Школьное методическое объединение учителей начальных классов МБОУ ООШ № 34
Дата: ____________
Тема сообщения: «Методы формирования ответственности и обязательности у младших школьников»
Подготовила: учитель нач. классов С.А. Кочетова
Ответственность - необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них. Каждый человек за что-то отвечает: семья, работа, общественная деятельность и т.д. Взять на себя ответственность означает отвечать за свои действия перед другими. По сути, имеется два вида ответственности: это вынужденная ответственность, навязанная человеку установленными в обществе нормами морали или законом, и добровольная ответственность, принятая на себя человеком добровольно.
Наиболее актуальным формирование ответственности становится с момента поступления ребенка в школу. Переход к школьному обучению означает коренную перестройку всего образа жизни ребенка. Перед первоклассником выдвигается целый ряд требований: он должен ходить в школу, заниматься тем, что предусмотрено школьной программой, выполнять требование учителя, неукоснительно следовать школьному режиму, подчиняться правилам поведения, добиваться результатов в учебе. Однако из-за недостаточной произвольности и несформированности волевых качеств многие первоклассники не могут подчинить свое поведение установленным правилам. Задача обучения и воспитания заключается в том, чтобы на протяжении первых лет обучения ребенка в школе научить его сознательно управлять своим поведением и сформировать у него требуемые для этого качества личности, в том числе ответственность.
Среди показателей ответственности можно выделить:
- осознание необходимости и важности выполнения поручений, имеющих значение для других;
- направленность действий на успешное выполнение порученных заданий;
- эмоциональное переживание задания, его характера, результата;
- осознание необходимости держать ответ за выполнение порученного дела.
Ответственность как черта личности формируется в ходе совместной деятельности как результат осознания социальных ценностей, норм и правил.
Среди показателей ответственности в младшем школьном возрасте выделяется:
- осознание ребенком необходимости и важности выполнения поручений, имеющих значение для других;
- направленность действий на успешное выполнение порученных заданий (ребенок вовремя приступает к выполнению заданий, старается преодолеть трудности, доводит начатое дело до конца и др.);
- эмоциональное переживание задания, его характера, результата (доволен, что дали серьезное поручение, беспокоится за успех, испытывает удовлетворение от сознания успешного выполнения, переживает оценку других и т.п.);
- осознание необходимости держать ответ за выполнение порученного дела.
У младших школьников ответственность находится в процессе формирования. Этот процесс зависит от того, как развивается и усложняется деятельность ребенка (игра – учеба – труд), какая деятельность в настоящий момент является ведущей, как изменяется место, занимаемое им в системе общественных отношений. Поэтому об ответственности младшего школьника можно говорить как об относительно устойчивом качестве, проявляющемся на уровне привычки, эмоционального порыва или на уровне сознательно-волевой напряженности.
Условия воспитания ответственности младшего школьника:
самоуважение
разумные ограничения
продолжительность и постепенность
учёт возрастных и индивидуальных особенностей
учёт особенностей характера
учёт личного опыта
Целесообразно рассматривать проявление ответственности у младших школьников отдельно в разных видах деятельности.
Формированию ответственности представляет собой комплекс специальных мер и воздействий и предполагает усвоение ребенком определенных теоретических представлений о нормах и образцах ответственного поведения с дальнейшим отображением их в реальном поведении.
1этап: формирование представлений учащихся об ответственности;
2 этап: упражнение, тренировка в проявлении ответственности в игровой деятельности с дальнейшим переносом приобретенных навыков в учебную деятельность.
Основные задачи первого этапа:
1) развитие интереса учащихся к содержанию занятий;
2) усвоение учащимися отдельных терминов, определяющих поведение человека с точки зрения ответственности;
3) осознание учащимися социальной значимости существующих норм ответственного поведения;
4) развитие умений анализировать поведение других людей и свое с точки зрения проявления ответственности, создание эталонов поведения;
5) формирование самооценки ответственности.
На втором этапе осуществляется тренировка в проявления ответственности в учебной и вне учебной деятельности.
Основные задачи второго этапа:
1) развитие умений учащихся планировать и организовывать свою деятельность;
2) тренировка учащихся в проявлении волевых качеств;
3) развитие умений брать ответственность за результат своего решения на себя;
4) развитие самооценки и самоконтроля.
Ответственность – волевое качество, связанное с морально-ценностной ориентацией личности. Существенными признаками этого качества являются точность, пунктуальность, верность личности в исполнении обязанностей и ее готовность отвечать за последствия своих действий. Ответственность находится в тесной взаимосвязи с эмоциональной, нравственной и мировоззренческой сторонами личности. Поэтому для формирования ответственности необходимо, чтобы ребенок эмоционально переживал порученное ему задание, осознавал важность, необходимость своей деятельности не только для него самого, но и для других людей; формировать ответственность можно только в том случае, если удастся наполнить методы формирования общественным смыслом.
Волевые качества, в том числе ответственность, проявляются в младшем школьном возрасте преимущественно в игровой деятельности, затем – в трудовых действиях, и только на третьем месте, по мере формирования позиции школьника, – в учебной деятельности.
