Т.В.Нешко.
«Игра – дитя труда».
В статье рассматриваются вопросы динамики отношений общества к феномену игры в истории развития человечества. Особая роль при формировании универсальных учебных действий на уроках истории отводится игре как способу стимулирования познавательной и творческой активности учащихся, как возможности получения опыта деятельности, подобного тому, который бы они приобретали в реальной жизни.
Ключевые слова: потенциал игры, учебно-воспитательный процесс, мотивация, принцип развития, роль игры.
Игра сопровождает человека на протяжении всей жизни, на протяжении существования человечества. В какой-то мере, вся наша жизнь – это игра. Взрослея, оказываясь в определённых жизненных ситуациях, человек примеряет на себя ту или иную роль. Психологи утверждают, что любовь, лицемерие, обман, мимика, творчество, спорт – это игра. Для школьника игра – это основной вид деятельности, это способ взаимодействия с окружающим миром, способ познания. Недаром игру называют королевой детства. Поэтому потенциал игры должен быть использован в учебно-воспитательном процессе. А при умелом использовании игра может стать незаменимым помощником педагога.
Корень игры как метода обучения описывается ещё в античной технологии.
В древнегреческой мифологии отмечалось, что боги – обладатели мудрости, а человек является их игрушкой, а для человека периода античности такой игрушкой была мудрость. Игра в мудрость – теория, игра с мудростью – практика, и обе они неразделимы в античном мышлении. И теория, и практика так же важны, как жизнь человека, его дело и действия. Вопрос о сущности игры впервые был поставлен в античной философии Аристотелем. Он воспринимает игру как ключевое понятие наряду с такими понятиями как развлечения, добродетельные поступки, созерцание ( наблюдение), т.е. связывал игру с целесообразностью. [Репринцева, 2005,с.4]
Многочисленные игровые формы были наполнением духовной жизни древней Руси. Скоморохи, шуты, лицедеи завлекали народ на представления, в хороводы, пляски. Однако не только простолюдины увлекались играми и забавами, - истории известно множество фактов увлечений играми венценосных особ. Например, детское увлечение Петра I в «потешные полки» не только положило начало русской гвардии, но и стало впоследствии эффективным инструментом в борьбе за власть.
На рубеже XVI – XVII веков на основе тенденции – игра В вымысел и игра В реальность возникают мировая драматургия и мировой театр. Чешский просветитель Я.А.Коменский находит рациональное зерно в детских спектаклях, видя в них замечательное средство развития остроты человеческой души. В философии Фридриха Шиллера (XVIIIв) обнаруживается связь игры с духовной сущностью человека. «…Только тогда, когда человек играет, он является человеком в полном смысле слова…» [Репринцева, 2005,с.7]
Огромное значение игре уделяли в своих трудах педагоги XX века. А.С.Макаренко: «В детском возрасте игра – это норма, и ребёнок должен всегда играть, даже когда делает серьёзное дело». В.А.Сухомлинский: «В игре нет людей серьёзнее, чем дети». Ю П. Азаров: «Детская игра настойчиво требует, чтобы тот, кто играет, отдавал ей максимум своей энергии, понимания, выдержки… Игра становится настоящим напряжённым трудом и через усилия ведёт к удовольствию».
Игра по своей природе и назначению существенно активизирует учебно-воспитательный процесс, обеспечивает формирование творческой личности, ускоряет процесс социализации, к тому же, является стимулятором хорошего настроения. Как педагогический способ, игра увеличивает интеллектуальное напряжение за счёт мыслительных процессов, повышает интерес к знаниям, тренирует память, умение логически мыслить. Увлёкшись игрой, дети даже не замечают, что учатся. В игре занятие приятно само по себе.
Обучающая игра позволяет достичь следующих целей:
1)дидактических (формирование предметных компетентностей – умение применять исторические знания, понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности, осмысления жизни в современном поликультурном мире; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории страны и человечества в целом).
2)развивающих (развитие памяти, речи, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать вывод, принимать решение).
3)воспитательных ( воспитание самостоятельности и, в то же время, чувства коллективизма, ответственности, воли, навыков сотрудничества, здорового соперничества).
Классификация педагогических игр. [Селевко,1998,с.14]:
1.По области деятельности:
- физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические.
2.По характеру педагогического процесса:
- обучающие, тренинговые, обобщающие, познавательные, творческие, диагностические.
3.По игровой методике:
- предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные.
4.По предметной области:
- математические, биологические, исторические, музыкальные, литературные, народные, театральные и т.д.
5.По виду игровой среды:
- без предметов, с предметами, настольные, в помещении, на улице, компьютерные, телевизионные.
