СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья:"Использование народной куклы, как нетрадиционный метод коррекции при работе с детьми с ОНР."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование куклотерапии – является прекрасным инструментом в коррекции психического развития, нарушения речи детей в условиях детского сада. Куклы доставляют радость детям. А кто смеется – здоров. Значит, куклы лечат.

Просмотр содержимого документа
«Статья:"Использование народной куклы, как нетрадиционный метод коррекции при работе с детьми с ОНР."»

Использование народной куклы, как нетрадиционный метод коррекции при работе с детьми с ОНР.


В настоящее время наблюдается тенденция к значительному росту числа детей с речевыми нарушениями. Среди них весьма распространенным является общее недоразвитие речи различных уровней.

Тяжелая структура речевого нарушения при ОНР требует системный комплексный подход – это коррекция речевого нарушения и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка.


При ОНР ведется работа в следующих направлениях:

  • Развитие общей моторики.

  • Развитие мелкой моторики пальцев рук.

  • Развитие артикуляционной моторики.

  • Развитие фонематических процессов.

  • Развитие лексических навыков.

  • Развитие лексико-грамматического компонента языка.

  • Развитие связной речи.


В дополнении к традиционным методам воздействия, все больше используются нетрадиционные формы работы. Они помогают в достижении максимально возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции.

Традиционные формы работы – это коррекционная  работа, направленная  на исправление или ослабление имеющихся нарушений,  а нетрадиционные методы –это комплексный процесс (деятельность) создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, направленного на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития. 

Введение в практику нетрадиционных методов позволяет усовершенствовать коррекционный процесс.

По мнению многих исследователей таких как Троян Г.А, Медведева И.Я., Шишова Т.Л., Татаринцева А.Ю.: нетрадиционные методы воздействия в деятельности логопеда становятся все более перспективным средством коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.



Использование куклотерапии – является прекрасным инструментом в коррекции психического развития, нарушения речи детей в условиях детского сада. Куклы доставляют радость детям. А кто смеется – здоров. Значит, куклы лечат!



Огромный интерес у детей вызывает традиционная народная кукла.

Её использование на коррекционных занятиях по развитию речи дарит детям знания о быте, о культурных традициях народов родного края, формирует положительные качества личности – гуманность, уважение, толерантность

к другим народам региона – татарам, башкирам, удмуртам; обогащает словарный запас, развивает формы монологической и диалогической речи.



На базе дошкольного отделения № 3 дети знакомятся с разными куклами, многие из которых есть в речевых зонах групп: Петрушка, скоморох, кукла-перевертыш, используются для сюрпризных моментов, кукла-травница для правильного дыхания, кукла-зернушка и куклы-рукавички для развития мелкой моторики и тактильного ощущения, птички и насекомые для развития воздушной струи, а валдайский колокольчик для развития слухового восприятия. Все куклы сделаны своими руками.

В мире кукол дети с нарушениями речи учатся описывать, сравнивать, фантазировать, оречевлять свои действия с ними, развивая творческое воображение, вызывая речевую активность.

Работа с народной тряпичной куклой осуществляется также на индивидуальных и подгрупповых занятиях в коммуникативной и игровой деятельности.

Эффективной формой работы является сюжетная игра «Дочки-матери». Играя с куклой, ребёнок проговаривает потешку «Расти коса до пояса».

Цель игры - закрепление поставленных звуков; работа над дикцией и интонационной выразительностью речи.

Сюжетно-ролевая игра «В лес за грибами и ягодами», является ещё одной формой работы с целью автоматизации звуков в словах; развития фонематического слуха, формирования умения определять наличие заданного звука в словах. Игра содержит элементы соревнования. Играя куклами, дети на скорость собирают картинки с заданным звуком. Куклы вызывают живой интерес, помогают достичь целей в более непринуждённой обстановке.

Сюжетно-ролевая игра «Баюшки-баю» является эффективной формой работы.

Цель игры - закрепление поставленных звуков; развитие плавности, мелодичности речи, чёткости произношения слов.

