СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Формы организации внеурочной деятельности на занятиях вокально-хорового кружка «До-ми-соль-ка».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формы занятий внеурочной деятельностью значительно отличаются от форм классно-урочных и требуют от нас владения современными технологиями и методами воспитания: технологией диалога, сотрудничества, проблемных ситуаций, педагогических ситуаций, игровыми технологиями, проблемно-ценностной дискуссией, сюжетно-ролевой продуктивной игрой, социально-образовательным проектом и другими.В этой статье я рассказываю о формах работы моего кружка.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формы организации внеурочной деятельности на занятиях вокально-хорового кружка «До-ми-соль-ка».»

Формы организации внеурочной деятельности на занятиях

вокально-хорового кружка «До-ми-соль-ка».

Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации. Именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой деятельности, поскольку предоставляет возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах. Также она обладает значительными возможностями и для развития индивидуальных способностей, даёт простор детской изобретательности и фантазии.


Я – Спиридонова Наталья Алексеевна. Работаю учителем музыки в основной общеобразовательной школе №103 и по совместительству в средней общеобразовательной школе №156.


Психолого-педагогические исследования показывают, что чаще всего музыка для школьников 12-14 лет связана только с развлечениями. В сентябре 2012 года я попросила детей назвать свое любимое музыкальное произведение. Из 127 опрошенных учащихся 6 – 7 классов 92 человека назвали песни современной отечественной и зарубежной эстрады. Следовательно, область музыкальных приоритетов подростков очевидна.

Отечественная музыкальная индустрия предоставляет огромный выбор современной музыкальной продукции, где наряду с хорошей профессиональной музыкой звучат образцы, имеющие сомнительное качество. Подростку трудно ориентироваться в столь широком музыкальном пространстве, поэтому зачастую он выбирает то, что доступно его пониманию. И поэтому, мы, учителя музыки, берем на себя обязанности создания на занятиях некоего реабилитационного центра для детей. Другими словами, пытаемся спасти ребенка от влияния «реально-безобразного» и приобщить к «идеально-прекрасному». .

Деятельность учителя музыки и детей во внеурочное время осуществляется на единых принципах и ведёт к главной цели музыкального образования - воспитанию музыкальной культуры детей как части всей духовной культуры. Все требования, предъявляемые к уроку музыки как уроку искусства, относятся и к неурочным формам: дух живого образного искусства, атмосфера сотрудничества, содружества, сопричастности, сотворчества - вот характерные черты занятий искусством.

Организация внеурочной музыкальной деятельности позволяет решить следующие задачи музыкального воспитания школьников:

1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, театрами, библиотеками, семьями учащихся.

2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность.

3.Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

5. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности  и настойчивости в достижении результата.

6. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям  (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) -  для формирования здорового образа жизни.

7. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных  программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.

9. Организация информационной поддержки учащихся.

10. Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.


Моменты, когда учитель сумел вызвать окрылённость и неподдельный интерес учащихся к предмету, являются для него поис­тине самыми счастливыми. Из них и складывается радость педагогического труда. Благодаря такому общему подъему дети начинают смотреть на учителя открыто и влюблённо, ожидая, не подарит ли он им еще мгновения занимательности и увлечен­ности. Широ­кие возможности создания атмосферы творческого вдохновения, самостоятельной индивидуальной и коллективной практической деятельности учащихся открываются во внеурочной музыкальной работе.

Выдающихся музыкантов единицы, а к музыке я пытаюсь приобщить всех, хотя бы только потому, что музыка – это в первую очередь удовольствие, наслаждение.

Девиз моего вокально-хорового кружка школы:

«Петь - потому что хочется петь, потому что пение доставляет нам удовольствие!»

На внеурочные занятия по музыке ко мне приходят разные дети: одарённые, и не очень. И чаще всего, это не всегда «блестящие» ребята. Они могут быть невнимательными, халатными, озорными, своенравными на уроках. В своей практике я часто сталкиваюсь с такими детьми, но если найти к ним правильный подход, то можно достичь в развитии их способностей больших успехов. Часто у таких детей возникают конфликтные ситуации с учителями, однако вскоре, они успокаивaются и доказывают своими поступками, что они намного лучше, чем о них думают. Они всегда готовы помочь оргaнизовать любое мероприятие и принять в нём активное участие, предложить свою помощь, ту или иную идею, в подготовке концертных номеров. Выходя на сцену выступать, такие дети раскрывают все свои таланты, и видим мы их с другой стороны.

