«Информационная грамотность педагога, как одна из основных профессиональных компетенций педагога»
Автор: Крячко Юлия Николаевна
МБОУ Бутурлиновская СОШ
г. Бутурлиновка Воронежской обл.
В современных условиях, когда дети с самого раннего возраста развиваются в условиях новой информационной среды: использование телевидения, Интернета, компьютерных программ, традиционные источники получения информации, такие, как учебник или речь учителя утрачивают свое прежнее значение, что приводит к снижению интереса к процессу обучения. Учитель перестает быть единственным источником знаний школьника. Отсюда растет роль компьютера и Интернет в школе. Особенности современного этапа развития образования в России связаны со следующими общемировыми тенденциями:
- быстрым развитием современных компьютерных технологий и расширением сферы их применения в образовательном процессе, как школьников, так и взрослых;
- насыщением образовательных учреждений техническими средствами, обеспечивающих реализацию информационных процессов хранения, передачи и обработки информации в новом, цифровом формате;
- использованием ресурсов глобальной информационной сети Интернет в учебном процессе.
Создание тандема учитель + компьютер делает учебный процесс более привлекательным. В Федеральной целевой программе развития образования выделяются главные направления данной научной и практической проблемы, которые предусматривают не только обеспечение образовательных учреждений компьютерной техникой, но также изменения методов, форм и содержания обучения в связи с проникновением в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий. В связи с этим, в настоящее время в общеобразовательной школе существует проблема педагогического характера: не разработана система, обеспечивающая эффективное использование компьютерной техники. Данная проблема затрагивает не только процесс обучения, она непосредственно связана с уровнем квалификации педагогов.
В последние годы широко развернута система обучения педагогов информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ). Однако не все учителя, освоившие ИКТ, могут эффективно использовать полученные знания и навыки в профессиональной педагогической деятельности .
- Часто учителя увлекаются презентациями, это сводится к обязательному сопровождению урока или внеклассного мероприятия картинками-слайдами, часто даже не отформатированными, низкого качества, перегруженными анимационными или звуковыми эффектами. Их вполне могли бы заменить и заменяли раньше таблицы и другие наглядные пособия.
Работа сторонников «меловой» технологии, совсем не использующих компьютер, бывает гораздо более эффективна, чем подобные «инновации».
- Не лучше обстоит дело и с использованием медиаресурсов. Потому, что для конкретного урока учителю нужна конкретная (только для данного класса и урока) разработка.
Педагогу необходимо умение «изменить», «поправить», «исправить» имеющийся продукт, или даже создать свой, авторский. И именно тогда использование информационно-коммуникативных технологий открывает неограниченные возможности.
НО только для тех, кто действительно владеет ИКТ!!!
Тема: «Информационная грамотность педагога, как одна из основных профессиональных компетенций педагога»
Важно различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя.
ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).
ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.
Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя:
· Знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д.
· Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий на дисках и в Интернете) в соответствии с поставленными учебными задачами.
· Устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала.
· Уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные.
· Уметь выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы (Power Point, Flash)) для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса:
- материалы для урока,
- тематическое планирование,
- мониторинги по своему предмету,
- различные отчеты по предмету,
- анализ процесса обучения, и т.д.
· Уметь применять НИТИ-методики (Новые Информационные Технологии и Интернет) – это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему.
· Эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося и т.д.).
· Уметь сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося.
· Уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы
школьная сеть,
электронная почта,
социальная сеть (Дневник.ру, …),
сайт (раздел сайта),
лист рассылки(список рассылки – используется для рассылок почты, предоставляет средства автоматического добавления и удаления адресов из списка), форум,
Wiki-среда (Ви?ки (Wiki) — гипертекстовая среда для коллективного редактирования, накопления и структуризации письменной информации),
блог (сетевой журнал или дневник событий),
RSS-поток (предназначен для описания лент новостей, новостная рассылка);
подкаст (новостная рассылка с аудио- или видео-содержанием).
· Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать учебный процесс (по необходимости).
Для того, чтобы учитель мог выполнять все вышеперечисленное, необходима организация методической, организационной, технической и мотивационной поддержки.
Уроки с применением ИКТ имеют коренное отличие от классической системы обучения. Это отличие состоит в изменении роли учителя: он уже не основной источник знаний, его функция сводится к консультативно – координирующей. Это происходит благодаря применению современных электронных учебников, виртуальных химических лабораторий, Интернета. Задача учителя – подобрать эти средства в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями школьников, а также с умением учащихся использовать компьютер.
На портале «Сеть творческих учителей», созданном для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения с помощью применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), был проведен опрос:
«Что, на ваш взгляд, станет основным средством обучения в нашей стране к 2020 году?»
Результаты опроса
По-прежнему - мел и тряпка
3077 (26,09%)
Настольный компьютер и проектор
2402 (20,37%)
Мобильные компьютеры (ноутбуки или КПК)
3910 (33,16%)
Принципиально новое средство обучения, которое пока еще не изобретено...
2191 (18,58%)
Затрудняюсь ответить
212 (1,80%)
Как видно, мнения разделились…
Использование компьютерных технологий в работе учителя позволит достичь целей образования современных школьников, но при условии, что цели образования станут для обучающегося личностно значимыми.
Закончить свою мысль хотелось бы высказыванием Билла Гейтса: «Все компьютеры в мире ничего не изменят без наличия увлечённых учащихся, знающих и преданных своему делу преподавателей, неравнодушных и осведомлённых родителей, а также общества, в котором подчёркивается ценность обучения на протяжении всей жизни».