СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья«Инновационные методы обучения в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Инновационные методы обучения в начальной школе" предназначена для учителей 1-4 классов

Просмотр содержимого документа
«Статья«Инновационные методы обучения в начальной школе»»

Статья 1 Войтова Инна Валерьевна


«Инновационные методы обучения в начальной школе»

«Успех – это не что иное, как несколько простых действий,

которые нужно повторять каждый день;

в то время как неудача – это просто несколько

ошибок, которые повторяются каждый день»

Джим Рон «Витамины для ума»

Не первый год мировая педагогика работает над изменением традиционных форм обучения в начальной школе на инновационные методы, которые могут быть специально продуманными, уже апробированными или вновь появившимися благодаря инициативе педагогов.

Такие методы обучения предусматривают новые цели, формы, стратегии, технологии, подходы, методы обучения, точнее компетентностный подход к обучению учащихся 1-4 классов. Современная начальная школа должна формировать обновленную систему общих знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть принятые ключевые компетенции.

Компетенция – обладание опытом, способностью действовать в ситуации неопределенности:

  1. Управленческие (способность к решению проблем).

  2. Информационные (способность к независимой, познавательной деятельности; поддержание мотива учиться на протяжении всей жизни).

  3. Коммуникативные (способность общаться как устно, так и письменно на казахском, русском и английском (иностранном) языках).

  4. Социальные (навыки социального взаимодействия).

  5. Технологические (умение составлять и применять необходимые модели в обучении, способность к использованию технологий, в том числе научных, цифровых на уровне эффективного пользователя).

  6. Личностные (способность к метапознанию, рефлексии, навыки самоорганизации; стремление к жизненному и профессиональному самоопределению, самореализации, умение быть толерантным).

  7. Гражданские (гордость и ответственность за свою родину на основе казахстанского самосознания и культурного единства).

Современному учителю начальных классов с целью достижения наилучшей результативности обучения необходимо применять современные технологии, стратегии и другие инновационные методы обучения. Преобладать должны те формы учебной деятельности, которые ориентированы на самостоятельность ученика, где явно может быть представлен «продукт» работы, который может быть подвергнут критериальной оценке учителя и учащихся.

Роль учащихся в учебном процессе тоже изменится: школьники будут браться за решение новых, незнакомых, разнообразных и сложных задач, бросающих вызов их устоявшимся предубеждениям и стереотипам; школьникам представится широкие возможности для участия в новой для них деятельности (лидерской, инновационной, исследовательской и проч.); сравнительно большее время дети потратят на исследования, проявление фантазии, размышления, а так же структурирование полученного опыта. Самое главное, что ученики получат возможность выявить свои системы ценностей, опробовать новые стили поведения, получат возможность участвовать в независимых исследованиях, в ходе которых разовьются значимые виды компетентности.

В корне изменяется и роль учителя, теперь он - тьютор, наставник, координатор, партнер. Учитель старается увлечь учащихся проблемой и процессом ее углубленного исследования. Он стимулирует творческое мышление при помощи умело заданных вопросов; проявляет терпимость к ошибкам учеников, предлагая свою помощь или адресуя к нужным источникам информации только в тех случаях, когда ученикам нужна реальная помощь. Педагог организует мероприятия для проведения исследований, совместных встреч с другими детьми и представителями общественности для сбора необходимых данных.

Новые методы включают активные и интерактивные формы обучения, применяющиеся в обучении. Активные предусматривают инициативную позицию учащегося по отношению к учителю и к тем, кто получает знания вместе с ним. Благодаря интерактивным методам, идет действенное усвоение знаний в тесном взаимодействии с другими учащимися. Эти методы относятся к коллективным формам обучения, во время осуществления которых над решением проблемы работает вся группа учащихся, при этом каждый из них несет ответственность за проделанную работу. Наиболее эффективными в этом смысле являются методика критического мышления через чтение и письмо (RWCT), а так же технология БиС (Биоинформатика и Синергетика). При планировании урока необходимо следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным особенностям, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению творчества, компетентности ребенка и мастерства. Значительно повысит эффективность учебного процесса применение «толстых» и «тонких» вопросов, составленных по таксономии Блума:


Оценка

-Можете ли вы предложить альтернативу к…

- Как бы вы могли улучшать ....

- Смогли бы вы найти ошибки в ...

- Как смогли бы вы улучшить.... -Почему вам стоит улучшить...

- Что было важным о....


Синтез

- Предположите....

- Объясните....

-Обоснуйте....

- Что случится если....

- Сравните и противопоставьте.....


Анализ

-Могли бы вы классифицировать.....

-Могли бы вы распределить …по группам

- Если .., то что бы тогда случилось с...


Применение

- Как бы вы могли применить...

- Как бы вы могли использовать......

- Как мы можем использовать то, что мы сегодня изучили.


Понимание

- Покажите мне как....

- Опишите _____ вашими собственными словами

- Расставьте факты по порядку, Соотнесите...., Подведите итог....

- Прочитайте и начертите таблицу....

- Найдите ______ в результатах таблицы

- Приведите пример......

Знание

- Кто ..., Что..., Когда..., Где....

- Перечислить. Выбрать ..., Найти ...

- Расскажите мне..., Обратите внимание ..., Покажите мне....

Интерактивные методы способствуют качественному усвоению нового материала:

- упражнения, носящие творческий характер;

- групповые задания;

- уроки -экскурсии;

- образовательные, ролевые, деловые игры, имитация;

- уроки-встречи с людьми труда, творческими людьми и специалистами;

- занятия, направленные на творческое, креативное мышление – уроки-спектакли, создание фильмов, выпуск газет;

- использование в учебном процессе ИКТ: видеоматериалов, интернета, наглядности;

- решение сложных вопросов и проблем с помощью методов «дерево решений», «мозговой штурм» и других.

Стратегии критического мышления осуществляют сотрудничество на уроках и побуждают учащихся к самостоятельному добыванию знаний, так мы воспитываем сознательных учеников. Развивают речь и мышление стратегии «Биопоэма», «Эссе», «Перемешанные события», «Джигсо», «Дискуссионный клуб» и другие. Любой урок, который построен в логике проекта, реализует цели: побудить…, продолжить…, исследовать…, а домашнее задание – это рождение новых вопросов. Учащиеся – не пассивные слушатели, а активные участники процесса обучения.

Качественно повысят уровень образования карты БиС: «Триада- Алгоритм, Биоинтернет, Тренажер», «Устный урок – 1 и 2», где от результата каждого ученика зависит общий успех класса. Матрица посадочных мест позволяет отследить качество работы каждого ученика и более верно построить его индивидуальную траекторию развития.

Поэтому инновационные методы обучения в начальной школе учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, рассуждать и дискутировать, способствуют развитию познавательного интереса у детей. Осмысливая и обрабатывая полученные знания, учащиеся начальной школы приобретают навыки применения их в жизни, получают опыт общения.

Вследствие чего, инновационные методы обучения имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений.















2