СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Инновационное обучение в школе – системно-деятельностный подход"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня в нашей стране большие изменения, которые коснулись и системы образования. В настоящее время активно обсуждается введение в школу Федеральных государственных стандартов нового поколения. Поэтому, учителям необходимо овладевать инновационными педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Это хорошо известные технологии проблемного обучения, проектного обучения, а так же технология деятельностного метода обучения.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Инновационное обучение в школе – системно-деятельностный подход"»

Инновационное обучение в школе – системно-деятельностный подход

Великая цель образования — это не знания, а действия”.

(Герберт Спенсер)

Сегодня в нашей стране большие изменения, которые коснулись и системы образования. В настоящее время активно обсуждается введение в школу Федеральных государственных стандартов нового поколения.


Основой, обеспечивающей реализацию Федерального Образовательного Стандарта является системно – деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

  • активную учебно – познавательную деятельность обучающихся;

  • построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Поэтому, учителям необходимо овладевать инновационными педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Это хорошо известные технологии проблемного обучения, проектного обучения, а так же технология деятельностного метода обучения.

Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности. Задача учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы все доступно объяснить и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу учеников, чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры. Для активизации познавательной и практической деятельности учащихся на уроках иностранного языка можно использовать разнообразные приёмы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Использование деятельностного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создаёт положительный эмоциональный фон урока. Приемы работы могут быть разнообразны:

1. Игровые формы деятельности при введении и закреплении новой лексики, использование игрушек, активизация речевой деятельности с помощью разнообразного дидактического и раздаточного материала, создание компьютерной анимации и слайдов, озвученных на иностранном языке.

2. Применение ролевой игры предполагает самостоятельное языковое поведение, выбор лексики, интонаций и стиля поведения в заданной ситуации. Учащиеся выбирают роли, обыгрывая жизненные ситуации. Применима деловая игра (модель взаимодействия людей в процессе достижения некоторой цели) и дискуссия (спор, обсуждение, упорядоченный обмен мнениями).

3. В рамках деятельностного подхода на уроках иностранного языка целесообразно применять парную работу.

А) Методика Ривина предполагает наличие пары: ученик 1 — ученик 2 — и информации между ними, которую надо изучить. В данном случае и тот, и другой находятся в равном положении: каждый изучает глубоко только свою тему и выступает по ней. Такая методика применима при работе с текстом, новым грамматическим материалом.

Пример (для словесного уровня). Тексты представляют собой набор слов. Так, при изучении иностранных слов он может быть таким:

  • home;

  • pen;

  • table;

  • room.

Работа организуется по методике А.Г. Ривина, только вместо абзаца выступает слово, а вместо заглавия – рисунок. Учащиеся в парах читают слово, обсуждают, что это за слово, что оно означает. Далее в тетради того учащегося, чей текст рассматривается, рисуют соответствующий этому слову предмет.

Подобным образом можно организовать занятия и при изучении родного языка.

Б) Обратная методика Ривина можно использовать при составления тем или как подготовку к пересказу текста по плану. Каждый ученик получает подробный план своей темы. Его задача – по плану восстановить содержание темы по текстам, которые имеют разные учащиеся.

В) Методика взаимопередачи тем предназначена для организации изучения теоретического учебного материала на основе работы учащихся в парах. 1 учащийся пары повторяет одно правило, 2 учащийся второе правило. Сначала 1 объясняет, напоминает, учит второго, проверяет уровень его понимания. Потом учащиеся меняются ролями.

Г) Методика взаимотренажа. Эта методика предназначена для организации процессов повторения, закрепления, тренировки. На специальных карточках оформляются 5-6 упражнений с ответами. Один ученик имеет при себе карточку с ответами, а другой ученик – без ответов.

Д) Методика взаимопроверки индивидуальных заданий. Индивидуальные задания представляют собой набор карточек, включающий все типы вопросов. Ученики, работая в парах, отвечают на вопросы. Первый ученик задаёт вопрос, второй отвечает. У первого ученика есть объяснения ответов. Примеры методов групповой работы:

1. Метод «разрезанной информации». Формируются команды учащихся, каждому из учеников предоставляется только часть информации, необходимой для выполнения какой-либо учебной задачи. Учащимся приходится по очереди учить друг друга и помогать друг другу.

2. Метод «учимся вместе». В разнородных группах дети работают над темой или лексикой. После этого группы сравнивают результаты своей работы.

3. Метод проектов. Учащиеся ищут информацию, которая нужна им для выполнения и презентации своей работы. 

В основе всех этих приёмов и методов лежат принципы деятельностного подхода:

Принцип минимакса – освоение материала на максимальном уровне обеспечение усвоения на уровне минимума (государственного стандарта знаний).

Принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а ищет их сам осознанно.

Принцип психологической комфортности – создание на уроках доброжелательной атмосферы, развитие диалогических и монологических форм общения.

Принцип вариативности – формирование учащимися способностей к выбору вариантов.

Принцип творчества – приобщение учеников к творческой деятельности.

Роль учителя на таких уроках иностранного языка огромна:

  • учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся,

  • найти причины неудач,

  • использовать проблемные формы обучения,

  • показать ученикам критерии оценки и самооценки,

  • отслеживать реальный рост знаний каждого ученика,

  • принимать мнение ученика, обучая правильным формам выражения мнения,

  • создавать атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата.

Мы видим, что вместо простой задачи передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетно целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, умение учиться. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности.

Большинству из нас предстоит переучиваться, перестраивать мышление исходя из новых задач, которые ставит система образования. Реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений без которых ученик не может быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

Учитель - это самый трудный предмет при переходе на ФГОС как признают авторы проекта. Ему, преподавателю, давно пора бы перестать быть этим непогрешимым носителем знаний, их механическим транслятором, распределителем. Нужно ставить перед учеником проблему, чтобы он сделал для себя