СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Инновационные технологии обучения", Гришковец Елена Ангатольевна

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрены возможности использования инновационных технологий в современной школе, показан опыт работы школы по использванию этих технологий

Просмотр содержимого документа
«Статья "Инновационные технологии обучения", Гришковец Елена Ангатольевна»

Инновационные технологии обучения в общеобразовательной школе

Гришковец Елена Анатольевна,

заместитель директора по УВР

ГБОУ СОШ №25 г. Стаханова

         Двадцать первый век бросает вызов всему, что нас окружает. Стремительно меняется техника и технологии. И чтобы успеть за всеми умопомрачительными новинками, не чувствовать себя выброшенным за борт современной жизни, необходимо постоянно учиться. Обучение становится категорией, которая сопровождает человека всю жизнь. Лучшие учителя, инструкторы, тренеры всего мира ищут новые подходы к обучению. Известные американские педагоги Гордон Драйден и Джанет Восс в своей книге «Революция в обучении» пишут о том, что существующую модель обучения нужно изменить на модель индивидуального похода к обучению [2, с.115]. Эта модель должна базироваться на принципах познавательной психологии: обучение через самостоятельные открытия, осмысление понятий, активное участие в процессе обучения и адекватная оценка собственных достижений.

Как создать эффективную школу в мире? Нужно собрать лучшие идеи, которые были воплощены в жизнь, и дальше использовать то, что наиболее соответствует вашим потребностям. Но настоящая революция в обучении не ограничивается только пределами школы, она распространяется на все общество. Главная задача, которая стоит перед современной школой - научить учиться и мыслить независимо от возраста, использовать знания для выхода из любой жизненной ситуации и производственной проблемы. Огромное значение в процессе обучения предоставляется новым коммуникативным технологиям. Компьютер и Интернет в современном мире имеют такое же значение, как телефон в 20 веке и даже больше, поскольку это не только способ общения, но и способ обучения, трудоустройства, работы, развлечений [5, с. 68].

Одним из способов активного и продуктивного обучения является игра. Американские педагоги Джин Марцолло и Дженис Ллойд считают: «Установилась мнение, что игра и обучение - противоположные вещи. Теперь известно другое. Специалисты по детской психологии и педагоги открыли, что игра - это обучение, это один из самых эффективных способов обучения. Ключ к успеху: превратите игру в учебный опыт и убедитесь что обучение в основном это удовольствие »[1, с.14]

         «Обучение - лучшее в мире развлечение и игра. Все дети рождаются с таким убеждением и живут с ним, пока мы не вобьем им в голову, что это тяжелая и неприятная работа. Только некоторые дети все еще остаются на своих позициях, имея твердое убеждение, что обучение приносит радость, что это единственная игра, в которую стоит играть», - так считает американский педагог Джанет Восс [2, с.123]. Обучение должно охватывать три вещи - быть захватывающим, быстрым и наполненным. А еще оно должно охватывать релаксацию, действенность, стимулы, эмоции и удовольствие.

          Одним из вызовов нашего времени является социализация ученика. Современный мир меняется так быстро, что в рамках жизни одного поколения происходят изменения, касающиеся всех сторон существования человека. Гибкость, находчивость, творческий подход к решению проблем, умение применить сумму знаний в быстро меняющихся условиях дорогого стоит. Но эти умения не принимаются ниоткуда, их обходимо развивать, формировать. Поэтому школа, которая понимает истинное значение этих процессов социума несет на себе ответственность за умение приспосабливаться к этим изменениям. Социализация предполагает два взаимосвязанных процесса - приспособления (адаптации) и отделения (умение сохранить свою индивидуальность). Если необходимость социализации ученика осознанное и признано учителем, то он будет закладывать эту идею, прежде всего в задачи урока [4, с. 95].

            Что значит учить по-настоящему? Вероятно, нет однозначного ответа на этот вопрос. Сначала мы, учителя получаем примерно одинаковый стартовый потенциал, когда учимся в вузах. А потом кто-то потеряет то, что дали, а кто-то всю жизнь пополняет свой педагогический потенциал. В мировой педагогической практике существует много рецептов настоящего обучения, но все они касаются одних и тех же постулатов, которые нам хорошо знакомы. Гордон Драйден по этому поводу сказал: «Идея - это новая комбинация старых элементов. Нет новых элементов, есть только новые комбинации »[3, с.26].

