Я – Спиридонова Наталья Алексеевна. Работаю учителем музыки в основной общеобразовательной школе №103 и по совместительству в средней общеобразовательной школе №156. Психолого-педагогические исследования показывают, что чаще всего музыка для школьников 12-14 лет связана только с развлечениями. В сентябре 2012 года я попросила детей назвать свое любимое музыкальное произведение. Из 127 опрошенных учащихся 6 – 7 классов 92 человека назвали песни современной отечественной и зарубежной эстрады. Следовательно, область музыкальных приоритетов подростков очевидна. Отечественная музыкальная индустрия предоставляет огромный выбор современной музыкальной продукции, где наряду с хорошей профессиональной музыкой звучат образцы, имеющие сомнительное качество. Подростку трудно ориентироваться в столь широком музыкальном пространстве, поэтому зачастую он выбирает то, что доступно его пониманию. И поэтому, мы, учителя музыки, берем на себя обязанности создания на занятиях некоего реабилитационного центра для детей. Другими словами, пытаемся спасти ребенка от влияния «реально-безобразного» и приобщить к «идеально-прекрасному». . Деятельность учителя музыки и детей во внеурочное время осуществляется на единых принципах и ведёт к главной цели музыкального образования - воспитанию музыкальной культуры детей как части всей духовной культуры. Все требования, предъявляемые к уроку музыки как уроку искусства, относятся и к неурочным формам: дух живого образного искусства, атмосфера сотрудничества, содружества, сопричастности, сотворчества - вот характерные черты занятий искусством. Организация внеурочной музыкальной деятельности позволяет решить следующие задачи музыкального воспитания школьников: 1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, театрами, библиотеками, семьями учащихся. 2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность. 3.Формирование навыков позитивного коммуникативного общения. 4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем. 5. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата. 6. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) - для формирования здорового образа жизни. 7. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время. 9. Организация информационной поддержки учащихся. 10. Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся. Моменты, когда учитель сумел вызвать окрылённость и неподдельный интерес учащихся к предмету, являются для него поистине самыми счастливыми. Из них и складывается радость педагогического труда. Благодаря такому общему подъему дети начинают смотреть на учителя открыто и влюблённо, ожидая, не подарит ли он им еще мгновения занимательности и увлеченности. Широкие возможности создания атмосферы творческого вдохновения, самостоятельной индивидуальной и коллективной практической деятельности учащихся открываются во внеурочной музыкальной работе.
Выдающихся музыкантов единицы, а к музыке я пытаюсь приобщить всех, хотя бы только потому, что музыка – это в первую очередь удовольствие, наслаждение. Девиз моего вокально-хорового кружка школы: «Петь - потому что хочется петь, потому что пение доставляет нам удовольствие!» На внеурочные занятия по музыке ко мне приходят разные дети: одарённые, и не очень. И чаще всего, это не всегда «блестящие» ребята. Они могут быть невнимательными, халатными, озорными, своенравными на уроках. В своей практике я часто сталкиваюсь с такими детьми, но если найти к ним правильный подход, то можно достичь в развитии их способностей больших успехов. Часто у таких детей возникают конфликтные ситуации с учителями, однако вскоре, они успокаивaются и доказывают своими поступками, что они намного лучше, чем о них думают. Они всегда готовы помочь оргaнизовать любое мероприятие и принять в нём активное участие, предложить свою помощь, ту или иную идею, в подготовке концертных номеров. Выходя на сцену выступать, такие дети раскрывают все свои таланты, и видим мы их с другой стороны. Формы занятий внеурочной деятельностью значительно отличаются от форм классно-урочных и требуют от нас владения современными технологиями и методами воспитания: технологией диалога, сотрудничества, проблемных ситуаций, педагогических ситуаций, игровыми технологиями, проблемно-ценностной дискуссией, сюжетно-ролевой продуктивной игрой, социально-образовательным проектом и другими. Формы внеурочной деятельности различаются целями, охватом учащихся, методикой подготовки и проведения внеклассных занятий. Формы развиваются и совершенствуются параллельно уроку. Среди внеурочных форм особое значение в процессе обучения музыки приобретают недели музыки , Неделя музыки "Неделя музыки" - форма внеклассной работы, предусматривающая проведение после уроков в течении пяти-шести дней недели внеклассные мероприятия . Проектная деятельность, проведение различных фестивалей, концертов, фольклорных праздников, хоровых кружков, и различных мероприятий. Школьники при этом обогащают свой жизненный опыт; у них формируются конкретно - образное, а затем и абстрактное мышление как основа для усвоения теоретических знаний (понятий, связей, закономерностей). Фестиваль «Венок дружбы» проект «Дружбой народов Самара сильна». Подготовили три педагога завуч начальных классов Копылова Светлана Алексеевна,по национльности русская – представляла с ребятами русский народ. Рязяпова Альфия Шявкатовна - завуч по внеклассной работе представляла с ребятами татарский народ.И я вместе с ребятами представляли украинский народ. Разнообразные формы внеурочных занятий предусматривают большие возможности в этом направлении: музыкальные гостиные, игры - путешествия, викторины, конкурсы, выпуск газеты «В мире прекрасного», фестивали, музыкально-литературные композиции, турниры, концерты, праздники. Участие школьников в различных внеклассных мероприятиях по музыке развивает не только их познавательные интересы, но и способствует расширению музыкального кругозора.
