СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья и презентация "Метод проектов и его использование на уроках географии"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале представлены теоретические основы метода проектов и примеры его использования на уроках географии.

Просмотр содержимого документа
«Использование метода проектов на уроках географии (статья)»

Использование метода проектов на уроках географии


Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Специфика предмета географии требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, материалами СМИ, поток которых непрерывно растёт. В этих условиях необходимо самим понимать смысл работы, определять её цели и задачи, искать способы решения.

Успешное решение этих задач невозможно без поиска методов развития познавательного интереса обучающихся. Большие возможности в этом направлении предоставляет использование в современной школе метода проектов.

Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в самостоятельном освоении учащимися учебного и дополнительного географического материала с целью создания конкретного продукта. Внедрение учебных проектов в образовательный процесс способствует решению проблем развития у детей самостоятельности, творческого отношения к делу, привычки к обучению на протяжении всей жизни. Кроме того, метод проектов может быть ориентирован как на индивидуальную, так и парную или групповую деятельность учащихся.

В последнее время стала замечать, что подростков не устраивает роль пассивных слушателей на уроке, им не интересно записывать под диктовку учителя, списывать готовые решения с доски или сведения из учебника. Они ищут другие формы знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности.

Потребность в самостоятельности и взрослости растет с возрастом. Но не так быстро складываются нужные для этого способы самостоятельной учебной работы. Очевидно, что подростки хотя и тяготеют к самостоятельности, но пока не умеют сами организовать свою умственную деятельность, не владеют в достаточной мере приемами осмысления материала, его запоминания, концентрацией внимания.

Вот уже много лет я вовлекаю учащихся разных классов в учебный процесс через создание ими собственных презентаций, макетов, брошюр, творческих работ по многим темам курса географии, которые они демонстрируют на уроке. Эти продукты деятельности являются примером реализации проектной деятельности на уроках или во внеурочное время. Эта форма работы не только развивает творческий потенциал учащихся, но и вовлекает их в учебный процесс, делает их его активными участниками.

Главной задачей в организации работы с учениками является правильность выделения этапов проектной деятельности:

  • погружение в проект;

  • организация деятельности;

  • осуществление деятельности;

  • презентация проектов.

Учащиеся могут сами выбрать тему и форму проекта. Эта работа предполагает создание максимально благоприятных условий для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников: развивает их воображение, фантазию, мышление.

Проектная методика с трудом вмещается в рамки урока. Поэтому, основная часть исследовательской работы осуществляется учащимися во внеурочное время (поиск информации, ее обработка и анализ, подготовка материала презентации). Найдя нужную информацию, учащиеся ее обрабатывают, анализируют, используют в подготовке какого-либо проекта. В любом случае, при организации подобной деятельности учащихся, на передний план выходят задачи формирования общей информационной грамотности, навыков самостоятельного отбора источников учебной информации, анализа полученной информации, и ее представление.

Повысить интерес к географии можно через создание мультимедийных презентаций. Создание презентаций — это творческий процесс с элементами проектной деятельности. Учащиеся с удовольствием создают такие проекты и с ещё большим удовольствием и вниманием смотрят работы своих одноклассников, анализируют их и оценивают. В этом случае у учащихся возникает интерес к поиску необходимой информации в различных источниках, формируются познавательно-информационная и коммуникативная компетенции. Презентация позволяет учащемуся реализовать свое “я”, создает для него ситуацию успеха. Презентации создают мои ученики уже с 5 класса, т.к. на уроках информатики освоили правила работы с Рower Point. Темы презентаций различны – «Лекарственные растения», «История географических открытий», «Планеты и звезды» и др.

В 10 – 11 классах в учебнике по курсу «Экономическая и социальная география мира» крайне мало материала по странам. Учащиеся выполняют проекты по изучению стран и современным проблемам международной политики.

Более широкое изучение материала представляет интерес по ряду причин:

- знакомство с различными странами интересно и увлекательно для учащихся, они получают возможность познакомиться с особенностями каждой страны;

- созданные презентации становятся визуальным демонстрационным материалом для уроков географии;

- ученики овладевают навыками самостоятельной работы, методикой, которую смогут применить в своей будущей деятельности.