Игровые ситуации могут содержать в своей основе нравственный выбор, самостоятельную постановку цели и ее достижение под контролем собственного сознания и воли, реализацию роли соавтора учебного процесса, препятствие, требующее проявления воли и переживания радости собственного открытия, ощущение собственной значимости для других людей, самоанализ и самооценку своих достижений, отказ от прежних воззрений и принятие новых ценностей, осознание своей собственной ответственности за явления природной и социальной действительности и др. Подлинная ответственность проявляется только в том случае, когда ребенок может выйти за рамки игры и посмотреть на нее со стороны.
Одним из способов стимулирования ответственности является способ предоставления ребёнку возможности проявить себя в деятельности (трудовые акции, викторины, праздники, конкурсы, проекты). Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут.
Приобрести опыт ответственного поведения можно путем так называемого делегирования полномочий – этого можно достичь, предоставляя ученику, например, возможность проявить себя в организаторской деятельности. Отвечая за определенный участок, раздел работы в группе, школьник несет ответственность не только за себя, свою деятельность, но и за результаты работы других членов коллектива. Ученическое самоуправление позволяет развивать и углублять такие нравственные и волевые качества, непосредственно связанные с ответственностью, как общественная активность, самостоятельность, инициативность, дисциплинированность, принципиальность, настойчивость, организованность, самообладание.
Опыт ответственного поведения обогащается за счет приобретения новых умений, навыков: умения дать оценку поступкам и действиям товарищей, занять принципиальную позицию в конфликтной ситуации, проявить непримиримое отношение к безответственности отдельных членов коллектива (классные часы «Что такое дружба?», «Какой Я?», диспуты).
В условиях командной игры учащиеся постоянно должны ощущать воздействие системы взаимной ответственности: успех команды зависит как от твоих личных действий, так и от действий других членов команды, от слаженности действий всех игроков. Осознание важности установившихся отношений побуждало членов команды активно содействовать их укреплению, бороться с тем, что мешает общему успеху. Факты недобросовестности, безответственности (не пришел один игрок – страдает вся команды) встречали резкое осуждение в коллективе.
Важно, чтобы учащиеся четко знали свои непосредственные обязанности, их содержание.
Формирование ответственности – процесс, направленный на развитие у личности установки на ответственность, знаний и осознания сущности ответственности, ответственного отношения к действительности и опыта ответственного поведения. Эти задачи, вытекая одна из другой, обеспечивают успешную её реализацию: формирование мотивации ответственности; организация усвоения нравственного образца; обучение действиям самоконтроля; стимулирование ответственной активности на основе развития ответственных умений и ответственных отношений; организация субъективного подхода к личности ребёнка.
Памятка для учителей и родителей
«Как сформировать у ребёнка чувство ответственности»
Ребёнок должен ощущать себя равноправным членом семьи, класса, должен знать, что окружающие нуждаются в нём.
Не надо торопить, позвольте выполнить ответственное задание в удобном для ребёнка темпе.
Не делайте замечание за плохо выполненную работу, а сделайте так, чтобы ребёнок на собственном опыте узнал, к каким результатам ведёт безответственность.
Поручайте посильное дело.
Придумайте сигналы- «напоминалки»
Ответственное дело должно быть связано с положительными эмоциями.
Памятка для родителей
«Как сформировать у ребёнка чувство ответственности»
1. Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, не скрывайте этого.
2. Как можно больше времени проводите вместе со всей семьёй, обсуждая прожитый день, делясь проблемами, советуйтесь друг с другом.
3. Не бойтесь попросить совета у вашего ребёнка – это только сблизит вас.
4. Старайтесь, чтобы друзья вашего ребёнка обязательно бывали в вашем доме, - вы должны их хорошо знать.
5. Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения, тогда ваш ребёнок ничего не будет от вас скрывать.
6. Не заставляйте ребёнка доверять свои тайны: «Мы всё должны знать о тебе» - этим вы ничего не добьётесь.
7. Доверять вам будут, если вы будете не просто родителями, а друзьями, способными понять и сопереживать.
8. Будьте примером для ребёнка: ведь как вы сейчас относитесь к своим родителям, так и к вам будут относиться в старости.
Занятие
Задачи:
выявить отношение к нравственным нормам, определяющим сущность волевого качества "ответственность";
способствовать формированию представлений об ответственности через понятия "долг", "обязанность" по отношению к членам своей семьи.
Наибольший опыт взаимодействия с людьми ребёнок приобретает в семье. Поэтому целесообразно провести знакомство с понятием "ответственность" через систему обязанностей между членами его семьи. Для занятия потребуется книжка-раскраска "Моя семья" и набор цветных карандашей. Книжка-раскраска представляет собой чистые листы с надписями: "Кто ходит в магазин? Кто помогает нести покупки?", "Кто кладет игрушки на место?", "Кто выносит мусор?", "Кто готовит обед?", "Кто убирает комнату?", "Кто провожает вас в школу?" К книжке могут прилагаться готовые портреты всех членов семьи, которые необходимо раскрасить и приклеить на нужную страницу. В конце книжки имеется таблица с колонками: "Члены моей семьи", "Профессия", "Обязанности".
