СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья " Формирование ИКТ-компетентности младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Формирование ИКТ-компетентности учащихся реализует системно-деятельностный подход и происходит в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана, а его результат представляет собой интегративный результат обучения младших школьников 

Просмотр содержимого документа
«Статья " Формирование ИКТ-компетентности младших школьников"»

Формирование ИКТ-компетентности младших школьников

Одним из основных положений нового стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейший результат реализации Стандарта. Это положение в свою очередь также обусловлено потребностями современной цивилизации. В то же время, использование ИКТ принципиальным образом увеличивает возможности для такого формирования. Можно сказать, что без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.

Формирование ИКТ-компетентности учащихся реализует системно-деятельностный подход и происходит в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана, а его результат представляет собой интегративный результат обучения младших школьников.

Самый главный вопрос в любом деле – «С чего начать?». Знакомство со многими инструментами ИКТ целесообразно осуществлять на уроках предметных областей «Технология» и «Искусство».

Работа с конкретными ИКТ на уроках искусства и технологии может начаться уже в первой четверти первого класса и предполагает знакомство учащихся с цифровыми технологиями:

  • фиксации (записи) информации;

  • извлечения записанной информации;

  • переноса и прямого ввода информации в компьютер;

  • именования (предалфавитного) объектов; использования имен информационных объектов;

  • фиксации событий и коммуникации;

  • создания не-алфавитных и алфавитных информационных объектов.

Технологии фиксации (записи) информации

Эти технологии позволяют учащимся помимо общего знакомства со средствами ИКТ приобрести базовый опыт использования средств ИКТ для фиксации (записи, сохранения) видимой и слышимой информации об объектах и процессах внешнего мира в цифровой форме, а также восприятия (просмотра, прослушивания) записанного.

Метапредметные результаты включают формирование представлений:

  • о возможности фиксации (записи) слышимых и видимых (реально и потенциально) образов внешнего мира, сохранении их во времени;

  • о возможности их повторного восприятия;

  • о качестве фиксации;

  • об отборе фиксируемого;

  • о цели фиксации.

Приобретение первых технических навыков по фиксации цифровых образов реальности с помощью средств ИКТ.

Предметные результаты: формирование представлений о соотношении формы и содержания, эстетических и прагматических целях, результатах и путях их достижения в искусстве и технологии.

Предметные результаты в области ИКТ: формирование базовых представлений о различных видах информации, о том, как средства ИКТ работают и используются для записи информации, об объемах информации.

Мотивация и ценность для ребенка: ощущение «остановленного прекрасного мгновения», возможность поделиться находкой с друзьями и близкими.

Инструменты: цифровая видеокамера, на класс в 25 учащихся минимальное число камер – 4, оптимальное - 8, мы будем в дальнейшем говорить просто «камера», поскольку сегодня различие между цифровой фотокамерой и видео-камерой стирается, обычный телефон (сотовый) выполняет функции той и другой; веб-камера (обычно встроена в современный компьютер, или подключается к нему внешним образом), диктофон, наушники, микрофон, аудио-плеер, компьютер, мультимедийный проектор.

Основная деятельность: работа с камерой, диктофоном, наушниками, микрофоном, плеером, компьютером, в режиме повторения действий учителя, получение первых результатов – фотографий и видео-фрагментов.

Аттестация: выполнение простых заданий по фиксации (записи) информации в простейших ситуациях. Качество выполнения оценивается по техническому качеству результата (уровень помех, фиксация наблюдаемого объекта целиком, например, лицо говорящего должно войти в кадр полностью и т. д.), прагматическому (содержательному, узко-информационному) и эстетическому эффектам.

Модели деятельности при знакомстве со следующими устройствами, используемыми для фиксации информации.