Данная классификация даёт большой выбор при использовании игр и позволяет объединять виды игр, например, историческая обобщающая, математическая тренинговая, литературная ролевая и т.д.
Игра обязательно получится, если учитель поможет детям сформулировать цель игры, составить план, сценарий, приготовить оборудование, распределить роли, команды, объяснить правила. Но капитанов команд пусть дети выбирают сами. Это подготовительный этап. Этап проведения игры должен строго соответствовать правилам, чтобы у ребёнка была конкретная цель, личная и командная. Этап подведения итогов (рефлексия) может отвечать на вопросы: Чему научились? Что не получилось? Что понравилось? И обязательно награждение. Не используйте игры «на выбывание»! Пусть ребёнок получит только один призовой жетон из пяти возможных, но это будет его личный успех.
Обучающая игра может быть продолжительностью от 15-20 минут до целого урока, использоваться на разных его этапах, а также во внеклассной работе, при проведении предметной недели. Особенность выбранных Вами игр в том, что любую игру можно разложить на элементы, каждый раз наполнять их различным предметным содержанием. Очевидно, что подготовка к уроку, используя элементы игры, требует больше времени. Но педагогический результат такого урока значительно выше. А наградой за труд – сияющие глаза детей, желание новых открытий для ребёнка («Сегодня не получилось – завтра постараюсь»; «Сегодня получилось – завтра постараюсь ещё лучше»).
Значительная мотивация, которая движет классной игрой, создаётся за счёт возникновения в самом процессе игры проблемных ситуаций, интеллектуальных загадок, «стоп-вопросов». Это требует от школьника мыслительных выравниваний: «это знаю – это хочу узнать». Игра объединяется с проблемностью, сама игра – проблема. Но не только предметная, а и личностная. Ребёнок учится оказывать поддержку и помощь другому, не быть равнодушным: «этому научился». И если ребёнок не много знает, не много хочет узнать, но получил радость от того, что принёс команде только один балл, поверьте, в следующий раз он пожелает оказать помощь обязательно, а это ценно.
Тут работает принцип развития: то, что вчера было вторым уровнем сложности, сегодня стало уже первым, а то, что сегодня стало вторым, завтра будет первым.
И если ребёнок знает ответы на все вопросы внешней мотивации – почему изучаю, зачем эти знания, как сделать, когда научусь, что не получилось – и они совпадают с его внутренней мотивацией ( он ожидает успех, ему интересно, он проявляет способности), тогда игровая деятельность возбуждает внимание, вызывает эмоции и пропускается через мышление. Результатом является не только усвоение универсальных учебных действий, но и смена качеств личности: «не умел – научился, не знал – был удивлён, не справлялся – получилось!»
Понятно, что для проведения игры необходимы разнообразные средства: карточки с заданиями, фишки, жетоны, сигнальные карточки, декорации, несложные технические приспособления (компас, часы, флюгер, барабан, маски, флажки и т.д.). Не обязательно всё это делать самому. Используйте работу во внеурочной деятельности, вместе с детьми и родителями изготавливайте раздаточный материал. Пусть эти задания будут иметь вид учебного проекта. Так Вы создадите своеобразный «банк игр».
Предлагаю игровые моменты к конкретным темам.
5 класс. Тема «Соседи Римской империи» П. 54. Игра «Историческое лото». Соотнести большие и малые карточки с утверждениями.
1)«Установление мира с Парфией» - «Император Август».
2)«Вар, верни легионы!» - «Поражение римского войска вТевтобургском
лесу».
3)«Самые опасные враги Римской империи» - «Германцы разводили скот,
занимались земледелием. Виноградников и садов нет. Отважные воины».
4)«Дороги Римской империи» - «Мостились каменными плитами.
Придорожные столбы на расстоянии 1,5 км. Используются в наши дни».
«Предки славянских народов» - « Римские племена называли их
венеды».
6 класс. Тема «Формирование Древнерусского государства». П.3.
Игра «Эрудит».
Закончить утверждения, используя предложенные варианты ответов в скобках.
1)В 862 году Рюрик построил город……..
2)На юге правителем Киева стал…………
4)в 882 году Олег объявил Киев………….
4)Олег победил древлян, разгромил хазар и объединил два главных центра……… и……… в Древнерусское государство.
5)Все племена, признавшие власть Киева, заключали с великим князем…………. и обязывались платить………….
Ответы: (Новгород; Аскольд; «матерью городов русских»; Киев и Новгород; договор, полюдье).
7 класс. Тема «Пётр I. Россия на рубеже веков». П.13.