Ребёнок берёт на себя роль заботливого папы, учится быть добрым и внимательным, эта деятельность формирует социальное поведение ребёнка в обществе.

Формой работы, позволяющей успешно решать коррекционно-развивающие задачи, является дидактическая игра «Прятки».

Цель игры - закрепление умения делить слова на слоги.

С помощью этой игры можно определять место звука в словах; количество слов в предложении; наличие звука в слове; закреплять умение соотносить слово со звуковой схемой.

Занимательной формой работы является сюжетно-ролевая игра «Чаепитие».

Цель игры - автоматизация звуков во фразовой речи; совершенствование диалогической формы речи, воспитание культуры речевого общения.

Играя тряпичной куклой, дети не боятся ошибиться, они раскрепощаются в своих действиях и высказываниях. Благодаря этому у дошкольников развиваются память, внимание, речь и другие психические процессы, что очень важно для детей с ОНР.

Народная кукла, как и кукла вообще, является традиционным, необходимым элементом образовательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе.

Одним из приоритетных направлений в нашей работе является коррекционно - развивающее, которое предполагает комплекс мер, воздействующих на личность в целом, нормализацию и совершенствование ведущего вида деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития речи детей. Данное направление реализуется взаимодействием в работе учителя – логопеда, воспитателей, музыкального работника и других специалистов образовательного учреждения. Тесная взаимосвязь возможна при условии совместного планирования работы: выбора темы и разработки непосредственной образовательной деятельности, определения последовательности занятий и задач.

Исходя из вышесказанного, мы строим свои занятия на основе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями речевого дефекта воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, даёт возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.

Приведём в пример одно из интегрированных занятий в нашей группе.



Логопедическое интегрированное занятие «Куклы из бабушкиного сундука»

Цель: развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о куклах-оберегах.
2. Развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение при выполнении куклы-оберега с использованием ниток.
3. Обогащать речь детей с помощью пословиц и поговорок о труде.
4. Расширять словарный запас по теме «Обереги».
5. Развивать связную речь.
6. Совершенствовать мелкую моторику (скручивание, заматывание, завязывание узлов).
7. Закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей.
8. Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда.
9. Воспитывать ценностное отношение к истории народа.

Оборудование: куклы-обереги (Зернушка, Кубышка-травница, , Пеленашка, Колокольчик, Десятиручка), кроссворд, пословицы, нитки шерстяные, ножницы.



Ход занятия

1. Организационный момент.
-Л. Ребята, поздоровайтесь с гостями, а теперь поприветствуем друг друга (глазами, кивком головы).
-Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, утро! Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень.
-Л. Ребята, смотрите, какой красивый предмет появился у нас в группе? Что это? Правильно, это сундук. А хотите посмотреть, что там внутри? (Да).
-Л. Сундучок откроется, если вы решите кроссворд и прочитаете по вертикали ключевое слово.
2. Решение кроссворда.


Дети отгадывают загадки, вписывают в кроссворд, читают ключевое слово КУКЛЫ.
1. Маленькое, кругленькое, а а за хвост не поднять. (КЛУБОК).
2. Вокруг носа вьется, а в руки не дается. (МУХА).
3. Летит – воет, сядет – землю роет. (ЖУК).
4. Светит, но не греет. (ЛУНА).
5. Кто без ног ходит? (ЧАСЫ).

К Л У Б ОК

 

 

 

 

М У Х А

 

Ж У К

 

 

 

Л У Н А

 

Ч А С Ы

 