  • камера (неподвижное изображение):

    • демонстрация учителем цифровых фотографий (специально сделанных или подобранных);

    • демонстрация учителем и освоение учащимися при работе в группах следующих элементов технологии: автоматическое и ручное включение (запуск, приведение в рабочее состояние) и выключение устройства, выбор вида для съемки, использование экрана и видоискателя камеры, съемка (в т.ч. крупного и общего планов), поиск и просмотр снятого (перемещение по кадрам). Возможные варианты объектов съемки: одноклассники (хотя бы по одному портрету каждого ученика класса), учитель, другие объекты окружающего мира (в т. ч. природные), эпизоды (например, экскурсии, игра, ответ у доски, выступление на сцене и др.);

    • демонстрация учителем на большом экране кадров, созданных учащимися (желательно, на том же занятии), распечатка учителем отдельных кадров (можно после занятия, с вывешиванием в классе и размещением на сайте образовательного учреждения или в информационной среде образовательного учреждения;

  • камера (видео):

    • демонстрация учителем видеофрагментов (специально записанных или подобранных, в т. ч. фрагментов телевизионных передач, персональных видеодневников, интернет-архивов и др.);

    • демонстрация учителем и освоение учащимися следующих элементов технологии: автоматическое и ручное включение (запуск, приведение в рабочее состояние) и выключение устройства, зарядка аккумуляторов, выбор вида для съемки, использование экрана и видоискателя камеры, съемка (в т.ч. крупного и общего планов), поиск и просмотр снятого материала и прослушивание записанного звука (перемещение по фрагментам). Возможные варианты объектов съемки: одноклассники (хотя бы по одному видео-портрету каждого ученика класса), учитель, объекты (в т.ч. природные), эпизоды (например, экскурсии);

    • демонстрация учителем на большом экране видеофрагментов, снятых учащимися (желательно, на следующий день после съемки, или даже в тот же день).

  • Микрофон, диктофон, наушники, веб-камера:

    • демонстрация учителем следующих элементов технологии и повторение этих элементов учащимися в режиме индивидуальной работы или работы в паре (для использования оценки успешности деятельности со стороны партнера):

      • усиление звука, расположение микрофона, регулировка громкости речи при использовании изолирующих наушников (детям, да и взрослым трудно привыкнуть не повышать голоса, одев наушники и слыша в них что-то);

      • запись звука, прослушивание записанного; запись микро-рассказа о себе («Меня зовут…»); запись микро-интервью при работе в парах.

Технологии извлечения записанной информации

Метапредметные результаты: формирование базовых представлений о возможности воспроизведения зафиксированной информации, об именах информационных объектов; первых навыков последовательного просмотра (прослушивания) и открывания объекта.

Предметные результаты: формирование представлений о соотношении формы и содержания, эстетических и прагматических целях, результатах и путях их достижения в искусстве и технологии.

Предметные результаты в области ИКТ: знакомство с принципами работы различных средств ИКТ; формирование базовых представлений о том, как средства ИКТ используются для извлечения (воспроизведения) записанной информации; освоение практических навыков работы.

Мотивация и ценность для ребенка: актуализация собственного жизненного опыта, эмоциональных переживаний и воспоминаний, возможность поделиться ими с другими, посмотреть (послушать) на себя со стороны, услышать свой устный рассказ, получить возможность его улучшить, дать послушать другим.

Инструменты: цифровая камера, веб-камера, диктофон, наушники, микрофоне, аудио-плеер, компьютер, проектор, принтер.

Основная деятельность: извлечение хранящейся в устройстве ИКТ видимой и слышимой информации для формирования базовых представлений о деятельности.

Аттестация: выполнение простых заданий по извлечению информации в простейших ситуациях; качество выполнения оценивается по квалификации использования технологии и техническому качеству результата. Конечно, неформальная похвала и поддержка ученика должна включать и выражение интереса к содержанию.