Игра «Верите ли Вы?».
Рекомендуется использовать для составления исторического портрета.
Верите ли Вы, что Пётр был старшим сыном царя Алексея Михайловича? (нет, младшим).
Верите ли Вы, что первым учителем и наставником Петра был дьяк Никита Зотов? (да).
Верите ли Вы, что имея тягу к военному делу Пётр создал два «потешных полка» - Ивановский и Преображенский? (нет, Семёновский и Преображенский).
Верите ли Вы, что до 1696 года страной формально правили два брата-царя – Иван и Пётр? (да, до смерти больного Ивана).
Верите ли Вы, что Пётр с Великим посольством поехал в Европу инкогнито (т.е. не открывая своего имени), под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова? (да).
8 класс. Игра «Его величество император». Рекомендуется использовать на этапе мотивации при изучении следующего раздела.
О ком идёт речь?
1. Сын Павла I. Родился в 1777 году и был любимым внуком Екатерины 2. Воспитывался при её дворе. Один из его воспитателей швейцарский юрист Ф.С. Лагарп. В то же время частое пребывание при дворе отца в Гатчине превратило его в любителя парадов.
(Александр I. Годы правления 1801-1825).
2. Третий сын Павла I. Его готовили к военной службе, т.к. при двух старших братьях вступление на престол было маловероятным. В людях и чиновниках больше всего ценил исполнительность, покорность, готовность к подчинению. Построил железную дорогу Царское Село – Павловск, 5 вёрст.
(Николай I. Годы правления 1825-1855).
3. Старший сын Николая I. Его наставником был поэт В.А.Жуковский, он стремился ограничить время, отведённое для занятий военным делом, опасаясь, что воспитанник «привыкнет видеть в народе только полк, в Отечестве – казарму». Отменил крепостное право. Был убит «народовольцами» в 1881 году.
(Александр II. Годы правления 1855-1881).
4.Второй сын Александра II. Имел большую склонность к военным наукам. Исключение составляла русская история, которую ему преподавал знаменитый учёный С.М.Соловьёв. Возглавил историческое общество, у него была прекрасная историческая библиотека. Очень любил семью. Увлекался рыбалкой, охотой. Обладал недюжинной физической силой. Когда он смотрел на умирающего в страшных муках отца, то поклялся задушить революционное движение в России.
(Александр III. Годы правления 1881-1894).
5.Последний российский император. Вступление на престол вызвало волну ожиданий в обществе. Одни ожидали от него продолжения реформ деда – Царя-освободителя Александра II. Другие ждали продолжения курса покойного отца Александра III. В своей публичной речи 17.01.1895г молодой император заявил, что будет охранять основы самодержавия твёрдо и неуклонно, как его «незабвенный покойный родитель».
(Николай II. Годы правления 1894-1917).
Для учащихся старших классов будут полезны игры по принципу «Поле чудес», «Счастливый случай», КВН, театрализованные представления, деловые игры и др. Эти игры сложнее в подготовке, поэтому старшеклассникам можно доверить большую часть подготовительного этапа. Успешность театрализованного представления в том, что его можно использовать при проведении интегрированных уроков, объединивших в себе знания истории, географии, литературы, музыки, изобразительного искусства. Взаимное творчество учителя-режисёра и детей-актёров приводит к партнёрским деловым отношениям в обучении и воспитании.
Внеклассное мероприятие по истории для 5-6 классов
«Историческая мозаика»
Игру можно использовать в рамках недели истории.
Целевая аудитория: учащиеся 5-6 классов
Цели:
- развивать интерес к истории России, Крыма, истории средних веков
- прививать любовь к истории родного края и всемирной истории
- развивать эстетическое чувство
План
1. Разминка
2. Конкурс «Научи рыбку»
3. Конкурс «Аукцион знаний»
4. Конкурс «Рыцарь»
5. Конкурс «Назови имена»
6.Конкурс «Дальше-дальше»
7. Подведение итогов
Вступительное слово учителя:
Дорогие учащиеся, учителя, гости! Сегодня мы проводим игру-«Историческая мозаика». Мы приветствуем наши команды. (названия команд), жюри.
Итак, начинаем игру!
1. Разминка. Участники должны записать верные ответы. Кто быстрее и правильнее.
Задание: объясни термины, (ответы даны в скобках). За каждый правильный ответ -1 балл.
Эллада-…, Миф-…, Крит-…, Гомер-…, Иллиада-…,
Демос-…, Колония-…,Фаланга-…, Триера-…, Пифос-…
(Греция, рассказ, остров, поэт, поэма, народ, поселение, войско, корабль, бочка)
2.Конкурс «Научи рыбку».
