогического мастерства коллегам, как в своей школе, так и вне школы. Разработки моих уроков и сценарии внеклассных мероприятий используют учителя школы, в которой я работаю и школы с.Поповка.
Для того чтобы было более удобно пользоваться разработками уроков и сценариями внеклассных мероприятий я печатаю их разными цветами: синий цвет-слова детей, чёрный цвет – слова учителя, зелёный цвет – ремарки.
Считаю, что работу мастер-класса по данной теме необходимо продолжить и в следующем учебном году. Она будет направлена на формирование готовности к правильному взаимодействию с окружающей природой.
Эта готовность включает: эмоциональную готовность - восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально - положительное отношение к её объектам, «знаемые» мотивы поведения; деловую готовность -возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, желание участвовать в альтруистической деятельности, зачатки «внутренних» мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии (чувства сопереживания, сочувствия); интеллектуальную готовность - определённый уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры.
Литература
1. Александрова Ю.Н., Ласкина Л.Д., Николаева Н.В. Юный эколог Волгоград Изд. «Учитель» 2010г.
2.Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно – экологическое воспитание школьников М.2007
3. Михеев А.В., Пашканг К.В., Родзевич Н.Н., Соловьёва М.П. Охрана природы М.1990
4.Начальная школа №13 2006год
5.Педагогическое творчество №3 2007год
6.Педагогическое творчество №3 2004год
7.Педагогическое творчество №3 2006год
8.Педагогическое творчество №3 2001год
9.Педагогическое творчество №3 2002год
10.Сорокоумова Е.А. Уроки экологии в начальной школе М.2007
11.Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников/ И.В.Цветкова. – М.,2000
12.Интернет.
13.Что такое? Кто такой?: Энциклопедия.-М.:Педагогика-Пресс,1994
14.Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.:ООО «Издательство Астрель», 2000
15.Энциклопедия начальной школы.-СПб.: «Издательский Дом «Нева»»,2002