Модели деятельности при знакомстве с различными инструментами, используемыми для извлечения информации: Основной моделью деятельности в данном модуле является индивидуальная деятельность учащегося с компьютером и доступной цифровой техникой, в т. ч.:

  • демонстрация детьми того, как они умеют на плеере, камере и экранном меню (имитирующем кнопки плеера) извлекать информацию, хранящуюся на компакт-диске или ленте (предполагается, что не все дети владеют данными навыками, поэтому потребуются комментарии и объяснения учителя);

  • освоение детьми технических навыков работы с экраном, мышью и курсором:

    • перемещение курсора;

    • выбор объекта; открытие объекта; открытие фотографии, видео-, аудиообъекта; мультимедийного альбома с письменным и озвученным текстом и т. д.;

    • открытие папки, просмотр информации на компакт-диске, флеш-памяти;

    • перемещение объекта, в т. ч. в общее информационное пространство (например, передача информации на каком-либо носителе учителю);

  • выполнение заданий по поиску в последовательно расположенных на экране файлах файла, обладающего определенными свойствами (на котором изображены те или иные объекты, самого красивого и т. д.); демонстрация и обсуждение найденного.

Технологии переноса и прямого ввода информации в компьютер

Метапредметные результаты: формирование базовых представлений об универсальности компьютера как информационного устройства (в частности как устройства, использующегося для хранения информации), об общей природе различных информационных объектов, об общем информационном пространстве и личных пространствах.

Предметные результаты: формирование базовых представлений о вводе информации.

Предметные результаты в области ИКТ: приобретение простейших технических навыков по подключению устройств, и переносу файлов.

Мотивация и ценность для ребенка: формирование собственного информационного поля, включение в него оцифрованных информационных объектов, в том числе, отражающих собственные мысли и воспоминания, оцифрованных графических (семейные фотографии) и телесных объектов.

Инструменты: камера, диктофон, плеер, компьютер, сканер, имиджер.

Основная деятельность: перенос и ввод внешних информационных объектов в информационную среду.

Аттестация: выполнение заданий по созданию разных типов информационных объектов в информационной среде путем прямого ввода и переноса информации на компьютер. Качество оценивается с учетом оперативности и выбора оптимального технологического решения. Подчеркивается важность содержания.

Модели деятельности при знакомстве с различными инструментами, используемыми для переноса и прямого ввода информации в компьютер. Описанная ниже деятельность осваивается учащимися не отвлеченно, а в ходе выполнения творческих заданий и проектной деятельности. От задания к заданию и от проекта к проекту доля самостоятельной работы учащихся увеличивается. Освоение технологий может происходить по следующей схеме:

  • демонстрация учителем и отработка учащимися технологий:

    • подключения устройств (камеры, плеера, диктофона и др.) и переноса информации с них в личное информационное пространство;

    • прямого ввода в личное пространство информации с устройства, подключенного к компьютеру (встроенной камеры и микрофона компьютера, сканера, имиджера и др.);

    • помещения (записи) информации на определенную тему в заранее подготовленную папку;

  • самостоятельная деятельность учащихся по подключению устройств, а также переносу и прямому вводу информации в процессе выполнения творческих заданий.

Предалфавитные технологии именования и использования имен информационных объектов

Имена информационных объектов и в жизни и в школе почти всегда текстовые. Однако полезно начать формировать навыки называния еще до освоения всеми учащимися алфавита. Освоение этих технологий обеспечивает маленькому пользователю возможность организации собственного информационного пространства и управления им. Они особенно актуальны в начале школьного обучения, когда ребенок уже имеет в своем поле достаточное количество неалфавитных объектов – фотографий, аудиозаписей и др.

Метапредметные результаты: формирование представления о соответствии объекта и его имени; формирование навыка выбора имен для информационных объектов, позволяющих впоследствии легко осуществлять поиск и классификацию объектов.

Предметные результаты: формирование умения давать адекватные (в т. ч. эстетически) имена для своих произведений.

Предметные результаты в области ИКТ: использование возможностей системы по присваиванию объектам имен в форме миниизображения (пиктограммы, иконки), а также звуковых имен, произносимых учащимся.

Мотивация и ценность для ребенка: осознание своих возможностей управления информацией, создание собственного поля информации, отвечающего собственным прагматическим и эстетическим представлениям.

Инструменты: компьютер, микрофон, наушники, файловая система.

Основная деятельность: именование объекта в информационном пространстве; выбор и открытие объекта из своего поля; называние и сохранение объекта, открытого на экране.

Аттестация: по итогам просмотра и обсуждения информационного поля учащегося.

Модели деятельности при знакомстве с различными инструментами, используемыми для именования информационных объектов: как и в предыдущем случае, учащиеся сначала получают знания из демонстрации учителя, затем выполняют все необходимые операции самостоятельно, и наконец, переходят к регулярному использованию технологии при решении общеучебных и предметных задач. Таким образом, освоение технологий происходит по следующей схеме:

  • учитель демонстрирует, а учащиеся выполняют операции по именованию объектов с использованием различных способов;

  • учащиеся выполняют задание по поиску объекта среди тех, которые они только что поименовали.

Фиксация событий и коммуникации

Школьная жизнь ребенка насыщена событиями и коммуникациями. Их фиксация важна для рефлексии образовательной деятельности учащегося, анализа образовательной ситуации со стороны родителей и педагогов, а также может служить живым материалом для предметных уроков.

Метапредметные результаты: формирование способности «видеть и слышать» происходящее, перемещать зону своего внимания и соответственно ориентировать и настраивать технологические инструменты.

Предметные результаты: создание коллекции документов, фиксирующих события из школьной жизни детей, с перспективой дальнейшего использования в предметных и творческих интегрированных заданиях, в рефлексии образовательного процесса.

Предметные результаты в области ИКТ: приобретение навыков использования средств цифровой фиксации и работы в компьютерных программах, обеспечиваюхих возможность создания и хранения цифровых коллекций.

Мотивация и ценность для ребенка: возможность хранить и просматривать материалы о событиях, важных и интересных для ребенка, возможность обсуждать эти события с одноклассниками и взрослыми.

Инструменты: видеокамера, микрофон.

Основная деятельность: фиксация происходящего в классе или в школе после уроков (репортаж). Репортажи размещаются в информационной среде школы.

Аттестация: качество выполнение задания по фиксации фрагмента урока.

Модели деятельности при фиксации событий и коммуникации. Учитель проводит краткую демонстрацию работы оборудования. Затем камера может выдаваться одному учащемуся (или несколько камер одновременно нескольким учащимся) на короткий промежуток времени (несколько минут). Непосредственно по завершении съемки или на следующий день каждый учащийся просматривает отснятый материал (важно, чтобы произошедшие события были свежи в памяти ребенка) и выделяет для себя какие-то особо важные и интересные эпизоды (в частности, содержащие информацию, которую «оператор» не заметил), отмечает, чего не удалось сделать наилучшим образом. Целесообразно организовать коллективный просмотр и обсуждение сделанных учащимися видеоматериалов. Учитель может собрать коллекцию видеоматериалов, снятых разными учащимися, сократить и отредактировать ее, показать и обсудить (как правило, не называя имен) достоинства и недостатки отдельных фрагментов. Такие визуальные ряды размещаются в информационной среде школы и могут быть использованы в качестве учебного материала, например, на занятиях по развитию речи учащихся.

Фиксация событий и коммуникации

Школьная жизнь ребенка насыщена событиями и коммуникациями. Их фиксация важна для рефлексии образовательной деятельности учащегося, анализа образовательной ситуации со стороны родителей и педагогов, а также может служить живым материалом для предметных уроков.

Метапредметные результаты: формирование способности «видеть и слышать» происходящее, перемещать зону своего внимания и соответственно ориентировать и настраивать технологические инструменты.

Предметные результаты: создание коллекции документов, фиксирующих события из школьной жизни детей, с перспективой дальнейшего использования в предметных и творческих интегрированных заданиях, в рефлексии образовательного процесса.

Предметные результаты в области ИКТ: приобретение навыков использования средств цифровой фиксации и работы в компьютерных программах, обеспечиваюхих возможность создания и хранения цифровых коллекций.

Мотивация и ценность для ребенка: возможность хранить и просматривать материалы о событиях, важных и интересных для ребенка, возможность обсуждать эти события с одноклассниками и взрослыми.

Инструменты: видеокамера, микрофон.

Основная деятельность: фиксация происходящего в классе или в школе после уроков (репортаж). Репортажи размещаются в информационной среде школы.

Аттестация: качество выполнение задания по фиксации фрагмента урока.

Модели деятельности при фиксации событий и коммуникации. Учитель проводит краткую демонстрацию работы оборудования. Затем камера может выдаваться одному учащемуся (или несколько камер одновременно нескольким учащимся) на короткий промежуток времени (несколько минут). Непосредственно по завершении съемки или на следующий день каждый учащийся просматривает отснятый материал (важно, чтобы произошедшие события были свежи в памяти ребенка) и выделяет для себя какие-то особо важные и интересные эпизоды (в частности, содержащие информацию, которую «оператор» не заметил), отмечает, чего не удалось сделать наилучшим образом. Целесообразно организовать коллективный просмотр и обсуждение сделанных учащимися видеоматериалов. Учитель может собрать коллекцию видеоматериалов, снятых разными учащимися, сократить и отредактировать ее, показать и обсудить (как правило, не называя имен) достоинства и недостатки отдельных фрагментов. Такие визуальные ряды размещаются в информационной среде школы и могут быть использованы в качестве учебного материала, например, на занятиях по развитию речи учащихся.

Технологии создания информационных объектов

Эти цифровые технологии образуют значительный блок, по своему первоначальному освоению больший, чем уже рассмотренные. Они сродни технологиям письма, рисунка, скульптуры, чертежа, жеста, выступления, театральной игры и танца, игры на музыкальных инструментах и включают (интегрируют) элементы этих доцифровых технологий. Инструменты создания соответствующих объектов во многих случаях называются редакторами, что подчеркивает неразрывность в цифровых технологиях создания нового и изменения уже существующего, созданного тобой или другими. Обсуждение результата (устное и письменное), принятие и реализация предложений по улучшению становятся важнейшей частью работы. К другим достоинствам цифровых редакторов и создаваемых с их помощью произведений относятся:

  • возможность без труда создавать большое число копий произведения;

  • возможность без труда сочетать различные информационные объекты, вводить в цифровой мир объекты оцифрованной реальности;

  • возможность анализировать и преобразовывать оцифрованные реальные объекты, делая необходимое число попыток и сохраняя подходящий результат;

  • простота достижения точных графических и геометрических результатов (например одинаковых букв, минимального сдвига иллюстрации и др.);

  • удобство использования технологии в школьных условиях (в частности, отсутствие отходов, «грязи»).

Все эти особенности существенно расширяют спектр применения осваиваемых технологий на уроке, вне урока и даже вне школы. Результаты использования почти каждой технологии интересны ребенку, его друзьям и близким, не только как демонстрация лишь его учебных достижений, но и как самостоятельный мультимедийный продукт, имеющий содержательную и эстетическую ценность, требующий оценки и стимулирующий общение. Тем самым учебные достижения получают мощное подкрепление, а все сопричастные процессу и результатам творчества обогащаются новыми элементами общения. В силу глобальности и важности только что упомянутых результатов, мы прямо не включаем их в локальные цели отдельных модулей, но подразумеваем, что их достижение является приоритетным в каждом из них.

Если уже на этом этапе учитель начнет формировать портфолио работ учащихся, то через некоторое время он сможет демонстрировать отдельные работы портфолио классу. Тогда учащиеся получат дополнительную мотивацию, например: «уже тогда у меня были такие замечательные работы», «смотри, как многому мы научились с тех пор».

Технологии создания не-алфавитных информационных объектов

В современном мире письменный текст является хотя и важным, но лишь одним из видов коммуникации. Например, чтобы написать письмо, необязательно пользоваться «пером и бумагой» или текстовым редактором, Можно записать его в виде видеосообщения и передать адресату, используя соответствующие сервисы Интернета. Устное общение всегда было важным, но до появления телефона оно сопровождалось жестами, визуальным общением и т. д. Более того, в современно мире растет и роль невербального, нетекстового общения. В начальной школе нетекстовые способы общения и самовыражения помогают развитию речи и словесной грамотности, все вместе эти способы синтезируются в Новой грамотности, характеризующей грамотность в мире современных информационно-коммуникационных технологий. Далее мы рассмотрим по отдельности ряд технологий и применяемых в них инструментов, хотя в действительности их использование в школе часто совмещается, поскольку возникающие учебные ситуации нередко требуют применения различных средств.

В не-алфавитной области выделяются три направления – создание и изменение 1) неподвижных изображений; 2) звуков; 3) движущихся изображений (и их комбинаций со звуками).

В каждом из этих направлений, в свою очередь, информационные объекты и связанные с ними технологии могут быть классифицированы по источнику и способу возникновения:

  • естественные (фотография, видеозапись, природные звуки и др.);

  • произвольно создаваемые человеком (рисунок, рисованная и объемная мультипликация, пение и игра на музыкальных инструментах и др.);

  • «программируемые», проектируемые в технологической среде с заданными форматами (чертеж, компьютерная анимация, компьютерный музыкальный синтез и др.).

Все эти направления и классы могут и должны осваиваться учащимися параллельно (а также параллельно с алфавитной грамотностью), поддерживая развитие друг друга. Следует отметить, что технологии, самые сложные с точки зрения «железных» ресурсов, с точки зрения ребенка могут оказаться самыми интуитивными и мотивирующими. (А «железные» трудности современная электронная промышленность преодолевает очень быстро!)

Вначале мы рассмотрим видеотехнологии, потом графику (которая в реальном учебном процессе опережает некоторые из видеотехнологий), а затем звук.

К этой группе можно отнести также технологии планов, карт, схем, диаграмм, которые также важны и интересны для школьника, примыкают к третьему разделу в классификации выше, пересекаются с ним, но мы их относим к другим областям формирования ИКТ-компетентности и будут рассмотрены в соответствующих разделах.

Пред-алфавитная технология создания видеоцепочек

Метапредметные результаты: освоение навыков неписьменного повествования, подготовка к выступлению перед аудиторией и аргументированной дискуссии.

Предметные результаты: формирование умения создавать видеоцепочки как сообщения в сочетании с собственной речью, возможность развития устной речи на актуальном материале.

Предметные результаты в области ИКТ: приобретение навыка работы с инструментами, позволяющих создавать и редактировать визуальный ряд.

Мотивация и ценность для ребенка: удовлетворение собственных эстетических предпочтений в ходе подбора изображений и музыкального сопровождения, возможность проще, интересней, убедительней, увлекательней сообщить (показать и рассказать) что-то другому.

Инструменты: компьютер, редактор презентаций, микрофон.

Основная деятельность: создание сочинения (презентации, цепочки видеоотрывков).

Аттестация: презентация одной из работ по выбору учащегося.

Модели деятельности при создании видеоцепочек. Сначала учитель является не только основным носителем знаний, но и исполнителем полной технологической цепочки. Постепенно учащиеся осваивают основные операции и алгоритмы деятельности и уже самостоятельно:

  • просматривают, отбирают из числа имеющихся изображений материал, подходящий для иллюстрирования собственного сочинения или компьютерной презентации по выбранной теме.

  • последовательно располагают изображения в соответствии с логикой изложения содержания;

  • демонстрируют всем участникам образовательного процесса визуальный ряд сочинения (презентации), сопровождая демонстрацию устным рассказом;

  • подбирают и добавляют музыкальное сопровождение;

  • записывают устные пояснения («дикторский текст»), дополняющий и поясняющий визуальный ряд.

Простейшим видом задания является упорядочение нескольких расположенных на экране изображений в соответствии с последовательностью изображенных на них событий. Такое задание встречается во многих современных учебниках для начальной школы. Преимущество применения ИКТ состоит в том, что картинки можно на самом деле выстроить в цепочку на экране (в редакторе презентаций), а потом последовательно показать на экране в полном размере. Существуют простые и доступные в образовательном процессе инструменты, которые позволяют добавить к визуальному ряду свой устный рассказ. Задания такого типа могут усложняться, например, увеличивается количество эпизодов или эпизоды представляются не статичными картинками, а видеофрагментами (именованными на экране своими первыми кадрами). Продолжением освоения этого жанра в курсе русского языка может быть озвучивание эпизодов разными учащимися и т. д. Эти задания станут для учащихся еще интереснее, если цепочка изображений собрана из фрагментов, отснятых самими детьми (причем составлять историю надо из кусочков, снятых разными операторами).