К формам, широкое использование которых является целесообразным во внеклассной работе по музыке, относятся игровые формы занятий - соревнования, конкурсы. Большой интерес вызывает у ребят «Музыкальный турнир». Участие в этой игре принимают команды от классов одной параллели - это знатоки музыки. Конкурсанты этого музыкального состязания проявляют музыкальные способности, творчество, инициативу. А для учителя такой конкурс - отличная возможность проверить знания учащихся по предмету. Вопросы повышенной сложности выявляют самых эрудированных в мире музыки (конкурс «Гонка за лидером»). Эмоциональная атмосфера таких мероприятий приносит ученику те переживания, о которых Д.И. Писарев говорил, что каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучше и догадливей.
Как и в любой другой школе, в нашей школе есть замечательные традиции. Мне кажется, что приверженность к школьным традициям помогает ребятам почувствовать дух учебного заведения, ощутить себя командой, одним целым, семьёй. Школьные праздники являются одной из массовых форм работы. Их тематика самая разнообразная: «Посвящение в первоклассники», «День Учителя», «Капустник», «День Матери», «День Победы» и т.д. Праздники доставляют учащимся радость, объединяют, вызывают общие чувства, переживания. А какой же праздник без песен? Выступление вокального ансамбля, а также сольное пение делают праздники эмоционально окрашенными, приобщают ребят к вокальному искусству. Пение - один из самых активных видов музыкально-практической деятельности учащихся, в котором успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, чувство ритма.
Одно из традиционных школьных мероприятий - фестиваль военной песни, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне. Это мероприятие отличается большой инициативностью учащихся. Ребятам нужно выбрать песню, продумать инсценировку. Фестиваль даёт возможность реализовать себя в качестве певца и художника, сценариста и ведущего. А ведь всему этому не учат на уроках. Время подготовки становится временем сотворчества, единения душ, узнаванием себя и своих возможностей. Песенные фестивали воспитывают не только исполнительскую, но и слушательскую культуру школьников. Из многолетнего опыта проведения фестиваля виден результат - дети знают и любят песни военных лет. На уроках музыки они с желанием исполняют песни, прозвучавшие на фестивале. Подобные фестивали и конкурсы помогают преодолеть себя, раскрыться в новом качестве, повысить собственную самооценку и уважение со стороны одноклассников.
Особое место в подготовке и проведении Дня Победы занимают литературно-музыкальные композиции - «Жестокая правда войны», «На войне детей не бывает», «Тропой войны». В таких постановках главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое, переживание. Главное здесь - вызвать сильные, глубокие и коллективные эмоции. Взаимосвязь разных видов искусства создает благоприятные условия для большего проявления познавательного интереса учащихся, способствует формированию нравственных ценностей подрастающего поколения. Организация музыкально-театральной деятельности открывает перед школьниками возможность для творческого самовыражения. В театрализованных постановках с помощью таких выразительных средств, как интонация, пение, мимика, жест, разыгрываются музыкальные сказки. Дети не только знакомятся с содержанием произведения, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями спектакля. Театрализованные представления способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).
Театр может перенести зрителей в далёкое прошлое ,или в будущее. Занятия в театре имеют большое воспитательное значение: дисциплинируют, вырабатывают чувство ответственности перед партнерами и зрителем, прививают чувство коллективизма, любовь к труду, смелость, стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.
Например, в мюзикле «Ромео и Джульетта» «Вхождение» в мир музыки происходит в интересной, увлекательной форме.
Учебный процесс и внеурочная работа, построенные на принципах непрерывности и интеграции, в конечном итоге, должны решить одну из смежных задач современной педагогики - воспитание духовно богатой личности.
|