Особенно интересным является для старшеклассников и учеников среднего звена создание проектов, направленных на образное представление объектов исследования. Примером таких работ является создание образа материка Антарктиды (7 класс), гербов Западной, Восточной Сибири и Дальнего Востока (8 класс), образов стран Европы (11 класс).

Проведение нестандартных уроков значительно расширяет кругозор учащихся, развивает навыки исследовательской работы, способствует развитию критического мышления. В ходе такой работы формируются также навыки мыслительной деятельности, совершенствуется память, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний.

Осуществление проектной деятельности возможно лишь в том случае, если ученики имеют знания и навыки, предусмотренные образовательными стандартами. В этой связи особое значение приобретает дифференцированный подход к учащимся, умение учителя соотнести познавательные возможности ученика с уровнем сложности проектной работы.

Проектная деятельность требует от учителя, не только быть учителем – предметником, но и стать специалистом широкого профиля. Ученики должны доверять своему учителю, видеть его большую заинтересованность в их совместной работе, иными словами, учитель и ученики должны стать единомышленниками.

Используя метод проектов на уроках географии, я пришла к выводу:

1.Использование метода на уроках географии очень приемлем, эффективен и результативен.

2.Проектная технология всегда должна работать на результат.

3.Проектный метод умело сочетается и с другими технологиями, не исключает их использование на уроках.

Школьники воспринимают уроки географии с удивлением, восторгом, ожиданием нового. Внедряя в педагогическую практику технологию проектной деятельности, я преследую такие цели:

• выявление талантливых детей;

• активизация учебного процесса;

• формирование у учащихся интереса к научной работе;

• формирование навыков публичного выступления;

• профессиональной ориентации учащихся старших классов;

• повышение уровня научной и методической работы.

На заключительном этапе проектной деятельности ученики учатся вести дискуссию, защищать работу, представлять ее сильные стороны, отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению окружающих людей. Необходимо признать, что большинство современных школьников не владеют этими навыками и поэтому заключительный этап становится довольно проблематичным. Процесс защиты проекта - очень хороший способ развития коммуникативных умений школьников.

География – наука многогранная, в которой тесно переплелись многие науки: этнография, биология, экология, история, медицина, экономика, политика, астрономия. Поэтому диапазон выбора проблем для научной работы огромен. Работа с проектами облегчает получение географических знаний, развивает навыки работы с компьютерными технологиями. Используя их, учащиеся не только увлекаются темой предмета, но и совершенствуют свои знания и умения, прививается интерес и любовь к предмету география, к науке в целом.





3


Просмотр содержимого презентации
«Презентация к семинару Проектная деятельность 3»

Организация проектной деятельности обучающихся в условиях реализации  ФГОС ООО    Учитель географии Найданова В.П.

Организация проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО

Учитель географии

Найданова В.П.

Проект (от латинского projectus – «выдвинутый вперед») – это разработка замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта. При этом происходит разработка не только идеи, но и условий ее реализации. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Проект (от латинского projectus – «выдвинутый вперед») – это разработка замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта. При этом происходит разработка не только идеи, но и условий ее реализации. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Создать условия, при которых учащиеся : - самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; - учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; - приобретают коммуникативные умения, работая в  различных группах;  - развивают у себя исследовательские  умения(выявление проблемы, сбор  информации, наблюдения, проведение  эксперимента, анализ, построение гипотез,  обобщение);  - развивают системное мышление.

Создать условия, при которых учащиеся :

- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

- учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;

- приобретают коммуникативные умения, работая в

различных группах;

- развивают у себя исследовательские

умения(выявление проблемы, сбор

информации, наблюдения, проведение

эксперимента, анализ, построение гипотез,

обобщение);

- развивают системное мышление.

Цель деятельности – создание модели или объекта? Учителю нужно знать:  ДА НЕТ проект исследование

Цель деятельности – создание модели или объекта?

Учителю нужно знать:

ДА

НЕТ

проект

исследование

По виду деятельности По содержанию Монопредметный. Метапредметный. Надпредметный Практико-ориентированный Информационный Исследовательский Ролевой Творческий По длительности Минипроекты Краткосрочные Среднесрочные Долгосрочные По количеству участников Индивидуальный. Парный. Малогрупповой (до 5 человек). Групповой (до 15 человек). Коллективный (класс и более в рамках школы). Муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете

По виду деятельности

По содержанию

Монопредметный.