Технология видеоредактирования

Метапредметные результаты: расширение возможностей использования навыков неписьменного повествования за счет расширения возможностей их подготовки и редактирования.

Предметные результаты: освоение полной технологической цепочки подготовки видеосообщения.

Предметные результаты в области ИКТ: освоение операций редактирования видеоряда – разделение видеофрагмента, удаление видеофрагмента, наложение титров, спецэффектов, голосового и музыкального сопровождения.

Мотивация и ценность для ребенка: возможность свободно оперировать своей коллекцией видеоизображений в соответствии с образовательной задачей, участвовать в увлекательной работе по созданию коротких видеосюжетов.

Инструменты: компьютер, микрофон, видеоредактор, видеокамера.

Основная деятельность: создание видеосочинения (с учетом возможности работы в различных жанрах – репортажа, зарисовки, экранизации и т. п.) с аудио- и текстовым сопровождением в соответствии с поставленной учебной задачей поставленной учебной задаче (т. е. не содержащее лишнего, располагающее материал в нужной последовательности, с необходимыми речевыми пояснениями).

Аттестация: подготовка и презентация видеосочинения на заданную тему.

Модели деятельности при изучении технологии видеоредактирования. Приобретение знаний и первоначальных навыков редактирования видеоизображений происходит на уроках технологии, а их закрепление и автоматизация уже в других учебных предметах.

Видеоредактор используется в учебном процессе на различных учебных предметах с различными функциями, в т. ч. для создания художественных произведений, прежде всего для самовыражения автора, достижения эстетического результата (искусство – технология); для развития речи, способности к коммуникации (русский язык), для фиксации происходящего (окружающий мир). Указанные цели использования видеоредактора не являются взаимоисключающими. Более того, желательно, чтобы они координировались в разных предметах, и учитель русского языка давал бы советы учащемуся по более ясному построению речи в искусстве и окружающем мире, а учитель искусства – рекомендации по оптимальной съемке природы или эксперимента и т. д.

Технологии рисованной и объемной мультипликации

Метапредметные результаты: освоение возможности неписьменного повествования языком мультипликации.

Предметные результаты: освоение технологии проектирования и моделирования процессов в физической реальности путем дискретизации времени и движения.

Предметные результаты в области ИКТ: приобретение навыков покадровой съемки и монтажа кадров с заданной длительностью.

Мотивация и ценность для ребенка: освоение любимого детского жанра видеопродукции, возможность попробовать себя в разных ролях – кукольника, декоратора, режиссера, оператора, актера, озвучивающего персонажи и т. д.

Инструменты: компьютер, видеокамера, микрофон, видеоредактор, нецифровые инструменты и объекты для двумерного и трехмерного моделирования (бумага, краски и кисти, пластилин, различные мелкие объекты – шишки, катушки, пуговицы, кубики ЛЕГО и др.).

Основная деятельность: создание мультфильмов путем формирования последовательностей отдельных кадров – снимков физической реальности.

Аттестация: в форме презентации одной из работ по выбору учащегося.

Модели деятельности при обучении рисованной или объемной мультипликации. Как и в предыдущем случае, освоение данной технологии начинается с демонстрации учителем основных технических приемов и технологической цепочки изготовления мультфильма. Первоначально учащиеся выступают в качестве ассистентов учителя. В следующем проекте они могут повторить эти приемы при работе в группах. Мультипликация – это групповой творческий процесс. Как и во взрослой команде мультипликаторов дети могут брать на себя разные функции – режиссера, оператора, сценариста, художника-мультипликатора и т. д. В ходе работы должно происходить распределение функций и ролей между участниками в соответствии с теми работами, которые необходимо выполнить, а именно: написание текста сценария, выбор музыки, озвучивание (текст, предусмотренный сценарием, музыкальное сопровождение). Качественная подготовка литературно-художественной части является залогом успешности будущей работы, поэтому при планировании данной деятельности надо выделить достаточно времени на разработку предварительного сценария и подготовку художественного оформления. Завершается работа просмотром и дружественным обсуждением готовых результатов, что является необходимым шагом к созданию новых, лучших работ.

