СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ «БАЛАПАН»".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрываются новые подходы к подготовке педагогических кадров для дошкольных организаций в Костанайском педагогическом колледже

Просмотр содержимого документа
«Статья "ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ «БАЛАПАН»".»

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ «БАЛАПАН».


Артюшина Л.И.,

Костанайский педагогический колледж

В дошкольном воспитании, как первой ступени системы образования Казахстана, в последние годы произошли существенные перемены.

  • разработана программа «Балапан» по организованному воспитанию и обучению детей дошкольного возраста.

  • созданы национальные программы дошкольного обучения и воспитания на основе достижений казахстанского дошкольного образования и положительного международного опыта, компетентностного подхода к развитию личности ребёнка.

  • принят Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения.

Стандарт дошкольного воспитания и обучения предусматривает «новую роль педагога, как режиссёра совместной деятельности и фасилитатора, сопровождающего ребёнка в его развитии, познании окружающего мира».

Впервые в Стандарте обозначены требования к педагогам, работающим с детьми раннего и дошкольного возраста, предусматривающие персональную ответственность за качество результатов своей деятельности. Поэтому особо актуальной становится проблема подготовки педагогических кадров для дошкольных организаций на основе компетентностного подхода.

В рамках перехода на компетентностную модель образовательного процесса коллектив Костанайского педагогического колледжа провёл большую организационную и методическую работу, существенным изменениям подверглись цели, задачи методы, формы и содержание учебного процесса. В учебный план специальности 010100 «Дошкольное воспитание и обучение» ввели: спецкурсы: «ГОСО по дошкольному воспитанию как новый образовательный ориентир», «Организация образовательного процесса в рамках пяти образовательных областей»; «Психолого-педагогические основы информационных технологий», «Детские обучающие программы и компьютерные игры»; спецсеминары: «Инклюзивное воспитание и обучение», «Создание предметно-развивающей среды»; «Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в процессе дошкольного воспитания и обучения».

С целью формирования рефлексивно–аналитических, креативных, проектно–технологических, организаторских, коммуникативных, исследовательских способностей, так необходимых компетентному специалисту, постоянно обновляются и корректируются рабочие программы по специальным дисциплинам. Студентам наряду с предметными знаниями предоставляется возможность системного, полного освоения всех этапов педагогической деятельности, ознакомления с опытом дошкольных организаций по разработке циклограмм, составлению технологических карт, созданию предметно-развивающей среды в контексте пяти образовательных областей с учётом требований стандарта.

Формы и методы обучения при компетентностном подходе предполагают проведение различных видов учебных занятий. Мы организуем лекции-визуализации, лекции - вдвоём, лекции с заранее запланированными ошибками, лекции пресс-конференции, лекции-беседы, лекции-дискуссии; нетрадиционные практические занятия (ролевые и деловые игры; тренинги); подготовку проектов для конкретной целевой группы потребителей, причем разработки и задания, которые выполняют студенты, используются в учебном процессе и защищаются публично перед сторонней аудиторией.

Важнейшим условием, обеспечивающим овладение компетенциями, является использование в учебном процессе новых педагогических технологий, формирующих субъектную позицию студента

Наибольший эффект нам даёт внедрение технологий: «Знаково-контекстной», «Микрообучение и самоанализ».

Знаково-контекстная - это технология, в котором с помощью дидактических форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста.

В контекстном обучении выделяют три базовые формы деятельности студентов:

  • учебная деятельность академического типа (собственно учебная деятельность), в которой ведущая роль принадлежит академической лекции;

  • квазипрофессиональная деятельность (деловые игры и другие игровые формы);

  • учебно-профессиональная деятельность (производственная практика, «реальное» дипломное проектирование).

Особая роль в знаково-контекстном обучении принадлежит деловой игре, в которой студенты с самого начала находятся в деятельностной позиции; знания усваиваются ими в контексте разрешения моделируемых профессиональных ситуаций; в сочетании индивидуальных и коллективных форм работы по развитию деловых и нравственных качеств личности.

В процессе микрообучения отрабатывается конкретный вид поведения (умения) путём его многократного повторения и оценки. До начала обучения студентам предлагается подготовить и провести фрагмент организованной учебной деятельности, который записывается на видео и затем оценивается по чётким и наглядным критериям. Метод гетероскопии, применяемый в данной технологии - наблюдение другими людьми со стороны, позволяет объективно оценить поведение педагога во время работы, выявить сильные стороны и недостатки, которые затем устраняются с помощью соответствующего обучения. Видеозапись организованной учебной деятельности предлагается для обсуждения всей группе.