Метапредметный.

Надпредметный

Практико-ориентированный

Информационный

Исследовательский

Ролевой

Творческий

По длительности

Минипроекты

Краткосрочные

Среднесрочные

Долгосрочные

По количеству участников

Индивидуальный.

Парный.

Малогрупповой (до 5 человек).

Групповой (до 15 человек).

Коллективный (класс и более в рамках школы).

Муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете

моделирование ситуаций тренинг анкетирование, опрос интервьюирование рефлексия сравнение сбор и изучение информации Формы и методы экспери- мент экскурсия анализ имитационно-деятельност- ная игра проблем- ная беседа дизайн-анализ ролевая игра «мозговой штурм

моделирование ситуаций

тренинг

анкетирование,

опрос

интервьюирование

рефлексия

сравнение

сбор и изучение информации

Формы

и

методы

экспери-

мент

экскурсия

анализ

имитационно-деятельност-

ная игра

проблем-

ная беседа

дизайн-анализ

ролевая игра

«мозговой штурм

материальный   – модели, макеты, поделки, иллюстрированные альбомы, плакаты, картины, скульптуры, другие творческие произведения, в том числе видеофильмы, компьютерные презентации и т.п.; действенный   – мероприятия (спектакли, игры, экскурсии, викторины, соревнования, тематические вечера, литературные гостиные, концерты и т.п.); письменный   – статьи, брошюры, литературные произведения. К ним также можно отнести созданные в ходе проекта и размещенные в Интернете сайты и т.п.
  • материальный   – модели, макеты, поделки, иллюстрированные альбомы, плакаты, картины, скульптуры, другие творческие произведения, в том числе видеофильмы, компьютерные презентации и т.п.;
  • действенный   – мероприятия (спектакли, игры, экскурсии, викторины, соревнования, тематические вечера, литературные гостиные, концерты и т.п.);
  • письменный   – статьи, брошюры, литературные произведения. К ним также можно отнести созданные в ходе проекта и размещенные в Интернете сайты и т.п.
I – погружение в проект; II – организация деятельности; III - осуществление деятельности; IV – презентация проектов.
  • I – погружение в проект;
  • II – организация деятельности;
  • III - осуществление деятельности;
  • IV – презентация проектов.
Демонстрация видео фильмов Деловая игра Диалог историч. и литературных героев Игра с залом Инсценировка события Научная конференция Иллюстрация фактов, событий Виды презентаций проектов Научный доклад Экскурсия Телепередача Пресс- конференция Спектакль Путешествие Реклама Ролевая игра

Демонстрация видео фильмов

Деловая игра

Диалог историч. и литературных героев

Игра

с залом

Инсценировка события

Научная конференция

Иллюстрация фактов, событий

Виды презентаций проектов

Научный доклад

Экскурсия

Телепередача

Пресс- конференция

Спектакль

Путешествие

Реклама

Ролевая игра

Кратко, полно и лаконично (3-10 мин.) рассказать о проекте Проводить анализ успешности и результативности решения проблемы Демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта Презентативные умения и навыки учащихся Анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения Анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом Демонстрировать найденное решение

Кратко, полно и лаконично

(3-10 мин.) рассказать о проекте

Проводить анализ успешности и результативности решения проблемы

Демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта

Презентативные умения и навыки учащихся

Анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения

Анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом

Демонстрировать найденное решение

Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация Шестое «П» проекта – его Портфолио , т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта.

Проблема

Проектирование (планирование)

Поиск информации

Продукт

Презентация

Шестое «П» проекта – его Портфолио , т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта.

Проекты по географии

Проекты по географии

Формула равенства рас  5 класс

Формула равенства рас 5 класс

Сэлфи с облаками  6 класс

Сэлфи с облаками 6 класс

Образ материка  7 класс

Образ материка 7 класс

Герб Сибири  8 класс

Герб Сибири 8 класс

Образ страны  11 класс

Образ страны 11 класс

Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму. Конфуций Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму. Конфуций

Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.

Конфуций

Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.

Конфуций