Занятие начинается с работы над книжкой-раскраской. Готовая книжка помогает ребёнку представить всех членов своей семьи, перечислить их обязанности. Экспериментатор задаёт вопросы: "Что делает папа, чем занята мама? Чем обычно занят ты?" и др. Дети перечисляют домашние обязанности всех членов семьи, отмечают свои обязанности. Делают вывод, что:
обязанности возлагаются на человека либо по его инициативе, либо по договоренности с другими членами семьи;
обязанности позволяют распределить работу, сэкономить время каждого члена семьи;
обязанности выполнять не всегда легко, но необходимо, так как от одного члена семьи зависит благополучие других;
все члены семьи ответственны друг перед другом за выполнение своих обязанностей
Проводится беседа, всегда ли дети выполняют свои обязанности, или им приходится постоянно о них напоминать? Рассуждают о том, что произойдёт, если один из членов семьи забудет выполнить свои обязанности (пример безответственного поведения). Занятие завершается тем, что дети ещё раз отмечают, что во многих случаях существует разница между их желаниями и тем, что необходимо делать, между "хочу" и "должен". Человек выбирает сам, как ему поступить. Но он должен думать не только о себе, но и о тех, кто находится рядом.
Занятие 2-3.
Задачи:
выделение структурных компонентов ответственности;
формирование самооценки ответственности.
На предыдущих занятиях учащиеся узнали, что человек должен выполнять требования, предъявляемые ему обществом. Ему хочется посмотреть телевизор, но надо проявить ответственность, идти на работу. Школьники также являются членами общества и имеют много обязанностей: нужно посещать школу, делать уроки, много заниматься. При этом им приходится отказываться от более приятных занятий. Убедиться в этом можно, заполнив таблицу "Я должен, я могу, я хочу":
Я должен хорошо учиться, выполнять домашние задания, отвечать у доски, учить английский, посещать кружок по математике и др.
Я могу для этого сделать:
- готовить уроки вовремя;
- заниматься по 20 минут в день английским языком;
- быть активным на уроке, настойчивым;
- относиться к учебе ответственно и др.
Я хочу ...
Обращается внимание на те случаи, когда "я должен" и "я хочу" не совпадают. Экспериментатор говорит о том, что у человека всегда есть выбор в принятии решения. Можно сделать работу как хочется, как легче, в ущерб качеству. Можно вообще отказаться от выполнения этой работы и заняться тем, что хочется. Можно заставить себя выполнить работу так, как нужно. Во многих ситуациях мы должны отказаться от того, чего хотим, ради того, что должны. Иначе нас ждёт осуждение окружающих (вводится понятие "система санкций": осуждение, выговор, плохая отметка, замечание) и собственный стыд. Каждый из нас - контролёр своих дел и поступков. Мы несём ответственность за наш выбор, за результаты своей работы. Если занятие проводится после практического занятия "Строительство дома" (? 4.2), то важно вспомнить, как строился дом: дети приняли решение много работать, чтобы построить для кукол хорошее жильё ("должен", "надо"), но не все из них были готовы к преодолению трудностей, к выполнению сложной, однообразной работы. Некоторые ученики хотели отказаться от выполнения возложенных на них обязанностей, или завершить свою работу быстрее за счёт снижения качества ("хочу"). Потребовалось волевое усилие, чтобы завершить строительство качественно и в срок.
Записи в колонке "я должен" в нашем исследовании практически совпали с записями "я могу". Внимание детей следует акцентировать на том, что все требования, предъявляемые им со стороны школы, посильны для них. Требуется только проявление их волевых усилий и ответственное отношение к учению.
Итогом работы является составление модели ответственного ученика, позволяющей ребёнку сравнить, насколько его собственное поведение соответствует данному образцу, и наметить пути самосовершенствования. На доске и в тетради каждого ребёнка подготовлена таблица: Показатели ответственности, Примеры, Оценка проявления ответственности у себя.
В первой колонке под диктовку учащихся учитель записывает, в чем может выражаться ответственное поведение ученика: выполняет требования учителя; серьёзно относится к порученным обязанностям; умеет преодолевать трудности; если начинает дело, то доводит его до конца; работает самостоятельно на уроке; самостоятельно выполняет домашнее задание; если допускает ошибки, то стремится их исправить и др. Ученики приводят примеры, в каких ситуациях им удавалось проявить ответственность, и оценивают у себя степень проявления перечисленных показателей этого качества. В каждом пункте они ставят значки: "плюс", если они считают, что качество сформировано; "знак вопроса", если качество проявляется в некоторых ситуациях, а в некоторых нет; "минус", если качество не проявляется.
Каникулы с пользой. 1-4 классы
Электронная тетрадь по математике 3...
Экологическое воспитание 1-4 классы
Решение текстовых задач по математике...
Окружающий мир 2 класс ФГОС
Электронная тетрадь окружающий мир 2...
Русский язык 1 класс ФГОС
Электронная тетрадь по литературному...
© 2017, Кочетова Светлана Андреевна 5609 21
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы