Просмотр содержимого документа
«Статья "Использование интерактивного оборудования на уроках биологии"»
Зайкова Наталья Борисовна
учитель КГУ «Средняя школа № 43
имени Габита Мусрепова»
г. Петропавловск СКО
Использование нового оборудования для проведения демонстративных и лабораторных работ по биологии.
(выступление на методическом дне)
I. Теоретическая часть.
В настоящее время идет активизация научно-исследовательской и инновационной деятельности в области образования. Проблема оценки качества образования является сегодня одной из самых актуальных для всей образовательной системы страны. Изменения, происходящие в государственном устройстве и социально-экономической жизни страны, требуют коренного улучшения теории и практики управления качеством образования. В сферу интересов личности входит умение адаптироваться к новым условиям жизни: критически оценивать и находить пути решения возникающих проблем, анализировать ситуацию, адекватно изменять организацию своей деятельности, уметь владеть средствами коммуникации, добывать информацию и пользоваться ею. Короче говоря, выпускник школы должен обладать определенными компетенциями.
Анализ и оценка исходных фактов, современных тенденций реформирования естественно-биологического образования приводит к идее проектирования технологии обучения на основе деятельностного подхода, т.е. включения во все компоненты методической системы обучения формирования приемов учебной деятельности учащихся.
В международном стандарте образования в области наук на первый план ставится исследовательская деятельность учащихся, традиционный подход сменяет подход проведения научных исследований учащихся в процессе обучения.
Учащиеся, вовлеченные в процесс исследования, формируют вопросы и продумывают варианты ответов на них. Они собирают данные и решают, каким образом их представить, они формируют данные для получения знаний, а также проверяют достоверность полученных ими знаний. Учащиеся определяют свои обязанности (разработка экспериментальных стратегий), применяют критическое и логическое мышление (сопоставление грамотных вопросов, построение графиков, моделирование, статистика). Таким образом, учащиеся активно развивают свое понимание науки, сочетая научные знания с навыками рассуждения и мышления. У учащихся развивается аналитическое мышление, увеличивается мотивация и понимания их деятельности.
Для подготовки учащихся к выполнению научного исследования необходимо время и желание.
Лабораторные задания Руководства для учителя «Изучение биологии посредством исследований PASKO» разработаны для использования на курсах подготовки к углубленному изучению и в научных классах программы Международной Организации Степени Бакалавра.
Где можно использовать оборудование PASKO?
Тема | Лабораторные задания | класс | Тема урока | Уровень выполнения |
Клетка | Исследование поверхности площади для объемного соотношения | 10 | Плазматическая мембрана | усовершенствованный |
Эндотермы(теплокровное животное) и эктотермы: регуляция температуры животных | 9 | Регуляция. Терморегуляция. | усовершенствованный |
Осмос | 10 | Плазматическая мембрана | начальный |
Проницаемость мембраны | 10 | Плазматическая мембрана | начальный |
Диффузия | 10 | Плазматическая мембрана | усовершенствованный |
Диффузия и осмос | 10 | Плазматическая мембрана | углубленный |
Химические вещества. | Энергетическое содержание пищевых продуктов | 8 10 | Обмен веществ и энергии. Энергетический обмен. | начальный |
Организмы и уровень рН | 10 | Неорганические вещества | начальный |
Значение буферных растворов в биологических системах | 10 | Неорганические вещества | усовершенствованный |
Уровень рН почвы | 11 10 | Экология почвы Курс ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | усовершенствованный |
Химические вещества. | Вода и уровень рН | 11 10 | Экология воды Курс ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | усовершенствованный |
Очистка воды | 11 10 | Экология воды Курс ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | усовершенствованный |
Уровень рН и буферы | 10 | Курс ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | начальный |
Исследование влияния уровня рН на активность амилазы | 8 | Пищеварение в ротовой полости | начальный |
Действие ферментов | 10 | Белки | усовершенствованный |
Ферментативный катализ | 10 | Белки | углубленный |
Эволюция Генетика Процессы жизнедеятельности клетки | Дыхание прорастающих семян | 6 | Семена | усовершенствованный |
Метаболизм в дрожжах | 10 | Энергетический обмен | усовершенствованный |
Клеточное дыхание в дрожжах | 10 | Энергетический обмен | усовершенствованный |
Измерение аэробного клеточного дыхания в дрожжах | 10 | Энергетический обмен | начальный |
Метаболизм в дрожжах | 10 | Энергетический обмен | начальный |
Элодея и Улитка | 10 | Неорганические вещества | начальный |
Взаимосвязь растений и животных | 9 11 | Дыхание. Экология | начальный |
Клеточное дыхание | 10 | Энергетический обмен | углубленный |
Процесс фотосинтеза в водных растениях | 10 | Фотосинтез | усовершенствованный |
Факторы, влияющие на активность фотосинтеза | 9 10 | Фотосинтез | начальный |
Пигменты растений и фотосинтез | 10 | Фотосинтез | углубленный |
Растворенный кислород и первичная продуктивность | 10 | Фотосинтез | углубленный |
Транспирация | 6 | Испарение воды листьями | усовершенствованный |
Транспирация | 6 | Испарение воды листьями | начальный |
Митоз и мейоз | 10 | Митоз и мейоз | углубленный |
Генетика организмов при помощи дрозофила меланогастер | 10 | Сцепленное наследование | углубленный |
Эволюция и популяционная генетика | 11 | Уравнение Харди-Вайнберга | углубленный |
Трансформация бактериями | 10 | Биотехнология | углубленный |
Митохондриальная генетика и биотехнология | 10 | Биотехнология | углубленный |
Кислотный дождь | 11 10 | Экология атмосферы Курс ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | усовершенствованный |
Погодные условия в террариуме | 11 10 | Среда обитания Курс ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | усовершенствованный |
Исследование микроклиматов | 11 10 | Факторы среды обитания Курс ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | усовершенствованный |
Популяционная экология | 11 | Популяция | начальный |
Загрязнения воздуха и кислотный дождь | 11 10 | Экология воды Курс ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | начальный |
Растворенный кислород и первичная продуктивность | 11 | Биомасса и ее продуктивность | углубленный |
Физическая нагрузка и частота сердцебиения | 8 | Пульс | усовершенствованный |
ЭКГ: факторы, воздействующие на сердце | 8 | Работа сердца | усовершенствованный |
Физиология сердечно-сосудистой системы | 8 | Кровяное давление | углубленный |
Объем дыхания | 8 | Дыхательные движения | усовершенствованный |
Физическая нагрузка и частота дыхания | 8 | Дыхательные движения | усовершенствованный |
Регулирование температуры тела | 8 | Кожа | усовершенствованный |
Рефлекс против в сравнении с реакцией | 8 9 | Нервная система Раздражимость. Рефлекс | начальный |
Поведение животных | 8 9 11 | ВНД Раздражимость. Рефлекс Факторы окружающей среды | углубленный |
Мышечное утомление | 8 | Работа мышц | усовершенствованный |
Какие отрицательные моменты имеются при использовании данного оборудования
во-первых учащиеся должны быть подготовлены к выполнению заданий, т.е обладать определенными знаниями и навыками;
во-вторых для проведения этих работ требуется как минимум 50 минут, что не позволяет провести эти работы на уроке.
II. Практическая часть. Работа с некоторым оборудованием.
Подведение итога.