СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Изучаем химию с 7 класса"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлено подробное планирование изучения химии в 7 классе.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Изучаем химию с 7 класса"»

Содержание программы «Химия. Вводный курс» 7 класс

(34 ч, 1 ч в неделю)

Раздел 1. «Химия в центре естествознания» (11 ч.)

 Химия как часть естествознания. Предмет химии. Естествознание — комплекс наук о природе. Науки о природе: физика, химия, биология и география. Положительное и отрицательное воздействие человека на природу.

Предмет химии. Тела и вещества. Свойства веществ как их индивидуальные признаки. Свойства веществ как основа их применения.

Методы изучения естествознания. Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза как предположение, объясняющее или предсказывающее протекание наблюдаемого явления. Эксперимент. Лаборатория. Эксперимент лабораторный и домашний. Способы фиксирования результатов эксперимента. Строение пламени свечи, сухого горючего, спиртовки.

Моделирование. Модели как абстрактные копии изучаемых объектов и процессов. Модели в физике. Электрофорная машина как абстрактная модель молнии. Модели в биологии. Биологические муляжи. Модели в химии: материальные (модели атомов, молекул, кристаллов, аппаратов и установок) и знаковые (химические символы, химические формулы и уравнения).

Химическая символика. Химические символы. Их написание, произношение и ин­формация, которую они несут. Химические формулы. Их написание, произношение и информация, которую они несут. Индексы и коэффициенты.

Химия и физика. Универсальный характер положений молекулярно-кинетической теории. Понятия «атом», «молекула», «ион». Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение.

Агрегатное состояние вещества. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Кристаллические и аморфные твердые вещества. Физические и химические явления.

Химия и география. Геологическое строение планеты Земля: ядро, мантия, литосфера. Элементный состав геологических составных частей планеты. Минералы и горные породы. Магматические и осадочные (органические и неорганические, в том числе и горючие) породы.

Химия и биология. Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, витамины) вещества. Простые и сложные вещества, их роль в жизнедеятельности организмов. Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Роль хлорофилла в процессе фотосинтеза. Биологическое значение жиров, белков, эфир­ных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов.

Качественные реакции в химии. Понятие о качественных реакциях как о реакциях, воспринимаемых органолептически: с помощью зрения, слуха, обоняния. Аналитический эффект. Определяемое вещество и реактив на него. Возможность изменения их роли на противоположную.

Демонстрации:

  1. Коллекция различных предметов или фотографий предметов из алюминия для иллюстрации идеи «свойства — применение».

  2. Учебное оборудование, используемое на уроках физики, биологии, географии и химии.

  3. Электрофорная машина в действии. Географические модели (глобус, карта). Биологические модели (муляжи органов и систем органов растений, животных и человека). Физические и химические модели атомов, молекул веществ и кристаллических решеток.

  4. Объемные и шаростержневые модели воды, углекислого и сернистого газов, метана.

  5. Образцы твердых веществ кристаллического строения. Модели кристаллических решеток.

  6. Вода в трех агрегатных состояниях. Коллекция кристаллических и аморфных веществ и изделий из них.

  7. Коллекция минералов (лазурит, корунд, халькопирит, флюорит, галит).

  8. Коллекция горных пород (гранит, различные формы кальцита — мел, мрамор, известняк).

  9. Коллекция горючих ископаемых (нефть, каменный уголь, сланцы, торф).

 

Демонстрационные эксперименты

  1. Научное наблюдение и его описание. Изучение строения пламени.

  2. Спиртовая экстракция хлорофилла из зеленых листьев растений.

  3. «Переливание» углекислого газа в стакан на уравновешенных весах.

  4. Качественная реакция на кислород.

  5. Качественная реакция на углекислый газ.



Лабораторные работы:

  1. Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта как процесс диффузии.

  2. Наблюдение броуновского движения частичек черной туши под микроскопом.

  3. Диффузия перманганата калия в желатине.

  4. Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корочке.

  5. Изучение гранита с помощью увеличительного стекла.

  6. Определение содержания воды в растении.

  7. Обнаружение масла в семенах подсолнечника и грецкого ореха.

  8. Обнаружение крахмала в пшеничной муке.

  9. Взаимодействие аскорбиновой кислоты с иодом (определение витамина С в различных соках).

  10. Продувание выдыхаемого воздуха через известковую воду.

  11. Обнаружение известковой воды среди различных веществ.



Практические работы:

  1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности.

  2. Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки.



Раздел 2. Математика в химии (9 ч)

Относительные атомная и молекулярная массы. Понятие об относительных атомной и молекулярной массах на основе водородной единицы. Определение относительной атомной массы химических элементов по периодической таблице. Нахождение по формуле вещества относительной молекулярной массы как суммы относительных атомных масс составляющих вещество химических элементов.

Массовая доля химического элемента в сложном веществе. Понятие о массовой доле -(w) химического элемента в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества. Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов (для 2-часового изучения курса).

Чистые вещества и смеси. Понятие о чистом веществе и смеси. Смеси газообразные (воздух, природный газ), жидкие (нефть) и твердые (горные породы, кулинарные смеси, синтетические моющие средства). Смеси гомогенные и гетерогенные.

Объемная доля компонента газовой смеси. Понятие об объемной доле (φ) компонента газовой смеси. Состав воздуха и природного газа. Расчет объема компонента газовой смеси по его объемной доле, и наоборот.

Массовая доля вещества в растворе. Понятие о массовой доле (w) вещества в растворе. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества и другие расчеты с использованием этих понятий.

Массовая доля примесей. Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля (w) примеси в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей, и другие расчеты с использованием этих понятий.

Демонстрации:

  1. Коллекция различных видов мрамора и изделий из него.

  2. Смесь речного и сахарного песка и их разделение.

  3. Коллекция нефти и нефтепродуктов.

  4. Коллекция бытовых смесей.

  5. Диаграмма состава атмосферного воздуха.

  6. Диаграмма состава природного газа.

  7. Коллекция «Минералы и горные породы».



Практические работы

  1. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.


Раздел 3. Явления, происходящие с веществами (11ч)

Разделение смесей. Понятие о разделении смесей и очистке веществ. Некоторые простейшие способы разделения смесей: просеивание, разделение смесей магнитом, отстаивание, декантация, центрифугирование, разделение с помощью делительной воронки.

Фильтрование. Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Фильтрат.

Адсорбция. Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший адсорбент, его использование в быту, на производстве и в военном деле. Устройство противогаза.

Дистилляция, кристаллизация и выпаривание. Дистилляция как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания) и природе.

Химические реакции. Понятие о химической реакции как процессе превращения одних веществ в другие. Условия течения и прекращения химических реакций.

Признаки химических реакций. Изменение цвета, выпадение осадка, растворение осадка, выделение газа.

Демонстрации:

  1. Фильтр Шотта. Воронка Бюхнера. Установка для фильтрования под вакуумом.

  2. Респираторные маски и марлевые повязки.

  3. Противогаз и его устройство.

  4. Коллекция «Нефть и нефтепродукты».

 

Демонстрационные эксперименты:

  1. Разделение смеси порошка серы и железных опилок.

  2. Разделение смеси порошка серы и песка.

  3. Разделение смеси воды и растительного масла с помощью делительной воронки.

  4. Получение дистиллированной воды с помощью лабораторной установки для перегонки жидкостей.

  5. Разделение смеси перманганата и дихромата калия способом кристаллизации.

  6. Взаимодействие железных опилок и порошка серы при нагревании.

  7. Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с кислотой и обнаружение его с помощью известковой воды.

  8. Каталитическое разложение пероксида водорода (катализатор – диоксид марганца (IV)).

  9. Обнаружение раствора щелочи с помощью индикатора.

  10. Взаимодействие раствора перманганата калия и раствора дихромата калия с раствором сульфита натрия.

  11. Взаимодействие раствора перманганата калия с аскорбиновой кислотой.

  12. Взаимодействие хлорида железа с желтой кровяной солью и гидроксидом натрия.

  13. Взаимодействие гидроксида железа (III) с раствором соляной кислоты.



Лабораторные работы:

  1. Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ.

  2. Изучение устройства зажигалки и пламени.



Практические работы:

  1. Выращивание кристаллов соли (домашний эксперимент).

  2. Очистка поваренной соли.

  3. Изучение процесса коррозии железа.



Раздел 4. Рассказы по химии (3 ч)

Ученическая конференция «Выдающиеся русские ученые-химики». Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, А. М. Бутлерова.

Конкурс сообщений учащихся «Мое любимое вещество». Открытие, получение и значение выбранных учащимися веществ.

Конкурс ученических проектов. Исследования в области химических реакций: фотосинтез, горение и медленное окисление, коррозия металлов и способы защиты от нее, другие реакции, выбранные учащимися.

Метапредметные результаты ИКТ – компетенции.

Составлять на основе текста таблицы, в том числе с применением средств ИКТ. Составлять на основе текста схемы, в том числе с применением средств ИКТ. Составлять доклад; составлять на основе текста графики, в том числе с применением средств ИКТ. Составлять презентации.

Материально – техническое обеспечение.

Библиотечный фонд (Книгопечатная продукция) Москва, «Дрофа», 2008г. Большой справочник. Химия. Готовимся к ЕГЕ. Химия. Гимназия на дому. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумова «Химия». Л.Ю. Аликбеков «Полезная химия». Б.Д. Степин «Занимательные задачи и эффективные опыты по химии». А.И. Артеменко « Удивительный мир органической химии». Л.Б. Бестаев. «Окислительно – восстановительные реакции». Химия. Олимпиады 8 - 11 класс. Школьный словарь химических терминов.

Печатные пособия. Неорганическая химия (Строение атома. Электронная орбиталь. Модели атомов некоторых элементов. Химическая связь. Валентность. Степень окисления. Кристаллы. Номенклатура солей. Бинарные соединения). Органическая химия (Номенклатура органических соединений. Структурная изомерия. Пространственная изомерия. Гомология. Предельные углеводороды. Непредельные углеводороды. Функциональные производные углеводородов). Справочные таблицы ( ПСХЭ Д.И. Менделеева. Растворимость кислот, оснований, солей в воде и среда растворов. Количественные величины в химии. Относительные молекулярные массы неорганических веществ). Техника безопасности ( Правила Т/Б при работе в химическом кабинете. Знаки по Т/Б при выполнении химических опытов. Правила Т/Б при работе со спиртовкой) . Химическое производство (Способы сжигания топлива. Производство аммиака. Обжиг аммиака. Производство серной кислоты. Производство азотной кислоты. Производство аммиачной селитры. Силикатная промышленность. Электролиз хлорида натрия. Обогащение руд флотацией. Получение алюминия. Химия доменного процесса. Производство чугуна, Конвертер с кислородным дутьем, Выплавка стали в электропечи. Выплавка стали в электронно – лучевой печи. Переработка нефти). Инструктивные таблицы (Химическая посуда. Нагревательные приборы. Нагревание. Выделение веществ из неоднородной смеси. Выделение веществ из однородной смеси. Приготовление растворов заданной концентрации. Получение и собирание газов. Взвешивание. Общие правила работы со щелочами. Общие правила работы с кислотами. Общие правила работы со щелочноземельными металлами. Устройство и использование аппарата Киппа).

Информационно – коммуникативные средства. Стенды (Т/Б. Растворимость кислот, солей и оснований в воде. Ряд активности металлов. Ряд активности неметаллов. Количественные величины в химии. ПСХЭ Д. И. Менделеева). Таблицы (Органическая химия. Неорганическая химии). Портреты (М.В. Ломоносов. Д.И. Менделеев. А.М. Бутлеров).

Экранно – звуковые пособия (ДВД=Р Кирилл и Мифодий 8-11 класс).

Диски по химии (Виртуальная химическая лаборатория. Миниральные вещества. Соли. Производство углеводородов. Вещества и их превращения. Атом и молекула. Углерод и его соединения. Химия 9 класс. Неорганическая химия. Химия элемента. Занимательная наука. Открытая химия. Химия 8 класс. Виртуальная химическая лаборатория. Водные растворы. Сложные химические соединения в повседневной жизни. Кислоты и основания. Органическая химия КИМ8-9 класс. КИМ 10-11 класс. Химия общая и неорганическая 10-11 класс. Самоучитель. Решение задач. Химия в школе. Вещества и их превращения. Технические средства обучения (компьютеры, проектор, экран).

Учебно – практическое и учебно- лабораторное оборудование (микролаборатории, химические реактивы, набор для опытов с электрическим током, источник высокого напряжения, прибор для электролиза, аппарат для дистилляции воды, прибор для синтеза соляной кислоты, эвдиометр, прибор для получения растворенных веществ в твердом виде, прибор для электролиза солей, озонатор, столик подъемный, весы электронные, весы технические, весы равноплечные ручные, установка для перегонки веществ, термометр. Модели (кристаллические решетки).

Натуральные объекты: (Стеклянная посуда, изделия из стекла, алюминий, шкала твердости, пластмассы, волокна, топливо, стекло, уголь, нефть и нефтепродукты, металлы и сплавы, минералы и горные породы, каменный уголь, чугун, чугун и сталь). Специализированная учебная мебель.


Учебно – методическое обеспечение.


Для учителя: учебно-методический комплект:

  1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2010.

  2. Габриелян О.С. Химия. Вводный курс. 7 класс: учеб. Пособие/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.К. Ахлебинин. – М.: Дрофа, 2016.

  3. Габриелян О.С. Методическое пособие к пропедевтическому курсу О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, А.К. Ахлебинина «Химия. Вводный курс. 7 класс»: – М.: Дрофа,

4.Габриелян О.С., Шипарева Г.А.. Химия 7 класс. Рабочая тетрадь. - М.:Дрофа,2016.

Дополнительная литература для ученика и учителя:

  1. Аликберова Л. Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. — М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

  2. Аликберова Л. Ю., Рукк Н. С. Полезная химия: задачи и истории. — М.: Дрофа, 2005.

  3. Булычева Н. В. В мире колб, или Потомство одного пузыря. // Химия в школе. — 1997. — № 3. — С. 70 — 72.

  4. Гуревич А. Е., Исаев Д. А., Понтак Л. С. Физика. Химия. 5—6 кл. Методическое пособие. — М.: Дрофа, 1995.

  5. Загорский В. В. Огни потешные. Фейерверк: история, теория, практика. — М.: Школа им. А. Н. Колмо­горова «Самообразование», 2000.

  6. Занимательные опыты с веществами вокруг нас: иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию / Авт.-сост. Н. В. Груздева, В. Н. Лаврова, А. Г. Муравьев. — СПб.: Крисмас, 2003.

  1. Камни мира. — М.: Аванта+, 2001.

  2. Книга для чтения по неорганической химии: Кн. для учащихся: в 2 ч. – М.: Просвещение, 1993.

  1. Краузер Б., Фримантл М. Химия. Лабораторный практикум. — М.: Химия, 1995.

  2. Кузнецова Н. Е., Шаталов М. А. Обучение химии на основе межпредметной интеграции. 8—9 кл. — М.: Вентана-Граф, 2005.

  1. Химия и общество: Пер. с англ. — М.: Мир, 1995.

  2. Химия. Интересные уроки: Из зарубежного опыта преподавания / Авт.-сост. В. Н. Головнер. — М.: НЦЭНАС, 2005.

  3. Штремплер Г. И., Пичугина Г. А. Дидактические игры при обучении химии. — М.: Дрофа, 2004.


Интернет ресурсы :

Кирилла и Мефодия. (2) /2005 г. Химия и Жизнь – XXI век http://www.hij.ru

Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии» http://him.1september.ru ChemNet: портал фундаментального химического образования http://www.chemnet.ru АЛХИМИК: сайт Л.Ю. Аликберовой http://www.alhimik.ru



Мультимедийная поддержка курса:

Основы химии: образовательный сайт для школьников и студентов http://www.hemi.nsu.ru Химия в Открытом колледже http://www.chemistry.ru

ТWebElements: онлайн-справочник химических элементов http://webelements.narod.ru Белок и все о нем в биологии и химии http://belok-s.narod.r

Виртуальная химическая школа http://maratakm.narod.ru Занимательная химия: все о металлах http://all-met.narod.ru Мир химии http://chem.km.ru

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!