3. Рассказ логопеда
- Ребята, догадались, что в нашем сундучке? (Куклы). А какие бывают куклы? (Деревянные, пластмассовые, резиновые, тряпичные, фарфоровые, бумажные и т.д.). К вам сегодня пришли особенные куклы.
- Мы знаем, что кукла не рождается сама: ее создает человек. В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня.
(Оберег – это предмет, который оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом).
-Значит, в гости к нам пришли куклы-обереги Мы будем сегодня играть в куклы и нас ждет удивительно увлекательная работа. Я постараюсь сделать так, чтобы вам было интересно.
4. Рассматривание кукол, рассказы о куклах – оберегах.
Ребята, встречайте первую куклу.
1. Появляется первая кукла ЗЕРНУШКА (КРУПЕНИЧКА).
-Л. Что эта за кукла?
Ребенок: Эта кукла называется Зернушка. Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы – мешочек, наполненный зерном. Зерно в ней символизировало обережные силы Земли. Зернушка была оберегом семьи, оберегом на сытость и достаток в семье.
- Зернушка, приготовила для вас игру

Игра «Отгадай пословицу по двум словам».

(Ребенок должен добавить недостающие слова и сказать пословицу целиком).
1. Углами – пирогами (Не красна изба углами, а красна пирогами).
2. Вместе – на месте (Вся семья вместе, так и душа на месте).
3. Летом – зимой (Готовь сани летом, а телегу зимой).
4. Калачи – на печи (Хочешь есть калачи – не сиди на печи).
5. Родится – пригодится (Что в поле родится, все в доме пригодится).
6. Хорошо – лучше (В гостях хорошо, а дома лучше).
Логопед достает следующую игрушку 2. «Кубышка – травница».
- Дети, а как называется эта кукла? ( «Кубышка – травница»)
Ребенок: Куклу делали из лекарственных трав. Она предназначалась для оберегания домашних от болезней.
- Какое задание приготовила эта куколка?
Игра «Скажи по-другому, выбирая картинку – подсказку».

Вспомните и назовите, какие крылатые выражения мы употребляем, когда говорим:
1. Об очень большой тесноте в помещении (Яблоку негде упасть).
2. О полной тишине (Слышно, как муха пролетит).
3. Хорошо, свободно, непринужденно себя чувствовать (Как рыба в воде).
4. Об удачливом счастливом человеке (В рубашке родился).
5. О забывчивости, плохой памяти (Голова как решето).
6. Появляться быстро, в большом количестве (Как грибы после дождя).
Логопед достает куклу 3. День и ночь.
- А это что за куклы, связанные между собой?
- Рассказ ребенка. «День и ночь» - это куклы –обереги жилища, смены дня и ночи, порядка в доме. Днем выставляют вперед светлую куклу, а вечером – темную. Куколка «День» - оберегает день, чтобы не зря прошел, а ночь – следит, чтобы все угомонились и легли спать.
Проводится игра «День – ночь».
(Включить запись с плачущим ребенком, в кроватку положить пупса)
- Слышите, кто-то плачет? Это ребенок плачет.
-Л. В старину, когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу- оберег «Пеленашку» и кидала ее в колыбель, приговаривая:
Сонница-бесонница,
Не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой.
- Логопед. Как можно еще успокоить маленького?
(Покормить, покачать, спеть колыбельную).
А вы, знаете колыбельные песни? Успокойте малыша.

Игра «Колыбельная для Пеленашки»

(Девочки поют колыбельную песенку)
- Уж ты глазоньки зажми, угомон тебя возьми.
Угомон тебя возьми, сам покрепче усни.
- А знаете ли вы, как называются первые мамины разговоры с малышом?
«Пестушки» от слова пестовать, нянчить, воспитывать.
(Мальчики читают пестушку)
Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручках фатюнюшки,
А в роток говорок, агу, агу.
А в голову разумок (гладим по головке).
-Успокоился наш малыш. Стал веселым и радостным.
Появляется кукла «Колокольчик».
-А какая кукла считалась оберегом хорошего настроения? («Колокольчик»).
Дети достают из сундука куклу «Колокольчик».
Ребенок: Эта кукла считалась оберегом хорошего настроения. Если в доме есть такой оберег, то в доме всегда будет радость и веселье.
- Л. На Руси умели не только работать, но умели отдыхать и играть в разные игры.
Давайте поиграем в русскую народную игру «Долгая Арина»

Физминутка

- Чтобы не сориться, кому быть водящим, начнем игру со считалки:
Иван, Иван, полезай в стакан.
Отрежь лимон и выйди вон!