Аутоскопия или самонаблюдение позволяет обучаемому получить картину своего поведения на основе строго объективной его фиксации. При просмотре видеозаписи обнаруживаются собственные недостатки и действия, которые не замечаются во время реального занятия. Эта обратная связь ведёт к познанию себя и самокритике, что в большей степени способствует изменению поведения. В частности это способствует тому, что обучаемые начинают спокойнее применять критику в свой адрес.

Занятие согласно данной технологии строится по следующей схеме:

  1. Подготовка микро-занятия на 10 минут (выбор конкретного профессионального умения, которое будет применять)

  2. Видеозапись микро-занятия (наблюдение в ситуации проведения занятия)

  3. Просмотр видеозаписи микро-занятия (наблюдение по прошествии некоторого времени)

  4. Оценка микро-занятия (самооценка, оценка группой, предложения по самоусовершенствованию)

  5. Повторение микро-занятия с учётом критических замечаний (повторное наблюдение в процессе проведения урока)

  6. Оценка и обсуждение в группе (повторное определение, достигнуто ли нужное умение)

Система контрольно-тестовых заданий и рейтинговая система оценки учебно-познавательной деятельности студентов позволяет вести постоянный контроль качества подготовки будущих специалистов для дошкольных организаций.

Важным условием формирования профессиональной подготовки студентов является педагогическая практика. Назначение практики студентов заключается в подготовке к основным видам профессиональной деятельности, реализации приобретенных профессиональных знаний, навыков, умений и профессиональной адаптации, т.е. вхождения в профессию, освоения социальной роли, профессионального самоопределения, формирования позиций, интеграции личностных и профессиональных качеств.

Нами была создана модель непрерывной практической подготовки студентов дошкольного отделения.

Первоначальным звеном в этой модели является ознакомительная практика «введение в специальность», рассчитанная на первый семестр обучения. Она знакомит с проблемами дошкольного воспитания, с разными типами дошкольных организаций, «вводит» студентов в профессию, стимулируя потребность в соответствующих знаниях. Для этого используются встречи с педагогическими коллективами, экскурсии, наблюдения, тренинги. «Погружение» в будущую профессию происходит в ходе практики «первые шаги воспитателя» и «помощник воспитателя». В формировании компетентности будущих педагогов особая роль отводится «пробной практике», организуемой блочно. Студентам предлагается два варианта практики: традиционный (группа из 6 человек работает по обязательному для всех плану); инновационный (студент работает по индивидуальному плану, составленному и откорректированному преподавателем-методистом совместно со студентом, согласованному с социальными партнёрами). Студентов привлекает инновационный вариант с новыми подходами к работе с детьми, с «мастер-классами» по новым технологиям. Так мы отказались от «показательных занятий», «пробных занятий», «контрольных занятий».

Одним из важнейших подходов организации педпрактики является обеспечение учебно-методическим сопровождением. На кафедре разработаны методические пособия ««Будущему педагогу дошкольного образования», «В помощь практиканту», в которые включены рекомендации республиканского центра «Дошкольное детство».

Таким образом, компетентностный подход в организации учебного процесса способствует развитию творческой индивидуальности, формированию восприимчивости к педагогическим инновациям, способности быстро оценивать ситуацию и свои возможности, адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда, самостоятельно учиться, принимать решения и нести ответственность за них. А выработка у студентов профессиональной компетентности во многом зависит от качества учебно-воспитательной работы, профессионализма педагогического коллектива, отношения к студентам в колледже.


Литература

  1. Закон «Об образовании»,

  2. Концепция 12-летнего образования РК

  3. Государственный общеобязательный стандарт Республики Казахстан дошкольного воспитания и обучения. Основные положения. 1.001-2012.

  4. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011–2020 годы.

  5. Ударцева С.М., Смирнова Г.М. Содержание профессиональной компетенции педагога профессионального обучения.

  6. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. — 2004. — № 11. — С. 3–1

  7. Селевко Г. Компетентности и их классификация // Народное образование. — 2004. — № 4. — С. 138–143.

  8. Зеер Э., Сыманюк Э Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. — 2005. — № 4. — С. 23–30.