Формы занятий внеурочной деятельностью значительно отличаются от форм классно-урочных и требуют от нас владения современными технологиями и методами воспитания: технологией диалога, сотрудничества, проблемных ситуаций, педагогических ситуаций, игровыми технологиями, проблемно-ценностной дискуссией, сюжетно-ролевой продуктивной игрой, социально-образовательным проектом и другими.

Формы внеурочной деятельности различаются целями, охватом учащихся, методикой подготовки и проведения внеклассных занятий. Формы развиваются и совершенствуются параллельно уроку. Среди внеурочных форм особое значение в процессе обучения музыки приобретают недели музыки ,

Неделя музыки

"Неделя музыки" - форма внеклассной работы, предусматривающая проведение после уроков в течении пяти-шести дней недели внеклассные мероприятия .

Проектная деятельность, проведение различных фестивалей, концертов, фольклорных праздников, хоровых кружков, и различных мероприятий. Школьники при этом обогащают свой жизненный опыт; у них формируются конкретно - образное, а затем и абстрактное мышление как основа для усвоения теоретических знаний (понятий, связей, закономерностей).

Фестиваль «Венок дружбы» проект «Дружбой народов Самара сильна».

Подготовили три педагога завуч начальных классов Копылова Светлана Алексеевна,по национльности русская – представляла с ребятами русский народ. Рязяпова Альфия Шявкатовна - завуч по внеклассной работе представляла с ребятами татарский народ.И я вместе с ребятами представляли украинский народ.


Разнообразные формы внеурочных занятий предусматривают большие возможности в этом направлении: музыкальные гостиные, игры - путешествия, викторины, конкурсы, выпуск газеты «В мире прекрасного», фестивали, музыкально-литературные композиции, турниры, концерты, праздники. Участие школьников в различных внеклассных мероприятиях по музыке развивает не только их познавательные интересы, но и способствует расширению музыкального кругозора.

К формам, широкое использование которых является целесообразным во внеклассной работе по музыке, относятся игровые формы занятий - соревнования, конкурсы. Большой интерес вызывает у ребят «Музыкальный турнир». Участие в этой игре принимают команды от классов одной параллели - это знатоки музыки. Конкурсанты этого музыкального состязания проявляют музыкальные способности, творчество, инициативу. А для учителя такой конкурс - отличная возможность проверить знания учащихся по предмету. Вопросы повышенной сложности выявляют самых эрудированных в мире музыки (конкурс «Гонка за лидером»). Эмоциональная атмосфера таких мероприятий приносит ученику те переживания, о которых Д.И. Писарев говорил, что каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучше и догадливей.

Как и в любой другой школе, в нашей школе есть замечательные традиции. Мне кажется, что приверженность к школьным традициям помогает ребятам почувствовать дух учебного заведения, ощутить себя командой, одним целым, семьёй. Школьные праздники являются одной из массовых форм работы. Их тематика самая разнообразная: «Посвящение в первоклассники», «День Учителя», «Капустник», «День Матери», «День Победы» и т.д. Праздники доставляют учащимся радость, объединяют, вызывают общие чувства, переживания. А какой же праздник без песен? Выступление вокального ансамбля, а также сольное пение делают праздники эмоционально окрашенными, приобщают ребят к вокальному искусству. Пение - один из самых активных видов музыкально-практической деятельности учащихся, в котором успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, чувство ритма.

Одно из традиционных школьных мероприятий - фестиваль военной песни, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне. Это мероприятие отличается большой инициативностью учащихся. Ребятам нужно выбрать песню, продумать инсценировку. Фестиваль даёт возможность реализовать себя в качестве певца и художника, сценариста и ведущего. А ведь всему этому не учат на уроках. Время подготовки становится временем сотворчества, единения душ, узнаванием себя и своих возможностей. Песенные фестивали воспитывают не только исполнительскую, но и слушательскую культуру школьников. Из многолетнего опыта проведения фестиваля виден результат - дети знают и любят песни военных лет. На уроках музыки они с желанием исполняют песни, прозвучавшие на фестивале. Подобные фестивали и конкурсы помогают преодолеть себя, раскрыться в новом качестве, повысить собственную самооценку и уважение со стороны одноклассников.

Особое место в подготовке и проведении Дня Победы занимают литературно-музыкальные композиции - «Жестокая правда войны», «На войне детей не бывает», «Тропой войны». В таких постановках главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое, переживание. Главное здесь - вызвать сильные, глубокие и коллективные эмоции. Взаимосвязь разных видов искусства создает благоприятные условия для большего проявления познавательного интереса учащихся, способствует формированию нравственных ценностей подрастающего поколения.