       Оптимизация учебно - воспитательной работы и работы по развитию творческих способностей детей связана с новыми интерактивными формами работы. Немалую значимость имеет развитие у детей лидерских способностей, коммуникативности, организаторских способностей, ораторских качеств, активности, инициативности, творчества, ответственности, приобретения опыта работы в команде, преодоление трудностей, умение владеть собой, убедительно отстаивать свою точку зрения. Вышеупомянутые качества ребенка можно воспитать при:

- Личностном подходе к каждому ребенку (создание творческой среды для любого вида деятельности);

- Социализации учащихся (готовность и адаптация к взрослой жизни)

- Модернизации технологий воспитания (внедрение активных и интерактивных форм воспитательной работы);

- Внедрении педагогики сотрудничества (чем больше воспитанник воспринимает воспитателя как настоящего, искреннего человека, который сочувствует ему, понимает его, относится к нему безусловно положительно, тем больше он отходит от статического, жесткого, безличного типа функционирования) [6, с.45] .

Понимая потребности общества, педагогический коллектив школы строит свою методологическую основу учебного процесса, сочетая традиции и инновации. При этом главное внимание уделяется утверждению личностно-ориентированной педагогической системы, позволяющей направить учебный процесс на интересы развития личности, самодостаточной, подготовленной к сознательной и эффективной самодеятельности в рыночных условиях.

        Инновационность требует коррекции, так как важнейшей функцией педагога является выработка у ученика понимания необходимости и умения учиться на протяжении жизни в сочетании с другой функцией - усвоением ребенком суммы базовых знаний.

 С целью дальнейшего роста творческих способностей учащихся школы, проводится работа по увеличению количества воспитанников в кружках и студиях, рост профессионализма существующих коллективов, участие кружковцев в фестивалях, конкурсах, концертных программах, акциях и т.д. Набор кружков формируется в зависимости от имеющихся возможностей, то есть педагогической нагрузки, состава преподавателей, материально-технической базы.

        С учетом психологических и возрастных особенностей учащихся в школе отделяются следующие этапы, содержание, формы и методы обучения:

  - 1- 4 классы - формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильном практическом включении в различные ее виды, в том числе, социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;

- 5-7 классы - развитие у учащихся личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представление о собственных интересах и возможностях (формирование образа "Я"); включение учащихся в развивающую деятельность, ориентированнуюю на приобретение начального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сервисе, сельском хозяйстве, экономике и культуре в целом; выполнение учащимися профессиональных проб, позволяющих сопоставить свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку;

 - 8-9 классы - уточнение образовательной потребности в процессе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательной потребности, отвечающей интересам и способностям, ценностным ориентациям.

            Умело обеспеченный принцип демократизма в воспитании творческих способностей детей способствует реализации такого образа жизни, где не отменяется инициатива детей и они, лишенные мелочной опеки и надзора, приобретают определенный опыт жизни.

  Работа в этом направлении дает свои положительные результаты, что подтверждается достижениями учащихся в сфере науки, культуры, спорта. Выпускники школы - студенты самых разных учебных заведений. И мы гордимся тем, что каждый выпускник становится студентом после окончания нашего учебного заведения. В этом - кропотливая работа каждого педагога.

   Мы считаем, что какие бы реформы не производились в образовании, основной фактор заключается в том, чтобы ученик получал радость от общения с учителями и сверстниками, чувствовал себя свободным и открытым для окружающих, знал свои гражданские права и обязанности и имел возможность применять их на практике . Исходя из вышесказанного, коллектив школы уверенно идет по пути реформ и инноваций, который строится на основе проективной, личностно-ориентированной педагогики.







Список использованных источников

1. Андреева В.Н., Григораш В.В. Настольная книга педагога.- Х.: «Основа», 2006.

2. Драйден Г., Вос Дж. Революция вобучении.- Львов: Летопись, 2005.

3. Наволокова Н.А., Андреева В.Н. Практическая педагогика для учителя.- Х.: «Основа», 2009.

4. Пидласый И.П. Практическая педагогика или три технологии. - К.: «Слово», 2006.

5. Пометун О., Пироженко Л. Современный урок. Интерактивные технологии обучения.-К.: А.С.К., 2004

6. Садкина В.И.101 интересная педагогическая идея как сделать урок.- Х .: «Основа», 2008.