СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Инновационные подходы в контексте современных требований в образовании по развитию ключевых компетентностей"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инновационные подходы в контексте современных требований в образовании по развитию ключевых компетентностей.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Инновационные подходы в контексте современных требований в образовании по развитию ключевых компетентностей"»

Инновационные подходы в контексте современных требований в образовании по

развитию ключевых компетентностей .




Современная образовательная система характеризуется коренными изменениями во всех ее звеньях, направленными на достижение нового качества образования. Правительственная концепция и стратегия реформирования образования определяют основные приоритетные направления таких изменений - обновление целей и содержания образования, методов и технологий обучения на основе современных достижений педагогической науки и инновационных подходов к его совершенствованию.


В основу целей образования в ряде стран положены четыре базовых принципа, изложенных в документах Международной комиссии по образованию для XXI в. Они характеризуют и тенденции развития образования. Эти тенденции учитывают мировой опыт, опираются на анализ действительности, отвечают современным и перспективным запросам изменяющегося общества, сегодняшним и завтрашним потребностям, интересам человека.


Первый принцип научиться познавать, приобретать знания, умение учиться. Рост мировой научной информации, удваивавшейся каждые 10—15 лет, ее быстрое частичное устаревание, общественное развитие, открывающее новые возможности экономической, политической, социальной деятельности, требуют сочетания широких общекультурных знаний с глубоким постижением непрерывно развивающихся наук, освоением способов самостоятельного добывания знаний. В условиях перехода к постиндустриальному, информационному обществу этот принцип воплощается в двух тенденциях: выдвижении в образовательном процессе на первый план не только формирования знаний, но и овладения способами самостоятельного труда по их приобретению; возрастающем значении общекультурного аспекта образования, соединении фундаментальной профессиональной подготовки и овладения гуманитарными знаниями.


Второй принцип научиться делать, научиться работать, приобретать не только профессиональную квалификацию, но и компетентность, являющуюся основой конку-рентоспособности выпускника образовательных учреждений.


Третий принцип научиться жить вместе, сосуществовать, воспитывать способность к пониманию других людей, народов; развивать знания об их истории, традициях, образе мышления, уважать их ценности. Надо осознать зависимость людей друг от друга; это поможет преодолению препятствий на путях развития цивилизации. Люди должны научиться совместно проектировать свои личные и коллективные действия для разумного и мирного решения возникающих конфликтов. Так определяется тенденция возрастания роли образования в формировании гражданских качеств личности, одно из которых — сознание необходимости установления лояльных отношений между социальными группами, народами, государствами. В международных и национальных документах по образованию больше внимания, чем прежде, уделяется выработке норм социального поведения, критического и творческого мышления, необходимых для функционирования демократического общества, для сотрудничества в продуктивном


решении внутригосударственных, межгосударственных, глобальных проблем современности. Рассматриваемая тенденция проявляется, в частности, в усилении значимости воспитания толерантности как качества культуры (нравственной, правовой, политической).

Четвертый принцип как бы суммирует образовательно-воспитательную направленность трех предыдущих. Принцип формулируется так: научиться жить с тем, чтобы содействовать развитию собственной личности и быть в состоянии действовать, проявляя независимость, самостоятельность суждений и личную ответственность. Речь идет о тенденции повышения роли образования в раскрытии творческого потенциала личности, в овладении ею способами самостоятельного жизнетворчества, формирования жизненных позиций и перспектив.


Одной из ключевых тенденций является переход к практике непрерывного образования. Идея непрерывного образования как процесса, охватывающего всю жизнь человека, восходит к возникшим в древности учениям о непрерывном духовном совершенствовании человека, его воспитании как члена общества и государства.


Рассмотренные мировые тенденции развития образования имеют достаточно общий характер. В то же время, для развития каждого вида и уровня образования имеют место и свои специфические тенденции, обусловленные их собственными целями, особенностями, характером осуществления и новыми социальными требованиями к уровню подготовки выпускников.


Современные страны должны не только учитывать общие тенденции и принципы развития образования в ХХI веке, но и эффективно их вводить и совершенствовать в соответствии с требованиями времени. Именно образовательные тенденции прогнозируют контуры будущего общества, а принципы - отвечают за динамику его модернизации.


Важнейшая черта современного обучения его направленность на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен. Активность, самостоятельность, творчество, способность адаптироваться к стремительным изменениям в мире - это черты личности становятся важнейшими на современном этапе исторического развития. Их формирование требует новых подходов к процессу обучения.


Подход в самом общем виде может пониматься как:


    1. теоретическое и / или логическое основание рассмотрения, анализа, описания, проектирования, конструирования объекта (структуры, модели, идеи, гипотезы пи т.п.)


    1. совокупность способов и приемов осуществления деятельности, адекватных определенной идее или принципам;


    1. признак или совокупность признаков качества осуществления деятельности, ее качественная характеристика.


В первом случае понятие «подход» соотносится, согласуется с понятиями «принцип», «позиция», «идея». Во втором - с понятиями «метод», «методика». В третьем -


  • понятиями «качество», «особенность».


  • качестве оснований для выбора подхода принимаются совокупность исходных принципов рассмотрения явления, аксиоматические положения, теории, структурные модели, которые служат методологическим критерием анализа или описания объекта (структура деятельности, построение системы и т.д.). В некоторых случаях использование понятия «подход» связано с поиском специфических оснований для выбора способов и средств практической деятельности в виде признаков, элементов, качественных


характеристик, которыми она должна обладать.


В зависимости от выбранного подхода педагог использует определенную совокупность взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности. Чаще всего педагогическая деятельность строится на основе нескольких подходов, которые не должны быть взаимоисключающими. Так, в педагогической деятельности успешно могут применяться системный, деятельностный, личностно-ориентированный, синергетический, компетентностный, структурный, индивидуальный, дифференцированный, праксеологический и некоторые другие подходы.

Множественность подходов, используемых в современной образовательной практике, требует от педагога точного понимания сути каждого из них. Это позволяет выбирать соответствующее технологическое обеспечение, вводить те или иные ориентиры, формы нормирования содержания и организации педагогической деятельности.


Такие подходы в образовании, которые предполагают подготовку личности к жизни в изменяющихся условиях называются инновационными. В основе инновационных подходов лежит понимание инновационного обучения как определенной противоположности традиционному (нормативному). М.В. Кларин отмечает: «Значимой особенностью современной системы образования является сосуществование двух стратегий организации обучения - традиционной и инновационной».


Термины «традиционное (нормативное) обучение» и «инновационное обучение» предложены группой ученых в докладе Римского клуба (1978), которые обратили внимание мировой научной общественности на неадекватность принципов традиционного обучения требованиям современного общества к личности, к её познавательным возможностям. Соответственно, предоставляются такие толкования этих двух моделей учебной деятельности.


Традиционное обучение - ориентированное на сохранение и воспроизводство культуры, обеспечивает стабильность в социуме за счет преимущественно репродуктивной деятельности ученика, формирования исполнительских способностей, развития внимания и памяти.


Инновационное обучение - стимулирует новаторские изменения в культуре, социальной среде; ориентированное на формирование готовности личности к динамическим изменениям в социуме за счет развития способностей к творчеству, различных форм мышления, а также способности к сотрудничеству с другими людьми.


Итак, основным отличительным признаком инновационных подходов в обучении является их целевая ориентированность на подготовку личности к жизни в условиях современного, динамичного общества, что обеспечивает его становление как активного субъекта изменений и инноваций, способного к самостоятельной инициации и реализации инновационной деятельности.


    • основу образовательных стандартов нашего государства положены принципы


личностно-ориентированного, компетентностно-ориентированного и системно-


деятельностного подходов, реализованных в образовательных отраслях и отраженных в результативных составляющих содержания среднего общего и основного общего образования ДНР. Именно эти подходы призваны обеспечить:


формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;


проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;


построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

При этом личностно-ориентированный подход к обучению определяет


направленность учебно-воспитательного процесса на взаимодействие и плодотворное развитие личности педагога и его учеников на основе равенства в общении и партнерства


  • обучении и обеспечивает развитие академических, социокультурных, социально-психологических и других способностей обучающихся.


Компетентностный подход способствует формированию ключевых и предметных компетентностей. Он тесно связан с личностно-ориентированным и деятельностным подходами к обучению, поскольку основывается на личности ученика и

может быть реализован и проверен только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий. Этот подход тесно связан с системно-деятельностным и личностно-ориентированным подходами к обучению.


Системно-деятельностный подход направлен на формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение коррекционно-образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.