Соотнести события и даты, (на макете «рыбка»). Какая команда быстрее и правильнее. За каждый правильный ответ-1 балл.
Ответы: Первые олимпийские игры в Греции - 776 год до н.э.,
Построена Великая китайская стена - 221 год до н.э.
Самый древний народ Крымского полуострова – киммерийцы. - 10 век до н.э.
3.Конкурс «Аукцион знаний» «Что дал Древний Восток миру?»
1.Эту пальму называют «дерево жизни». Жители Двуречья из её плодов делали муку и сладости, косточки служили топливом, из волокон коры плели верёвки и корзины. (финиковая пальма).
2.Однажды финикийский торговый корабль, везший груз соды, пристал к песчаному берегу. Купцы решили пообедать, развели огонь, достали котелки, но не нашли камней, на которые можно было их поставить. Тогда вместо камней они использовали куски каменной соды. Огонь был сильным, сода расплавилась и смешалась с песком. От костра потекли струйки прозрачной жидкости. Это и было….(стекло).
3.Когда древние вавилоняне увидели это изобретение, они воскликнули: «О! Волшебство!» Этот предмет представлял собой ложку с длинной ручкой, изготовленную из намагниченного железа. Ложку клали на гладкую деревянную подставку с делениями, и она поворачивалась одной стороной на юг, а другой на север. Как называется это китайское изобретение? (компас).
4.Это появилось в Китае в к.1 тыс. до н.э. Китайцы тщательно перетирали кору деревьев, бамбука и тряпки, долго варили, сушили, выкладывая тонкими пластами. Это была очень дешёвая…(бумага).
5.Способ производства этого роскошного товара китайцы держали в строгом секрете, а от торговли получали большие прибыли. За разглашение тайны отрубали язык и руки. (шёлк).
6.Произошло это в Древней Греции. Ранней весной изголодавшийся осёл, общипал часть кустов, причём самые молодые веточки. Как же разгневался хозяин! Да что поделаешь?.. Прошло лето. Наступила осень. И вдруг греки решили поставить ослу огромный памятник. И поставили. За что? (за обломку винограда)
Задание: за правильный ответ -1 балл.
4.Отгадайте кроссворд «Рыцарь». За каждый правильный ответ -1 балл
1.Рубашка, сплетённая из железных колец.
2.Головной убор рыцаря
3.Состязание рыцарей в ловкости и силе
4.Металлическая пластина с прорезями для глаз
По вертикали: отличительный знак рода феодалов
5.Конкурс «Назови имена».
Задание: на карточках написаны фамилии и прозвища исторических лиц. Необходимо написать их имена. Кто быстрее и правильнее .За каждый правильный ответ- 1 балл.
…………………Колумб
………………….Суворов
………………….Мудрый
………………….Невский
………………….Калита
………………….Долгорукий
………………….Грозный
………………….Мономах
………………….Донской
………………….Македонский
6.Конкурс «Дальше-дальше». ( по истории родного края).
Задание: За каждый правильный ответ -1 балл
Команда №1
1.Греческое название Чёрного моря?(Понт Эвксинский)
2.Как называется озеро вблизи Сак?(Сакское)
3.Греческое название г.Керчь? (Пантикапей, «путь рыбы»)
4.На какой реке стоит Симферополь?(Салгир)
5.Как называются горы в Крыму?(Крымские)
6.В каком городе есть памятник бронтозаврику?(в Саках)
7.Как называется праздник встречи весны у православных? (масляница)
8.Элементы герба Крыма. (солнце, колонны, девиз, грифон)
9.Какой девиз написан на гербе Крыма? (процветание в единстве)
10.День присоединения Крыма к России. (16 марта 2014)
Команда №2
1.Греческое название Азовского моря (Меотида)
2.Озеро вблизи Евпатории? (Донузлав)
3.Греческое название Евпатории (Керкинитида)
4.Самая крупная река Крыма?(Салгир, 232 км)
5.Как называется полуостров, на котором мы живём? (Крымский)
6.В каком городе Князь Владимир крестил Русь? (Херсонес, 988г.)
7.Как называется праздник жертвоприношения у мусульман? (Курбан-байрам)
8.Кто авторы гимна Крыма? (Алемдар Караманов, Ольга Голубева)
9. Какой девиз написан на гербе Крыма? (процветание в единстве)
10.День присоединения Крыма к России? (16 марта 2014)
7.Подведение итогов и награждение команд.
Литература:
1.Репринцева Е.А. Педагогика: история, практика. -2005.
2.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М: Народное образование,1998.