Технологии компьютерной графики и анимации

Метапредметные результаты: освоение и развитие навыков неписьменного повествования языком компьютерной анимации.

Предметные результаты: освоение технологии проектирования и моделирования процессов в физической реальности путем их описания в виртуальном мире.

Предметные результаты в области ИКТ: приобретение навыков создания анимационных объектов в подходящей для младшего школьного возраста компьютерной программе.

Мотивация и ценность для ребенка: освоение привлекательной технологии компьютерной анимации и возможность ее самостоятельного использования для решения творческих задач, как предметных, так и личных.

Инструменты: компьютер, микрофон, графический редактор, редактор анимации, видеоредактор.

Основная деятельность: создание мультфильмов путем непосредственного пространственно-временного редактирования.

Аттестация: презентация одной из готовых работ по выбору учащегося.

Модели деятельности при обучении и использовании компьютерной анимации. Включение этой технологии в образовательный процесс практически полностью повторяет освоение технологии натурной мультипликации, отличаясь лишь инструментами и технологией реализации творческих задач.

Технологии обработки фотографий

Метапредметные результаты: освоение навыков редактирования фотоизображения.

Предметные результаты: освоение технологий и системы представлений о цвете, форме и фактуре, умение выделять формальные свойства объекта, его эмоциональные и содержательные характеристики, использовать их для создания новых цифровых информационных объектов.

Предметные результаты в области ИКТ: приобретение навыков работы в редакторе изображений, позволяющем изменять размер изображения, кадрировать изображение, улучшать качество изображения.

Мотивация и ценность для ребенка: освоение технологий, позволяющих оптимально использовать фотоизображения в личном информационном пространстве и в Интернете.

Инструменты: графический редактор, графический планшет, сканер.

Основная деятельность: создание коллекций фотоизображений, тематических альбомов, иллюстрированных публикаций в печатном виде или размещенных в Интернете.

Аттестация: выполнение задания по обработке трех–пяти фотографий, подготовка их к дальнейшему использованию в соответствии с поставленной учебной задачей.

Модели деятельности при обучении обработке фотографий. Учащиеся могут знакомиться с технологиями редактирования двух видов фотоизображений – полученных в результате сканирования фотопленки или неоцифрованной фотографии и цифровой фотографии. В повседневной практике уже господствует цифровая фотография, поэтому с первым видом фотоизображений ребятам вряд ли придется работать в реальной жизни. Важным исключением является оцифровка семейных архивных фотографий, которой мы придаем очень большое значение в школе.

Но навык оцифровки всевозможных изображений из книг и собственных рисунков с помощью сканера будет востребован как метапредметный, а простейшие операции в графическом редакторе, составляющие технологию их обработки, практически одинаковы и для цифровой фотографии, и для оцифрованного рисунка. Поэтому для освоения содержания данного модуля необходима следующая деятельность:

  • демонстрация учителем приемов элементарной обработки изображений: изменение размера, выделение, обрезание по выделению, поворот, изменение яркости и контрастности изображения;

  • обработка учащимися собственной коллекции изображений;

  • демонстрация учителем различий в подготовке фотоизображений для различных целей использования;

  • обработка учащимися собственной коллекции изображений для записи на диск, публикации в Интернете, формирование DVD-диска.

Технология создания алфавитных информационных объектов

Под технологией создания алфавитных информационных объектов понимается технология работы с текстами, которые будут рассмотрены в разделе, посвященном формированию ИКТ-компетентности в образовательной области «Филология». Интегрирующим звеном между алфавитными и не-алфавитными информационными объектами является технология гипермедиа, которая требует определенного сформированности определенного уровня мышления, поэтому может являться предметом изучения не раньше второго класса, хотя с примерами ссылок и с организацией файлов дети встречаются уже в первом классе.

По материалам пособия для учителей общеобразовательных учреждений «Формирование ИКТ-компетентности младших школьников» под ред. Е. И. Булин-Соколова, Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов, Е.Н. Хохлова