Русская народная игра «Долгая Арина»

В центре круга с завязанными глазами стоит Арина. Дети идут по кругу, взявшись за руки.
- Долгая Арина,
Встань выше овина.
Рученьки сложи, Чье имя – укажи.
Дети останавливаются, Арина идет по кругу и поет:
- Вдоль по караваю
Я иду, гуляю,
Вдоль по караваю
Кого найду, узнаю.
(Арина подходит к детям и пытается угадать имя).
Логопед достает куклу «Десятиручка», а ребенок должен с закрытыми глазами узнать куклу.
Ребенок . Эта кукла помогала в разных домашних делах, в рукоделии. Надеюсь, что она и нам поможет в нашей работе.
- Логопед. Делу – время, а потехе час, не зря так говорят у нас. Хватит дети, забавляться, пора делом заниматься! Сегодня я предлагаю изготовить куклы-обереги для наших гостей.
- А чтобы работа наша спорилась, вспомним и соберем пословицы о труде.
Первая половинка пословицы находится под стулом, вторая часть – на столе

Игра «Соедини пословицу»

Ребенок по картинкам собирает пословицу (садится на то место, где находится 2-я половина пословицы).
- Л. Давайте вспомним правила создания кукол – оберегов.
Обереги делаются только по доброй воле, с добрыми мыслями, для дорогого человека.
-Л. Давайте сначала разогреем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Наша куколка гуляла (шагают по столу средний и указательный пальцы)
И играла, и плясала (шагают по столу безымянный и средний пальцы)
До чего ж она устала (шагают по столу мизинец и безымянный пальцы)
Забралась под одеяло (р-к кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее).

Изготовление кукол-оберегов

На доску вывешивается схема последовательности выполнения оберега).
1. сверху связать нитками, выделяя голову.
2. Заготовку для рук продеть между нитками , которые представляют основу для туловища.
3. Выделить талию, перевязав нитками
4. Перевязать нитками руки.
-Л. Когда будете делать оберег, постоянно думайте о том человеке, которому он предназначается, с теплотой и добротой.
(Во время работы звучит спокойная русская народная песня)
По окончании работы дети встают в круг и строят «Пирамиду добра».
«Что доброго хорошего вы пожелали человеку, которому сделали оберег ? Кто придумал – выйдет в круг, произнесет свое доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит ее сверху на мою ладонь или на ладонь ребенка, уже высказавшего свое пожелание».
Начинает ведущий (например: «Я хочу вам всем мира и добра!»)
После того как все выскажут свои пожелания – возведут пирамиду добра, логопед тихонько раскачивает ее со словами: «Пусть наши пожелания услышат все и пусть они сбудутся!» - подталкивает лежащие на его ладони , ладони детей вверх, рассыпая пирамиду.
Дети дарят куколки-обереги гостям.






Речь  маленьких  детей  в  период  её  формирования   всегда  отличается  недостатками  произношения. Прежде  всего это  вызвано  недостаточным  развитием  движений  органов артикуляционного   аппарата: языка, губ, мягкого  неба, челюсти. Второй  причиной  является  недостаточная  сформированность  речевого или  фонематического  слуха, то есть  способности  воспринимать  на  слух  и  точно  различать  все  звуки  речи. Поэтому  к  началу  дошкольного  возраста, хотя  ребенок  уже  в  значительной  степени  овладевает  речью, она  ещё  недостаточно  ясна и  чиста  по  звучанию. 

         Некотором  детям  легко  даются  артикуляционные  движения,  другие  плохо   владеют  своими  речевыми  органами, и   нужна  длительная  тренировка для  того, чтобы  ребенок  смог  выполнить  необходимое  артикуляционное  движение.   У таких  детей возникает чувство своей неполноценности, боязнь «поправок» и насмешек со стороны других детей. Ребенок, который на фоне сверстников, разговаривает хуже, зачастую чувствует себя в детском коллективе неуютно, стесняется, боится проявить себя. В дальнейшем это может отразиться и на его взрослой модели поведения, он будет замкнутым и необщительным.

В связи с этим идет постоянный поиск наиболее эффективных методов коррекции. Все чаще в комплексное воздействие по преодолению речевых нарушений наряду с традиционными методами включаются нетрадиционные техники, позволяющие как непосредственно, так и опосредованно влиять на психо – эмоциональное состояние ребенка, создавая тем самым благоприятную сряду для устранения речевого дефекта. 

По мнению многих исследователей таких как Троян Г.А, Медведева И.Я., Шишова Т.Л., Татаринцева А.Ю.: нетрадиционные методы воздействия в деятельности логопеда становятся все более перспективным средством коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.





Войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой кризиса в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, что связано с появлением новых “идеалов”. В такой ситуации страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семьей, природой, истоками своей культуры. В связи с этим перед педагогикой встала проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательных теорий, в том числе, теорий дошкольного детства.

Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания ее древности и величия, чтобы приобщиться к ее истокам.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Для развития творчества необходимо получить разнообразные впечатления об окружающей жизни, природе, познакомиться с произведениями искусства, приобрести определенные знания о предметах и явлениях, овладеть навыками, умениями, освоить способы деятельности.

Опыт работы показал, что знакомство с национальными традициями, культурой эффективно проводится в процессе организации кружка художественного творчества, где впервые дети видят национальные костюмы, старинную посуду и мебель, предметы труда (самовар, сундук, колыбель, прялку и многое другое). Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом.

В настоящее время и дети, и даже многие взрослые могут и не знать, как выглядят окружающие когда-то наших предков вещи: орудия труда, хозяйственная утварь, что представляют собой куклы самоделки.

Работа над тряпичной куклой – это не только источник эмоционального переживания – радости и неизменного удивления, важно, что в процессе творчества происходит приобщение ребенка к традициям русской народной культуры. Тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и “миром больших вещей”, воспитывает ласковое, небоязливое отношение к миру.

Матерчатых кукол делали с незапамятных времен. Тряпичная кукла была широко распространена и в России, любима и почитаема детьми и взрослыми всех сословий. С ней играли и в царских дворцах, и в крестьянских избах. Благодаря своей популярности она бытовала во всех губерниях и была очень разнообразной. В каждом уезде ее делали по-своему, с учетом местных художественных традиций, наличия определенного набора тканей и украшений. По наряду традиционной куклы можно было легко определить ее “место рождения”.

Исходя из ранее сказанного, я пришла к выводу, что русская народная игрушка является особым видом народного творчества – это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера. Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, приходит его социализация в обществе.





















РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

для родителей будущих первоклассников

  Неправильный подход к обучению грамоте может привести к дополнительным проблемам обучения. Поэтому родителям необходимо владеть следующей информацией:

  1. Звук и буква – не одно и то же. Звуки мы произносим и слышим, а буквы читаем и пишем.

  2. Звуки делятся на гласные и согласные. Гласные звуки можно петь. Их 6: «А, О, У, И, Ы, Э». Е, Ё, Ю, Я – гласные буквы, но не звуки.

  3. Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие. Почти все твёрдые согласные имеют мягкие пары. Но есть исключения: Ш, Ж, Ц – всегда твёрдые; Щ, Ч, Й – всегда мягкие.

  4. Согласные смягчают гласные буквы Е, Ё, Ю, Я, И, когда стоят после них, или буква Ь (в конце слов или в середине перед согласной – конь, коньки)

  5. Буква Ь не обозначает звука. Гласные Е, Ё, Ю, Я могут обозначать 2 звука, если стоят в начале слова или в середине перед гласной – яблоко (йа), маяк) Если же они стоят после согласной, то смягчают её и обозначают один звук (Я – звук «А», Ё – «О», Ю – «У», Е – «Э»

  6. Чтобы читать и писать без ошибок, ребёнок должен уметь определять последовательность звуков в слове и соединять звуки в слова. Этому можно учить его в игре ещё до изучения букв:

  • «Поймай словечко»: называете звуки слова отдельно, а ребёнок – слово целиком. К, о, т – кот; р, у, к, а – рука и т.д. Можно играть с перекидыванием мяча.

