Статья. «Формирование текстовой деятельности учащихся на уроках русского языка в школе VIII вида»
Основная задача коррекционной школы VIII вида – научить ребёнка адаптироваться в современных условиях жизни. Важно, чтобы выпускник не растерялся и мог самостоятельно реализовать себя.
Развитие устной и письменной речи, формирование речевых и коммуникативных умений являются необходимым условием для успешной социальной адаптации учащихся. Поэтому первостепенной задачей уроков русского языка в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида является развитие устной и письменной речи учащихся как средства общения.
Большое внимание на уроках русского языка должно уделяться работе с текстом, который является результатом речевой монологической деятельности.
При работе над текстом на уроках русского языка использую современные направления работы по речевому развитию школьников, методические рекомендации А.К. Аксёновой, Н.К. Галунчиковой, С.Ю. Ильиной, Э.В. Якубовской. В своей работе опираюсь на серию учебных пособий этих авторов. Данный в них практический материал, методические рекомендации, примерные конспекты уроков помогают мне при подготовке уроков русского языка строить их разнообразно, увлекательно и эффективно.
Предлагаемые в сборниках упражнения носят системный характер, ведут ребёнка от простого к сложному, предполагают индивидуальный подход к учащимся. К большинству упражнений предлагаются два варианта заданий: под буквой «а» - задания, предназначенные для учеников с более высоким уровнем речевого и интеллектуального развития, под буквой «б» - задания для учеников, которым требуется дополнительная помощь в виде вопросов, плана, опорных слов и т.д. Упражнения могут выполняться коллективно с помощью учителя или самостоятельно после предварительного разбора.
Формирование текстовой деятельности учащихся предполагает ознакомление с некоторыми знаниями о тексте и формирование на этой основе комплекса коммуникативно-речевых умений. Усвоение учащимися знаний, обеспечивающих реализацию целостности текста, предусматривает введение понятия «текст», изучение его существенных признаков: тема и основная мысль, знакомство с типами текстов (описание, повествование и рассуждение) и их структурой. На основе этой группы знаний у учеников формируются умения, необходимые для реализации целостности текста.
С помощью осваиваемых языковых средств (части речи, словосочетание, предложение) старшеклассники обучаются конструировать разнообразные тексты.
Из приведённой ниже таблицы видно, как происходит усложнение тем и увеличение объёма материала от класса к классу.
Таблица 1
Класс | Знания о тексте |
5 класс | Различение текста и не текста Тема и основная мысль (заголовок) Части текста, красная строка |
6 класс | Части текста (вступление, главная часть, заключение) Текст - описание |
7 класс | Текст - повествование |
8 класс | Текст - рассуждение |
9 класс | Типы текстов, их структура (повествование, описание, рассуждение) |
При формировании навыков связной речи учащихся идёт работа над основными стилями речи: разговорным, деловым, художественным, научным. Каждый стиль речи отрабатывается на конкретных типах текстов, в зависимости от целевой установки говорящего и пишущего.
Упражнения по формированию текстовой деятельности учащихся.
1. Прочитайте текст.
В 20 веке человек впервые побывал в космосе. Юрий Гагарин стал первымкосмонавтом. Он летал в космос на космическом корабле. Этот космонавт – настоящий герой!
1. а) Назовите тему текста.
б) О чём этот текст?
2. а) Сформулируйте основную мысль.
б) Что главное хотел сказать автор?
3. Озаглавьте текст.
2. Выберите слова по теме «Осенний дождь».
Осенью, солнышко, льёт, зеленеет, расцветает, стучит по листьям, мутные ручьи, покрыты грязью.
а) Составьте текст на тему «Осенний дождь», используя слова в рамке.
Становится холоднее, не греет землю, часто идёт, стучит по листьям, бегут ручьи, покрыты грязью |
б) Спишите текст, вставляя пропущенные слова.
Осенний дождь.
… становится холоднее. … уже не греет землю. Часто … холодный дождь. Он … поопавшим …. По дорогам бегут … ручьи. Улицы … грязью.
3. Составьте текст-рассуждение.
Мой любимый день недели.
Основная мысль | | почему? | | поэтому |
Я люблю … езжу в гости к бабушке каждое воскресенье жду
занимаюсь любимым делом с большим нетерпением
хожу с другом в кино.
Проводимая таким образом целенаправленная, планомерная и систематическая работа по речевому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья даёт положительные результаты. В процессе работы учащиеся оказываются в состоянии на практическом уровне освоить некоторые законы построения связной речи и приобретают следующие умения:
определяют тему высказывания, выделяют основную мысль;
выбирают среди данных заголовков наиболее соответствующий теме или идее, самостоятельно озаглавливают текст;
определяют части текста, на их основе составляют высказывание, используя закреплённую структуру текста: вступление, главная часть, заключение;
отличают повествовательные и описательные тексты, тексты с элементами рассуждения; составляют высказывания разных типов, используя закреплённую структуру текста.
Список литературы:
1. Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
2. Ильина С.Ю. Формирование текстовой деятельности учащихся 5-9 классов с интеллектуальным недоразвитием: Методическое пособие для педагогов-дефектологов и студентов педагогических вузов. – СПб.: КАРО, 2006