Организация музыкально-театральной деятельности открывает перед школьниками возможность для творческого самовыражения. В театрализованных постановках с помощью таких выразительных средств, как интонация, пение, мимика, жест, разыгрываются музыкальные сказки. Дети не только знакомятся с содержанием произведения, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями спектакля. Театрализованные представления способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).

Театр может перенести зрителей в далёкое прошлое ,или в будущее.

Занятия в театре имеют большое воспитательное значение: дисциплинируют, вырабатывают чувство ответственности перед партнерами и зрителем, прививают чувство коллективизма, любовь к труду, смелость, стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.

Например, в мюзикле «Ромео и Джульетта»



«Вхождение» в мир музыки происходит в интересной, увлекательной форме.



Учебный процесс и внеурочная работа, построенные на принципах непрерывности и интеграции, в конечном итоге, должны решить одну из смежных задач современной педагогики - воспитание духовно богатой личности.


Взаимосвязь разных видов искусства создает благоприятные условия для большего проявления познавательного интереса учащихся, способствует формированию нравственных ценностей подрастающего поколения.



3. Формы проведения внеурочной деятельности школьников по музыке

3. 1. Музыкальные вечера

Музыкальные вечера - мероприятия внеклассной работы. для них характерно сочетание многих форм внеклассной работы: концерты, презентации, викторины, КВН, показ кинофильмов музыкального содержания, встреча с интересными людьми, художественная самодеятельность и т.д. Такое разнообразие форм внеклассной работы позволяет использовать в процессе подготовки географического вечера индивидуальную и коллективную деятельность учащихся, учитывая интересы каждого школьника, и сделать это мероприятие массовым.

Тематика вечеров чрезвычайно разнообразна. В ней можно выделить вечера, посвященные идейно - политическом, патриотическом и интернациональном воспитании школьников. Особо нужно отметить роль вечеров в эстетическом воспитании учащихся, так как в их программу входят обычно и художественные композиции, и музыкальные произведения, и выставки творческой деятельности школьников. Успешнее проходят вечера, если в их подготовку включаются учителя других предметов: рисование, литературы, истории и д. р.


3.2. Неделя музыки

"Неделя музыки" - форма внеклассной работы, предусматривающая проведение после уроков в течении пяти-шести дней недели внеклассные мероприятия .

Главное достоинство этой формы внеклассной работы в привлечении большого числа учащихся к разным видам деятельности: музыкальных гостинных, школьной олимпиаде, в экскурсиях, в конкурсах на лучшую фотографию, рисунок, сочинение, наглядное пособие, в вечерах и т.д. Такое разнообразие форм работы позволяет привлечь все классы, где изучается музыка, способствует развитию познавательного интереса к музыке у школьников разного возраста.

3.6.

К формам, широкое использование которых является целесообразным во внеклассной работе по музыке, относятся игровые формы занятий - соревнования, конкурсы. За последние 7 лет самым живым интересом пользовались следующие музыкальные фестивали: «Наши мамы», в котором принимали участие мамы и их дети; «Мы не народные артисты, а артисты из народа», в котором участвовали дети всей школы, что способствовало повышению музыкальной культуры детей. Одно из традиционных школьных мероприятий - фестиваль военной песни, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне « И помнит мир спасенный». Это мероприятие отличается большой инициативностью учащихся. Ребятам нужно выбрать песню, продумать инсценировку. В конкурсе участвовали 12 вокальных групп, два солиста и один дуэт. На суд жюри было предоставлено 15 песен. На протяжении вечера показывали кадры из кинофильма « В бой идут одни старики» , презентации о годах Великой Отечественной войны , о воинах –интернационалистах, о сельчанах, которые в данный момент проходят службу в армии. Фестиваль даёт возможность реализовать себя в качестве певца и художника, сценариста и ведущего. А ведь всему этому не учат на уроках. Время подготовки становится временем сотворчества, единения душ, узнаванием себя и своих возможностей. Песенные фестивали воспитывают не только исполнительскую, но и слушательскую культуру школьников. Из многолетнего опыта проведения фестиваля виден результат - дети знают и любят песни военных лет. На уроках музыки они с желанием исполняют песни, прозвучавшие на фестивале. Подобные фестивали и конкурсы помогают преодолеть себя, раскрыться в новом качестве, повысить собственную самооценку и уважение со стороны одноклассников