  • Назови 1-й, последний, 2-й и т.д. звук в слове

  • Придумай слова со звуком «С», «Р» и др. За каждое слово выдаём фишку. Или соревнуемся, кто больше? Находим вокруг себя предметы с задуманным звуком в названиях

При обучении чтению внимательно следуйте инструкциям:

  1. Называем букву, как звук: «б», а не «бэ», «л», а не «эль». Иначе ребёнку будет непонятно, как сливать слоги. С правильным названием букв он познакомится, когда освоит чтение слогов и слов.

  2. Не требуйте от ребёнка запоминания сразу нескольких букв. Начинать обучение чтению нужно с гласных, обучая основам звукового анализа. Например,

  • Назови 1-й звук в словах: аист, Аня, автобус, арбуз, апельсин (протягиваем его)

  • Как мы произносим «А»? (широко открываем рот)

  • Назови сам слова на звук «а»

  • Назови последний звук в словах: зима, улица, дорога, машина, … Назови свои слова, которые заканчиваются на звук «А»

  • Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук «А»

  • Определи, в какой части слова «прячется» звук «а» (в начале, середине или конце). Используем схему слова в виде полоски, ведём по ней пальцем слева направо, проговаривая слово, смотрим, где находимся на звук «А».

  • Найди на картинках предметы со звуком «а», есть ли этот звук в твоём имени, фамилии?  Произнеси так, чтобы мы услышали.

  1. Чтобы ребёнок запомнил букву, попросите рассмотреть её внимательно, спросите, на что она похожа, предложите сложить из палочек, вылепить из пластилина, написать пальчиком в воздухе, на столе и т.д. Используйте стихи для запоминания букв,  например,

           Покатилось колесо, превратилось в букву О.

           У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У.

           А - как лесенка стоит – начинает алфавит.

           Влез на букву озорник, он решил, что П – турник

           Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком

           В букве В, наверно, вата, оттого и толстовата

           На эту букву посмотри – она совсем, как цифра 3 (З)

   Хорошо иметь дома азбуку на магнитах, которая будет у ребёнка перед глазами. После изучения буквы просите найти её в азбуке и повесить на видное место, например, на холодильник. Полезно найти букву в заголовках газет, книг, вывесках на улице и т.п.

  1. Начинаем читать слоги только с теми буквами, которые хорошо знаем.

  2. Учим ребёнка читать слог целиком, а не по буквам, иначе он долго не сможет перейти    к слоговому способу чтения. Покажите слог, прочитайте его, попросите повторить. То же проделываем с рядом слогов: МА, МО, МУ, МЫ, МИ. В начале обучения  читаем слоги, имеющие сходство гласных или согласных в столбик и строчку.

             НА    НО    НУ   НЫ   НИ

             СА    СО    СУ   СЫ    СИ

     Полезно не только читать слоги, но и находить их по вашему заданию.

  1. Просите вести ребёнка по строчке пальчиком, пока не убедитесь, что у него закрепился навык чтения слева направо.

  2. Обратите внимание на разницу чтения слогов     АР-РА, УС-СУ

  3. Переходите к чтению слов только после того, как убедитесь, что ребёнок легко читает слоги.

  4. Занятия по обучению чтению должны быть непродолжительными (15-20 мин.), но систематическими

  5. После прочтения слова (предложения) по слогам просите повторить его, объяснить, что оно обозначает. Ребёнок должен с самого начала осознавать, что смысл чтения – в понимании прочитанного.

  6.  Не торопите ребёнка, даже если Вы уверены, что он читает очень медленно. Детям часто нужно больше времени, чем Вам кажется для того, чтобы чему-то научиться. Зато они могут научить родителей важному качеству, которое мы сами в себе редко развиваем – терпению.